Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 25. Акустический гнозис (неречевой слух), мозговая организация. Слуховые агнозии

Читайте также:
  1. Билет № 38. Мышление и его мозговая организация. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.
  2. Вопрос № 22. Зрительный гнозис и его мозговая организация. Зрительные агнозии.
  3. Вопрос № 24. Акустический гнозис (речевой слух). Сенсорная афазия.
  4. Вопрос № 29. Мозговая организация движений. Концепция Н.А.Бернштейна.
  5. Вопрос № 30. Речевая деятельность. Функции речи, ее структурные единицы. Мозговая организация (основные нейропсихологические факторы).
  6. Вопрос № 31. Экспрессивная речь. Мозговая организация. Афазии.
  7. Вопрос № 32. Импрессивная речь. Мозговая организация. Афазии.
  8. Вопрос № 33. Письмо и Чтение. Мозговая организация. Аграфии, алексии.
  9. Гнозис и его расстройства.
  10. Гностические слуховые нарушения при поражении вторичных корковых полей.
  11. Гностические слуховые расстройства



То же, что и в 24:

«Слуховая система — совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е. осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве.

Уровневое строение слухового анализатора:

· рецептор (кортиев орган улитки);

· слуховой нерв (VIII пара);

· ядра продолговатого мозга;

· мозжечок;

· средний мозг (нижние бугры четверохолмия);

· медиальное или внутреннее коленчатое тело (МКТ, ВКТ);

· слуховое сияние (пути, идущие от МКТ в кору больших полушарий);

· первичное поле коры (41-е поле височных долей мозга по Бродману), находящееся в извилине Гешеля.

Принцип работы основан на превращении механического колебания в нервный импульс путем воздействия эндолимфы на нервные окончания клеток, расположенных в лабиринте (часть внутреннего уха).

Периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте — там же, где находятся и периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве. Анатомическое сходство этих двух систем состоит и в том, что VIII пара черепно-мозговых нервов, которые передают возбуждения, идущие от кортиевого органа, содержит не только слуховые волокна, но и волокна, передающие вестибулярные раздражения. Это хорошо известно из клиники, так как при поражении слухового нерва возникают как вестибулярные, так и слуховые симптомы (головокружение и одностороннее нарушение слуха).

Основные 4 физических параметра, которым соответствуют определенные физиологические параметры слуховых ощущений:

5. Частота звука – высота звука от 16-20 до 16 000-20 000 Гц (большие индивидуальные различия слуховой чувствительности у разных людей). Зона максимальной чувствительности – 1000-3000 Гц - речевое общение.

6. Интенсивность звука — громкость звука.

7. Длительность. Одинаково обозначается и в физических, и в физиологических единицах.

8. Звуковой спектр – тембр звука. Обычно звуки не являются одиночными, т. е. состоящими из одного-единственного компонента; как правило, это набор различных компонентов — тонов или обертонов (т. е. тонов, которые находятся в кратном отношении к основному тону).

Слуховая система обеспечивает и ориентацию в пространстве, не только анализ физических качеств звука. Особенно хорошо проявляется у слепых. Определение направления звукаозначает, что звуковое пространство характеризуется такими же пространственными координатами, как и зрительное:

· Левая-правая сторона;

· Верх-низ;

· Направление, угол отклонения звука от средней линии;

· Степень удаленности источника звука от слушателя.



Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет еще одно очень существенное свойство: на ее основе формируется человеческая речь. Поэтому внутри слуховой системы выделяют две самостоятельные подсистемы:

· Неречевой слух, т. е. способность ориентироваться в неречевых звуках (в музыкальных тонах и шумах);

· Речевой слух, т. е. способность слышать и анализировать звуки речи (родного или других языков).

Эти две системы имеют общие подкорковые механизмы. Однако в пределах коры больших полушарий они различаются. Это хорошо известно из нейропсихологических исследований, показавших (на материале локальных поражений головного мозга), что при поражении левой и правой височных областей коры наблюдаются различные симптомы. Речевой слух как способность к анализу звукового состава слов родного или других языков нарушается преимущественно при поражении левой височной области, а неречевойправой (у правшей).

Симптомы, которые могут быть выявлены в экспериментальных ситуациях, но не в обследовании – всегда сопровождают нарушения речевого и неречевого гнозиса:

5. Гиперафузия – повышенная чувствительность к шумам

6. Трудности определить длительность звука

7. Чувствительность к высоте тонов

8. Нарушается выработка условных рефлексов: на речевые и неречевые»





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.122
Генерация страницы за: 0.005 сек.