КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль учебников в образовательном процессе
УЧЕБНИКИ СОЦИОЛОГИИ G4 Таким образом, завышенная самооценка университетских профессоров не соответствует действительности, но она соответствует той академической культуре, которая инициируется и искусственно поддерживается всей институциональной системой американского общества. Она является частью академического стиля жизни, академической субкультуры и морального статуса профессуры. Не удивительно, что 74% опрошенных заявили, что если бы им пришлось начинать жизнь сначала, то они снова выбрали бы социологию18. Во все времена университетские учебники служили символом высшего образования. Учебники выступают важнейшим каналом передачи академических знаний от старшего поколения к младшему, механизмом формирования основ профессионального мастерства, наконец, коммуникативной средой и средством институциализации социологии в университетах. Таким качеством обладали уже самые первые учебники «Введение в изучение общества» А. Смоллаи Г. Винсента (1894) и «Принципы социологии» (1896) Ф. Гиддин-гса, Они оказали огромное влияние на подготовку нескольких поколений сту- также в желании образовательных подразделений опереться на формальный стандарт, не имея при этом внутренних нормативных рамок и ценностных ориентации. Здесь и возникают различные точки бифуркаций и турбулентности. Сколь бы ни трудились эксперты-социологи, составляющие стандарт, он всегда будет вызывать обструкцию. Административная власть министерства не столь велика, чтобы навязать его сотням центров социологического образования самого различного калибра. Только профессиональное сообщество может и должно согласовать общие принципы преподавания социологии, сделав их достаточно мягкими, т.е. формально не обязательными, но позволяющими провести границу между профессиональной социологией и любыми пара-социологиями. Предлагаемая нами схема состоит из двух компонентов. Во-первых, признание принципа социологического мышления (или воображения), согласно которому социолог должен мыслить в категориях устойчивых и повторяющихся явлений. В приземленной практике преподавания это означает постоянное тестирование обучающемуся любых явлений социальной реальности в ходе ответа на вопросы: что происходит? (выделение факта); как часто это происходит? (повторяемость); как это происходит? (механизм осуществления функции); кому это нужно? (мобилизованные интересы и группы); что произойдет в будущем? (развитие тенденции). На эти «детские» вопросы, кстати сказать, быстро отвечают старшеклассники в ходе довузовской подготовки. Вместе с тем многим «взрослым» социологам неведомы такие простые формы постановки социологического анализа. А ведь именно на них опирается социологическое воображение (по Ч.Р. Миллсу) и, соответственно, формирование социологического мышления и социологической культуры. Во-вторых, принятие согласованной схемы социологических категорий не равнозначно единообразию и схематизму в социологическом мышлении. Напротив, преподавание может идти с использованием иных ориентации, учитывающих индивидуальный профиль учебного центра. Предлагаемая социологическая схема присутствует в подавляющем большинстве англоязычных учебников. Сокращенно по источнику: Покровский Н.Е. Структура учебных курсов по общей социологии: стандарты и варианты // Социологический журнал, 2001, № 1. Веб-адрес: http://www.nir.ru/ Socio/scipubl/sj/sj 1 -01 pokr.html '» Ibid. P. 99. 7Б5 дентов, многие из которых впоследствии стали преподавателями и авторами новых учебников. Учебник и учебный курс — центральные элементы системы образования. Хотя на первый взгляд таковыми являются учитель и ученик. Но учебник может заменить учителя и образование превратится в самообразование. Учебники — это специальный центр литературы, имеющий своей целью не сообщение информации, а научение основам науки. В принципе любая книга чему-то учит, но в учебнике эта функция выражена в коцентрированном виде. Он не может и не должен устаревать. Его призвание — излагать в систематизированном виде фундамент знаний в той или иной дисциплине. Учебник выступает опорным звеном в механизме трансляции культурных образцов и ценностей. Без него невозможен процесс институциализации знаний. Благодаря учебникам и, соответственно, учебным курсам осуществляется подготовка будущих профессионалов. В повседневных знаниях, на которые опирается ученый, перемешаны правда и ложь, истина и заблуждения. Источником информации служат слухи, приблизительные данные, вымыслы, массовые стереотипы. Наука не может строиться на таком фундаменте. Вот почему она тщательно фильтрует информацию, отбрасывает лишнее и оставляет самое необходимое и проверенное. Отсюда вывод: отброшенное наукой знание многократно превышает оставшееся. Чем больше развивается наука, тем строже она относится к тому, что ей предлагают в качестве социологического знания. С 1960 по 1990 г. в России проведено университетами, институтами, заводскими службами, частными фирмами и индивидуальными социологами не менее 500 тыс. исследований. А что вошло в сокровищницу научного знания? При всем старании не более 10—20. Похожая ситуация и в других странах. Таким образом, наука напоминает воронку, у которой широкий вход, но очень узкий выход. Внутри размещается особый механизм, который раскладывает, анализирует, проверяет, оценивает знания и отбрасывает лишнее. Остается самое ценное. Оно запечатлено в учебниках и учебных курсах. Но в отличие от обыкновенной воронки, у научной объем знаний на входе и выходе неодинаков. В мировой науке, в практике любой дисциплины — от математики и физики до психологии и этнографии — предметный учебник призван отражать твердо установленное знание, накопленное несколькими поколениями людей, аккумулировавшее в себе проверенный и доказанный опыт. Крупнейший авторитет в области науковедения С. Кули делит структуру научного знания на «центральное ядро» и «исследовательскую периферию». Достаточно заглянуть в любой учебник, чтобы понять, что такое центральное ядро данной науки на сегодня. Это компактное множество взаимосвязанных между собой теоретических положений, аналитических приемов и основных эмпирических данных, составляющих вместе твердое знание, каркас науки. В отличие от него «исследовательская периферия», как уже упоминалось выше, представлена текущими разработками и исследованиями активно работающих ученых. Это авангард науки, зона активного поиска и приращения знаний. Здесь все зыбко, подвижно, гипотетично. Учебник отражает и должен отражать не поисковый фронт, а устоявшееся, фундаментальное знание, излагать его в систематическом, целостном виде.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |