Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Теоретический материал




ПЛАНИРУЕТСЯ ЗАЧЕТ ПО АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цель занятия:

1. Выявить признаки, лежащие в основе противопоставления согласных по глухости / звонкости, твердости / мягкости, месту образования, способу образования.

2. Сформировать навыки определения артикуляционной характеристики гласных и согласных звуков.

1. Устройство речевого аппарата человека.

2. Принципы физиологической классификации согласных и гласных звуков.

3. Спорные вопросы в системе согласных звуков в современном русском языке.

4. Акустическая характеристика звуков.

 

II. Ответьте на вопросы: (по вопросам выборочно планируется письменная зачетная работа)

1) Почему русский язык является консонантным?

2) Какие органы речи принимают участие в образовании согласных / гласных звуков?

3) Что объединяет сонорные согласные и гласные?

4) Что объединяет шумные согласные в одну группу? Какие подгруппы выделяются в группе шумных согласных, на каком основании?

5) Какие согласные являются внепарными по глухости/звонкости?

6) Какие группы согласных выделяются по признаку палатальности/ непалатальности? Назовите внепарные согласные по этому признаку.

7) Какие группы согласных выделяются по месту образования?

8) Сопоставьте группы согласных по способу образования в учебниках по ред. Р.И. Аванесова, М.В.Панова, Л.Л. Буланина, Л.Л. Касаткина, сделайте вывод. Законспектируйте материал по данному вопросу.

9) Какое количество согласных звуков в современном русском языке?

 

III. Практические задания

1. Затранскрибируйте следующий отрывок:

 

Уходили все дальше в лес, в синеватую мглу… Изумрудные лягушата прыгают под ногами. Между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. Между стволов сосен являются прозрачные воздушные фигуры людей и исчезают в зеленой густоте; сквозь нее просвечивает голубое, в серебре, небо.

 

2. Выполните следующие задания по тексту:

1) Дайте артикуляционную характеристику всех гласных звуков в слове СИНЕВАТУЮ;

2) Выпишите из текста неодносложные фонетические слова, в которых встречаются гласные звуки верхнего подъема;

3) Дайте полную характеристику не менее 5 различных согласных из текста;

4) Учитывая артикуляционные признаки согласных звуков, решите предлагаемые пропорции: [ш]:[т]=[ж]:[?]; [в]:[з]=[ф]:[?]; [г]:[х]=[т]:[?].

3. Запишите в транскрипции слово по приведенному описанию звуков:

1) согласный, сонорный, губно-губной, смычно-проходной, палатализованный; 2) гласный полного образования, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; 3) согласный, шумный, глухой, переднеязычный, зубной, взрывной, твердый.

Литература к занятию:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского языка. - М., 1956. С.88-142.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970. С.40-85.

3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. - М., 1979. С.90-121.

4. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2006. С.35-46.

5. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2004. С.303-305, 305-307.

6. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С.18-19, 22-26,35-47.

 


РАЗДЕЛ 2. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Фонетические процессы гласных и согласных звуков

Продолжительность 2 часа

Цель занятия:

1. Находить в тексте фонетические процессы.

2. Различать позиционные и комбинаторные процессы.

I. Теоретические вопросы:

1. Позиционные процессы гласных: качественная редукция и количественная редукция.

2. Комбинаторные процессы: аккомодация, её виды. Условия проявления аккомодации.

3. Позиционные процессы согласных звуков: оглушение звонкого в конце слова.

4. Комбинаторные процессы. Виды ассимиляции по характеру проявления:

– по глухости;

– по звонкости;

– по месту образования;

– по способу образования;

– по мягкости.

5. Виды ассимиляции по месту расположения и способу проявления (контактная, дистантная, полная, частичная).

6. Диссимиляция и условия её проявления.

7. Аккомодация и её виды (губная, носовая).

 

II. Практические задания:

1. Затранскрибируйте текст

Как будто волею всезрящей на этот миг бы посвящён

Глядеть в лицо природы спящей и понимать всемирный сон. (А. Фет)

 

2. Определить качественную редукцию после твёрдого согласного, привести примеры редукции каждого гласного, редуцированного качественно.

3. Определить качественную редукцию после мягкого согласного, привести примеры данного вида редукции.

4. Определить, какие виды аккомодации представлены в тексте.

5. Какой признак в характеристике гласного изменяется под влиянием аккомодации?

 

6. Транскрипция текста:

И я ворвался в этот мир цветов, волшебный мир живых благоуханий,

Горячих слёз из уст, речей без слов, мир счастия и пылких упований. (А. Фет)

 

7. Определить позиционные фонетические процессы.

8. Определить, какие виды ассимиляции представлены в тексте. Привести свои примеры на отсутствующие виды.

9. Проиллюстрировать все виды аккомодации согласных.

10. Привести примеры диссимиляции и объяснить условия её проявления.

11. Отметить все случаи ассимилятивной мягкости: новость, сельдь, лобзик, сберечь, степь, винтик, сделай, жизнь.

 

Литература к занятию:

1. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2006. С.99-124

2. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - М., 2004. С.378-390.

3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С.115-128.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.