Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные сведения




Методические рекомендации

Занятия необходимо начинать с проверки знаний студентов о на­учных, методических и организационных основах судебной фопоско­пической экспертизы. При этом следует уяснить, знания каких паук используются в данной экспертизе, какие объекты и с какой целью ис­следуются, как проводится экспертиза, как оформляются результаты исследования, а также каковы особенности подготовки и назначения фоноскопической экспертизы следователем (судом).

Для проведения занятий необходимо иметь соответствующие тех­нические средства (магнитофон, микрофон, диктофон, аудиокассету).

Для проведения идентификации личности по голосу и речи заня­тия следует начинать с ознакомления с этими техническими средства­ми. После произведения записи необходимо внимательно прослушать записанный текст, выделить признаки с помощью аудитивного и лин­гвистического анализов. Проанализировать выявленные признаки, определить их достаточность для решения идентификационной зада­чи. Изучить методическую литературу о возможностях инструмента­льного анализа.

Для установления монтажа занятия следует начинать с уяснения классификации монтажа; определения методов исследования того или иного вида монтажа. Затем провести прослушивание фонограм­мы, выделить признаки наличия (отсутствия) монтажа и решить экс­пертную задачу.

Литература

1. Галяшина Е.И. Судебная фопоскопическая экспертиза. М., 2001.

2. Идентификация человека по магнитной записи его речи. Методическое по­собие для экспертов, следователей и судей. М., 1995.

3. Левы А.А. Звукозапись в уголовном процессе. М., 1974.

4. Российская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитраж­ном процессе. М., 1996.

5. Современные возможности судебной экспертизы. М., 2000.

Раздел II. Криминалистическая техника

Объектами данной экспертизы, как известно из учебников, явля­ются звуковая информация, записанная па магнитной лепте (фоно­грамме), и средства звукозаписи (магнитофоны, магнитные лепты, микрофоны, диктофоны). При этом решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

При решении идентификационных задач устанавливается: конк­ретное лицо, речь которого зафиксирована па фонограмме; конкрет­ный магнитофон (аппаратура), па котором записана фонограмма; тип, класс магнитофона, па котором произведена запись; на одном или раз­ных магнитофонах выполнена представленная запись; конкретный источник, сигналы которого зафиксированы на фонограмме (шум двигателя автомобиля, сирена, гудок и т.п.).

При решении диагностических и классификационных задач может быть установлено: сколько лиц участвовало в разговоре, записанном па фонограмме; является ли речь на этой фонограмме заученной, сво­бодной или прочитанной; дословное содержание текста; является ли магнитная запись оригиналом или копией; подвергалась ли магнитная лепта механическому или электронному монтажу. Наряду с этим мо­гут быть установлены пол, возраст, социальные характеристики чело­века, речь которого записана па фонограмме; уровень образования и культуры, эмоциональное состояние человека, его физические и пси­хические признаки.

В зависимости от решаемых задач используются различные мето­ды исследования. Так, для исследования звучащей речи используется целая система методов языково-измерителыюго характера (т.е. ана­лиз на слух), спектральный анализ, математические методы. В сово­купности они позволяют выделить индивидуальные особенности при­знаков речи (фонетические, семантические, психолипгвястические, патологию речи, голоса и др.). Идентификационное исследование личности но голосу и речи осуществляется с помощью трех видов ана­лиза: аудитивиого, лингвистического и инструментального.

При аудитивпом анализе (восприятии па слух) анализируется группа внутренних факторов, влияющих на вариативность звучащей речи. Эти факторы связаны с индивидуально-анатомическими осо­бенностями органов слуха и речевого тракта говорящего, зависят от его иола и возраста. Аудитивный анализ позволяет выделить артику­ляционные характеристики голоса и речи, тембр, ритм, темп речи; родной язык говорящего (наличие или отсутствие акцента); индиви­дуальные речевые навыки — выразительность, динамичность речи.

Тема 7. Криминалистическое исследование следов

Лингвистический анализ позволяет в речевом материале выделять следующие группы признаков: фонетические (особенности произно­шения), лексико-семантические (особенности словоупотребления), стилистико-синтаксические (особенности построения фраз). В про­цессе проведения лингвистического анализа выделяются и анализи­руются общие и частные признаки. Сочетание их значений индивиду­ализирует личность. Частные признаки звучащей речи подразделяют­ся па три группы: ординарные, патологические и спорадические.

Ординарные признаки составляют основу криминалистического исследования звучащей речи. Эти признаки возникают в процессе нормального функционирования речеобразующего тракта и обуслов­лены артикуляционно-голосовыми навыками.

Патологические признаки образуются вследствие врожденных и приобретенных аномалий речи, голоса и слуха.

Спорадические признаки — это непостоянные признаки голоса, еди­ничные, которые возникают под воздействием случайных факторов (на­пример, простуды, алкогольного или наркотического опьянения и др.).

Идентификационные признаки голоса и речи но способу выделе­ния подразделяются на две группы: перцепционные и инструменталь­ные. Первые выделяются на основе человеческого восприятия (ауди-тивпые и лингвистические); вторые — признаки, воспринимаемые с помощью технических средств.

Инструментальный анализ проводится различными способами в зависимости от качества исследуемого материала. Исследование на­правлено па выявление признаков с помощью измерений и анализа просодических (кратких, ударных, долгих слогов речи) и спектраль­ных характеристик речевых сигналов, зафиксированных па фонограм­мах. Среди методов, использующих технические средства, следует вы­делить основные, базирующиеся на анализе спектральных речевого сигнала и на исследовании частоты основного голоса человека.

Инструментальные методы постоянно модифицируются и совер­шенствуются в процессе усложнения существующих и решения но­вых задач, возникающих в фопоскопической экспертизе.

Установление монтажа является диагностической задачей исследо­вания. Монтажом называется преднамеренный подбор и соединение в определенном порядке фрагментов одной или нескольких фонограмм устной речи с целью умышленного изменения первоначального содер­жания или смысла высказываний одного или нескольких лиц, участ­вующих в записанном разговоре. Различают два вида монтажа: меха­нический и электронный.

Раздел II. Криминалистическая техника

При механическом монтаже вырезаются отдельные фрагменты фо­нограммы и склеиваются с помощью специального клея или склеиваю­щей лепты.

При электронном монтаже стираются отдельные слова, фразы, фрагменты устной речи с помощью постоянного магнита или высоко­частотного тока головки стирания магнитофона, На стертых участках магнитной лепты могут быть записаны новые фрагменты речи.

К признакам монтажа относятся: участки склеек магнитной ленты; не обусловленные логической структурой и темой разговора слова и фразы; появление резких, не обусловленных ситуационно пли смыс­ловой структурой разговора, изменений обстановки и шумового фона; резкие изменения соотношения сигнал/шум; наличие импульсов пе­реходных процессов включения и выключения режима записи; появ­ление шума стирания внутри фонограммы и др.

Экспертная методика установления монтажа состоит из трех основных частей: трасологической, аудитивпой и аудитивио-ипстру-мепталыюй.

Трасологическая часть: обнаружение признаков механического монтажа фонограммы, выраженных в наличии склеек, разрезов и дру­гих повреждений, следов вскрытия кассеты, в которой находилась магнитная лента.

Аудитивная часть: оценка качества записи с целью выбора средств для проведения инструментального анализа; обнаружение импульс­ных высокочастотных сигналов, которые являются признаками меха­нического и электронного монтажа.

Аудитивно-инструментальная часть: визуализация импульсных сигналов, обнаруженных в ходе аудитивиого анализа, па экране ЭВМ с целью их дифференциации и сравнения каждого из них с сигпало-граммами включения (выключения) соответствующих кнопок магни­тофона, представленного на исследование. При этом происходит од­новременное прослушивание отобранных для анализа фрагментов с помощью соответствующей аппаратуры, синхронно соединенной.

В настоящее время широко используется ЭВМ, которая позволяет автоматизировать отдельные стадии процесса выделения признаков, анализировать и сравнивать их. При идентификации лиц по звучащей речи используется ЭВМ, оборудованная специальными устройства­ми, позволяющими непосредственно обрабатывать сигналы речи. ЭВМ производит автоматический статистический анализ временных и частотных зависимостей, которые проявляются в этих сигналах.

С помощью ЭВМ (в том числе и персональных) можно в значи­тельной мере автоматизировать производство комплексной эксперти­зы идентификации человека по устной речи и голосу. ЭВМ позволяет

Тема 7. Криминалистическое исследование следов

проводить коррекцию амплитудно-частотных характеристик иска­женных шумами фонограмм устной речи и голоса.

В распоряжение эксперта должны быть представлены сравнитель­ные, сопоставимые материалы. К ним относятся фонограммы с запи­сями голоса и речи, произнесенной проверяемым лицом. Если следо­вателю сложно самостоятельно подготовить такие образцы, то он должен привлечь специалиста в области судебной фопоскопии. Срав­ниваемые образцы следует стремиться получить в аналогичных тех­нических и акустических условиях. Несоблюдение таких условий ве­дет к искажению признаков и, следовательно, к уменьшению их иден­тификационной значимости.

Кроме того, следователь должен в процессе подготовки к изго­товлению сравнительных образцов определить, какие фразы и сло­ва необходимо записать, какие должны быть обеспечены психологи­ческие условия. Следует тщательно продумать содержание беседы и точно сформулировать вопросы. При экспериментальной записи и отборе образцов речи могут быть использованы различные формы (монолог, диалог, чтение текста и т.п.). В случае если следователь при отборе образцов заметит, что проверяемый пытается исказить голос или начинает говорить в несвойственной ему манере, то необ­ходимо создать такие условия, которые бы не позволяли эти дейст­вия осуществить.

Особые требования предъявляются к храпению и транспортировке магнитных записей. Фонограммы должны храниться в специальных картонных или пластмассовых футлярах, в вертикальном положении, при определенной температуре (не ниже -10° и не выше +35°). Кассета должна быть опечатанной во избежание подмены во время храпения или пересылки.

Общая методика исследования состоит из общеизвестных четырех стадий (подготовительной, аналитической, сравнительной и оценоч­ной). В соответствии со стадиями строится л структура заключения эксперта.

Следователь (суд), оценивая заключение, изучает обоснован­ность полученных результатов, аргументированность выводов, про­веряет, па все ли поставленные вопросы даны ответы. При оценке достоверности следователь проверяет, все ли возможные методы и методики были использованы; насколько наглядны иллюстрации результатов исследования. Оценка заключения фопоскопической экспертизы может вызвать определенные затруднения, если следо­ватель не знает основ научных положений, основных методов и приемов, используемых в этой экспертизе. В -Гаких случаях он мо­жет допросить эксперта.

Раздел II. Криминалистическая техника




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.