Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость социологической теории




Врезка

Ж. Коэнен-Хуттергз

В каждой стране мира чувствуется постоянная потребность в добротном социологическом ис­следовании. Но если мы нуждаемся в достовер­ной информации, мы также нуждаемся и в хоро­ших теориях. Тому есть множество причин. Во-первых, без теории мы никогда не сможем накопить знания и улучшить наше понимание че-

ловеческого поведения. В наших исследованиях нам придется начинать с самых незначительных фактов. Во-вторых, без теории мы не установим

критерии отбора информации. В-третьих, без теории мы не будем в состоянии сформулиро­вать вопросы, выходящие за пределы общепри­нятых понятий. Без нее мы будем неспособны сформулировать вопросы на независимой осно­ве. Возьмем такой пример. Предположим, что в определенное время в определенной стране су­ществует широко распространенное мнение, что разрыв между богатыми и бедными расширяет­ся. Возможно, это правда, возможно — нет. Для того чтобы решить, правда это или нет, нам не­обходима достоверная информация, основанная не на мнениях, а на реальности. Кроме того, нам потребуется определение бедности и богатства, которое в дальнейшем, соединившись с други­ми определениями, позволит сформулировать социологическую теорию. Сокращенно по источнику: Коэнен-Хуттер Ж. Ак­туальные проблемы социологии и их развитие // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 130-133.

28 Коэнен-Хуттер Жак — профессор факультета социологии Женевского университета.

и переменных, индуктивный вывод и технологию проверки гипотез на ос­нове преимущественно опросных методик. Таким образом, исследователь­ская программа, знакомая каждому практикующему социологу, является не только начальным, но часто и конечным пунктом социального познания. Ее нестрогость не позволяет создавать аксиоматические теории, довольствуясь размытым множеством теоретических положений, которые более или менее логично связаны между собой.

Попытки лишить социологию теоретического своеобразия, в принципе, не новы. Как известно, еще в 20-е гг. позитивизм выступил с лозунгом пост­роить объективную социальную науку по образцу естествознания, из кото­рого социология могла бы заимствовать теоретические образцы и научный метод. Разрыв с философией и создание социологии как описательной на­уки могли означать только одно: исчезновение необходимости разрабатывать собственные теоретические модели; лучше брать готовое из развитых наук. Нет нужды рассматривать драматическую историю подчинения социологии методам естественных наук. Польза от такой экспансии, несомненно, была: проникновение математических методов, переформулировка расплывчатых понятий в четкие операциональные термины, построение знания на крите­риях верифицируемости и валидности. Но и плата была немалая. Возникли разного рода парадоксы и противоречия в методологических основаниях социологии.

Методология сталкивается с противоречиями всякий раз, когда пытается строго логически и исчерпывающим образом определить понятие «теория». Парадоксы возникают и в том случае, когда теорию стремятся определить, с одной стороны, как открытую, описательную систему знания, а с другой — как дедуктивно-гипотетическую модель, замкнутую в себе конструкцию.

По всей видимости, социологическое знание в целом не является гомо­генной системой, и не только потому, что в ней присутствуют разнокаче­ственные уровни — теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Со­временная логика науки признает как удлинение теоретического цикла по­знания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предпо­лагает переориентацию содержания теоретического знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.