Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистика и методическое обеспечение учебника




Любые дидактические приемы — популярный стиль изложения и все­возможные ораторские техники, педагогические наставления, иллюстра­тивный материал и конкретные примеры — должны играть вспомогатель­ную роль и быть подчинены главной задаче — систематическому изложе­нию базовых основ научного знания. В стилистике учебника не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. В нем

7Б7

не должно быть приемов псевдодоверительного разговора с читателем, при котором дополнительный материал (наполнитель, «вода») поглощает, ме­шает восприятию, отодвигает на второй план содержание. В учебнике не­обходимо избегать другой крайности — научного канцелярита, т.е. засуше-ных академических фраз, абстрактных проблем, схоластических рассужде­ний. Язык повествования в учебнике должен отвечать нормам русского литературного языка.

Каждое из вводимых понятий должно быть расшифровано и иллюст­рировано конкретными примерами. После определения понятия и при­меров должно следовать рассмотрение связанных с ними проблем, с ко­торыми сегодня сталкивается российское общество. В каждом тематичес­ком разделе учебника должны быть выделения ключевых понятий и теорий, которые включаются в терминологический словарь в конце учеб­ника. Должны прилагаться списки источников и рекомендуемой литера­туры. К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснитель­но-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценност­но-эмоциональные. При этом от автора не требуется весь набор методи­ческих приемов. Часть заданий должна ориентироваться на работу с научным аппаратом, часть — на анализ и осмысление жизненных ситуа­ций. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или ана­лиз данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимся прини­мают участие родители и родственники, например, обсуждение семейного бюджета.

Система научного знания представляет собой неотъемлемый компонент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, как писал в свое время ведущий американский социолог Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество не вырабатывает ме­ханизмы овладения научными знаниями каждый раз заново, не начинает поиск истины с нуля. Преемственность знаний, как и преемственность по­колений, составляет основу культурного генофонда нации. Функция высшего и среднего образования заключается именно в сохранении и передаче культурного наследия.

Не следует ли отсюда, что учебный курс только консервирует знания, причем такие, которые доступны непосвященным? Действительно, аудитория преподавателя — сообщество непрофессионалов, которые далеко не все понимают из того, что создают профессионалы. Преподаватель заве­домо идет на профанацию академических знаний, на их упрощение и схема­тизацию. Но где границы подобной профанации?

От любого преподавателя в США требуют изложения основ «чистой», т.е. фундаментальной, науки, конечно же, с массой конкретных примеров (мож­но из собственных исследований). Так закладываются культура мышления студента, основы социологического видения мира. А вот уже в дополнение к базовому курсу (но именно в дополнение) тот же преподаватель читает спецкурс. Чему он посвящен? Разумеется, результатам его исследовательской деятельности. Ведь в США социолог — одновременно преподаватель и ис­следователь, а университет — кафедра и лаборатория.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.