Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка элементов рабочей ситуации




От удовлетворенности или неудовлетворенности работой в контрольных группах

Распределение молодых рабочих по уровню образования в зависимости

по содержанию труда (N = 1240)

 

 

Группировка по содержанию труда Средний уровень образования для
удовлетворенных работой не удовлетворенных работой
1. Малоквалифицированный ручной труд    
2. Машинный квалифициро­ванный труд на конвейере 6,4 класса 7,0 класса
3. Станочники 7,9 8,2
4. Автоматчики без навыков наладки 8,0 8,7
5. Ручной квалифицированный труд 8,4 8,4
6. Пультовики-наладчики 8,6 9,0

33 Человек и его работа (социологическое исследование)... С. 317.

Как оказалось, во всех контрольных профессиональных группах, за ис­ключением автоматчиков и пультовиков-наладчиков, средний уровень об­разования лиц, не удовлетворенных работой, выше, чем удовлетворенных. Отсюда следовало: чем выше образовательный уровень рабочего, тем боль­шее значение приобретают для него содержание труда, характер выполняе­мых им функций, тем больше требований предъявляет он к творческим воз­можностям своей работы34.

Еще более углубленный анализ потребовался ленинградским социологам для выявления оценки элементов рабочей ситуации максимально удовлет­воренными работой мужчинами и женщинами старше 30 лет в группе высо­коквалифицированного ручного труда. Применяя специальные индексы и строя сложные распределения, они получили следующую таблицу (табл. 11).

Именно математика во многом облегчает работу социолога. Предполо­жим, он описал отношение к труду рабочих четырех возрастных категорий (до 30 лет, 31—40, 41—50, 51-60 лет), различной квалификации (1—2, 3—4, 5—6 разряды), разных типов производства (основного и вспомогательного), разного пола, но теперь он решил оценить, чем и как живут, скажем, неже­натые малоквалифицированные рабочие с незаконченным высшим образо­ванием, получающие невысокую зарплату и не получающие помощь от ро­дителей. Если бы социолог не обратился за помощью к математике, позво­ляющей в считанные секунды составить нужную группировку, ему пришлось бы возвращаться в поле со своей качественной анкетой (а она чаще всего пред­ставляет бланк для неформализованного интервью) и продолжить опрос рес­пондентов с указанными параметрами, затратив неимоверное количество времени на их поиск.

Таблица 11

 

 

Элементы рабочей ситуации, подлежащие оценке Расхождение в значениях индексов
Мужчины (N=97) (v?) Женщины (N=27) (v*) Разность оценок (vlj* - v?)
Разнообразие в работе 0,88 0,48 0,40
Требует ли работа смекалки 0,80 0,44 0,36
Взаимоотношения с товарищами по работе 0,76 0,60 0,16
Отношение админист­рации к рабочему 0,19 0,41 -0,22
Важность      
выпускаемой продукции 0,72 0,36 0,36
Удобна ли сменность 0,54 0,70 -0,16
Возможности повыше­ния квалификации 0,39 0,19 0,20
Заработок 0,37 0,48 -0,11
Состояние техники безопасности 0,08 0,30 -0,22

34 Человек и его работа (социологическое исследование)... С. 274.

Что же мы получаем? Математика для социолога, если воспользоваться известным высказыванием, — «не роскошь, а средство передвижения». Она позволяет в короткие сроки создать полномасштабный портрет большой со­циальной группы людей, разбить ее на десятки подгрупп, подробно охарак­теризовав каждую. Многомерные количественные связи, дополнительное применение всевозможных коэффициентов помогают совершить фундамен­тальные открытия, подтвердить выдвинутые гипотезы и обнаружить новые факторы, о которых вы даже не подозревали.

Правда, за роскошь «сверхзвукового перелета» придется платить: надо от­казаться от мысли, что вы узнаете исчерпывающую информацию о каждом респонденте, его мыслях, поступках и делах, о том, что он, быть может, скры­вал от самых близких друзей. На подобную глубину исследования могут пре­тендовать качественные социологи, но не количественные. Но у последних свои достоинства. Количественные социологи прописывают не детали, а со­здают батальные сцены, где сталкиваются большие массы людей. При этом они манипулируют огромным числом количественных данных, нередко чрезмер­но огромным. К примеру, социолог может использовать коэффициент связи для четырехклеточной частотной таблицы между двумя дихотомическими признаками примерно такого вида: (был развод после эмиграции — не было развода) и (возраст до 30 лет — возраст старше 30 лет). Но даже таких («четы-рехклеточных») коэффициентов связи существует около десятка (для частот­ных таблиц произвольного размера подобных коэффициентов более сотни, и каждый дает свой результат)35. Избыточная количественная информация по­лучается еще и потому, что отнюдь не за каждым известным из математики числовым соотношением скрыта соответствующая эмпирия. А если какое-то соотношение не отвечает свойствам эмпирических объектов, то его практи­ческое использование становится проблематичным.

Статистическое изучение всегда связано с отвлечением от индивидуаль­ности каждого респондента, с потерей его уникальности. Выделяя общее, социологи намеренно игнорируют различия. А потеря уникальности проис­ходит в силу того, что мы обедняем реальность, исследуя лишь один ее срез.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.