Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американская социология и эмпирические исследования




В. Шляпентох

Я хочу рассказать об одной тенденции в американской социальной науке, которая, как мне кажется, недостаточ­но известна в России. У американской социальной науки и у западной в целом есть немало достоинств, и их нетрудно обнаружить в научных публикациях. Американские ученые часто не понимают сути социальных процессов в России, совершают ошибки в их оценке. Они желают видеть в России только положи­тельные процессы, не любят выявлять конфликты, негативные тенденции, делать катастрофические прогнозы. Это касается не только России. Вообще американская культура предпочитает видеть то, что происходит в мире, за пределами Америки, в розовом свете. Если что-то не в порядке, считают аме­риканцы, то скоро прогресс сделает свое дело и жизнь в этой стране в конце концов станет лучше. Но американская методология остается существенно выше той, что применяют российские социологи. В США есть жесткие стан­дарты для публикаций. Любая статья о России должна содержать четко сфор­мулированную гипотезу, четкую теоретическую концепцию и всеохватываю­щий анализ эмпирических фактов. Для обоснования своего тезиса американ­ский ученый постарается найти все данные, касающиеся этой проблемы, и критически их оценить. Американцы, хотя, на мой взгляд, и недостаточно, склонны изучать любую проблему в сравнительном аспекте. Это нетипично для средней российской публикации, которая концентрируется только на России, которая рассуждает о специфических чертах России и совершенно игнорирует аналогичные процессы в других странах, в другие эпохи и т.д. Это резко снижает значимость выводов. Конечно, американец обязан хорошо знать литературу по своей проблеме — и европейскую, и, разумеется, российскую, в то время как российские авторы часто не блещут эрудицией.

И все же американская социальная наука и социология (я буду главным образом говорить о социологии) находятся сейчас в достаточно печальном состоянии. Социология не играет заметной роли в общественной жизни стра­ны. Есть некоторые четкие индикаторы статуса ученого в Америке. Во-пер­вых, как часто ученый появляется на телевидении, как часто его приглаша­ют туда на различные выступления и особенно дискуссии (в отличие от Рос­сии в Америке невозможно долго рассуждать с экрана, не имея оппонента). Второй индикатор — статьи, публикующиеся на страницах газет и не выра­жающие при этом точку зрения самой газеты (таким способом газеты демон­стрируют свой плюрализм). Статьи американских социологов очень редко появляются на страницах ведущих газет. Американские социологи очень редко приглашаются в Конгресс США, в его комиссии, которые изучают всё и вся, — и в этом сила американского сената в отличие от российского пар­ламента. Американская комиссия приглашает кого угодно, и все обязаны немедленно явиться на ее заседание. Регулярно приглашаются ученые, экс­перты. Социологи редко оказываются в их числе.

Эти индикаторы свидетельствуют о том, что статус социологов в Амери­ке сейчас довольно низок, гораздо ниже того, каким он был в 60-е гг. Закры­ваются кафедры социологии в некоторых университетах, найти работу по специальности социологу очень трудно. Это в какой-то степени результат того, что задачи по изучению общества взяли на себя средства массовой ком­муникации. Нечто похожее происходит и в России, но в Америке это выра­жено гораздо ярче, здесь имеется блестящий по уровню профессионализма такназываемый «исследовательский журнализм». «Нью-Йорктаймс», напри­мер, время от времени помещает серии статей о новейших тенденциях в американской жизни, базирующиеся на очень серьезном аппарате с привле­чением всех имеющихся данных. Американскому социологу очень трудно конкурировать с журналистами.

Нет никакого интереса к большой теории. Американская социология бес­конечно фрагментирована, каждый занимается своей узкой проблемой, вре­мена дискуссий о Т. Парсонсе, Д. Мэртоне и общих концепциях других крупных социологов давно ушли в прошлое. Когда я приехал в Америку, были еще очень сильны марксизм, неомарксизм, конфликтный подход. Последние серьезные публикации по теории конфликтов относятся к 1982—1983 гг. Сейчас наблюдаются только отдельные всплески теоретического интереса. Более или менее разрабатываются теория рационального выбора, проблема либерального капитализма, теория цивилизаций Хантингтона. Но дискус­сии по этим проблемам нельзя назвать энергичными.

Но есть одна проблема, вокруг которой бушуют настоящие, почти россий­ские, страсти. Это проблема социального конструктивизма. Из-за нее сегодня люди могут перестать разговаривать друг с другом и даже испытывают страх потерять работу в связи с «неправильной» позицией по этому вопросу, по­скольку в Америке существует мощная господствующая идеология, которая оказывает влияние на социальную жизнь.

Первый источник сегодняшней интеллектуальной ситуации в Америке и ее составная часть — это, конечно, французская. Она продолжает во второй половине XX в. как бы задавать интеллектуальный тон на планете. В Амери­ке всегда были достаточно влиятельны марксисты, но они не были столь изощренны и столь интересны, как представители французской ветви мар­ксизма. Французская критика капитализма, буржуазной идеологии — одна из идейных основ тех интеллектуальных процессов, которые оформились в США в конце 60-х и в 70-е гг. Особое внимание французы акцентировали на роли власти, государства, в этом смысле о них можно говорить как о нео­марксистах. Марксизм, по сути дела, оплодотворил, вдохновил почти все интеллектуальные течения в современном западном мире, хотя я не уверен, что всякий историк социальной мысли с этим согласится.

Второй источник — французский структурализм. Он оказал огромное влияние на Америку. Идея его по сути очень близка к марксизму: это то же самое стремление увидеть глубинные процессы, определяющие развитие общества, и такой подход глубоко антагонистичен поверхностному анализу общества. Французские структуралисты выдвинули идею, что в мире (они не всегда говорят, почему) каждый раз возникает новая парадигма, господству­ющая идея в обществе, которая определяет социальные процессы даже в его деталях. Главное для них — понять парадигму данного исторического этапа. Эта концепция разрушила марксистско-прагматический анализ социальных

процессов. Но между марксистским и американским прагматическим под­ходами много общего. И тот и другой озабочены эмпирикой, практикой как критерием истины. А концепция структуралистов была первым проявлени­ем релятивизма, который ныне играет такую большую роль в американской социальной науке. Релятивизм силен уже в книге Т. Куна о научной рево­люции. Парадигмы, по Т. Куну, — равноценны, объективной истины нет, все относительно.

Американские политические процессы также оказали огромное, я бы ска­зал решающее, влияние на американскую социальную науку. Это прямой результат того, что произошло в Америке в 60—70-е гг., в период студенчес­ких левых революций, которые, по общему признанию, сделали Америку совсем другой. Одним из важнейших результатов студенческих революций было появление в качестве центральной проблемы демократии — проблемы меньшинств. До этого американская политическая мысль, политическая философия делали акцент на большинстве. Это принималось с понимани­ем, как нормальная характеристика демократии. В СССР было то же самое. Если мы находили какой-то консенсус в обществе по какому-то вопросу, это казалось нам самым важным результатом исследования.

Началось с черных. Проблема черных оказала фантастическое влияние на американскую политическую и социальную мысль. Американские либера­лы, возглавившие движение в пользу меньшинств, стали выдвигать пробле­му черного меньшинства как центральную в Америке. Главное, заявили они, обеспечить этому меньшинству права. Они считали, что негритянская про­блема для Америки является самой острой. Это действительно так.

Затем началось триумфальное шествие концепции меньшинств. К ним были отнесены и женщины. Женщины и черные конкурируют по значимо­сти и по влиянию на социально-политические процессы в Америке в облас­ти подбора кадров и т.д. Так, решимость Клинтона поставить на пост про­курора страны женщину, была непреклонна. Если вы поступаете на работу и ваш конкурент — женщина, то можете сразу забирать свои документы.

К меньшинствам были отнесены испаноязычное население, все сексуаль­ные меньшинства, инвалиды и старые люди. Политический лексикон, свя­занный с этими меньшинствами, удивительным образом эволюционирует. Например, сказать «негр», «черные» нельзя, нужно говорить «афроамерикан-цы». И тому подобное.

Что означает проблема меньшинств для социальной науки? Дальнейшим шагом было объявление абсолютной равноценности культур разных мень­шинств. Американская идея «плавильного котла» отправлена в мусорный ящик. Эта концепция, на которой 200 лет зиждилась Америка, уже не впи­сывается в «политически правильный (корректный) взгляд на вещи».

Американская социология давно, чуть ли не со времен чикагской школы, была склонна изучать группы и субкультуры. И в этом она весьма преуспе­ла. Работы о шайках, о безработных, выявление их ценностных ориентации и т.д. Но при этом никто никогда не говорил о каком-то равенстве этих суб­культур. Идея господствующей культуры, господствующего образа жизни сохраняла центральное место. Американская социология работала в терми­нах отклонений. К началу 80-х гг. с этим было покончено. Было объявлено, и это стало догмой, что все культуры, все ценности одинаковы. И никто не имеет права утверждать, что какие-то ценности более важны, чем другие.

Начался массовый пересмотр учебных планов в американских университе­тах. (Правда, сейчас имеет место некоторая контратака консерваторов.) Воз­никла идея, что в учебных курсах университетов по литературе, по филосо­фии представители африканских и латиноамериканских стран должны при­сутствовать в той же пропорции, что и представители западной цивилизации. Ищут «черных», феминистских и т.д. авторов. Америка переполнена феми­нистской литературой. И не дай бог подвергнуть ее какой-то бы то ни было критике. Из учебных планов выбрасывают Гомера, Шекспира, но включают какого-нибудь африканского шамана или неизвестного чернокожего авто­ра. Социологически эту позицию можно понять как стремление доказать меньшинствам, что американское общество их уважает.

Эти процессы получили мощную поддержку в 1960 г. в виде книги П. Бергера и Т. Лукмана («Социальное конструирование реальности. Трак­тат по социологии знания». В Москве издана в 1995 г.). Это евангелие аме­риканской социальной науки. В ней хорошая марксистская идея, имеющая предтечей французское просвещение, о том, что среда определяет сознание (без ссылки на Маркса), получила мощное развитие. Любое представление об обществе — это социальная конструкция, которая не может быть объяв­лена правильной или неправильной, ибо это наивно и примитивно. Это слож­ное образование, которое зависит от множества факторов — от вашего соци­ального статуса, образования, среды, воспитания и опыта и т.д. И главное — перестать говорить об объективной истине.

Если взять любой американский учебник по социологии или даже по со­циальной психологии, то в индексе тем не найти понятий «объективная ис­тина», «объективность». Здесь американская социальная наука вполне дос­тигла высот советской пропаганды, которая обвиняла западную науку в объективизме, требовала классового подхода, отрицала существование вне­классовой истины. По сути, все эти так презираемые нами в нашей тепереш­ней жизни концепции доминируют сегодня в американской социальной науке.

Когда год назад при чтении курса «Методы социологического опроса» я сказал, что «буду исходить из объективной реальности», это вызвало гул воз­мущения. Я нашел выход, предложив признать, что данные Института Гэл-лапа воспринимаются американцами как отражающие объективно сознание общества. Аудитория нехотя, но согласилась.

Идея социального конструктивизма стала господствующей в Америке. Из учебников были изгнаны понятия объективной реальности, истины; все цен­ности, субкультуры были объявлены равноценными. И нечего навязывать обществу мнение белых мужчин, которые думали только о том, как укрепить свою власть над женщинами и черными. После этого из Франции пришел еще один интеллектуальный импульс. Он был связан с постмодернизмом, с деконструктивизмом. Идея деконструктивизма проста (это то, о чем рань­ше говорила герменевтика): любое произведение литературы, искусства каж­дым воспринимается на индивидуальный манер. Так называемое каноничес­кое понимание «Анны Карениной» или «Короля Лира» навязано властью, господствующей идеологией. При чтении любого произведения каждый во­лен его толковать как угодно. И никто не имеет права утверждать, что имен­но автор имел в виду. Существует некое, почти мистическое, уникальное взаимодействие между автором и индивидуальным читателем. А дальше по-

шла замечательная эксплуатация тезиса об историзме. Все концепции меня­ются с течением времени, нет постоянных идей, нет постоянных концепций. Все они равноценны.

С того момента, как к преступным группам начали подходить как к груп­пам со своей культурой, которую надо изучать, началось некое умиротворе­ние, некое позитивное восприятие преступной деятельности. Понять — зна­чит простить. В конце концов дело дошло до так называемой ярлычной тео­рии: преступником является тот, кого общество объявляет преступником, на которого оно наклеивает такой ярлык. Никакого объективного понятия пре­ступности нет. Это поразительно, но американские социологи совершенно не занимались и не занимаются изучением асоциальное™ преступности, ее опасностью для существования общества как такового. Асоциальный харак­тер преступности как бы исчез. Это было хорошо заметно при изучении зна­менитого лос-анджелесского бунта несколько лет назад. Он был очень серь­езным, и вся Америка дрожала, не перекинется ли он на другие города. Че­рез два месяца после этих событий состоялась национальная конференция американских социологов в Лос-Анджелесе, где этот бунт происходил. Я был на всех семинарах этой конференции, на которых обсуждался этот бунт. И я был поражен. Ни о каком осуждении бунта и речи быть не могло. Он вос­принимался как нормальная реакция бедных обездоленных людей.

Следующей логической ступенькой такого развития стала «критическая расовая теория». Теоретиками являются черные профессора права. Идея та­кова: ничего интеллектуально общего между черными и белыми нет и быть не может. Восприятие мира ими радикальным образом различно. При вос­приятии любой ситуации надо исходить из того, что черные являются угне­тенным классом. Все, что полезно черному, что помогает ему восстановить его статус и достоинство, — правильно. Черные присяжные должны исходить из этого при оценке черных преступников. Вы, наверное, следили за процес­сом Симпсона. Он убил свою белую жену и ее друга. Для белой Америки не было сомнения, что это именно так. А жюри, в котором из десяти присяж­ных было восемь черных, оправдало преступника. Белая Америка застыла от ужаса и бешенства. Результаты опросов были таковы: 80% белых сказали, что он виновен, а 80% черных, что невиновен.

В 1987 г. одна черная девочка пожаловалась родителям, что белые ее из­насиловали. Америка была очень возмущена, белая Америка демонстриро­вала свою лояльность, свое сочувствие. Через три дня выяснилось, что де­вочка придумала эту историю. Что ничего подобного не было. Теоретики же «критической расовой теории» утверждают, что надо исходить из того, что история, рассказанная девочкой, была правильной, потому что так думают черные женщины, которые испытывают постоянный страх перед белыми.

Релятивизация социальной науки в Америке достигла, на мой взгляд, гомерических масштабов. И в соответствии с этим формируется сегодня гос­подствующая идеология в Америке. Например, в диссертации аспирантки моего класса «Борьба в семье между мужчиной и женщиной по распределе­нию домашних задач» отношения мужчины и женщины описывались в же­стких антагонистических терминах как борьба не на жизнь, а на смерть. Выступать против такой диссертации примерно то же самое, что в сталинс­кие времена выступать против диссертации о роли коммунистической партии в индустриализации... Атакого рода диссертации составляют львиную долю

того, что публикуется и защищается сегодня в Америке, и критика их абсо­лютно отсутствует.

В Америке коренным образом изменилась методология социальной на­уки. Когда я приехал в 1979 г. в Америку и пошел на первую конференцию, там четвертая часть всех семинаров была математизирована. В этой матема­тизации было много уродливого, нелепого. Сейчас математику в социоло­гии заменила «качественная» социология: любимые уже в России фокус-груп­пы, всякого рода наблюдения, фотографии, интервью. Интерес к выборке, к репрезентативности данных исчез, антинаучное движение налицо. Это грустно.

В чем фундаментальная разница в положении российских и американс­ких ученых? С моей точки зрения, российское общество в целом не имеет понятия о конфликте интересов. Каждый может играть десятки ролей, вза­имоисключающих друг друга. Социологическая служба может участвовать в предвыборной кампании президента и посылать ему донесения о положении дел, рекомендовать ему, как нужно поступать, и т.д., претендуя при этом на статус независимой организации. В Америке это совершенно невозможно. У политического деятеля есть свои социологи, они его обслуживают. Ни одна газета не станет публиковать результаты их исследований. Помощь Гэллапа президенту в выборной кампании означала бы смерть его учреждения.

Приглашение на телевидение в Америке означает интерес к вашей про­фессиональной роли. Выступая с экрана, вы думаете о своей профессиональ­ной репутации, вы не можете показать себя политически ангажированным. Конечно, у каждого выступающего есть свои политические симпатии, но они как эксперты всегда стремятся отойти от непосредственной политической кампании. Поэтому тот факт, что, скажем, экономисты регулярно пригла­шаются в средства массовой коммуникации и в Конгресс — это индикатор интереса общества. Социологи сами жалуются, что интерес общества к ним сейчас очень умеренный.

Религия — постоянная область американской социологии. Пожалуй, сей­час присутствует особенный интерес к сектам. Довольно большое внимание к проблемам морали, в частности, к так называемому коммюнитаризму — «общинности». Высказывается обеспокоенность усилением индивидуализа­ции американской жизни, тем, что престиж публичных ценностей значимо снижается. Американская общественность говорит о необходимости возра­стания роли добровольных работ и т.п. Вообще, Америка в каком-то смысле социалистическая страна, она очень социальна. Это страна клубов, разных организаций, страна мощного самоуправления. Многое из того, о чем меч­тали коммунисты, осуществлено в Америке.

Сокращенно по источнику: Шляпентох В. Конструктивизм в американской общественной науке. Доклад на семинаре «Социокультурная методология анализа российского общества» 29 мая 1997 г. // http://scd.plus.centro.ru/ 14.htm

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ

Абстракция (абстрактное) — форма познания, основанная на мысленном выде­лении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, ча­стных его свойств и связей; общее понятие — как результат процесса абстра­гирования; синоним «мысленного», «понятийного».

Акторы — субъекты социального действия.

Альтернативные гипотезы — гипотезы, противоположные основной.

Ангажированность — включенность социолога в политические интриги, выпол­нение политического заказа.

Андеркласс — деклассированные элементы, «социальное дно» общества.

Аномия — беззаконие, отсутствие норм.

Антропология — исследование доиндустриальных обществ.

Аподиктичность —достоверность.

Артефакт — предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Аутентичность — подлинность, точное соответствие чему-либо.

Бихевиоризм — направление в методологии социальных наук, представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не созна­ние, а поведение людей, понимаемое как совокупность двигательных и сво­димых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Валидность — доказательство того, что теория или инструмент описывают (из­меряют) то, для чего они предназначены.

Верификация — подтверждение научной теории всем множеством эмпиричес­ких фактов, которые к ней относятся.

Внутридисциплинарная матрица социологии — совокупность отраслевых направ­лений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представля­ют сложно разветвленную систему.

Воспроизводимость гипотезы — требование независимости гипотезы от того, кто ее проверяет.

Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обра­ботана. Примером служат официальная статистика, письма, автобиографии, статьи в журналах и газетах или результаты исследования других социоло­гов.

Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Тендер — социальный пол.

Гипотеза — предсказание того, что может быть истинным в реальном мире, если

обработать соответствующим образом эмпирические данные. Гносеология —теория познания. Гранд-теория — общая социологическая теория.

Граунд-теория — индуктивно выводимая изданных с помощью исследования отдельных линий теория. Она создается путем прямого и возвратного дви­жения от фактов к обобщениям, верифицируется только предварительно.

Граф-теория — форма математического представления отношений между пере­менными, выраженная наглядно при помощи геометрических построений.

Гуманитарные науки — часть общественных наук, оперирующих ценностными суждениями и не прибегающих к материалистическим методам (философия, искусствознание, литературоведение, этика и др.).

Гуманистическая социология — направление в социологии, которое возникло как реакция на позитивистский тип мышления, признающее неустранимость человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенству­ющей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальное™ бытия чело­века и т.д.

Данные — первичная информация, полученная в результате социологического исследования; ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблю­дения и т.п.

Дедукция — движение мысли от общего к частному, от понятий к фактам.

Депривация — лишение или недостаточность условий, необходимых для нор­мальной жизни.

Дискурсивный — рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредствен­ного).

Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явле­ния либо их взаимосвязи.

Знание — в широком смысле — информация любого рода и в узком смысле — информация, как подтвержденная научными средствами.

Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку.

Идеальный тип — общее понятие, описывающее главные, существенные черты реальности.

Измерение — процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Имперсональность — безличность, отсутствие какого бы то ни было личного начала, субъективности.

Имплицитный — подразумеваемый, невыраженный.

Индукция1) движение мысли от частного (конкретного) к общему, от фак­тов к понятиям; 2) умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Институциализация — закрепление практики или области общественных отно­шений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Интенциональность — направленность на предмет.

Интеракция — взаимодействие.

Интерпретация — истолкование, объяснение.

Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления — материального или идеального) с целью выявления его закономер­ностей.

Истина — отражение в сознании человека предметов и явлений такими, каки­ми они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Категориальный — высший, социально-философский уровень знаний в социо­логии.

Категории — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие суще­ственные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и по­знания.

Квантификация — перевод на уровень количественного измерения.

Кванторы — логические операторы, показывающие объем (охват эмпирических объектов) понятия или высказывания.

Клеймление — навешивание негативных ярлыков.

Количественная методология — идеология научного исследования, гипертрофи­рующая роль статистических и математических методов в социологии.

Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия.

Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реаль­ные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Концептуальный — понятийный.

Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Корреляция (Correlation) — статистический термин, характеризующий степень взаимной зависимости двух случайных величин.

Легитимизация — узаконивание, придание чему-то официального статуса.

Междисциплинарная матрица социологии — вся совокупность родственных со­циологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.

Метатеоретическое знание — философское знание, входящее в научную карти­ну мира.

Метафизика — философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия.

Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа дан­ных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь меж­ду фактами, гипотезами и теориями.

Методика — организационный документ, основанный на совокупности мето­дов, связанных общностью решаемой задачи. М. выполняет функцию мето­дической инструкции.

Методология1) совокупность исследовательских процедур, техники и мето­дов; 2) система принципов научного исследования.

Натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы.

Научная дисциплина — сложно организованное, многоуровневое знание, харак­теризующееся наличием собственного предмета, объекта, методов и тради­ций; синоним отдельной науки (социология, экономика и др.).

Научная картина мира (НКМ) в социологии — совокупность самых общих пред­ставлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и ка­ким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды.

Научная проблема — теоретическое суждение, содержащее внутри себя проти­воречие, способное служить источником научной гипотезы (или серии ги­потез), а также могущее быть конкретизированным на основе проведенного эмпирического исследования.

Научная школа — совокупность последователей ведущего ученого или сторон­ников одного из методологических направлений; форма кооперации ученых и закрепление исследовательских традиций; разновидность парадигмы.

Номинализм — противоположное реализму учение, отрицающее реальное суще­ствование общих понятий (универсалий).

Общая теория — совокупность социолого-философских категорий, структурно связанных между собой и описывающих общество в целом, его динамику, изменение человеческой цивилизации.

Общность гипотезы — количество реальных явлений и объектов, на которых предположительно должна распространяться сфера действия гипотезы.

Обыденная картина мира (ОКМ) — совокупность общих представлений о соци­альной реальности, которыми обладает простой человек (не спецалист).

Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком —люди или объекты, способные дать социологу необхо­димую информацию.

Онтологизация — превращение понятия, теории в сферу бытия, общества.

Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками.

Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка све­дений об объекте.

Остенсивное определение — определение, заданное не словами или символами, а указанием непосредственно на тот предмет, о котором идет речь.

Отрасль социологии — совокупность специализированных в одной предметной области социологии исследований, например, социология города, экономи­ческая социология и др.

Паллиатив — полумера.

Парадигма — единая система теоретических воззрений, методологических прин­ципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или тео­ретического подхода.

Паттерн — образец, модель.

Перспектива — определенный способ понимания социальной реальности, угол зрения на устройство социальной вселенной.

Поведенческие дисциплины — науки, изучающие поведение людей; психология, социальная психология, социология, экономика, политология, антропология.

Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Полевое исследование — крупномасштабное изучение социальных явлений ме­тодом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жиз­ненных ситуациях.

Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные зна­чения.

Первичные данные — полученная в эмпирическом исследовании статистичес­кая информация, прошедшая известную математическую обработку и вы­раженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Позитивизм — социально-философское и социологическое направление (Конт, Спенсер, Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из «по­зитивного», т.е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, создать позитивную «социальную теорию», свободную от умозрительных метафизи­ческих объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на мето­дологии, свойственной естественным наукам.

Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней проти­воречие) и подлежат изучению.

Предмет науки — выраженная в совокупности абстрактных понятий часть ре­альности, которую ученый делает объектом своего исследования; выражен­ный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, со­зданная научным мышлением.

Предмет социологии — это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований.

Прикладные исследования — маломасштабные и нерепрезентативные исследо­вания, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

Проблематизация — 1) процедура, означающая, что отдельный фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами; 2) проце­дура сомнения в положениях, которые до сих пор казались несомненными.

Проблемное поле науки — тематическое поле науки, совокупность всех тем и проблем, изучаемых текущей, существующей в данный момент наукой.

Пролиферация — новообразование (размножение) отраслевых социологии.

Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.

Рациональное (логическое) познание — высшая ступень, осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.

Реализм — учение, утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

Реификация — овеществление, наделение идеального чертами материальности.

Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять харак­теристику генеральной.

Респондент —тот, кого опрашивает социолог.

Рестрикционизм _ сознательное ограничение нормы выработки.

Референтное — некто или нечто, с чем соотносит себя человек и что (кто) выс­тупает в качестве эталона.

Рефлексия — размышление, самонаблюдение, самопознание; форма теоретичес­кой деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Символический интеракционизм — теоретико-методологическое направление, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимуще­ственно в их символическом содержании.

Сингулярное теоретическое образование — высказывание, состоящее из одного термина или понятия; отдельное слово.

Сложность гипотезы — количество переменных, из которых состоит гипотети­ческое предложение.

Социальная проблема — существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагива­ющая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Социальная философия — философское исследование социальной жизни.

Социальное исследование — исследование, в котором социальные факты объяс­няются через несоциальные; междисциплинарное исследование; изучение одного случая (предприятия, общины, города, группы).

Социальные науки — часть общественных наук, изучающих поведение людей при помощи объективных методов и математической статистики (социология, экономика, психология, антропология и др.).

Социетальный — относящийся к обществу, общественная жизнь в целом.

Социография — описательное изучение (как качественное, так и количествен­ное) общества в целом, какой-то его части; одно из названий эмпирической социологии.

Социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реаль­ности, ее превосходства над индивидами.

Социологические перспективы — теоретико-методологические направления, идейные позиции в социологии, представляющие крупные единицы или блоки организации научного знания (феноменологическая социология, структурный функционализм, марксизм и др.); иногда — синоним направ­ления в социологии.

Социологическое исследование — исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение.

Социометрия — отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному изме­рению.

Специальная теория — уровеньзнания, представляющий собой результат деятель­ности одного исследователя (редко — группы ученых); логически связанная система теоретических утверждений, проверенных на опыте и описывающих узкий сегмент реальности.

Специфицируемость гипотезы — число значений, которые принимает перемен­ная или переменные, входящие в данную гипотезу; зависит от количества градаций каждой из переменных.

Сциентизм — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Статус — позиция (положение) человека в группе или обществе.

Страта — социальный слой.

Структурно-функциональный подход — теоретико-методологическое направле­ние в социологии, исходящее из приоритета системного видения социаль­ной реальности, установления ее структуры и изучения функциональной связи составляющих эту структуру элементов.

Сфера действия гипотезы (область определения) — круг явлений или групп на­селения, на которые распространяется ее формулировка.

Тенденция — возможность тех или иных событий развиваться вданном направ­лении.

Теоретическое знание — знание, лишь косвенно опирающееся на реальность, созданное из каких-либо абстрактных понятий.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного исследования того или иного метода.

Устойчивость гипотезы — возможность многократного эмпирического подтвер­ждения одной и той же гипотезы, дающего надежное проверяемое знание.

Утилитаризм — принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полез­ности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определя­ющая его характер или отдельные его черты.

Факты — события, которые можно непосредственно (эмпирически) наблюдать.

Фальсификация — обнаружение одного несогласующегося с данной теорией факта, который служит доказательством ее научности.

Феноменология — учение о формах сознания, обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исклю­чении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразло­жимого единства сознания.

Физикализм — убеждение в том, что социология должна использовать в своем анализе концептуальную схему, выработанную в современной физике (Дж. Ландберг).

Фракционализация — расщепление социологии на все большее количество спе­циализаций.

Функция — предназначение, значение, выполняемая роль.

Частные теории — обычно формализованные, логически компактные и конк­ретные модели социальных процессов.

Чувственное познание — низшая ступень познания — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений.

Эвристика — открытие.

Эгалитаризм — концепция всеобщей уравнительности.

Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых усло­виях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Эксплицировать — делать нечто явным, открыто выражать, производить логи­ческий вывод, объяснять.

Экстенсивное — расширительное, связанное с увеличением, сбором и распрос­транением фактов.

Экстенсивное определение предмета социологии — совокупность всех тем социо­логических исследований, которые в данный исторический момент предпри­нимаются научным сообществом.

Экстенсиональный — связанный с количественным расширением, увеличени­ем, возрастанием объема.

Экстенсиональный контекст — такой контекст, в котором действует принцип объемности.

Электорат — совокупность избирателей, поддерживающих на выборах какую-либо партию или кандидатуру; вообще все те, кто имеет право голосовать на выборах.

Эмпирическая схема объекта исследования (ЭСОИ) — описание эксперименталь­ной ситуации, разработка и описание инструментария, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое.

Эмпирические исследования — сравнительные, крупномасштабные, репрезента­тивные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.

Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства (например, удовлетворенности трудом) у объекта и выступающие в виде значения переменной.

Эмпирический факт — единичное суждение о конкретном событии.

Эмпирическое — опытное, основанное на фактах.

Эмпирическое знание — знание, полученное опытным путем.

Эпистема — знание.

Эскапизм — бегство, уход от реальности.

Этнозоология (антрозоология) — подотрасль антропологии, изучающая взаимо­отношения человека и животных в различные исторические эпохи и культу­ры.

Этнометодология — направление в социологии, превращающее методы этно­графии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук.

ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.244 сек.