Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и история воззрений на категории




КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ СОЦИОЛОГИИ

Категории играют исключительно важную роль в организации теорети­ческого знания почти в любой науке, независимо от того, осознают эту роль представители этой науки или нет. К примеру, физики чаще всего не задаются вопросом о том, какие категории они используют, чем ка­тегории отличаются от понятий, подвластны они тем же методам опера-ционализации, что и понятия? Ученые оперируют ими, выстраивая тео­ретический каркас своей науки, отталкиваясь от их при конкретизации физической картины мира, используя их тогда, когда надо интерпрети­ровать эмпирические данные. Еще большую роль категории играют в социальных и гуманитарных дисциплинах, в том числе в социологии.

Слово «категория» имеет два значения — широкое (философское) и узкое (техническое). Если вас интересует все многообразие оттенков и смыслов, вкладываемыхв это слово самыми разными людьми, не только учеными, но и практиками, можно воспользоваться какой-нибудь поисковой системой в Ин­тернете, которая выдаст более 40 тыс. сайтов. В них вы обнаружите такие вы­ражения и сочетания, как: продажа недвижимости высшей категории, кате­гории товаров, категории фотографий или открыток, категории болезней, ве­совая категория в спорте, категория сложности туристического маршрута, категории обслуживания, категории государственных должностей, категории граждан, нуждающихся в социальной защите, возрастные категории спортсме­нов, квалификационные категории педагогических работников и т.д.

Лингвисты говорят о таких категориях, как вид, время, залог, наклоне­ние, род, число, падеж. У Л.В. Щербы1 в число грамматических категорий включены: прилагательные, существительные, междометия, служебные сло-

(ерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. С. 77—100.

ва, имена собственные и нарицательные, имена отвлеченные и конкретные и др. В концептивной лингвистике используется термин «понятийные кате­гории». В социологии можно встретить выражение «категория холостых людей».

Таково узкотехническое или служебное употребление слова «категория». Оно подразумевает определенное множество объектов, выделенных по не­которому признаку: междометия собираются в единую группу по одному признаку, а холостые люди — по другому.

В широком значении «категория» обозначает высшую форму понятийного мышления, самое широкое и богатое по своему содержанию понятие. Это такой абстрактный конструкт, который включает в себя не просто множе­ство схожих по своим признакам объектов, а многоуровневую иерархию понятий. Таким образом, в узком смысле слово «категория» объединяет го­ризонтальное множество объектов, имеющих одинаковую степень абстракт­ности (все междометия), а в широком — вертикальную иерархию понятий, когда из более общих понятий логически выводятся более конкретные.

В отечественной и зарубежной социологии «категория» употребляется в обоих своих значениях — узком и широком, т.е. в классификационном и обобщающем.

Слово «категория» (от греч. kategoria) состоит из двух частей: приставки «ката» (вниз, на, за) и «эрейн» (говорить). Их сочетание означает «говорить против, обвинять». В античности глагол «категорео» подразумевал не толь­ко обыденное «порицание», но и совершенно абстрактные действия; обна­руживать, показывать, высказывать, утверждать. Аристотель употреблял его в логико-философском смысле, предпочитая, правда, краткую запись фор­мы глагола — «категорий». Выражение «категоричный» вполне соответству­ет изначальному смыслу термина и подразумевает «высказывающий обвине­ние», «резко и решительно настаивающий на чем-то». У Демокрита он обо­значал даже «ответственный за что-либо».

Обратившись к античным временам и доказав метафизические истоки категорий, М. Хайдеггер как никто другой в современной философии глу­боко проанализировал этимологию слова «категория». По-гречески kategoria — обвинение, осуждение, приговор— словом, обличительная речь, в которой выставлена на вид суть дела. На почве этого языкового зна­чения вырастает дофилософское значение категорий как таких «называ­ющих слов», в которых схвачено существо вещи2. Первоначально они слу­жили инструментом классификации, с их помощью происходило деление сущего на классы, роды и всевозможные разряды. Лишь позже категории признаются в качестве онтологических экспликатов того, что в этом оп­ределении предшествующим образом уже сказалось.

Категории в философии и социологии представляют наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Они возникли как ре­зультат обобщения исторического развития познания и общественной прак­тики.

По мнению выдающегося знатока древнегреческой философии А.Ф. Ло­сева, каждая философская категория представлена в истории бесчисленным

Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 84.

количеством едва заметных оттенков, и для каждого вполне раздельного и прерывного скачка необходимы десятки, если не сотни лет непрерывного и на первый взгляд едва заметного, едва раздельного развития. Огромный шаг вперед в этом направлении сделала эпоха античности, которая вместо ми­фологии создала мыслительную систему абстрактных категорий3.

В античности категории выступали в виде исходных принципов, неких первоначал мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир. Когда возникло разли­чение бытия и мышления, сознания и познания, категории приобрели ло­гический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специаль­ный трактат «Категории», в котором категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять катего­рий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, вре­мя, положение, состояние, действие и страдание. Главенствующей катего­рией у Аристотеля оказывается oysia (чтойность, что-бытия), как первосте­пенный онтологический предикат, в то время как все остальные категории отражают ее состав4. Аристотелевский список категорий выведен из состава возможных предикаций любого сущего5. Например, о человеке можно ска­зать, что он есть некое что или сущность, длиною в три локтя, белый, боль-

~м.: Лосев А.Ф. История античной философии. М.: ЧеРо, 1998.

2м.: Борисов В.Н. О смысле категории «oysia» в философии Аристотеля // Вестн. Самарского гос.

™-та. 1996. № 1. С. 5-16.

3азинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http://

vww.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/PubI/razin_l.htm

ше (чем другие), на площади или в Ликее, в прошлом году, сидит, обут, ре­жет, его режут. Его категориальная система господствовала в течение не­скольких веков — абсолютный рекорд среди научных долгожителей.

Аристотель называл категории «родами сказываемого» о сущем. «Роды сказываемого» соответствуют родам бытия. Именно под этой рубрикой «ро­дов сказывания» Аристотель вводит в трактате «Категории» свой знамени­тый список, считывая его с лексико-грамматических структур греческого языка. Кант, правда, предлагает выводить список категорий из «таблицы суждений»6, но это не меняет общего с Аристотелем понимания категорий как непонятийных форм мышления. У Канта категории выступают прежде всего как логические формы связи суждений, которые лишь затем осозна­ются в качестве основополагающих философских понятий7.

В классической философии категории трактуются как предельные опре­деления действительности, которые в качестве таковых выступают предель­ными основаниями всего относящегося к ним знания о мире, являются сво­его рода «ядрами» понимания, основными единицами мышления, «узловы­ми пунктами» в сети всевозможных определений действительности8. В таком качестве они служат базовым орудием рационального мышления, а поскольку рационализм — отличительная черта философии Нового времени, то мно-

Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

Разинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http:// www.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/Publ/razin_l.htm

Борисов В.Н. Категориальное знание: гносеологическая природа, формы, способы функциониро­вания // Категориальные основания научного познания: Межвуз. сб. науч. ст. Куйбышев: Изд-во ^ Куйбышевского университета, 1988.

Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 85—86. Там же. С. 85.

гие европейские мыслители тратили время только на то, чтобы составить исчерпывающий перечень категорий, который с максимальной полнотой способен был охватить все стороны бытия и мышления.

В Новое время мыслители как бы решили посостязаться с Аристотелем предложив собственные варианты. Так, И. Кант рассматривал категории как априорные формы рассудка. Они только формы, в которые как бы отливает­ся многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, категории являются определениями не предметов са­мих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышле­ния. В кантовском реестре числилось немало категорий: качество (реаль­ность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цель­ность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действитель­ность и недействительность, необходимость и случайность). Его система, как и у Аристотеля (к идеям которого прибегали в 1980-е гг. самые выдающиеся западные физики-теоретики), охватывает наиболее важные стороны челове­ческого мышления и во многом сохраняет свое значение до настоящего вре­мени.

Огромным вкладом в становление теоретического мышления явилась система категорий Г. Гегеля, названная диалектической. Она, как и у его великих предшественников, охватывала все на свете: мышление, природу, общество, искусство, науки, дух, историю. К числу логических категорий, подотряду универсальных категорий, у Гегеля относились: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, при­чем в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), поня-

тие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель, считающийся вторым после Платона великим диалектиком, показал развитие, взаимосвязь и взаимопе­реходы категорий. Категории играли у него всеми цветами радуги, перели­вались друг в друга, сходились и расходились, создавая немыслимую мозаи­ку, которую невозможно повторить даже сегодня, используя самые современ­ные компьютерные технологии. И неудивительно: на языке категорий с миром разговаривал Бог (Абсолютный дух).

Дело Гегеля поддержал только, пожалуй, патриарх социологии конфлик­тов Карл Маркс. Он приложил категориальную систему к политэкономии и в результате создал самую совершенную, логически очень сложную и, как оказалось позже, неэффективную для практики социальную теорию. Одна­ко до сих пор ей не перестают удивляться, и она питает новыми идеями ты­сячи мыслителей со всех концов света. Именно на Марксе категориальная мысль человечества иссякла, ибо после него уже никто не посягал на созда­ние нового готического собора. Философы во всех странах предпочитали разбираться в интимных подробностях человеческого бытия, оторвав взор от величественных небес.

Так, представители экзистенциализма убеждены, что любая категория, которой пользуется человек в своем мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для этого направления крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы ее выражения в понятиях и символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремя­щегося «очеловечить» категории, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести категории к простым терминам фор­мальной логики и понятиям специальных областей научного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.