КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Февраля 1928 года Эпизод VI. Диванная сцена Фамусова и Чацкого
На новый лад» — Скалозуб ударяет и идет для того, чтобы дать еще удар. «Дома новы, но…» — Чацкий должен говорить не торопясь. Скалозуб после удара пропускает Фамусова. Фамусов должен прицеливаться в середине, чтобы после слов Чацкого был большой отход. Когда Фамусов говорит: «Эй, завяжи на память узелок…», Скалозуб должен оказаться около столика — если он будет стоять около Фамусова, то тот не сможет этого сказать. (Повторение.) Фамусов прицеливается, слышит Чацкого, бежит к столику с мелом, потом идет к Чацкому и говорит: «Эй, завяжи…», потом подходит к Скалозубу и говорит: «Позвольте, батюшка». Очень важно, чтобы после «Дома новы…» Фамусов сразу засуматошился. Здесь должна быть игра кошки с мышью. Когда Фамусов метнулся, он идет вокруг стола такими толчками. Когда начинается монолог Чацкого, Фамусов и Скалозуб начинают разоблачаться и снова облачаться. Фамусов одевается не торопясь. Надо занять время; во время монолога они чокаются, пьют, в конце Фамусов говорит: «Сергей Сергеич, я пойду» — идет по авансцене. Мейерхольд. […] Гарин, в переходах ничего не надо говорить. Моста между тем, как кончишь и начнешь, не надо строить. Это должны быть сплошные экспромты. Когда он садится на стол, он не знает, что он будет говорить. Вот он кончил говорить, сел — и вдруг сразу: «Прямой был век покорности и страха…» А у тебя все время логическое еще — получается книжный монолог. «А между тем кого охота заберет…» — ты говоришь слишком для Фамусова. А это он подошел к роялю, говорит про себя, говорит сосредоточенно в себя, как будто это не предназначено для того, чтобы слушал Фамусов. Сказать нужно страстно, с большой желчью, дрожа, но про себя; немножко в стиле Лермонтова, стих которого всегда напряженный, желчный: «… отважно жертвовать затылком…» — длинный ход, а то коротки мизансцены и получается монолог в публику. Он бросил тираду, а потом не знает, что будет дальше говорить. Тут заскакал стих в какой-то издевке; когда ты кончил, ты не знаешь, что будет дальше, а потом внезапно подскочил на тему, которая внезапно пришла в голову. Чем ты дольше будешь молчать, тем эффектнее будет внезапное пробуждение. В паузе ты любуешься эффектом предыдущей тирады. Тут будет ряд кусков ликвидационного характера, а потом во время монолога идет новый поворот мысли. Вот на чем тут все построено. У тебя в монологе эффект логического построения модуляций, а тут не модуляции, а сплошная фермалогия[cclxxxvii], а после фермалогии возникновение новой экспрессии, неожиданной мелодии, неожиданной мысли. Ты как образ верен, но как эффект не верен. Я строю на ракурсах, которые {234} играют большую роль в концовках. Я нарочно отклоняюсь, чтобы эти прекрасные строчки вздернуть, тогда эти строчки приобретают значительность и получают пушистый хвост. «Но между тем кого охота заберет…» — мне бы хотелось, чтобы последняя строчка была тверже и напряженнее для того, чтобы у этих четырех строчек было свое начало и свой конец, своя краска и экспрессия, которая только этим четырем строчкам присуща. Я бы хотел, чтобы публика думала: ну вот, выдохся, вот и больше ничего не скажет. Чтобы было впечатление, что больше ничего не будет сказано; ты повернулся, глядишь, а потом вдруг из этого молчания новая тирада с новой экспрессией. Вот это секрет Чацкого, это ключ его. «Я не о батюшке о вашем говорю…» — это в скобках и нужно залпом сказать, лучше не нарушая стиха. (Повторение.) Лучше было бы — «не разрушаясь в ветхой коже…» — стоять спиной. (Повторение.) «Но между тем кого…» — больше легато. (Повторение.) Здесь искусство уметь тормозить. Чацкий должен сесть одновременно с Фамусовым… (Повторение.) «И говорит, как пишет…» — Чацкий встал (это имеет кардинальное значение), потом поворачивается и жарит. Ты его загнал, как оленя, он корчится в агонии, а ты сыплешь и сыплешь, как будто его нет. 24 февраля 1928 года [cclxxxviii] Мейерхольд. [Изменения в тексте по ранним редакциям. Фамусову — вместо слов: «А вас, сударь, прошу я толком Чацкому — вместо слов: «… пойду искать по свету, — «… пущусь искать по свету, Как начинается лестница, надо брать быка за рога.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |