КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лондонское социологическое общество 3 страница
Институт социологии ГУГН32 Идея создать на базе головного академического института по социологии учебный центр университетского типа, который был бы способен готовить своего рода научную элиту, знающую основы фундаментальной социологии, возникла в середине 1990-х гг. Нужный для этого преподавательский состав был под рукой — высококвалифицированные сотрудники Института социологии РАН, которые в течение 30 лет составляют цвет и гордость отечественной социологии. 32 В работе над данным материалом принимали участие B.C. Сычева и Т.П. Резникова. В 1994 г. решением Государственного комитета по высшему образованию РФ создан Республиканский центр гуманитарного образования (Университет), или, как его тогда называли более сокращенно — РЦГО. С 1999 г. он переименован в Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН). Очень камерное, почти домашнее учреждение, где все друг друга знают не только по имени, набирает на каждый курс всего 25 человек. Всего на 5 курсах ГУГНа обучается 125 человек. В 2002 г. состоялся первый выпуск студентов. Сложилось неформальное студенческое сообщество, имеющее уже свои традиции, ритуалы (например, поздравления преподавателей в шуточно-частушечной форме), свою газету, которая называется «СЕВРЮГа» — Социологическая, Единственная В своем Роде Юмористическая Газета. Кроме того, студенты в шутку расшифровывают ГУГН как Главное Убежище Гениев Науки. Молодежь шла сюда скорее по необходимости — после того, как завалила экзамены или испугалась трудностей в более крупных и престижных заведениях, скажем, на социологическом факультете МГУ или факультете гуманитарных наук Университета дружбы народов. ГУГН еще не приобрел достойной его репутации и популярности, хотя, как теперь выяснилось, по уровню подготовки обгоняет практически всех социологических монстров. Московская молодежь (общежития, в силу материальной бедности Академии наук, ГУГН дать пока не может) о нем практически ничего не знает. Тем не менее конкурс регулярно составляет 3—4 человека на место. Но «слухи» по России распространяются довольно быстро, и они дошли до провинции. Если в первый набор студенты были — москвичи и из ближнего Подмосковья, то теперь в приемную комиссию подают заявления абитуриенты из провинции. В Институт социологии поступили и учатся студенты из Волгограда, Комсомольска-на-Амуре, Ростова-на-Дону, Саранска, Саратова, Таганрога, Тулы, Томска. По своему социальному положению обучающиеся здесь — преимущественно представители среднего и нижнего слоев среднего класса. Для сравнения — на социологическом факультете МГУ, не говоря уже о юрфаке или экономфаке, в основном учатся дети верхнего слоя среднего класса. Дети банкиров, предпринимателей и интеллектуальной элиты Москвы поступают в престижные заведения, как известно, не только ради фундаментальных знаний. Главным козырем выступает имидж заведения. Не только материальное положение, но и уровень знаний абитуриентов ГУГНа ниже среднего для соцфака МГУ. В этом можно убедиться, познакомившись со вступительными сочинениями. Неверно было бы утверждать, что в ГУГН тянутся именно за фундаментальными знаниями. Хотя требования к успеваемости здесь очень высоки, высока и доля претендентов на отсев. Вот только либеральные академические традиции Института социологии не позволяют применять решительные меры. Может быть, это и к лучшему, так как даже самый последний троечник к пятому курсу овладевает, хочет он того или нет, серьезными знаниями и в теории, и в практике проведения эмпирических исследований. Сегодня выпускников ГУГНа не узнать — это серьезные исследователи и высококвалифицированные специалисты, которых с удовольствием принимают все работодатели. В известной мере ГУГН уникален — это единственный государственный университет, созданный на базе Российской академии наук. Нигде в стране нет больше такой возможность применить высший научный потенциал РАН для целей социологического обучения. Уникальность ГУГН заключается еще и втом, что это единственное в стране учреждение, где наделе соединяются вузовская и академическая социологии, образование и исследование. Начиная со второго курса студенты проходят профессиональную практику в научных подразделениях Института социологии РАН. ГУГН — это собирательное название для целого ряда институтов (на правах факультетов), созданных при академических институтах. На сегодняшний день их 9: истории, культурологии, международных отношений, политологии, права, психологии, социологии, философии, экономики. По своим размерам они меньше любого факультета в традиционном вузе, но, несмотря на это, гордо именуются институтами. Нынешний Институт социологии, входящий в состав ГУГН наряду с другими гуманитарными микроцентрами, включает 5 кафедр: Общая социология (заведующий проф. В. А. Ядов, он же — декан), История и теория социологии (проф. З.Т. Голенкова), Отраслевая социология (проф. В.А. Мансуров), Методология и методы социологического исследования (к.социол.н. И.Ф. Девятко), Математическое моделирование и анализ данных (д.социол.н. Г.Г. Татарова). Как видим, имена в отечественной социологии очень известные. А если прибавить сюда фамилии других преподавателей, в том числе Ю.Н. Давыдова, Л.М. Дробижева, А.Б. Гофмана, Г.С. Батыгина, Д.Л. Константиновского, А.И. Кравченко, В.В. Семеновой, Ю.Н. Толстовой и др., то станет ясно, что трудно найти лучший способ приобщиться к высшим социологическим знаниям. Всего в институте социологии ГУГН преподают 30 профессоров, 34 кандидата и 14 преподавателей (60 преподавателей — из Института социологии РАН, что составляет '/5 часть сотрудников института). Однако в ГУГНе обучают не только студентов. Так уж случилось, что подавляющая часть социологического корпуса в стране, в отличие от их молодых коллег, социологических вузов не оканчивала. Стало быть, она нуждается в постоянной переподготвке и повышении квалификации. С 1994 г. по настоящее время Институт социологии ГУГН ведет весьма активную работу по переподготовке и повышению профессиональной квалификации преподавателей по социологии (бывший Колледж социологии и социальной психологии при РГГУ), а также по научно-методическому обеспечению системы переподготовки и повышению квалификации преподавателей социологии: разработаны программы по социологии (стандарты) для социологических факультетов гуманитарного профиля. На факультет повышения квалификации принимаются преподаватели вузов России, имеющие соответствующее направление своего университета (института), по тем же правилам, что действуют для направления в центры повышения квалификации и переподготовки преподавателей высших учебных заведений. Здесь прошли переподготовку много слушателей из различных вузов России, включая города Брянск, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Ковров, Краснодар, Красноярск, Курган, Липецк, Москва, Нижний Новгород, Новгород, Омск, Пенза, Петрозаводск, Подольск, Ростов, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Санкт-Петербург, Тамбов, Тверь, Томск, Тюмень, Улан-Удэ, Якутск. По базовому образованию это историки, философы, преподаватели общественных наук. В настоящее время здесь ведутся все виды образовательной деятельности — переподготовка и повышение профессиональной квалификации преподавателей гуманитарных наук, подготовка студентов, имеется аспирантура и докторантура. Используется научный потенциал гуманитарных институтов Российской Академии наук, к преподаванию привлекают ведущих ученых и педагогов. ГУГН рос и формировался в очень неблагоприятное для Академии наук время: недофинансирование фундаментальной науки, задержки с выплатой заработной платы ученым, долги академических институтов за аренду помещения, электричество, воду (кстати сказать, погашала их администрация, беря деньги в долг из фонда заработной платы сотрудников). Тем не менее он выстоял, набирает силы, получает все большее признание. За «успешное выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса» РЦГО (Университет) стал лауреатом награды «Факел Бирмингема», учредителями которого являются программа «Послы американского народа» международной организации People to People International, Институт международных финансов и экономического партнерства и Международная академия лидеров бизнеса и администрации. Факультет социологии Алтайского Государственного университета33 Факультет социологии АГУ был создан в 1990 г. на базе отраслевой проблемной научно-исследовательской лаборатории социологии молодежи и является крупнейшим факультетом такого профиля в вузах Сибири и Дальнего Востока. Здесь ведется подготовка по специальностям: «социология», 33 Информация дается по источникам: Демина Л.Д. Десятилетие профессионального социологического образования на Алтае //Социологические исследования. 2000. № з. С. 132—134; веб-сайт: http:/ /www3.asu.ru/departments/sociology/site/index.shtml «социальная работа», «менеджмент в социальной сфере», «реклама», «психология», работает специализированный докторский совет защиты диссертаций по социологии и социальной философии. Декан факультета — профессор, член-корреспондент РАО СИ. Григорьев. На факультете около 800 студентов, из них более 300 обучается по заочной форме и индивидуальным программам. Здесь трудятся 8 профессоров (в том числе двое — из Германии) и 18 доцентов. Доля преподавателей со степенями и званиями — 68%. Выпускники работают на кафедрах вузов и техникумов, в социальных службах, в редакциях газет и журналов, на радио и телевидении, в органах управления. Немало его выпускников работает в школах, службах семьи, занятости, социальной защиты, рекламных агентствах, банках, отделах по работе с персоналом частных фирм, государственных предприятий. Так, краевой Кризисный центр возглавляет выпускник социологического факультета М. Ко-стенко, а Центр социальной и психологической реабилитации на Семипалатинском полигоне — Н. Куликова, также его выпускница. Уникальный феномен — существование студенческой администрации факультета, воссозданной четыре года назад после развала системы студенческих общественных организаций, действовавших в советский период. Нижним звеном системы студенческого самоуправления выступают студенческие учебно-исследовательские группы кафедр, которые участвуют в ежегодной студенческой научной конференции АГУ. Сегодня социологические факультеты страны часто переходят на систему самообеспечения. Они создают специализированные колледжи либо формируют в лицеях, гимназиях и средних школах профильные классы с широкой гуманитарной и углубленной социологической подготовкой. Принцип «Сам позаботься о своих будущих кадрах», кажется, становится преобладающим. Воспитанием будущих социологов занимаются чуть ли не с детского сада. Этим занимаются вузы Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Богатый опыт накоплен и в АГУ. Каждый, кто хочет получить специальности «социология», «психология», «социальная работа», «реклама», «менеджмент в социальной сфере», может достичь целей, участвуя в довузовской программе факультета, которая включает несколько форм подготовки. Прежде всего это — работающий в структуре факультета Колледж социальных наук на базе школы № 27 г. Барнаула. В нем школьники обучаются после девятого класса, а после окончания, получив диплом Колледжа, поступают на третий курс социологического факультета комплекса «СПС» АГУ или идут работать. При этом после двух лет обучения они имеют возможность поступить на первый курс факультета социологии АГУ и на другие факультеты университета, иные вузы края и страны. Не удивительно, что среди молодежи социология — чуть ли не самая престижная и модная наука. Конкурс на факультет социологии растет из года в год и сегодня является одним из самых высоких в АГУ и в вузах края. Уникальным образовательным учреждением в структуре факультета и университета является колледж социальных наук, реализующий образовательные программы неполного высшего образования по социологии, психо- логии, рекламе, социальной работе. Здесь разрабатывается интегративная модель многоуровневого социального образования в системе «школа—вуз». Колледж стал базой специализированной довузовской программы факультета по подготовке абитуриентов и учащихся профильных классов школ города и края. Дело в том, что факультет социологии АГУ имеет сеть базовых школ, где имеются специализированные классы психолого-социологического профиля. Их выпускники обладают основательной социогуманитарной подготовкой и пользуются льготами при поступлении в АГУ. Это позволяет сохранять не только стабильно высокий конкурс, но и отбор способных школьников. На базе факультета ежегодно проводятся краевые олимпиады, действует секция социологии и психологии краевого отделения всероссийской инновационной программы «Шаг в будущее». Среди их участников и победителей немало тех, кто учится в лицейных классах базовых школ социологического факультета АГУ, Колледжа социальных наук. Факультет развивается как учебно-научно-производственный комплекс «Социология, психология и социальная работа» (комплекс «СПС»), включающий «Колледж социальных наук», 7 кафедр, 2 лаборатории и 3 дисплейных класса, архив базы данных исследований, проведенных в 1980—1990 гг., а также систему баз практики и специализированных классов психолого-социологического профиля в общеобразовательных школах. Комплекс является результатом деятельности большой группы социологов, представляющих различные школы отечественного обществознания (Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Красноярска, Тюмени, Омска, Владивостока, Нижнего Новгорода, Прибалтики) и позволяет фундамента-лизировать и профилировать социальное образование более эффективно, чем на «чисто» социологических или психологических факультетах, на факультетах социальной работы или управления. При этом органично сочетается научная, образовательная и прикладная, социально-проективная деятельность. На факультете социологии действуют следующие кафедры: общей социологии, эмпирической социологии и конфликтологии, социальных технологий, инноваций и управления, социальной работы, психологии, психологии коммуникаций и психотехнологий, математических методов в социальных науках. Кроме того, на факультете есть две лаборатории (математического обеспечения социологических и психологических исследований, научно-исследовательская лаборатория по проблемам молодежи) и два центра (издательский центр, информационно-методический центр). На его базе осуществляются федеральная программа «Основы качества национального социального образования для России XXI века», ряд международных проектов, ведется переподготовка кадров и повышение их квалификации, создана система довузовской подготовки абитуриентов. Очень важно, что базовым вузом для реализации крупной федеральной программы по образованию в XXI в. был избран не столичный вуз, а именно Алтайский университет. Информационно-методический центр одним из первых в Сибири объединил методический кабинет, компьютерную лабораторию и дисплейный класс — таким образом, создана система информационно-методического обслуживания студентов и преподавателей. В лаборатории математического обеспечения социологических и психологических исследований создана система компьютерного тестирования знаний, включающая в себя конструк- тор тестов, программу тестирования и программу обработки результатов тестирования. Формируется база данных обучающих средств и контрольно-обучающих заданий. Проблемная научно-исследовательская социологическая лаборатория провела масштабные межрегиональные лонгитюдные исследования «Пути поколения: социальная структура и молодежь». Алтайская социологическая научная школа получила официальное признание РФФИ. Особое значение для развития научных разработок социологов АГУ имеет многолетнее сотрудничество с Центром социологических исследований МГУ, возглавляемым СВ. Тумановым и Т.В. Кухтевич. Это касается прежде всего совместной работы в рамках трех российско-американских проектов по изучению предвыборных ситуаций в России, а также российско-американского проекта «Молодежь России 1997 г.: три жизненные ситуации». На основе этих исследований в АГУ подготовлено более десятка статей, опубликована коллективная монография «Социальная и политическая культура россиян: общественный контекст середины 1990-х гг.». В рабочих группах этих проектов приняло участие более полутора десятков преподавателей и сотрудников, а также около 50 студентов, обучающихся по специальности «социология». При факультете действует специализированный совет по защите диссертаций, открытый в 1992 г. при поддержке социологов МГУ и ЛГУ (СПбГУ), являющийся на данный момент одним из наиболее активных в Сибири и на Дальнем Востоке. Ежегодно здесь защищается по 7—8 кандидатских и по 2—3 докторских диссертации. За семь лет работы совета здесь защитили диссертации более 35 ученых из Барнаула, Красноярска, Перми, Владивостока, Томска, Новосибирска, Новокузнецка, других городов страны. В 1990-е гг. сотрудниками и преподавателями факультета с использованием опыта московских и санкт-петербургских коллег по социальному планированию, разработке программ работы с молодежью, оказанию помощи сельским регионам, региональным подсистемам образования и социальной защиты, а также с использованием Барнаульской городской программы «Инновационное социальное образование», концепции сохранения и развития региональных подсистем образовательной деятельности и социальной защиты населения, создана Комплексная программа сохранения и развития краевой системы образования. По инициативе коллектива соцфака на Алтае на межведомственной основе создан краевой Кризисный центр для мужчин, имеющий уже несколько филиалов. В его организации приняли участие комитеты администрации края по здравоохранению и социальной защите, дирекция Алтайского краевого кардиологического центра. Факультет также оказывает активное влияние на работу краевого центра социальной и психологической реабилитации населения зоны Семипалатинского полигона на Алтае, деятельность Алтайского регионального научного центра СО РАО, Института мониторинга качества региональных образовательных систем, Алтайского филиала исследо- вательского центра проблем качества подготовки специалистов при Миноб-разовании РФ. На факультете с участием АРНЦ Сибирского отделения РАО издается журнал «Образование и социальное развитие региона», публикуется ежегодник «Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы» и его приложение «Студенческие исследования». Эта работа согласуется с деятельностью на Алтае представительств и коррпунктов таких известных периодических изданий, как российско-югославское «На рубеже веков», журналы, издаваемые на федеральном уровне, — «Социологические исследования». «Известия РАО», «Педагогика», «Социология и социальная антропология», межрегиональный журнал «Образование в Сибири». Ведется активное сотрудничество с зарубежными университетами. С их участием еще в первой половине 90-х гг. были проведены в Барнауле и Москве первые семинары и конференции по социальной работе, секция социологии Конгресса ЮНЕСКО 1995 г. в Новосибирске, циклы российско-канадских и российско-шведских семинаров по проблемам обновления социального образования. Осуществлены совместные проекты с американскими, немецкими и швейцарскими специалистами. Немаловажно и участие ученых социологического факультета АГУ в разработке концепции социальной защиты населения Алтайского края, регионального закона «О народном образовании Алтайского края», Комплексной программы сохранения и развития образования на Алтае. Социологическому факультету АГУ исполнилось уже 10 лет. Наряду с анатогичными факультетами МГУ и СПбГУ он является одним из старейших в стране, а для огромной территории, расположенной за Уральским хребтом, включая Сибирь и Дальний Восток, еще и базовым. Сегодня он представляет собой мощный региональный центр подготовки специалистов для учреждений социальной сферы, образования и управления. В России и в ближнем зарубежье с ним сопоставимы только, может быть, социологические факультеты Московского и Санкт-Петербургского университетов, с которыми алтайские социологи поддерживают тесное сотрудничество. В Министерстве образования и Академии наук факультет социологии АГУ пользуется заслуженным авторитетом. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И АССОЦИАЦИИ Институциализация науки подразумевает не только создание специализированных университетских кафедр и факультетов, издание учебников и журналов, функционирование исследовательских центров, но также и особые формы солидаризации профессионалов. Таковой выступают в нашей науке социологические ассоциации, объединения, клубы и др. Ассоциация является общественной негосударственной, неполитической, неприбыльной организацией. Ее основные цели — просветительские, организаторские и благотворительные. В ее задачи входит содействие повышению профессионального уровня своих членов, осуществление информационного обеспечения через рассылку журналов, монографий и учебной литературы, помощь в публикации статей и книг, организация и проведение семинаров и конференций. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Ранние социологи трудились, часто не зная о существовании других социологов внутри страны и в других странах. Пионер американских социологов Лестер Уорд написал большинство своих первых работ, не подозревая о существовании других социологов в США. Когда Дюркгейм посетил Германию, он так и не встретился с Зиммелем. Раньше социологи имели различное, не социологическое образование, они принадлежали к разным интеллектуальным и научным сообществам — философским, экономическим, политическим. У них не было профессиональных социологических ассоциаций, поэтому они редко общались друг с другом. Больше других преуспели в создании журналов и профессиональных сообществ социологи Франции и Америки. Франция — колыбель социо- логии — родина первого социологического журнала «Международного социологического обозрения» (1893) под редакцией Рене Вормса. В 1895 г. А. Смолл в Чикагском университете основал второй в мире журнал «American Journal of Sociology». С 1896 г. выходит «Социологический ежегодник» Дюркгейма. Первым в мире социологическим сообществом стал Международный институт социологии, созданный Р. Вормсом. Он образовался в 1893 г., а в октябре 1894 г. состоялся первый международный конгресс. Начиная с 1895 г. институт выпускает «Анналы Международного института социологии»1. Главный редактор — Рене Вормс. Русские ученые принимали самое активное участие в его деятельности. Но при упоминании имен возникают спорные вопросы. По мнению И.А. Голосенко и В.В. Козловского2, три русских социолога — Лилиен-фельд, Ковалевский и Сорокин — в разное время были избраны президентами института, а П. Петражицкий — вице-президентом. В.П. Култыгин приводит иные данные: на разных этапах его существования возглавляли этот Институт три наших соотечественника (П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев), более десятка русских ученых были его вице-президентами3. Как бы то ни было, Международный институт социологии объединял ведущих социологов мира, однако по своей организации являлся достаточно элитарным и замкнутым объединением, так как стать его членом можно было только по рекомендации нескольких членов и при единогласном одобрении всех остальных членов института. Он являлся признанной и авторитетной ассоциацией социологов, который проводил свои конгрессы до 1960 г. Он продолжает существовать и сейчас, но уже в изменившейся форме. МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (INTERNATIONAL SOCIOLOGICAL ASSOCIATION - ISA4) После Второй мировой войны центр тяжести профессионального общения и сотрудничества переносится во вновь созданную по инициативе Департамента социальных наук ЮНЕСКО в 1948 г. организацию — Международную социологическую ассоциацию (МСА), призванную стать гораздо более широкой и демократичной. В рамках МСА социология рассматривается в качестве мировой дисциплины, интегрирующей различные интеллектуальные традиции. Первый Всемирный социологический конгресс состоялся в Цюрихе в 1950 г. (124 делегата из 30 стран). До 1962 г. подобные конгрессы проводи- ' Но еще раньше, в 1893 г., появилось «Международное социологическое ревью» под той же редакцией. 2 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М.: Онега, 1995. С. 30. 3 Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий // Социологическиеисследования. 1998. № 12. С. 15. 4 Официальный веб-сайт ISA: http://www.ucm.es/infb/isa/ лись с интервалом в три года, а позже — через четыре года. В 1959 г. проходил IV Всемирный социологический конгресс в Италии. Советская делегация состояла из 25 человек, среди которых были Ю. Францев, П. Федосеев, В. Немчинов, Б. Чагин, А. Шишкин, Ю. Семенов, А. Харчев, Э. Араб-Оглы и др. В 1962 г. проходил V Всемирный социологический конгресс в Вашингтоне. Членами Исполнительного комитета МСА избраны советские представители Ф.В. Константинов и В.А. Штейнберг. В 1966 г. на VI конгрессе во Франции присутствовало почти 2 тыс. специалистов из многих стран мира. Активно проявили себя отечественные социологи в подготовке VIII Всемирного социологического конгресса (Торонто, 1974), посвященного обсуждению темы «Наука и революция в современных обществах». К нему было издано 300 наименований реферативной литературы, размножено 130 докладов советских социологов. Итоги конгресса отражены в двухтомнике «Социология и современность» (М., 1976—1977). На международном конгрессе советские социологи выступили совместно с социологами братских стран, марксистами из капиталистических и развивающихся государств5. На XIV Всемирном социологическом конгрессе в Монреале (Канада) в 1998 г. присутствовало более 4 тыс. участников: из Канады — 1000 человек, США — 700, Франции — 300, Германии и Нидерландов — по 200. Россию представляли около 50 человек. Работа конгресса состояла из президентских сессий, симпозиумов, заседаний исследовательских комитетов, а также тематических и рабочих групп. Президентом МСА стал итальянец Альберте Мартинелли. До него президентом МСА был И. Валлерстайн. XV Всемирный социологический конгресс пройдет в Австралии в 2002 г. В МСА сегодня функционирует 53 исследовательских комитета, охватывающих самые разные области мировой социологии, в том числе: возрастная социология, агросоциология, экономика и общество, теория отчуждения, биография и общество, социология детства, клиническая социология, социология коммуникации, знания и культуры, девиантность и социальный контроль, сравнительная социология, социология образования, история социологии, трудовые движения, политическая социология, исследования семьи, социология права, социология досуга, социальные классы и социальные движения, умственное здоровье и заболевания, социокибер-нетика, международный туризм, социология профессиональных групп, логики и методологии в социологии, женщина в обществе, социология искусства и др.6 5 Пилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической науки в СССР (1968—1978 годы) // Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документахСПбРХГУ. 1999. С. 344. 6 Дополнительная информация по веб-адресу: http://sociolink.al.ru/associations-international.shtml Нынешний состав Исполкома МСА сильно латинизирован — более половины его членов либо выходцы из романских стран Европы, либо латиноамериканцы. МСА издает: а) ежеквартальный журнал «International Sociology»; б) ежеквартальный журнал «Current Sociology»; в) два информационных бюллетеня — «ISA Bulletin» и «International Review of Sociology»; г) книжную серию «SAGE Studies in International Sociology» (выходит с 1974 г.). После активного участия отечественных социологов в работе мировых социологических конгрессов, в том числе в МСА, в 1960—80-х гг., в 1990-х наше представительство заметно сократилось. Российские социологи не входят в руководящие органы МСА и почти не выступают с докладами. Наибольшую активность они проявляли в работе исследовательских комитетов, но и здесь ранее завоеванные позиции продолжают сдаваться. Так, исследовательские комитеты 08 (История социологии) и 09 (Социология будущего) были созданы по инициативе советских социологов и долгое время возглавлялись И.С. Кономи И.В. Бестужевым-Ладой. Сегодня в руководящих органах этих комитетов нет наших представителей7. Советские ученые начали участвовать в международных социологических конгрессахс 1956 г., причем если на III Всемирном социологическом конгрессе советская делегация, появившись впервые, состояла в основном из представителей официальной и полуофициальной идеологической элиты, то на последующих конгрессах состав участников демократизировался, основной костяк делегации составляли специалисты в области социологии, в особенности эмпирических исследований.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |