КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка элементов рабочей ситуации
От удовлетворенности или неудовлетворенности работой в контрольных группах Распределение молодых рабочих по уровню образования в зависимости по содержанию труда (N = 1240)
33 Человек и его работа (социологическое исследование)... С. 317. Как оказалось, во всех контрольных профессиональных группах, за исключением автоматчиков и пультовиков-наладчиков, средний уровень образования лиц, не удовлетворенных работой, выше, чем удовлетворенных. Отсюда следовало: чем выше образовательный уровень рабочего, тем большее значение приобретают для него содержание труда, характер выполняемых им функций, тем больше требований предъявляет он к творческим возможностям своей работы34. Еще более углубленный анализ потребовался ленинградским социологам для выявления оценки элементов рабочей ситуации максимально удовлетворенными работой мужчинами и женщинами старше 30 лет в группе высококвалифицированного ручного труда. Применяя специальные индексы и строя сложные распределения, они получили следующую таблицу (табл. 11). Именно математика во многом облегчает работу социолога. Предположим, он описал отношение к труду рабочих четырех возрастных категорий (до 30 лет, 31—40, 41—50, 51-60 лет), различной квалификации (1—2, 3—4, 5—6 разряды), разных типов производства (основного и вспомогательного), разного пола, но теперь он решил оценить, чем и как живут, скажем, неженатые малоквалифицированные рабочие с незаконченным высшим образованием, получающие невысокую зарплату и не получающие помощь от родителей. Если бы социолог не обратился за помощью к математике, позволяющей в считанные секунды составить нужную группировку, ему пришлось бы возвращаться в поле со своей качественной анкетой (а она чаще всего представляет бланк для неформализованного интервью) и продолжить опрос респондентов с указанными параметрами, затратив неимоверное количество времени на их поиск. Таблица 11
34 Человек и его работа (социологическое исследование)... С. 274. Что же мы получаем? Математика для социолога, если воспользоваться известным высказыванием, — «не роскошь, а средство передвижения». Она позволяет в короткие сроки создать полномасштабный портрет большой социальной группы людей, разбить ее на десятки подгрупп, подробно охарактеризовав каждую. Многомерные количественные связи, дополнительное применение всевозможных коэффициентов помогают совершить фундаментальные открытия, подтвердить выдвинутые гипотезы и обнаружить новые факторы, о которых вы даже не подозревали. Правда, за роскошь «сверхзвукового перелета» придется платить: надо отказаться от мысли, что вы узнаете исчерпывающую информацию о каждом респонденте, его мыслях, поступках и делах, о том, что он, быть может, скрывал от самых близких друзей. На подобную глубину исследования могут претендовать качественные социологи, но не количественные. Но у последних свои достоинства. Количественные социологи прописывают не детали, а создают батальные сцены, где сталкиваются большие массы людей. При этом они манипулируют огромным числом количественных данных, нередко чрезмерно огромным. К примеру, социолог может использовать коэффициент связи для четырехклеточной частотной таблицы между двумя дихотомическими признаками примерно такого вида: (был развод после эмиграции — не было развода) и (возраст до 30 лет — возраст старше 30 лет). Но даже таких («четы-рехклеточных») коэффициентов связи существует около десятка (для частотных таблиц произвольного размера подобных коэффициентов более сотни, и каждый дает свой результат)35. Избыточная количественная информация получается еще и потому, что отнюдь не за каждым известным из математики числовым соотношением скрыта соответствующая эмпирия. А если какое-то соотношение не отвечает свойствам эмпирических объектов, то его практическое использование становится проблематичным. Статистическое изучение всегда связано с отвлечением от индивидуальности каждого респондента, с потерей его уникальности. Выделяя общее, социологи намеренно игнорируют различия. А потеря уникальности происходит в силу того, что мы обедняем реальность, исследуя лишь один ее срез.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |