КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая теория. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
Практическая работа № 10 Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) Цель работы: научиться проводить анализ себестоимости продукции (работ, услуг). По выполнении работы студент должен: ЗНАТЬ: ü Показатели динамики и выполнения плана по себестоимости продукции; ü Классификацию затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям расхода; ü Методику анализа затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям расхода. УМЕТЬ: ü Производить расчет показателей динамики и выполнения плана себестоимости продукции; ü Производить анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям расхода. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себестоимостью. Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия. Изучение динамики себестоимости и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода. Индекс планового задания iс. пл = Спл / Сб.- применительно к себестоимости одного вида продукции. I с. пл = Cпл*qпл/ Cб*qпл -применительно к себестоимости нескольких видов продукции. Индекс планового задания показывает, насколько плановое задание выше (ниже) значения себестоимости в базисном периоде. Индекс выполнения плана iс в пл = Сот/Спл - применительно к себестоимости одного вида продукции. I с в пл = Cот*qот/ Cпл*qот - применительно к себестоимости нескольких видов продукции. Индекс выполнения плана показывает, насколько плановая себестоимость выше (ниже) фактической. Индекс фактической динамики iс фд = Сот/ Сб - применительно к себестоимости одного вида продукции. Iс фд= Cот*qот/ Cб*qот - применительно к себестоимости нескольких видов продукции; где Сб — себестоимость базисная; Спл — себестоимость плановая. Сот — себестоимость фактическая; qпл —объем выпуска плановый; qот— объем выпуска фактический. Индекс фактической динамики показывает, насколько себестоимость в текущем периоде выше (ниже) себестоимости базисного периода. Для того, чтобы выявить абсолютные отклонения в каждом случае, необходимо найти разность между числителем и знаменателем каждой дроби.
Пример 1: По данным таблицы сделайте анализ структуры коммерческих расходов по статьям. Сформулируйте вывод.
Таблица 10.1
Выводы: Фактические затратына отгрузку больше плановых на 101 тыс. руб. По плану удельный вес затрат на отгрузку в общем объеме коммерческих расходов составляют 86,00 %, а фактически 88,20%. Относительное изменение составило 2,20%.Фактические затраты на маркировку и упаковку меньше плановых на 111 тыс. руб. По плану удельный вес затрат на отгрузку в общем объеме коммерческих расходов составляют 14,00 %, а фактически 11,80%. В структуре коммерческих расходов ведущее место занимают расходы на отгрузку (более 85%), доля которых выросла по сравнению с планом на 2,2%. Пример 2: Произвести анализ динамики себестоимости с применением индексного метода по каждому виду продукции и по себестоимости всей продукции. Таблица 10.2
По продукции «А» iс. пл =11/12= 0,9167 или 91,67%. с пл= 11-12= - 1 руб. Планируется в отчетном периоде снизить себестоимость на 8,33% (1 руб). iс в пл =13/11= 1,1818 или 118,18%. в пл = 13-11= 2 руб. Фактически себестоимость выше плановой на 18,18% (2 руб.). iс фд = 13/12= 1,0833 или 108,33%. с фд = 13-12 = 1 руб. В отчетном периоде по сравнению с базисным себестоимость выросла на 8,33% (1 руб.). Аналогично вычисляются показатели динамики для продукции «Б» и «В». По себестоимости все подукции I с. пл = (11*12000+16*11000+20*7000)/ (12*12000+16*11000+ 19*7000)= 0,9890 или 98,90%. с пл=(11*12000+16*11000+20*7000)- (12*12000+16*11000+ 19*7000) = - 5000 руб. Планируется в отчетном периоде снизить себестоимость на 1,10 % (5000 руб). I с в пл=(13*17000+14*10000+18*5000)/ (11*17000+16*10000+ 20*5000)= 1,0089 или 100,89%. с в пл=(13*17000+14*10000+18*5000)-(11*17000+16*10000+ 20*5000)=4000 руб. Фактически себестоимость выше плановой на 0,89% (4000 руб.). Iс фд= (13*17000+14*10000+18*5000)/(12*17000+16*10000+ 19*5000)= 0,9826 или 98,26%. с фд = (13*17000+14*10000+18*5000)-(12*17000+16*10000+ 19*5000)=- 8000 руб. В отчетном периоде по сравнению с базисным себестоимость снизилась на 1,74% (8000 руб.). Анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода Анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода проводится в следующей последовательности: 1. Рассчитывается полная себестоимость. 2. Находится удельный вес каждой статьи (каждая статья делится на полную себестоимость). 3. Делается вывод о структуре себестоимости: выделяются наименьшие и наибольшие статьи. Таблица 10.3
Если анализ проводится в динамике, то необходимо найти показатели удельного веса для каждого периода, затем найти разность по каждой статье по сумме и по удельному весу. Вывод должен содержать характеристику изменений по каждой статье как по сумме затрат, так и по их удельному весу. Определяется причина таких изменений.
Пример 3: Сделать анализ динамики и выполнения плана по структуре затрат и уровня затрат. Определить отклонение от плановых, нормативных показателей себестоимости, выявить негативные тенденции изменения себестоимости. Сформулировать выводы.
Таблица 10.4 Вывод: Фактически по сравнению с планом наблюдается рост полной себестоимости на 39,9 тыс. руб., что обусловлено увеличением материальных затрат на 21 тыс. руб., затрат на оплату труда на 6 тыс. руб., амортизации основных средств на 18 тыс. руб., в тоже время наблюдается снижение прочих производственных расходов на 1,6 тыс. руб., коммерческих расходов на 3,5 тыс. руб. В текущем периоде по сравнению с базисным себестоимость также выросла на 54,7 тыс. руб. в связи с увеличением материальных затрат на 31,5 ты. руб., затрат на оплату труда – на 12 тыс. руб., амортизации основных средств на 9,5 тыс. руб., коммерческих расходов – на 3,3 тыс. руб. Снижение себестоимости произошло только по статье «прочие производственные расходы» на 1,6 тыс. руб. В структуре себестоимости наибольший удельный вес занимают материальные затраты и составляют фактически 48,2%, также высок удельный вес затрат на оплату труда – 33,4% фактически, т.е. структура себестоимости анализируемого предприятия соответствует нормальной структуре себестоимости промышленной продукции. В структуре себестоимости фактически по сравнению с планом и с базисным годом произошли незначительные изменения, которые существенно на нее не влияют. Так, наблюдается рост статей «материальные затраты» (менее 1%) и «амортизация основных средств» (менее 3%), при этом статьи «заработная плата», «прочие производственные расходы», «коммерческие расходы» незначительно снизились.
Все затраты предприятия могут быть подразделены на две части: переменные расходы (производственные), изменяющиеся пропорционально объему производства, и постоянные расходы (периодические), которые, как правило, остаются стабильными при изменении объема выпуска. Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости в объеме производственных переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений. К переменным (производственным) расходам относятся прямые материальные затраты, заработная плата производственного персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов. К постоянным относятся административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы. Одним из основных практических результатов использования классификации расходов предприятия по принципу зависимости от объема производства является возможность прогнозирования прибыли, исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определение для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть свои расходы без получения прибыли, принято называть критическим объемом производства ("мертвой точкой"). Для его определения может использоваться следующая формула: где V - объем реализации в стоимостном выражении; v - переменные расходы; C - постоянные расходы; P - прибыль. Поскольку переменные расходы (v) по самому принципу их определения находятся в непосредственной зависимости от объема реализации, можем записать, что V=aV, где a - коэффициент пропорциональности ( - отношение переменных расходов к цене реализации). Поскольку по определению критическим считают объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула определения критического объема примет вид: Соотношение выручки и полных издержек может быть представлено в виде графика.
Рисунок 1 – График соотношения выручки и полных издержек Используя график, можно решать следующие задачи: 1) по постоянным, переменным расходам и объему реализации определить объем прибыли; 2) исходя из заданной прибыли, определить необходимый для её получения объем реализации и соответствующий ему уровень расходов. На величину критического объема влияет изменение переменных затрат на единицу продукции, величина постоянных расходов, а также изменение продажной цены изделия. Если объем реализации представить как qS, где q - объем реализации в натуральном выражении, S - продажная цена, то получим: Пример 1: Имеются данные о величине постоянных, переменных издержек, цене реализации, найти критический объем в натуральном и стоимостном выражении аналитически и графически. Определить необходимый объем реализации и уровень расходов, если предприятие планирует получить прибыль в размере 100 тыс. руб. Решение:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |