Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадокс шестой: социологическое образование — есть, а специальнос­ти — нет




Парадокс пятый: социологи боролись за рынок, но рынок устраняет соци­ологию

Как показала постсоветская история, после распада СССР социология утратила те завоевания, которые приобрела в советское время, при диктату­ре ЦК КПСС. Надежды на ее бурное развитие, которое имела советская интеллигенция, не оправдались. Ожидания в адрес социологии, из которых исходила интеллигенция в 80-е гг., были идеализированными, утопически­ми. Действительно, в те годы нам казалось, что выводы и рекомендации со­циологов откроют глаза властям, что власть будет становиться умнее. И чем умнее будет власть — тем больше мы будем знать об обществе. И тем лучше будет становиться оно само. Не менее утопической была и вера в созидатель­ную роль свободы. На деле оказалось, что все намного сложнее. Не было учтено, к примеру, что в условиях свободы общество станет «теневым» и поэтому изучать его станет невозможно. Оказалось, что свобода породила такое общество, такую власть и такую экономику, которые вымывают соци­ологию.

Социологическая специальность — не просто умение собирать и обраба­тывать информацию, а искусство анализа социальных процессов. Социоло­ги — это мыслители, которые открывают в обществе то, чего «простые люди» не видят. И тем самым помогают понять происходящее. Поэтому специаль­ность «социолог» не может быть массовой. Тысячи крупных мыслителей никому не нужны.

В СССР все получилось наоборот. Когда социология была, наконец, при­знана, социологов стали выпускать сотнями. Ею заменили научный комму­низм. Произошла профанация социологии как науки и как специальности.

Есть ли спрос на социологов? Если под социологами иметь в виду специ­алистов по анализу социальных процессов и массовых форм поведения, то спроса на таких специалистов нет. Есть спрос на маркетологов, изучающих ситуацию на рынках, интервьюеров, занимающихся опросами. Для сбора такого рода информации вполне достаточно иметь десять классов образова­ния. Я, конечно, немного утрирую: пригласив десятиклассников для учас­тия в опросе, их надо два-три года поучить. Но обучаться социологии пять лет для такой работы не нужно.

Вообще-то Россия — сверхпроблемная страна. Поэтому, если говорить о спросе на социологов, очевидно: потенциальный спрос на социологов в Рос­сии огромный. Но он не осознан ни обществом, ни государством. Поэтому

реальных рабочих мест под эту специальность сегодня нет. Под видом соци­ологов из вузов выпускают тех, кого может принять рынок — маркетологов, специалистов по рекламе или просто людей, которые могут работать на ком­пьютере.

В СССР спрос на социологов обеспечивало государство. Государство рас­пределяло выпускников нате рабочие места, где они в той или иной степе­ни могли использовать полученные знания. Практически во всех министер­ствах и на предприятиях существовали социологические службы, отделы социального планирования. Это обеспечивало стабильные рабочие места для социологов. Можно было считать, что профессия социолога стабильна.

Второй канал занятости социологов по специальности — научные учреж­дения. Вузы могли оставлять талантливую молодежь для научной работы в качестве аспирантов и ассистентов. Например, в Сибирском отделении АН СССР действовала система отбора отличников для пополнения научных кадров. Парадокс, но в условиях застоя готовились кадры глубоких анали­тиков, настоящих ученых.

Сейчас модно говорить о необходимости «стыковки» науки и высшего образования. Создаются НИИ при учебных заведениях (например, в Акаде­мии народного хозяйства, в Высшей школе экономики), учебные центры при академических институтах (Российский центр гуманитарного образования). Но эти организационные формы не решают основной проблемы: для прове­дения исследований нужны деньги. Поэтому студентов учат... без поля, без социологической практики.

В России судьбы социологической науки и социологического образова­ния оказатись разными. Пик социологического образования был достигнут в 1988 г., когда было принято постановление ЦК КПСС, впервые признав­шее необходимость высшего социологического образования в стране. Пос­ле этого была открыта «зеленая улица» для социологических факультетов. Что касается социологической науки, то в этот период в ней шел противополож­ный процесс.

Сегодня социологию преподают даже в кулинарных техникумах. Возникло очевидное противоречие: прием огромный, но теоретической базы образо­вания нет, рабочих мест — тоже нет. Поэтому социологическое образование оказалось фиктивным, номинальным.

Переход России к рынку породил новый критерий обучения в вузах — не возможность использования полученной специальности в данной стране, а наличие людей, которые могут заплатить за обучение.

Многие родители рассуждают еще проще: в вузе молодежь взрослеет. А чему они там 5 лет учатся или не учатся вообще — это не имеет значения. Время работает на молодежь, социализирует ее.

Сокращенно по источнику: Рывкина Р. В. Парадоксы российской социоло­гии // Социологический журнал. 1997. №4. С. 197—208.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.