Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слуховые агнозии




Неречевой слух

Слуховой путь насчитывает не менее шести нейронов, следовательно, в нем происходит значительно больше переключений, чем в других анализаторных системах. Слуховая афферентация от одного рецептора поступает не только в противоположное, но и в ипсилатеральное полушарие. Далее почти на всех уровнях слуховой системы (начиная с продолговатого мозга) происходит частичный перекрест слуховых путей, что обеспечивает интегративный характер слуховой афферентации.

Нет четкого определения. Нейропсихологический диагноз при патологиях височных отделов справа. Агнозии, а не афазии! Не смотря на то, что похоже на афазию: тоже не могут повторить полной фразы, пересказать рассказ, чтение угадывающее, аграмматичное, речь тоже аграмматичная. Речь все равно как-то формируется, больные контактны.

Причины: поражение ядерной зоны слухового анализатора (куда кроме 41-го поля входят 42-е и 22-е поля).

1. Слуховая или акустическая агнозия.

Субстрат: вторичные корковые поля слуховой системы правого полушария (42-го и 22-го); выражено – при двухстороннем поражении висков. Некоторые авторы: СА наблюдается при поражении не только субдоминантного, но и доминантного (левого для правшей) полушария.

Проявления: Больные (правши) не способны определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов.Грубое нарушение: не могут определить смысл самых простых бытовых звуков, например скрип дверей, шум шагов, звук льющейся воды и т. п., но могут различать звуки по высоте, тембру и т.д.

Часто – более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти. Больные, способные различать звуко-высотные отношения, но не могут выработать слуховые дифференцировки, т. е. запомнить два (или больше) звуковых эталона.

Нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков (Я. Я. Трауготт и др., 1982 и др.).

2. Аритмия

Проявления: Больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух. Они не способны оценить количество звуков: либо переоценивают, либо недооценивают количество ударов, не различая, сколько звуков было в пачке и как они чередовались друг с другом. Эта проба выявляет дефект сенсорной слуховой памяти как таковой, а также дефект различения последовательных комплексных стимулов.

Субстрат: правая или левая височная область (правши).

Диагностика: Простые тесты, чтобы не спутать немузыкального с больным. Проба слухомоторной координации.

Подробнее: Разделение симптомов на левополушарные и правополушарные: проба на слухомоторную координацию – комплексная (моторный + гностический компоненты). Главное отличие:

Правое полушарие: трудности восприятия ритмической структуры. Чем проще ритм, тем труднее. Ритмы воспринимаются как хаотическое постукивание. А сложные ритмы могут быть более легкими

Левое полушарие: хорошо схватываются структуры, есть проблемы с их наполнением. Серийный ритм g больной выстукивает серию, но наполняемость странная.

3. Амузия

Проявления: нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой. Музыка оценивается как болезненное переживание. У больного может быть резкое расхождение музыкальных и речевых способностей в виде грубой афазии при сохранности музыкального слуха (АРЛ)

Субстрат: правая височная область.

Подробнее: связана с нарушением не столько звуко-высотного слуха, сколько более сложной способности к музыкальной комбинаторике и к музыкальной грамоте. Больные, обучавшиеся ранее музыке и знавшие музыкальную грамоту, теряют и эти знания. Больной может повторить мелодию «в траве сидел кузнечик», но не знает, что это. Может сохраняться воспроизведение, а может нарушаться. По такому же принципу, как предметная агнозия (нарушение синтеза или чего-то другого). Если нет синтеза, и напеть не может, кажется, что это хаотичные звуки.

4. Нарушение интонационной стороны речи.

Проявления: больные часто не только не различают речевых интонаций, но и не очень выразительны в собственной речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку. У таких больных часто нарушено пение.

Субстрат: правая височная область.

Подробнее: Больные с поражением правой височной области, которые, правильно повторяя отдельную фразу, не могли ее пропеть, ибо при пении интонационный компонент речи усиливается. Случаи, когда после односторонней электрошоковой терапии угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек иногда не может определить на слух даже принадлежность голоса мужчине или женщине.

Затормаживание левого полушария вследствие электросудорожной терапии g нечувствительность, невнимательность к речевым звукам.

Затормаживание правого полушария g слышит речь, но не знает, кто это говорит (мужчина или женщина), не понимает интонационных характеристик высказывания.

Для больных с поражениями правой височной области мозга также характерно нарушение «эмоционального слуха». Неузнавание знакомых голосов.

5. Нарушение восприятия локализации звуков в пространстве

Проявления: «Слышим звон, не знаем, где он».

Субстрат: Правая височная область.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.