Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.

1. Фонетический повтор в поэтической речи.

2. Эстетическая функция звука (на материале детских колыбельных песен и стихов).

3. Фонетическое приспособление заимствованных слов к русскому языку.

4. Анафора как изобразительное средство в поэтическом тексте.

5. Графика и транскрипция заимствованных имен.

6. Формирование фонемной структуры слова в детской речи.

7. Акцентологические варианты существительных и прилагательных (на материале словарей С.И. Ожегова).

8. Классификация и артикуляционные особенности согласных звуков.

9. Эмоциональная фонетика – письменная и устная реализация.

10. Тенденции развития орфоэпических норм русского языка.

11. Тенденции развития акцентологических норм русского языка.

12. Нарушение орфоэпических норм в речи горожан.

13. Слогообразующая роль сонорных звуков как непроизвольных заполнителей пауз в устной речи.

а) основная литература:

1. Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. – М: Академия, 2006. – 540 с.

б) дополнительная литература:

1. Богомазов Г.М. Фонетика современного русского языка. - М.: Владос, 2004. – 352 с.

2. Бондарко Л.В. Звуковой строй русского языка. – Л., 1980.

3. Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М.: Владос, 2005.

4. Матусевич М.Н. Современный русский язык. Фонетика. - М.: Высшая школа, 1996. – 235 с.

5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 254 с.

6. Русская грамматика. –М., 1982. Часть 1.

7. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1989

в) программное обеспечение:

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- тестовая база данных для компьютерного тестирования

1) Вавилонская башня (сайт С.А. Старостина) http://starling.rinet.ru/indexru.htm

Цель проекта - создание общедоступной базы данных корней разнообразных языковых семей мира.

2) Грамота.ру. http://www.gramota.ru

Справочно-информационный портал по русскому языку. На сайте можно заглянуть в словари и учебные пособия, получить справку по интересующему лингвистическому вопросу, познакомиться с онлайновым курсом русского языка.

3) Сайт Филология http://www.philology.ru

На этом сайте содержатся наиболее значимые для современной филологии публикации ученых – знаковых фигур лингвистики. Используется в качестве материалов для ознакомления и конспектирования.

 

Объектом изучения в курсе «Фонетика современного русского литературного языка» является текущая спонтанная речь носителей современной орфоэпической нормы, которая находится в постоянном движении, обновляется. Поэтому современное фонетическое описание должно ориентироваться на естественную спонтанную речь, характер описания которой сосредоточен на моделирование реальных процессов говорения и понимания.

В связи с этим методологическим фактором в преподавании данного курса становится вопрос об устройстве фонетического компонента в модели речевой деятельности человека. Такая постановка проблемы не только приблизит содержание курса к основным проблемам современной лингвистики, но и поможет студентам получить целостное представление о фонетической системе и ее связи с другими языковыми уровнями.

Основная концепция курса представлена в изучении двух модулей дисциплины: 1-й – Фонетика, фонология, орфоэпия и 2-ой – графика и орфография.

Во введении к курсу дается представление об языке как о сложной семиотической системе: включены вопросы о понятии знака, видах языковых знаков; затронут вопрос об основных свойствах языка (коммуникативная функция, кодовая природа, социальная природа, внутренняя упорядоченность и др.). Изложение общелингвистической проблематики занимает 1 лекцию.

На изучение первого раздела первого модуля отводится 3 лекции. Артикуляционный аспект фонетических описаний выявляет роль механизма речепроизводства в модели речевого поведения человека, выявляются: особенности артикуляционной базы русского языка (сосредоточенность консонантных артикуляций в ротовой полости, наличие ламино-дентальных согласных, наличие дополнительной артикуляции у согласных и др.). Акустический аспект фонетических описаний обучает студентов умению выделять полезные признаки в звуковом сигнале и соотносить их со звуковыми сегментами. Перцептивный аспект фонетических описаний направлен на выявление роли механизма речевосприятия в модели речевого поведения человека.

При изучении второго раздела «Характеристика суперсегментных единиц» необходимо разграничивать три типа сущностей: просодические средства или параметры, просодические признаки и просодические единицы. Основными темами раздела являются слог, ударение, интонация (отводится 3 лекции).

Основным содержанием функционального аспекта фонетических описаний является теория Московской фонологической школы. Изложение концепции СПб фонологической школы должно быть дополнено сведениями о развитии идей Л.В. Щербы в работах В.Б. Касевича, Л.В. Бондарко и др. Кроме того, достаточно подробно следует рассматривать вопрос о причинах различного понимания фонемы в разных фонологических концепциях (концепция Пражской лингвистической школы, в частности, теория Н.С. Трубецкого). Изложение фонологической проблематики в предлагаемом объеме составляет 5 лекций.

При изучении раздела «Орфоэпия» необходимо уделить внимание понятию норма и дать обзор остаточных диалектных явлений в современном русском языке. Рекомендуется основные орфоэпические нормы рассматривать с учетом позиции «нетрадиционного» направления в области орфоэпии: т.е. те нормы, которые допускают варьирование в пределах литературного русского языка. Кроме того, считаем возможным затронуть вопрос, связанный с понятием вариантность в современной акцентологической норме (2 лекции).

2 модуль традиционно включает два раздела «Графические средства языка» и «Орфография».

Раздел «Графика» связан с рассмотрением основных принципов русской графики: фонематического и слогового (позиционного). Кроме того, важно заострить внимание студентов на следующих вопросах: однозначные и многозначные буквы, основное и второстепенно значение буквы. Необходимо отработать навык школьного фонетического анализа слова (2 лекции).

При изучении раздела «Орфография» следует разграничивать принципы русской орфографии и разделы орфографии. Основным принципом орфографии следует считать фонематический, соответствующий позиции МФШ. Также следует остановится на рассмотрении существующих реформ орфографии (2 лекции).

Таким образом, фонетический материал излагается с учётом типологических свойств русского языка: как детерминантные характеристики русского языка проявляют себя на фонетическом и фонологическом уровнях. Кроме того, последовательно излагаются и сопоставляются основные положения ведущих фонологических школ: Московской, Санкт-Петербургской.

Особое внимание обращается на то, что современная фонетика обладает некоторыми чертами, отличающими её от фонетики полувековой давности: в современных фонетических исследованиях находят отражение взаимодействия различных языковых и социальных подсистем в пределах одного языка.

На практических занятиях закрепляются теоретические положения изучаемого предмета, выполняются задания учебно-аналитического характера. На основе анализа языкового материала студенты выявляют звуковые единицы, отмечают условия их функционирования в языке и речи.

Определенное место занимает самостоятельная работа. Студенты охотно выполняют задания творческого характера, поскольку здесь они в какой-то мере могут реализовать свою профессиональную ориентированность. Кроме того, выполнение творческого задания способствует развитию исследовательских навыков.

По данному курсу разработаны тестовые задания.

В ходе работы используются приёмы лингвистического анализа, направленные на совершенствование знаний: компонентный семантический анализ суперсегментных единиц и терминов, оценка вариативности фонетических единиц.

Указанные виды работы предполагают творческое мышление, возможность рассмотреть изучаемую проблему с различных точек зрения, установить связь между явлениями, сравнить имеющуюся у них информацию с новой, выработать свою позицию.

Форма оценки знаний – письменные и контрольные работы, терминологический и фонетический диктанты, тестирование, экзамен, состоящий из теоретической и практической части.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.