Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология учебников




Вопросы для повторения

G9

Вопросы для повторения выполняют роль познавательных раздражителей. Это как кнопки в стуле — сел, вскрикнул, обратил внимание, произвел дей­ствие. Вот так и вопросы. Пока читаешь текст, на многое не обращаешь вни­мания. Вопросы располагаются в конце книги, они должны быть элементар­ными, например, «что такое социология марксизма?» В отличие от заданий, интеллектуальных головоломок, вопросы, а их можно назвать «бродилками», обращены не к интеллекту, а к нашей памяти: надо либо вспомнить, либо вернуться к тексту, найти нужное место, где помещена вопрошаемая инфор­мация, и ответить. Таким способом учебный материал лучше усваивается и систематизируется.

Различные виды учебников социологии, выходящие за рубежом, можно классифицировать по следующим основным типам или ступеням:

1) для старших классов общеобразовательных школ (самый простой и доступный учебник);

2) для лицеев, гимназий, колледжей и университетов несоциологическо­го профиля (инженерных, искусствоведческих и т.п.). Это более сложный по материалу учебник;

3) для бакалавров социологических факультетов университетов и коллед­жей (это профессиональное, написанное соответствующим языком введение в дисциплину);

4) для магистров и аспирантов специализированные по областям учебни­ки, например, по методологии, социологии семьи, социологии труда, ста­тистике и т.д. (самый сложный тип).

Типы учебников по степени сложности

Первая ступень

Введение в социологию — учебники для 10—11 -го классов общеобразова­тельной школы. Простейший вид, масса иллюстраций, задач, конкретных примеров. Самые общие сведения о социологии.

Вторая ступень

Основы социологии — учебник для колледжей, техникумов и институтов, не готовящих профессиональных социологов. Он сложнее, чем школьный. В нем также много иллюстраций, но тексты пространнее и сложнее.

Третья ступень

Социология — учебник для вузов, готовящих профессиональных социо­логов. Общий курс социологии включает подробные тексты, достаточно сложные, с графиками, таблицами, моделями. Пример — учебник М. Смел-зера.

Четвертая ступень

Социология семьи — курс методологии, социологии семьи, посвященный девиантному поведению, — и другие учебники для аспирантов. Общих курсов уже нет. Есть отраслевые продвинутые. Излагаются все социологические теории, наработанные в данной отрасли знания.

Для науки будущего нужны самые разные учебники. Одни должны из­лагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя со-

временные знания. Таков традиционный учебник, рассчитанный на то, что с основами социологии будут знакомиться те, кто никогда профессионально

социологией впредь заниматься не бу­дет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать бу­дущих профессионалов, т.е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах — промышленности, здравоохранении, рекламе, кино и т.п. По всей видимос­ти, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Первые знакомят с азами науки и сооб­щают начальные сведения о науке. Вто­рые идут дальше и формируют логику мышления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитан­ным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провес­ти самостоятельное исследование. Учебники продвинутого типа вводят студента в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Акцент в них должен делаться не на описании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитичес­кого мышления будущих профессионалов. Таким образом, учебник продви­нутого типа дает теоретико-методологические основы знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.