Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности как основа хозяйствования




Имущественную основухозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, поль­зования и распоряжения своим имуществом. Определение права собственности, используемое для хозяйственного оборота, было Дано академиком А.В. Венедиктовым. Согласно этому определе­нию право собственности — это право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе. Именно в сочетании признаков «своей власти» и «своего интереса» заключается специфическое отличие права собственности от других — как вещных, так и обязательственных Прав на те же объекты. Например, арендатор использует имуще­ство в своем интересе, но властью, полученной от собственника. Отдельные правомочия являются средством реализации собствен­ником своего права собственности. Собственник должен обладать этими правомочиями, чтобы присваивать средства и продукты производства.

В ст. 209 ГК РФ, раскрывающей содержание права собствен­ности, устанавливается, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовые актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собствен­ность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отда­вать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом». Общие положения о праве собст­венности, основания его приобретения и прекращения закрепле­ны в разд. II ГК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Особенности приобретения и прекращения права собственнос­ти на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности могут устанавливаться лишь законом. Законом также определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Используемое в. предпринимательской дея­тельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринима­телям и организациям, обособляется от имущества иных лиц, оно же служит базой ответственности по обязательствам. Юридичес­кой формой обособления имущества юридических лиц является закрепление его на самостоятельном балансе коммерческих орга­низаций или в смете некоммерческих.

В зависимости от соотношения прав на имущество участни­ков (учредителей) и самого юридического лица выделяют три модели организаций. Конструкция первой модели отношений заключается в том, что учредители при образовании юридического лица и передаче ему имущества теряют вещные права на это имущества приобретая при этом права обязательственные. Собственниками имущества становятся сами организации. Данная конструкции имущественных отношений существует в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах.

Российское законодательство не пошло по пути, предложен ному ранее в этой связи Законом СССР «О собственности», закреплявшем несколько видов коллективной собственности. У имущества корпоративных организаций один собственник — само юри­дическое лицо. При этом необходимо помнить, что данное правило распространяется на имущество как переданное учредителями, так и приобретенное организацией в процессе хозяйственной де­ятельности.

Ко второй модели относятся юридические лица, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности. Такими субъектами являются государственные и муниципальные унитар­ные предприятия, а также финансируемые собственниками уч­реждения. Сами организации приобретают производное вещное право на закрепленное за ними имущество — право хозяйствен­ного ведения или оперативного управления. Таким образом, вещ­ные права на одно и то же имущество имеют как учредители (право собственности), так и титульные владельцы — предприятия и уч­реждения.

И наконец, сущность третьей модели заключается в том, что учредители, передавая имущество юридическому лицу, теряют вещные права на это имущество, не приобретая прав обязатель­ственных. К юридическим лицам, в отношении которых их учре­дители (участники) не имеют имущественных прав, относятся об­щественные и религиозные организации (объединения), благотво­рительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассо­циации и союзы).

Прикладное значение данной классификации проявляется, например, при ликвидации юридического лица. Участники юри­дических лиц первой группы имеют право претендовать на часть ликвидационной квоты согласно своей доле, учредители органи­заций второй группы получают все оставшееся после удовлетво­рения требований кредиторов имущество. В случае ликвидации организации третьей модели ее имущество, оставшееся после рас­четов с кредиторами, используется в целях, указанных в учреди­тельных документах.

Субъектами права государственной и муниципальной соб­ственности являются публичные образования: соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и му­ниципальные образования. Действующее законодательство вос­приняло теорию множественности субъектов государственной Собственности, а также ее деления на два уровня: уровень феде­ральной собственности и уровень собственности субъекта Феде­рации. В соответствии со ст. 214 ГК РФ разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установлен­ий законом. До принятия соответствующего закона действует Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с из­менениями, внесенными постановлением Верховного Совета РФ от 23 мая 1992 г.) «О разграничении государственной собствен­ности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Помимо определения объектов различного уровня собствен­ности, указанным постановлением определен порядок принятия решений о передаче имущества и компетенция органов власти в этой сфере. Подробно порядок составления и утверждения пере­чней объектов, оформления прав собственности установлен рас­поряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г., которым утверж­дено Положение об определении пообъектного состава федераль­ной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

Подходы к разграничению государственной собственности в Москве были разработаны Правительством г. Москвы и изложены в его постановлениях от 11 мая 1993 г. № 498 «О разграничении собственности на территории г. Москвы» и от 25 января 1994 г. № 58 «О формировании реестра собственности на территории г. Москвы».

Интересы хозяйствования предопределяют необходимость формирования четкого механизма управления объектами госу­дарственной и муниципальной собственности. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации нахо­дится федеральная государственная собственность и управление ею. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 января 1995 г. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» признан утратившим силу. Таким образом, на законодательном уровне вопросы собственности решаются только ГК РФ. Однако данным актом установлены лишь основные положения относи­тельно понятия, содержания, оснований приобретения, прекра­щения, порядка защиты собственности. Реальные механизмы уп­равления, распоряжения объектами государственной, муници­пальной собственности, порядок их использования в хозяйствен­ной нужно искать в подзаконных нормативных актах.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ управле­ние федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ. В целях совершенствования управления государственным сектором экономики 10 февраля 1994 г. Правительством РФ при­нято постановление «О делегировании полномочий Правительства российской Федерации по управлению и распоряжению объекта­ми федеральной собственности». Этим постановлением функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, относящегося к федеральной собст­венности, возложены на Государственный комитет РФ по управ­лению государственным имуществом (Госкомимущество), кото­рый преобразован в Министерство государственного имущест­ва РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. «Об организации учета федерального имущества. и ведения реестра федерального имущества» Мингосимущество РФ организует учет федерального имущества и ведет соответст­вующий реестр.

Объектами учета реестра являются земельные участки, участ­ки леса, недр, водные и другие природные объекты, находящиеся в федеральной собственности; имущество, закрепленное за госу­дарственными унитарными предприятиями на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления, иное находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог. Собствен­ником реестра является Российская Федерация.

Полномочия РФ как собственника осуществляет Российский фонд федерального имущества (РФФИ). РФФИ действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансового учреждения и реализует функции по продаже переданных ему объектов федеральной собственности. До момента продажи осу­ществляет права собственника, получает и перечисляет дивиден­ды и выручку от приватизации в бюджет Российской Федерации. Фонд является юридическим лицом и обладает обособленным имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управ­ления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.