![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождение и история воззрений на категории
КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ СОЦИОЛОГИИ Категории играют исключительно важную роль в организации теоретического знания почти в любой науке, независимо от того, осознают эту роль представители этой науки или нет. К примеру, физики чаще всего не задаются вопросом о том, какие категории они используют, чем категории отличаются от понятий, подвластны они тем же методам опера-ционализации, что и понятия? Ученые оперируют ими, выстраивая теоретический каркас своей науки, отталкиваясь от их при конкретизации физической картины мира, используя их тогда, когда надо интерпретировать эмпирические данные. Еще большую роль категории играют в социальных и гуманитарных дисциплинах, в том числе в социологии. Слово «категория» имеет два значения — широкое (философское) и узкое (техническое). Если вас интересует все многообразие оттенков и смыслов, вкладываемыхв это слово самыми разными людьми, не только учеными, но и практиками, можно воспользоваться какой-нибудь поисковой системой в Интернете, которая выдаст более 40 тыс. сайтов. В них вы обнаружите такие выражения и сочетания, как: продажа недвижимости высшей категории, категории товаров, категории фотографий или открыток, категории болезней, весовая категория в спорте, категория сложности туристического маршрута, категории обслуживания, категории государственных должностей, категории граждан, нуждающихся в социальной защите, возрастные категории спортсменов, квалификационные категории педагогических работников и т.д. Лингвисты говорят о таких категориях, как вид, время, залог, наклонение, род, число, падеж. У Л.В. Щербы1 в число грамматических категорий включены: прилагательные, существительные, междометия, служебные сло- (ерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. С. 77—100. ва, имена собственные и нарицательные, имена отвлеченные и конкретные и др. В концептивной лингвистике используется термин «понятийные категории». В социологии можно встретить выражение «категория холостых людей». Таково узкотехническое или служебное употребление слова «категория». Оно подразумевает определенное множество объектов, выделенных по некоторому признаку: междометия собираются в единую группу по одному признаку, а холостые люди — по другому. В широком значении «категория» обозначает высшую форму понятийного мышления, самое широкое и богатое по своему содержанию понятие. Это такой абстрактный конструкт, который включает в себя не просто множество схожих по своим признакам объектов, а многоуровневую иерархию понятий. Таким образом, в узком смысле слово «категория» объединяет горизонтальное множество объектов, имеющих одинаковую степень абстрактности (все междометия), а в широком — вертикальную иерархию понятий, когда из более общих понятий логически выводятся более конкретные. В отечественной и зарубежной социологии «категория» употребляется в обоих своих значениях — узком и широком, т.е. в классификационном и обобщающем. Слово «категория» (от греч. kategoria) состоит из двух частей: приставки «ката» (вниз, на, за) и «эрейн» (говорить). Их сочетание означает «говорить против, обвинять». В античности глагол «категорео» подразумевал не только обыденное «порицание», но и совершенно абстрактные действия; обнаруживать, показывать, высказывать, утверждать. Аристотель употреблял его в логико-философском смысле, предпочитая, правда, краткую запись формы глагола — «категорий». Выражение «категоричный» вполне соответствует изначальному смыслу термина и подразумевает «высказывающий обвинение», «резко и решительно настаивающий на чем-то». У Демокрита он обозначал даже «ответственный за что-либо». Обратившись к античным временам и доказав метафизические истоки категорий, М. Хайдеггер как никто другой в современной философии глубоко проанализировал этимологию слова «категория». По-гречески kategoria — обвинение, осуждение, приговор— словом, обличительная речь, в которой выставлена на вид суть дела. На почве этого языкового значения вырастает дофилософское значение категорий как таких «называющих слов», в которых схвачено существо вещи2. Первоначально они служили инструментом классификации, с их помощью происходило деление сущего на классы, роды и всевозможные разряды. Лишь позже категории признаются в качестве онтологических экспликатов того, что в этом определении предшествующим образом уже сказалось. Категории в философии и социологии представляют наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Они возникли как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики. По мнению выдающегося знатока древнегреческой философии А.Ф. Лосева, каждая философская категория представлена в истории бесчисленным Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 84. количеством едва заметных оттенков, и для каждого вполне раздельного и прерывного скачка необходимы десятки, если не сотни лет непрерывного и на первый взгляд едва заметного, едва раздельного развития. Огромный шаг вперед в этом направлении сделала эпоха античности, которая вместо мифологии создала мыслительную систему абстрактных категорий3. В античности категории выступали в виде исходных принципов, неких первоначал мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, категории приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Главенствующей категорией у Аристотеля оказывается oysia (чтойность, что-бытия), как первостепенный онтологический предикат, в то время как все остальные категории отражают ее состав4. Аристотелевский список категорий выведен из состава возможных предикаций любого сущего5. Например, о человеке можно сказать, что он есть некое что или сущность, длиною в три локтя, белый, боль- ~м.: Лосев А.Ф. История античной философии. М.: ЧеРо, 1998. 2м.: Борисов В.Н. О смысле категории «oysia» в философии Аристотеля // Вестн. Самарского гос. ™-та. 1996. № 1. С. 5-16. 3азинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http:// vww.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/PubI/razin_l.htm ше (чем другие), на площади или в Ликее, в прошлом году, сидит, обут, режет, его режут. Его категориальная система господствовала в течение нескольких веков — абсолютный рекорд среди научных долгожителей. Аристотель называл категории «родами сказываемого» о сущем. «Роды сказываемого» соответствуют родам бытия. Именно под этой рубрикой «родов сказывания» Аристотель вводит в трактате «Категории» свой знаменитый список, считывая его с лексико-грамматических структур греческого языка. Кант, правда, предлагает выводить список категорий из «таблицы суждений»6, но это не меняет общего с Аристотелем понимания категорий как непонятийных форм мышления. У Канта категории выступают прежде всего как логические формы связи суждений, которые лишь затем осознаются в качестве основополагающих философских понятий7. В классической философии категории трактуются как предельные определения действительности, которые в качестве таковых выступают предельными основаниями всего относящегося к ним знания о мире, являются своего рода «ядрами» понимания, основными единицами мышления, «узловыми пунктами» в сети всевозможных определений действительности8. В таком качестве они служат базовым орудием рационального мышления, а поскольку рационализм — отличительная черта философии Нового времени, то мно- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. Разинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http:// www.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/Publ/razin_l.htm Борисов В.Н. Категориальное знание: гносеологическая природа, формы, способы функционирования // Категориальные основания научного познания: Межвуз. сб. науч. ст. Куйбышев: Изд-во ^ Куйбышевского университета, 1988. Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 85—86. Там же. С. 85. гие европейские мыслители тратили время только на то, чтобы составить исчерпывающий перечень категорий, который с максимальной полнотой способен был охватить все стороны бытия и мышления. В Новое время мыслители как бы решили посостязаться с Аристотелем предложив собственные варианты. Так, И. Кант рассматривал категории как априорные формы рассудка. Они только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. В кантовском реестре числилось немало категорий: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Его система, как и у Аристотеля (к идеям которого прибегали в 1980-е гг. самые выдающиеся западные физики-теоретики), охватывает наиболее важные стороны человеческого мышления и во многом сохраняет свое значение до настоящего времени. Огромным вкладом в становление теоретического мышления явилась система категорий Г. Гегеля, названная диалектической. Она, как и у его великих предшественников, охватывала все на свете: мышление, природу, общество, искусство, науки, дух, историю. К числу логических категорий, подотряду универсальных категорий, у Гегеля относились: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причем в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), поня- тие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель, считающийся вторым после Платона великим диалектиком, показал развитие, взаимосвязь и взаимопереходы категорий. Категории играли у него всеми цветами радуги, переливались друг в друга, сходились и расходились, создавая немыслимую мозаику, которую невозможно повторить даже сегодня, используя самые современные компьютерные технологии. И неудивительно: на языке категорий с миром разговаривал Бог (Абсолютный дух). Дело Гегеля поддержал только, пожалуй, патриарх социологии конфликтов Карл Маркс. Он приложил категориальную систему к политэкономии и в результате создал самую совершенную, логически очень сложную и, как оказалось позже, неэффективную для практики социальную теорию. Однако до сих пор ей не перестают удивляться, и она питает новыми идеями тысячи мыслителей со всех концов света. Именно на Марксе категориальная мысль человечества иссякла, ибо после него уже никто не посягал на создание нового готического собора. Философы во всех странах предпочитали разбираться в интимных подробностях человеческого бытия, оторвав взор от величественных небес. Так, представители экзистенциализма убеждены, что любая категория, которой пользуется человек в своем мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для этого направления крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы ее выражения в понятиях и символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося «очеловечить» категории, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести категории к простым терминам формальной логики и понятиям специальных областей научного знания.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |