КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа и функции научной теории
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Как мы выяснили, познание представляет собой процесс получения новой информации о мире, а знания — это его результат. Из одного пункта научный поезд отправился, а в другой пришел; еще можно сказать так: каков процесс, таков и результат. Если не постарались в ходе познавательного процесса, то нечего надеяться на хороший результат. А процесс, как мы помним, включает и логику, и интуицию, и озарения, и заблуждения. Потому можно предположить, что и результат таких действий будет далеко не однородным. Действительно, система научного знания крайне гетерогенна, т.е. в ней можно обнаружить самые разные формы знания: эмпирические факты, законы и закономерности, статистические тенденции, принципы, гипотезы, формализованные и неформализованные теории, квази- и псевдотеории и т.д. Центральным элементом в системе теоретического знания, занимающего три верхних этажа в иерархии, выступает не научная картина мира, а научная теория, которая разделяется на общую теорию и частную. Прежде чем рассматривать особенности социологической теории, проанализируем сущность научной теории как таковой. Буквально теория означает «зрелище», «взгляд» — заранее и хорошо продуманная инсценировка событий, определенный взгляд на вещи. Теория отражает реальность избирательно и под определенным углом зрения. Она отсекает второстепенное и оставляет главное. Второстепенных деталей, попадающих в поле нашего зрения, так много, что они создают хаос. Отсортировать главное и организовать их в непротиворечивое целое призвана научная теория, поэтому ее можно воспринимать как своеобразный интеллектуальный фильтр, но фильтр очень сложно организованный, поскольку над его созданием трудятся порой несколько поколений ученых, десятки научных коллективов. В частности, примеры научной теории в физике — это теория элементарных частиц и квантовая теория.
Слова «зрелище», «взгляд», составляющие этимологию теории, очень уместны: на основе одной и той же совокупности фактов в науке может быть создано несколько теорий, и все они по-разному оценивают эти факты, и каждая по-своему оказывается права, приводя в доказательство собственную систему аргументов. Точно так же одни и те же факты разные люди воспринимают по-разному. Неизвестно, от чего зависит подобный плюрализм — от особенностей человеческой психики, специфики познания или онтологического устройства реального мира, — но факт остается фактом: несколько теорий, иногда с противоположных позиций, могут объяснять один и тот же факт. Причем подобное наблюдается не только в социологии, которую представители других дисциплин считают незрелой наукой, еще весьма далекой от идеалов строгой науки, но и в почтен ной физике, а также в экономике или психологии. В методологической литературе вы найдете не одно, а множество определений научной теории: совокупность логически связанных между собой абстрактных понятий, которые переводятся в переменные, наделяемые эмпирическими признаками, а также в совокупность гипотез, которые подвергаются эмпирической проверке; иерархически организованная система предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости1; совокупность утверждений о реальном мире, которые описывают связь переменных. Выводы, представляющие логически истинные дедукции, называются пропозициями2; «знание особого рода — знание всеобщее (универсальное) и необходимое (содержательно аподиктическое)»3. В свое время ВТ. Афанасьев отмечал: «В самом общем смысле научная теория является системой знаний, позволяющих объяснить возникновение и функционирование, а также предсказать развитие предметов и явлений действительности, причем эти предметы могут быть материальными или идеальными. Представляющая теорию система логических форм (понятий и категорий, суждений и умозаключений, принципов и законов) поддается экспериментальной, практической проверке или логической верификации... Стержнем, направляющей программой теории является идея... Первым и самым общим определением идеи является основной принцип, остальные же принципы теории конкретизируют идею и находят выражение в законах, понятиях, категориях, которые, в свою очередь, являются конкретизацией принципов. В этом плане теория как система выступает в качестве единства совокупности принципов, законов и понятий»4.
Роль теории в развитии научного знания ярко проявляется в том, что фундаментальные теоретические результаты могут быть получены без непосредственного обращения к эмпирии. Классический пример — построение Эйнштейном общей теории относительности. Частная теория относительно- 1 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебныхзаведений. М., 1995. С. 124. 2 Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 8. 3 Грязнов B.C., Дынин B.C., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973. С. 3. 4 Афанасьев ВТ. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 77. сти тоже была создана в результате рассмотрения теоретической проблемы (опыт Майкельсона не имел для Эйнштейна существенного значения). Научная теория — это система абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но и рассекают действительность в разных плоскостях. В истории науки наблюдается тенденция свести все научное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. В современной методологии науки осознана принципиальная нереализуемость такого сведения, поскольку любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии.
Хорошая теория — это система, позволяющая предвидеть и целесообразным образом организовывать факты. В этом своем качестве она может быть носителем «добавленной стоимости» к новой информации. Если эта новая информация добавляет стоимость какому-либо материалу, то хорошая теория имеет громадную коммерческую ценность. Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образуют относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования. Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание, т.е. они не проецируются целиком и полностью на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «остаток»? Понятие — не только идеализированная модель действительности, но и сокращенная система прак- тических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы в конечном итоге получить такое понятие. В методологии различают два контекста функционирования теории. Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенсиональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых строится абстрактная модель. Поскольку теоретическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответствуют два (и больше) теоретических образа, каждый из которых выражает не только объективное содержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение. Например, в квантовой теории один и тот же реальный процесс может описываться посредством двух различных идеализированных схем (волновой и корпускулярной). В них используются разные теоретические средства, которые дают противоположные картины реальности, но тем не менее обе они являются эквивалентными и истинными. Вследствие этого схемы не могут без остатка проецироваться на отражаемый ими процесс, иначе говоря, они обладают частичной семантической объективностью (неполной истинностью), хотя и приводят к одним и тем же статистическим распределениям.
Помимо прочего научная теория выполняет две важнейшие функции — объясняет устройство реального мира и предсказывает будущие события. Объясняются связи абстрактных объектов модели, а предсказываются связи реальных объектов в окружающем мире. Объяснение надо отличать от описания и интерпретации. Объяснение осуществляется с помощью построения причинно-следственных (каузальных) моделей, которые получают теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение. Считается, что в физике с этим проблем нет, но в социологии строгие каузальные модели построить невозможно. Здесь преобладают описательные схемы, а вместо логического доказательства используется очень похожий на него прием — интерпретация. Интерпретации — это специфический класс обобщений, встречающихся только в социальных науках. В них нет гипотез, логического выведения одних утверждений из других, аксиом и постулатов, эмпирического подтверждения, зато много философских рассуждений и субъективных оценок. Интерпретации нельзя ясно и недвусмысленно вывести из данных. Они, как, например, интерпретация нацизма, представляют собой выводы, которые невозможно подвергнуть экспериментальной проверке или статистическому анализу. «Интерпретации, как и теории, являются результатом высокоразвитого творческого воображения, а не приложением формальных методов исследования, тем не менее существует серьезное расхождение между интерпретациями и теориями. Мы конструируем теории ради объяснения причинных законов; мы создаем интерпретации для того, чтобы получить ориентацию в важных областях человеческой жизни, для того чтобы добиться нового и обобщенного понимания условий человеческой жизни, как это превосходно демонстрировали Маркс, Дюркгейм и Макс Вебер»5. Нельзя забывать об одном уникальном свойстве подлинной теории: оказывается, она может эффективно выполнять функции метода и при построении других теорий в той же области знания или даже в других областях, определяя нормы исследования, и при проведении экспериментальных исследований, определяя их содержание, последовательность и инструментарий. Заметим: строителем научного знания является не метод и не методология, которые, вроде бы, и должны выполнять строительные или архитектурные функции, а именно теория — завершенное здание. Как считают специалисты в области методологии научного знания, научная теория не просто строит теоретический образ мира, но и разрабатывает программу дальнейших исследований, непосредственно основанных на этих знаниях. При таком функционировании теории ее содержание воспринимается как содержание метода6.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |