КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения
Общая характеристика государственного управления земельным фондом. Государственное управление в области использования и охраны земель представляет собой деятельность государственных органов, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель и их охраны, и является одним из направлений государственного управления в целом. Под государственным управлением понимается деятельность органов государственной власти по осуществлению исполнительной власти на уровне РФ и субъектов РФ. Такую деятельность осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. К числу специальных функций, характерных только для государственного управления в области использования и охраны земель, могут быть отнесены следующие: 1) мониторинг земель; 2) землеустройство; 3) ведение государственного земельного кадастра; 4) планирование использования и охраны земель; 5) отнесение земель и земельных участков к категориям в зависимости от их целевого назначения и их перевод из одной категории в другую; 6) изъятие и предоставление земельных участков; 7) государственный земельный контроль. 1. Земельное правонарушение можно определить как виновное противоправное деяние, нарушающее правовые нормы, регулирующие отношения в области использования и охраны земель. Для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения требуется наличие совокупности необходимых и достаточных с точки зрения закона условий (элементов) — состав. В состав земельного правонарушения включаются 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Общим объектом являются отношения в области использования и охраны земель. В качестве специального объекта могут быть выделены: отношения собственности, землевладения, землепользования (например, при самовольном занятии земельного участка); установленный порядок использования и охраны земель (например, при использовании земельного участка не по назначению). Объективную сторону образует противоправное деяние, которое выражается в противоправных действиях (например, захламление земель) или в противоправном бездействии (например, неосуществление мероприятий по охране земель). К элементам объективной стороны земельного правонарушения относятся также причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред. Наиболее часто земельные правонарушения характеризуют такие факультативные элементы, как место совершения (например, предусмотрена административная ответственность за незаконное использование земель государственного лесного фонда), способ нарушения (например, порча земель — ст. 254 УК РФ). В соответствии с законодательством для привлечения лиц к ответственности в одних случаях достаточно самого факта совершения ими противоправного деяния (формальный состав), в других — требуется и наступление отрицательных последствий или реальная угроза их наступления (материальный состав). Субъектом земельных правонарушений могут быть любые физические лица (российские, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица. Нередко ответственность несут специальные субъекты — должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Лицо должно обладать установленными законодательством признаками субъекта земельного правонарушения (достижение определенного возраста, вменяемость и др.). Субъектами земельных правонарушений являются как «непосредственные» лица, которым земельные участки предоставлены на законном основании (например, при использовании землевладельцем земельного участка способами, приводящими к ухудшению его качества), так и «сторонние» (например, при самовольном занятии земельного участка). Субъективная сторона земельных правонарушений характеризуется виной правонарушителя, т.е. наличием неосторожности или умысла. Большая часть земельных правонарушений совершается с умышленной формой вины (косвенный умысел). За земельные правонарушения законодательство предусматривает административную, уголовную, гражданскую и дисциплинарную ответственность. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Согласно ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физических или юридических лиц, за которое КоАПом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектами административной ответственности за земельные правонарушения являются физические (в том числе должностные) и юридические лица. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение виновное физическое лицо (и наоборот). В КоАПе впервые содержатся правила, определяющие ответственность юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10). Составы земельных правонарушений установлены в нормах КоАПа и могут быть предусмотрены специальными законами субъектов РФ. КоАП 2001 г. содержит достаточно много видов (в том числе новых) земельных правонарушений, которые расположены в разных, главах. Если систематизировать все предусмотренные КоАПом составы земельных правонарушений и классифицировать их, можно выделить три группы: 1) противоправные деяния, нарушающие право собственности и иные права на землю (например, самовольное занятие земельного участка — ст. 7.1; самовольное занятие земельного участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд — ст. 7.9); 2) противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны (например, нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов — п. 2 ст. 8.12; использование земель не по назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель — ст. 8.8); 3) противоправные деяния, нарушающие правила управления земельным фондом (например, незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения — ст. 7.16; неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа госземконтроля — п. 1 ст. 19.4). Административные взыскания за земельные правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, будут налагаться в соответствии с компетенцией, установленной в гл. 23 КоАП: судьями районных судов (но делам, требующим административного расследования') и мировыми судьями; должностными лицами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных уполномоченных органов.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |