Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лондонское социологическое общество 2 страница




В их обучение и воспитание вложили свой труд и талант профессора: В.И. Добреньков, А.И. Антонов, Ю.П. Аверин, В.И. Гараджа, Ф.Б. Городис-ский, В.П. Коломиец, А.И. Кравченко, Е.И. Кукушкина, Ф.И. Минюшев, А.С. Панкратов, Н.Е. Покровский, Н.С. Федоркин, Д.М. Фельдман, Е.Б. Шестопал, Р.С. Цаголова; доценты: М.К. Башаратьян, Г.Н. Бутырин, В.К. Ковальчук, Л.Г. Костюченко, Э.П. Кирюхов, А.И. Демидова, Г.А. Дро-бот, И.Г. Петров, И.В. Пастухова, В.Д. Чеснокова, В.Я. Нечаев, Т.Н. Сам-сонова, А.И. Ларионов, В.М. Медков, А.Ш. Викторов; научные сотрудники: В.И. Галочкин, Н.И. Вьюнов, Н.Н. Ефимов, A.M. Долгоруков, А.Г. Коло­кольцев, В.А. Ознобкин, З.В. Горбунова, Г.Б. Бороздина, А.В. Клубов, Л.В. Лесная, B.C. Романов и многие другие. На факультете трудятся акаде­мики РАН В.М. Матросов, Г.В. Осипов, А.А. Самарский, члены-корреспон­денты РАН Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко.

За период с 1996 по 2001 г. ученые факультета сделали более 600 научных докладов и сообщений на университетских, российских и международных кон­ференциях, конгрессах, симпозиумах. Силами факультета, а также с его ак­тивным участием, ежегодно проводятся от 10 до 15 конференций, семинаров и «круглых столов». За тот же период ученые нашего факультета побеждали 20 раз в конкурсах на получение грантов. Ежегодно проводятся студенческие и аспирантские научные конференции, среди них главная — «Ломоносовские чтения». Лучшие сообщения публикуются в сборниках научных работ.

Осуществленная в 2000—2002 гг. ка­питальная реставрация здания социоло­гического факультета позволила создать современную материально-техническую базу дня обучения студентов и проведе­ния научно-изыскательной деятельнос­ти: просторные учебные аудитории и кафедральные кабинеты, библиотека (на бумажных и электронных носителях), компьютерные классы и многое другое создают современную телекоммуни­кационную основу не только для обучения, но также исследований, научного общения (научные семинары, общероссийские конференции, международные социологические конгрессы, симпозиумы, «круглые столы», мастер-классы) сотрудников факультета и социологов всей страны.

На протяжении последних лет наблюдается стабильный интерес молоде­жи к социологическому факультету. Постоянным остается конкурс в 3,5 че­ловека на место, что свидетельствует не только о популярности самой соци­ологической науки, но и являет собой результат большой и целенаправлен­ной работы коллектива по созданию современной, динамичной модели образования, которая и обеспечивает факультету привлекательность.

Факультет социологии СПбГУ27

Факультет социологии СПбГУ был создан в 1989 г. на базе действовавшего с 1984 г. отделения прикладной социологии Ленинградского университета. До него существовали две кафедры на экономическом факультете: кафедра прикладной социологии и кафедра социального управления. То обстоятель­ство, что социология зарождалась в недрах экономического факультета, а не философского, как в МГУ, наложило определенный отпечаток на первона­чальную тематику и структуру факультета, на характер преподавания и ис­следований. Среди самых очевидных последствий экономического проис­хождения ленинградской, а теперь санкт-петербургской, университетской социологии надо считать хорошие традиции, благоприятные условия и на­учный задел для становления экономической социологии. Идея создания кафедры принадлежит профессору В.Я. Ельмееву. Она возникла довольно давно — еще в те времена, когда отделение социологии появилось на эконо­мическом факультете. Основная концепция — создать кафедру, способную преподавать и проводить научно-исследовательскую работу в области, ин­тегрирующей экономику и социологию. В настоящее время на кафедре под­готовлены и читаются основные курсы: «Экономическая социология» (Ве-селов Ю.В.), «Социология труда» (Карапетян Р.В.); «Теория социально-экономического развития» (Петров А.В.), специальные курсы — «Социология собственности» (Ельмеев В.Я.); «Социология предпринимательства» (Капу-сткина Е.В.); «Индустриальная социология» (Карапетян Р.В.); «Исто­рия русской экономической социологии» (Синютин М.В.). На пятилетнее обучение в области экономической социологии с 1997 г. ежегодно принимают 15 студентов.

Однако со временем «экономический уклон» был преодолен. В моду вошла культурная и социальная антропология, благодаря которой факультет развер­нулся лицом к гуманитарному образованию.

Сейчас на факультете 9 кафедр: культурной антропологии и этнической социологии, общей социологии, прикладной и отраслевой социологии, со­циального анализа и математических методов в социологии, социального управления и планирования, социологии политических и социальных про­цессов, теории и практики социальной работы, теории и истории социоло­гии, экономической социологии.

Кафедра прикладной и отраслевой социологии — старейшая на факуль­тете. В 1984 г. на экономическом факультете была основана ее «прародитель­ница» — кафедра прикладной социологии, возглавляемая проф. В.Я. Ельме-евым. Со дня основания кафедры на ней работают нынешний заведующий кафедрой д.с.н., профессор Овсянников В.Г. и д.э.н. доцент Тихомиров Б.И. Научно-педагогический потенциал кафедры заметно усилился с приходом на нее профессора, д.с.н. Гавры Д.П. Будущее кафедры ассоциируется с мо-

27 Информация дается по источникам: Бороноев А.О. Факультет социологии: 10 лет становления и развития //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 2; Социологи-препо­даватели обмениваются опытом // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 127; Социология в Санкт-Петербурге. Круглый стол, посвященный 10-летию создания факультета социологии С.-Пе­тербургского госуниверситета и С.-Петербургского филиала Института социологии РАН // Жур­нал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. Вып. 2 // http://www.soc. pu.ru:8101/inf/ abitur2002.shtml

лодыми преподавателями кафедры — ассистентами Семиделовой Е.В., Ду-диной В.И., Шариповой М.Д. и др.

Своеобразие факультета, его отличие от подобных ему учреждений в дру­гих городах заключается в междисциплинарное™ обучения: наряду с соци­ологией студенты получают глубокие знания по широкому кругу гуманитар­ных и социальных наук. Но стержнем здесь выступают две дисциплины — антропология и социальная работа. Именно для этих целей уже в 1993 г. были созданы отделения социальной антропологии и социальной работы. На фа­культете выработана своя концепция подготовки социальных антропологов и социальных работников. Она заключается в том, что они готовятся на стволе социологии как фундаментальной, базовой социогуманитарной дисципли­ны. В учебных планах новых специальностей содержится достаточное число социологических дисциплин и фактически, хотя это не пишется в дипломах, выпускники получают специальность — социальный антрополог-социолог и социальный работник-социолог.

Факультет является крупным учебно-научным социологическим и ант­ропологическим центром. На кафедрах и в подразделениях факультета тру­дится свыше 30 докторов и более 50 кандидатов социологических, философ­ских, психологических, экономических, исторических, физико-математи­ческих наук. К учебной и научно-исследовательской работе факультета привлекаются и представители других факультетов и подразделений универ­ситета, ведущих учебных и научно-исследовательских организаций Санкт-Петербурга, России, Европы и Америки.

На факультете есть Центр социологических исследований, лингвисти­ческий класс, аудиовизуальная лаборатория (создана благодаря сотрудни­честву с Билефельдским университетом), учебная лаборатория, оснащен­ная современной компьютерной техникой. Компьютерная сеть факультета имеет постоянное подключение к Интернету. На информационном серве­ре «Социология» (http://www.soc.pu.ru), постоянно публикуются материа­лы по социологической тематике, а также информация о факультете. В 1993 г. возродилось Социологическое общество имени М.М. Ковалевс­кого (основано в 1916г.). Основаны также Российско-германский центр со­циальных наук, Исследовательский центр «Русская социология: теория, ис­тория, опыт», Международный центр сравнительных исследований и экс­пертиз (Интеркомцентр).

Большое внимание уделяется использованию российских традиций в об­ласти социологии в сочетании с международным опытом. Этим занимается, в частности, «Социологическое общество им. М.М. Ковалевского», которое призвано стать объединением вузовских социологов страны. Кроме того, начаты работы по изучению социогуманитарного наследия России. С пер­вых дней основания факультета проводятся конференции и семинары, по­священные творчеству выдающихся российских ученых — М.М. Ковалев­ского, И.А. Ильина, П.Б. Струве, Н.И. Карееваидр. Начато издание серии «Российские социологи».

Преподаватели и научные сотрудники поддерживают тесные связи с за­рубежными коллегами. Кроме знакомства с американской социологией ак­тивно изучаются и используются традиции европейской социологии — опыт ученых Франции, Германии, Голландии и других стран. Это послужило ос­новой адаптации учебных планов и программ к международному стандарту,

повышению качества обучения и результативности научной деятельности. В рамках международного сотрудничества на факультете читали и читают лекции известные зарубежные ученые, такие, как Н. Луман, Г. Альбрехт, X. Абельс, А. Гронемайер, У. Мюллер, Э. Ланге, Х.-У. Отто, Р. Ретлевски, X. Тюрелль, Ю. Фельдхофф, X. Харбах, Г. Шмидт, X. Шрадер (Германия); П. Ватье, Р. Пфефферкорн, П. Хинтермайер, Ф. Рафаэль (Франция); К.М. Балза, М.Л. Пинту, В. Коэло (Португалия); Э. Асп (Финляндия) и др. Ученые факультета, в свою очередь, участвуют в осуществлении учебного процесса и проведении научных исследований за рубежом.

На факультете сочетаются теорети­ко-методологические и эмпирические исследования, сложились творческие исследовательские группы. Научные исследования проводятся в рамках сле­дующих направлений: проблемы исто­рии, теории и методологии социологии; теория социального развития общества и социальные проблемы российского общества; социология и антропология города и проблемы социальной защиты; социальная антропология и этносоциальные проблемы; политические, ком­муникационные процессы; социальные проблемы экономики и трудовых от­ношений; социальные проблемы молодежи.

Во время обучения студенты получают подготовку по базовым дисцип­линам — философии, теории и истории социологии, экономической теории, социальной антропологии, теории и практике социального управления и со­циальной работы, прикладной социологии, методике и технике социологи­ческих исследований, различным отраслям социологии и по дисциплинам, определяющим своеобразие их специализации.

В магистратуру могут также поступить и те, кто окончил другие вузы по родственным специальностям и направлениям. Выпускники работают в ву­зах, научно-исследовательских институтах РАН, повсюду: органах государ­ственной администрации, международных учреждениях, коммуникативных структурах, различных коммерческих организациях.

Каждый семестр факультет социологии СПбГУ в рамках соглашения о меж­дународном сотрудничестве предоставляет стипендии для обучения в универ­ситетах Билефельда и Магдебурга. Накопленный в процессе сотрудничества опыт послужит основой разработки новых программ, в которых будут участво­вать университеты Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ. С1989 г. сотрудниками факультета опубликовано свыше 70 индивидуальных и коллективных монографий, учебников и учебных пособий. Выходят перио­дические издания: «Проблемы теоретической социологии» (отв. ред. А.О. Бо-роноев), «Российская социология» (отв. ред. А.О. Бороноев, В.В. Козловский), «Социология экономики и управления» (отв. ред. Л.Т. Волчкова). Кроме того, факультетом социологии СПбГУ издаются: а) журнал социологических и мар­кетинговых исследований «Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев»; б) «Журнал социологии и социальной антропологии».

Незаменимым подспорьем в учебном процессе является созданная в 1993 г. и быстро растущая факультетская библиотека, которая в своих фон-

дах уже имеет около 13 тыс. книг и журналов, в том числе около 5 тыс. на иностранных языках. Сотрудниками библиотеки ведется работа над состав­лением картотеки сборников. Поскольку на факультете уделяется большое внимание изучению языков (многие студенты заканчивают факультет, вла­дея двумя иностранными языками), библиотека обладает большой подбор­кой иностранных журналов (на английском и немецком языках), все жур­налы представлены в свободном для читателей доступе. В читальном зале могут работать также студенты и преподаватели из других вузов города.

За 11 лет своего существования факультет стал центром обсуждения учеб­но-методических и концептуальных проблем социологического и социаль­но-антропологического образования в стране. На десятом году существова­ния состоялось объединение факультета и Научно-исследовательского ин­ститута комплексных социальных исследований (НИИКСИ): создан принципиально новый Учебно-научный центр социологии (УНЦС). Уже проводились две международные конференции, посвященные проблемам со­циологического образования в стране (1993, 1998), а также «круглый стол» по концептуальным проблемам социальной антропологии и антропологичес­кому образованию (1998). А в 2000 г. на базе факультета проводился Первый Всероссийский социологический конгресс «Общество и социология: новые реалии и новые идеи».

Первым деканом факультета социологии Ленинградского, Санкт-Петер­бургского университета стал проф. А.О. Бороноев. Сегодня декан факульте­та — проф. Н.Г. Скворцов.

Но в развитии факультета есть и проблемы. Одной из них является слиш­ком медленное формирование социологического мышления, социологичес­кой культуры. Это связано с тем, что кадровый состав, особенно на началь­ном этапе, формировался из различных по базовому образованию специали­стов (философов, экономистов, историков, психологов), но имеющих отношение и интерес к социологии. Поэтому вхождение некоторых сотруд­ников в социологический дискурс задерживается. К сожалению, из-за отсут­ствия финансирования возникают трудности с проведением фундаменталь­ных и эмпирических исследований.

Появление факультета социологии СПбГУ имеет важное историческое и культурное значение. Новая наука, социология, возникла впервые в России именно в Санкт-Петербурге. Спустя 72 года социология родилась второй раз, и снова в том же городе (если не считать возникший в том же 1989 г. социо­логический факультет МГУ). Вполне справедливо оценила значение этого факта преподаватель факультета социологии СПбГУ проф. Р.П. Шпакова: «Есть города, в которых иногда так своеобразно концентрируется духовная жизнь, что она сама собой предрасполагает к культурно-социологическим размышлениям. Такие города становятся средоточием духовности особого рода, которая вызывает к себе стойкий социологический интерес. Санкт-Петербург, столица дореволюционной России, был именно таким городом. Именно в нем впервые в России возникла новая наука — социология. Ни одна другая научная дисциплина, пожалуй, не связана так тесно с этим городом и не отмечена его влиянием, как социология»28.

:s Шпакова Р.П., Головин Н.А. История социологических дискуссий в России // http:// www.soc.pu.ru:8101/materials/golovin/reader/ngolovin/r_russoz.html#l

Европейский университет в Санкт-Петербурге

Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) — негосудар­ственное высшее учебное заведение по послевузовской подготовке специа­листов (аспирантура) в области общественных и гуманитарных наук.

Идея создания негосударственного высшего заведения, дающего фундамен­тальное послевузовское образование по гуманитарным наукам, была выдви­нута в 1991 г. академиками Ж. Алферовым и А. Фурсенко, писателем Д. Гра­ниным, ректором Санкт-Петербургского университета С.Меркурьевым, мэ­ром города А. Собчаком. Проект создания и концепции ЕУСПб разрабатывался при финансовой и организационной поддержке Международ­ного фонда «Культурная инициатива», а также Фонда Форда, Программы под­держки высшего образования и Фонда Макартуров. ЕУСПб официально от­крылся в 1994 г.29 Учредителями Европейского университета стали Комитет по культуре и Комитет по управлению городским имуществом Мэрии (ныне — Администрации) Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Экономико-мате­матический институт РАН, Санкт-Петербургский филиал Института социо­логии РАН, Санкт-Петербургский союз ученых. Ректором университета яв­ляется известный российский социолог проф. Б.М. Фирсов.

Пробивал свое детище Б. Фирсов с большим трудом: надоедал городским властям, выбивал финансирование, разослал свою концепцию в 200 универ­ситетов мира — и получил, казалось, лишь виртуальную поддержку. Но ког­да на стадии распределения грантов международные фонды — Форда, Мак­артуров, Сороса — запросили ведущих зарубежных экспертов, выяснилось: те знают и всячески рекомендуют идею Европейского университета именно в Петербурге. Для фондов было важно: будет ли новый университет продви­гать в России стандарты открытости, интернационализации образования, приглашать зарубежных светил. Большим плюсом стало то, что университет ориентирует своих аспирантов на то, чтобы они ощущали себя членами ми­рового научного сообщества.

Университет ведет образовательную и научную деятельность на внебюд­жетные средства, которые сам же и ищет, а город обеспечивает здание и сред­ства на его содержание.

Одна из целей Европейского университета: используя мировой опыт, со­действовать обновлению российского образования. Миссию университета его создатели видят в содействии обновлению российской науки и образования на основе сочетания лучших отечественных традиций и мирового опыта, приближению к высоким международным стандартам, т.е. программам меж­дународного класса в таких областях знаний, как экономика, история, этно­логия, право, политические науки в содружестве с социологией. Именно социология, ее подход и видение мира стали ключевыми в подаче знаний по другим дисциплинам.

Университет состоит из пяти факультетов (истории, этнологии, истории искусств, экономики, политических наук и социологии) и нескольких как факультетских, так и междисциплинарных центров: Архивный тренинговый центр (АТЦ), Центр Устной истории, Центр политических исследований

29 На каждый вложенный городом рубль Фонд Форда, Фонд Макартуров и Фонд Сороса выделяют университету десять.

(ЦПИ ПНиС), Центр полевой этнологии (ЦПЭ), Центр информатики (ЦИ), Языковой центр.

Деятельность университета началась с создания аспирантского колледжа. Аспиранты, отобранные на конкурсной основе, получали универсальное

образование, включающее основатель­ные знания о человеке и современной цивилизации и навыки исследователь­ской деятельности. За прошедшие с мо­мента образования ЕУСПб годы в нем было налажено обучение слушателей по трехлетней аспирантской программе. В течение первого года происходит ин­тенсивное обучение, переучивание и доучивание. Таким образом, люди с не­профильным высшим образованием превращаются в специалистов-гумани­тариев. У экономистов — это преимуще­ственно экономическое моделирование с очень сильной математической базой. На историческом факультете — упор на источниковедческие дисциплины, историографию. По социологии и поли­тическим наукам ориентация происходит на западную социологию. Этноло­гия — уникальный для России факультет. Его аспиранты получают образо­вание, соединяющее этнографию, фольклористику, лингвистику, культуро­логию и прочие дисциплины, которые необходимы для современного этнолога (социального антрополога).

Основными целями университета являются:

♦ утверждение и поддержка новых форм негосударственного образова­ния, развитие гибких моделей обучения, учитывающих опыт и дости­жения мировой университетской практики;

♦ преодоление разрыва между высшим образованием и академической наукой, содействие формированию единой интеллектуальной среды, в которой научные исследования и обучение плодотворно дополняют друг друга.

В число приоритетных задач ЕУСПб можно включить также восстанов­ление связей с учеными и преподавателями, уехавшими в 70—90-е гг. на За­пад, поиск и активную поддержку будущих интеллектуальных лидеров, т.е. подготовку научной и культурной элиты. Под элитой в данном случае под­разумеваются ученые и высокопрофессиональные специалисты, отличающи­еся высокими творческими достижениями и обладающие глубокими знани­ями, исследовательским и экзистенциальным опытом для того, чтобы выс­тупить в роли наставников последующих поколений.

Многие аспиранты, студенты старших курсов, сотрудники учреждений культуры прошли обучение на вечерних открытых курсах. Продолжая реа­лизацию программы углубленной послевузовской подготовки, университет приступил к реализации ряда инновационных проектов. Наиболее масштаб­ный из них связан с повышением вклада университета в развитие высшего образования в российских регионах. Это направление совпадает с долгосроч­ными целями мегапроекта «Развитие образования в России» института «От-

крытое Общество» (г. Москва) и осуществляется благодаря его поддержке с весны 1999 г. Факультет политических наук и социологии, факультет исто­рии и факультет экономики ЕУСПб выступают в качестве ресурсных цент­ров по оказанию поддержки кафедрам региональных университетов, соот­ветственно, кафедре социологии, политологии и управления Самарского государственного университета, кафедре истории дореволюционной России Петрозаводского государственного университета и кафедре прикладной эко­номики Новгородского государственного университета. В рамках проекта организуются стажировки преподавателей, аспирантов и студентов кафедр-партнеров в ЕУСПб, лекционные поездки его преподавателей; совместная подготовка и издание учебной и учебно-методической литературы; совмест­ное создание и поддержание Интернет-ресурсов; реализация совместных ис­следовательских проектов. Уже в 1999 г. университет принял на первый курс 24 иногородних слушателя из различных регионов России и стран СНГ, что составляет 30% от общего числа первокурсников. В перспективе до полови­ны аспирантов будут иногородними. Это соответствует задачам Стратегичес­кого плана развития Санкт-Петербурга: привлечение молодых людей из дру­гих городов.

С 1999 г. Европейский университет при поддержке Фонда Спенсера (США) открыл новую программу «Развитие социальных исследований об­разования в России». Она включает проведение летних школ и конференций по социальным исследованиям образования и организацию общероссийского конкурса исследовательских проектов. Предусмотрена поддержка проектов двух типов — проекты написания диссертаций (предоставляются десятиме­сячные стипендии) и проекты последиссертационных исследований (предо­ставляются двухгодичные индивидуальные гранты, включающие стипендию и сумму для покрытия исследовательских расходов). В круг приоритетных включены проекты, посвященные изучению истории, социологии, этноло­гии и экономики образования.

Библиотека ЕУСПб — одна из лучших в г. Санкт-Петербурге, появилась сравнительно недавно в 1996 г. Сегодня она отвечает всем международным стандартам и вполне может конкурировать по своей значимости со многи­ми зарубежными библиотеками. Это одна из немногих в России библиотек, использующих для организации и систематизации своих фондов междуна­родную десятичную классификационную систему, преимущества которой заключаются в том, что она позволяет быстро и удобно пользоваться англо­язычной литературой, а ее в ЕУСПб 70%. Библиотека ЕУСПб обладает круп­ной подборкой книг по социологии, политологии, экономике. По существу, она стала общегородским центром, доступ в который открыт студентам мно­гих петербургских вузов. Для научных сотрудников города библиотека про­водит лекции по пользованию CD или DVD, в которых содержатся полно­текстовые базы данных по периодике, энциклопедиям, газетам и т.д.

В библиотеке действует локальная автоматизированная сеть, включающая пользовательские рабочие станции сотрудников и компьютеры, предназна­ченные для работы читателей с электронным каталогом и CD-ROM, элект­ронными журналами; для автоматизированного обслуживания читателей. Для выдачи книг используются пластиковые читательские билеты. Библио­тека ЕУСПб обеспечена выходом в Интернет, оснащена видеотекой и лин­гафонными кабинетами. Это дает возможность активно использовать видео-

и аудиосредства, способствует изучению английского языка, который явля­ется вторым рабочим языком университета.

Одним из ведущих факультетов ЕУСПб является факультет политичес­ких наук и социологии. На факультете социологии и политических наук по­давляющее число преподавателей — российские граждане, которые получи­ли станфордские, сорбоннские, кембриджские степени и вернулись работать в университет. Факультет предлагает собственную программу подготовки ма­гистров (Master of Arts, M.A.) по специальностям «Политические науки» («Политология») и «Социальные науки» («Социология»). Диплом магистра валидируется Университетом г. Хельсинки (Финляндия). При условии вы­полнения всех требований и получения диплома М.А. аспиранты могут про­должить обучение и исследования для достижения более высокой научной степени (Ph.D. или кандидат наук) по трехлетней аспирантской программе. Ведутся переговоры о валидации степени доктора философии (Ph.D.). Слу­шатели имеют возможность стажироваться за рубежом.

Трехлетняя программа обучения на факультете включает в себя:

♦ в течение первого года — обучение и исследовательскую работу; по за­вершении программы первого года слушатели получают диплом маги­стра искусств (МА), валидируемый Университетом Хельсинки;

♦ в течение второго и третьего года — исследовательскую работу, резуль­татом которой должна стать подготовка к защите кандидатской диссер­тации, ведущая к степени кандидата наук.

Кроме штатных преподавателей, получивших докторские степени в веду­щих университетах мира (Станфорд, Кембридж, Сорбонна) или имеющих большой международный научный опыт, на факультет постоянно приглаша­ются зарубежные специалисты. Результаты научной и педагогической дея­тельности сотрудников факультета находят отражение в печатных издани­ях, в том числе «Хрестоматии феминистских текстов. Переводы», сборнике учебных материалов «Политическая социология и современная российская политика», учебном пособии «Сравнительная политология» (Г. Голосов), сборнике «Мишель Фуко и Россия» и др. С 1998 г. факультет политологии и социологии Европейского университета проводит обучение иностранных студентов по годичной магистерской программе. Почти каждый из выпуск­ников уже имеет годовой или двухгодичный грант на поддержку своих на­учных исследований30.

Факультет социологии Московской школы социальных и экономических наук (Российско-британский поствузовский университет)31

Школа учреждена Академией народного хозяйства (АНХ) при Правитель­стве РФ в 1994 г. как негосударственное некоммерческое учебное заведение, осуществляющее образовательные программы, аккредитованные универси­тетами Великобритании. В 1998 г. она стала структурным подразделением

511 Информация с веб-сайта: http://www.eu.spb.ru/univ

11 Информация с веб-сайта: http://www.msses.ru/win/booklet/index.html

АНХ. Факультет социологии предлагает выпускникам высших учебных за­ведений, исследователям и преподавателям магистерскую программу меж­дународного уровня. По результатам учебы слушателям присваивается сте­пень магистра социологии (Master of Arts in Sociology) и выдается диплом Манчестерского университета, а также российский государственный диплом о профессиональной переподготовке по программе «Социология».

В образовательном процессе используются самые разные формы учебной работы. Основное внимание уделяется самостоятельной работе слушателей: изучению ими рекомендованной литературы и подготовке письменных ра­бот (рефератов (эссе) и итоговой дипломной работы (Master thesis). Кроме традиционных лекций и семинарских занятий преподаватели встречаются со слушателями на занятиях в малых группах (tutorials) и на индивидуальных консультациях (contact hours). Кроме того, в учебном процессе используют­ся мастер-классы ведущих специалистов, творческие мастерские (workshop), case-studies, социальное проектирование, полевая и педагогическая практи­ка. Учебный процесс Московской школе обеспечивают 98 преподавателей: 32 доктора наук, 59 кандидатов наук и 7 преподавателей без ученой степени.

Факультет социологии соединяет отечественную интеллектуальную тра­дицию с многообразием западных социологических теорий и исследователь­ских методов. Характер и уровень преподавания на факультете соответству­ют международным стандартам послевузовской профессиональной подготов­ки и повышения квалификации специалистов в различных областях теоретической и прикладной социологии. Учебный процесс построен так, что материал преимущественно осваивается в ходе индивидуальных занятий с преподавателями или во время работы в малых (тьюторских) группах.

Особое внимание уделяется подготовке научных работ — эссе и аналити­ческих обзоров. С первых недель обучения предусматривается исследователь­ская специализация и работа над магистерской диссертацией (Master Thesis). Школа располагает самыми современными возможностями обучения и ис­следовательской работы: слушатели могут пользоваться компьютерами пос­леднего поколения, работать в Интернете, использовать для анализа социо­логической информации статистический пакет SPSS и т.д. Среди препода­вателей факультета — Т. Шанин, А.Ф. Филиппов (декан факультета), Т.И. Заславская, Г.С. Батыгин, В.В. Радаев, СП. Баньковская, Л.М. Дроби-жева, Н.Е. Покровский, В.А. Ядов, А.О. Крыштановский и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.