Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. 2 страница




БРЭЙДЭН Грегг - автор бестселлеров, Учитель и гид по священным местам Силы на планете, часто делится своими глубокими знаниями на конференциях и в средствах массовой информации, рассказывает об изменениях, происходящих в человеке и планетарных переменах. Его вдохновляющее чувство оптимизма основано на том, что он называет «Древней практикой сострадания» и «Утерянным способом молитвы», оставленным нам в виде языка, который мы только-только начинаем понимать. Грегг оценивает эти древние методы внутренней практики, как примеры величайшей мудрости, утраченные для Запада 1700 лет назад, когда они исчезли из наиболее священных текстов во время их произвольного редактирования в IV веке. Успешная карьера учёного, исследующего Землю и инженера по разработке программного обеспечения воздушного и космического пространства, способствовали развитию способности Грегга распознавать и восстанавливать язык древних текстов. Его многочисленные захватывающие исследования побуждают нас перейти от страха и неопределённости, с которыми мы смотрели на мир, к внушающему доверие ощущению Мира, приходящему из ясности и устремлённости. В своей книге Грегг пишет: «У нас уже есть доказательства мощной практики, давно позабытой, спрятанной в глубинах нашей коллективной памяти. Мы ведаем о своих чувствах, основанных на каждодневной практике радости новой жизни и непрекращающейся любви, или на обстоятельствах, лишающих нас радости. Именно эта наука даёт нам силы проходить через величайшие испытания нашего времени в радости. В нашей коллективной мудрости заложена благоприятная возможность для новой эры Мира, единства и сотрудничества, неизвестной в истории человечества». Священное паломничество к удалённым монастырям, высокогорным храмам и доступ к отдельным известным старейшим текстам позволяют Греггу сокровенным языком выразить своё послание надежды и благоприятной возможности. Его находки предложены вниманию всего мира как мультимедийные презентации, обращённые к нашим эмоциям, к нашему сердцу и разуму, предлагая мудрость, способную помочь нам увидеть смысл в хаосе меняющегося мира. Уединение Северных гор Нью-Мехико и побережье Южной Флориды дарят прибежище и вдохновение Греггу и его жене Мелиссе, в перерывах между поездками. А ещё, когда позволяет время и обстоятельства, они сопровождают поездки к священным местам в Египте, Боливии, Перу, в Тибете и на юго-востоке американской пустыни.

БРЮНХИЛЬД, Брюнхйльда (др.-исл.), героиня германо-скандинавской мифологии и эпоса. В эддических пес­нях Б. фигурирует как богатырша; «Сага о Вёльсунгах» отождествляет с ней валькирию Сигрдриву, разбужен­ную Сигурдом ото сна, в который её погрузил Один. Помолвка её с Сигур­дом расстроилась, т. к. он, выпив напи­ток забвения, утратил память об их встрече и взял в жёны Гудрун. К Б. (по некоторым скандинавским версиям она — сестра гуннского короля Атли) сватается брат Гудрун бургундский король Гуннар, он становится её му­жем, но обманным путём, т. к. брачные испытания выдерживает за него Сигурд, принимающий обличье Гуннара (подробнее см. в ст. Сигурд). Убе­дившись в обмане и оскорблённая тем, что клятвы были нарушены и ей не достался сильнейший муж (т. е. Си­гурд), Б. подстрекает Гуннара к убий­ству Сигурда и добивается своего. Сама Б. кончает с собой, приказав по­ложить её на погребальный костёр рядом с костром, на котором лежит её возлюбленный. Смерть объединяет Б. с Сигурдом, и в эддической песни «Поездка Брюнхильд в хель» изо­бражён путь Б. в загробный мир, про­легающий через владения некоей ве­ликанши.

В немецкой «Песни о нибелунгах» Б. — дева-воительница, правитель­ница сказочной страны Исландии, где и проходят героические испытания, предшествующие браку Б. с Гунтером (сканд. Гуннар). После раскрытия обмана и убийства Зигфрида (Сигур­да) Б. исчезает из повествования.

В сюжете сватовства к Б. нашёл отражение древний свадебный ритуал, сопровождавшийся испытаниями же­ниха. В эддических песнях подчёрки­вается, что выдающий себя за Гун­нара Сигурд не посягает на девствен­ность невесты (на ложе их разделяет обнажённый меч), между тем в «Песни о нибелунгах» сохраняется намёк на лишение девственности бо­гатырской девы Зигфридом, т. к. сам жених — Гунтер терпит жалкое фиа­ско и проводит брачную ночь подве­шенным невестою на крюк. В. М. Жир­мунский видит исток этого сюжета в богатырской сказке и приводит, в част­ности, русскую сказку о сватовстве царевича к правящей далёким царст­вом богатырской деве: помощник царе­вича, выдержав вместо него испыта­ния, которым она подвергает женихов, укрощает богатыршу на брачном ложе побоями, но становится жертвой её мести после того, как обман раскры­вается, — она отрубает ему ноги; разоблачённого супруга богатырша превращает в свинопаса, впоследствии безногий помощник вызволяет его. Ф. Панцер находит в этой сказке ис­точник сюжета, в более позднее время героизированного «Песнью о нибе­лунгах». А. Хойслер и его ученики считают, что эта сказка — не что иное, как вульгаризация («плебейская травестия») германского эпического пре­дания. Жирмунский отвергает эту точ­ку зрения и настаивает на сказочном характере повествования. Г. Хонти и К. фон Зе ставят это под сомнение, ибо оскорблённая честь героини ско­рее на месте в героической песни, чем в сказке. В отличие от ряда героев герман­ского эпоса, Б. — представительница мира мифа и сказки — не имеет исто­рического прототипа, хотя «ссора ко­ролев» (Б. и Кримхильды-Гудрун), возможно, и стоит в отдалённой связи с историей борьбы двух франкских ко­ролев 6 в. — Брунихильд (Брунхильды, Брунгильды) и Фредегонды (но с перестановкой ролей: убитый в 575 меровингский король Сигиберт был мужем Брунихильд).

БУБЕН -ударный музыкальный инструмент. Обруч, обтянутый с одной стороны кожей или пузырем, снабжен бубенчиками и звенящими пластинками. Кроме музыкального значения, Б. используется у многих народов как ритуальный инструмент для шаманского камлания.

 

БУБЕР (Buber) Мартин (1878—1965 гг.) — евр. религиозный философ и писатель, теоретик сионизма, преподавал в ун-тах США, Европы, Палестины и Израиля, был первым президентом Израильской академии наук. Лауреат Эразмовской премии. Б. развивал свою оригинальную концепцию религиозного экзистенциализма, внес большой вклад в философскую антропологию и анализ развития европейской антропологии от античности до наших дней. Его различение эпох «обустроенности» и «бездомности», идеи потерянности человека в окружающем мире, невозможности построения нового «дома» нашли отклик во многих работах, посвященных критике или развитию философско-антропологической проблематики, в частности в философии М. Хайдеггера. Знаменитый труд «Я и Ты», в котором развивается диалектика человеческих взаимоотношений, вскрывается причина отчуждения человека, живущего в мире Оно, проблема личности и индивидуальности, проблема специфических духовных усилий человека, пытающегося жить в мире Ты-образного характера, — породил целый ряд исследований, развивающих идеи Б. — это прежде всего касается работ С.Л. Франка, Г. Марселя, X. Ортеги-и-Гасета и др. Если в «Проблеме человека» Б. говорил о том, что в наступившей эпохе бездомности человек становится все более одиноким, ощущает себя один на один с миром, который сделался для него чужим и неприютным, что со временем это одиночество становится все холоднее и спастись от него все труднее, то в «Я и Ты» он писал о противоядии от одиночества, которое он видел в открытии человеком мира Ты через любовь к др. человеку, к миру природы, к Богу: «Пока человек спасается в самом себе, он не может принести миру ни радости, ни горя; миру нет дела до него. Лишь тому, кто верит в этот мир, дано взаимодействовать с ним; и если он отдается этому взаимодействию, он не может оставаться безбожным. Если мы любим реальный мир, который никогда не даст себя уничтожить, любим реально, во всем его ужасе, если только мы отваживаемся заключить его в объятия нашего духа, — наши руки встретят другие, которые сплетутся с ними». Живя в мире Ты, человек освобождается от принудительных причинно-следственных связей, обретает свободу, становится способным к творчеству. Правда, человек не может всегда жить в мире Ты, он надорвал бы свое сердце, в этом и состоит, по Б., «возвышенная печаль нашей судьбы». Идейным истоком мировоззрения Б. был органический сплав иудаистской традиции, опыта религиозной жизни и нем. философии. Он многое сделал для пропаганды хасидизма и популяризации хасидской общины, в которой видел образец совместной жизни людей, тот подлинный образец отношений Я и Ты, который был идеалом его философии. Б. не стоял в стороне и от политики, после Второй мировой войны выступал с осуждением арабо-еврейской вражды. Он был знаком с рус. философами, прежде всего с Н.А. Бердяевым и Л. Шестовым, последний оказал серьезное влияние на его философию, их связывала дружба и многолетняя переписка.

БУБИЛАС, Б а б и л а с, в литовской мифологии бог пчёл. Упомянут уже польскими авторами 16 в. М. Стрыйковским и Я. Ласицким. Возможно, Б. образует пару с Аустеей, женским божеством пчёл. Б. почитали специальным ритуалом: разбивали о печь кувшин с мёдом во время молитвы, прерываемой криком и шумом (имитация шума многочис­ленного роя). Возможно, что позднее сведения немецкого историка М. Пре­ториуса (17 в.) об освящении пчёл, связываемые им с пчелиным божест­вом Бичбирбулисом, ранее относились и к Б.. Не исключено, что первоначально Б. обозначал са­моё пчелу (ср. др.-греч.

 

БУДАЙ – ХЭШАМ – (часто неправильно пишется Пу-тай) («монах с мешком»), Да дуцзы Милэ, («толстобрюхий Майтрея»), в китайской буддийской мифологии божество радости, благополучия, довольства, один из 18 лоханей. Отождествлялся с деятелем китайского буддизма Ци-цы (умер в 917 г.), который якобы был земным перевоплощением Милэ (Майтреи (Изображения Милэ примерно с 14 в. сливаются с изображениями Будай-хэшана. В виде жизнерадостного толстого человека с обнаженным брюхом («смеющийся Милэ»). Излюбленный персонаж китайской народной скульптуры, непременно присутствующий так же на картинах, изображающих сонмы буддийских и даосских святых на пирах, устраиваемых богиней Си ван-му.

 

БУДДА (623 – 543 гг. до н.э.) – царевич из племени шакьев, обитавших на северной окраине долины ганга по имени Сиддхартха. Предания повествуют о могуществе шакьев, знатности рода Гаутамы, к к-рому принадлежал Сиддхартха (отсюда его более известное родовое имя - Гаутама), о роскоши, к-рой он был окружен в молодости. В положенное время он женился на любимой девушке, родил сына и был вполне счастлив, Царь, его отец, стремился держать сына в неведении относительно жизненных невзгод, но тот в конце концов узнал о существовании болезней, старости и смерти. Царевич задумался над тем, что же делает человека несчастным а его жизнь такой тяжелой. В возрасте 29-ти лет Сиддхартха покидает родной дом, чтобы попытаться найти ответ на мучавшие его вопросы. Семь лет он был отшельником, надеясь посредством изучения священных текстов, бесед с мудрецами, истязания плоти найти путь, ведущий к избавлению от страданий. Но только отказавшись от аскетических самоистязаний в результате размышлений и глубокой медитации он достиг желаемого: ему открылась истина и он нашел путь к конечному спасению. Прозрение, согласно буддийской традиции произошло недалеко от города Гая (ныне Бодх-Гая на юге современного Бихара) С этого времени Сиддхартха Гаутама стал называться Б. (санскр. Buddha), что значит «Просветленный истиной». Исполненный желанием спасти человечество, Б. решил идти к людям и возвестить им новое учение. Первую проповедь он произнес в окресностях Варанаси. Это событие буддисты называют «поворотом колеса дхармы». Изображение колеса еще до буддизма считалось в Индии символом колесницы солнечного божества, а также политического могущества. В буддизме «поворот колеса дхармы» стал означать основание царства праведности, начала нового периода существования Вселенной. Б. рассматривался как его владыка, и в буддийском искусствке с Б. связаны

Изображение колеса и зонтика, другого распространенного в Древней Индии символа царской власти. Первые пять человек, обращенные Б. в новую веру, стали его учениками и образовали ядро буддийской общины. После этого более 40-ка лет он бродил по городам и селам средней части долины Ганга проповедуя свое духовное учение, получившее название «учение Б.» (буддхадаршана) или просто «дхарма» (в смысле правильный закон). Последователей Б. называли «бауддхами» (приверженцами Б.), а иногда просто «шакьями». Умер Б. на восьмидесятом году жизни, оставив множество учеников и последователей.

 

БУДДИЗМ, религиозно философское учение. Возникшее в древней Индии в 6 – 5 вв. до н.э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. «пробужденного», «просветленного». Возникнув на северо-востоке Индии, в областях добрахманитской культуры, Б. скоро распространился по всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в середине 1-го тысячелетия н.э. Но затем влияние Б. падаем и он уступает свои позиции зарождающемуся из брахманизма индуизму, на формирование к-рого он оказал огромное влияние. К 12 в. Б. почти исчез из Индии. Одновременно, начиная с 3-го в. до н.э. он охватил Юго-Восточную и Центральную Азию, а отчасти также Среднюю Азию и Сибирь. В юго-восточных странах постепенно утвердилась хинаяна (малая колесница), получив название южного Б., в северных странах – махаяна (большая колесница), названная северным Б. Еще в Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние брахманизма, а потом индуизма. Столкнувшись же с условиями и культурой северных стран, махаяна дала начало различным течениям Б. Так смешавшись с даосизмом в Китае возник чань Б., в Тибете – ламаизм. Характерной особенностью Б. является его этико-практическая направленность. С самого начала Б. выступил не только против особого значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно догматических исканий, свойственных в частности брахманистской традиции и выдвинул в качестве центральной проблемы – проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является проповедь Будды, о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания, путь ведущий к освобождению от страданий. Разъяснению и развитию этих положений и, частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все. Страдания и освобождение предстают в Б. как различные состояния единого бытия: страдание – состояние бытия проявленного, освобождение –

непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, более как психологическая реальность – в раннем Б., более как космическая реальность – в развитых формах Б. Психологическое страдание определяется в Б. прежде всего как ожидание неудач и потерь, как переживания беспокойства вообще, и в основе к-рого лежит чувство страха, неотделимое от присутствующей надежды. В сущности страдание тождественно желанию удовлетворения – психологической причине страдания, а в конечном итоге просто любому внутреннему движению и воспринимается и воспринимается не как какое-либо нарушение изначального блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (см. Сансара), не изменяет характера этого переживания, углубляет его, превращает в неотвратимое и лишенное конца. Космически страдание раскрывается в Б. как бесконечное «волнение» (появление, исчезновение и появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса, вспышек своего рода жизненных энергий, психофизических по своему составу – дхарм. Это волнение вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих дхарм (согласно школы махаяны, продливших идею нереальности до логического конца и объявивших все видимое бытие шуньей, т.е. пустотой). Следствием этого является отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, в частности отрицание души (см. Скандха) в хинаяне, и установление своеобразного абсолюта – шуньяты, пустоты не подлежащей ни пониманию, ни объяснению – в махаяне). Освобождение Б. представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее – избавление от их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего пути рекомендует избегать крайностей – как влечению к чувственным удовольствиям, так и к совершенному подавлению этого влечения. В нравственно –эмоциональной сфере главной в Б. оказывается концепция терпимости. Относительности, с позиции к-рой нравственные предписания не обладают обязательностью и могут быть нарушены (отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то важного, отражением этого является отсутствие в Б. четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение, а иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравственный идеал Б. предстает как абсолютное непричинение вреда окружающему (ахимса), проистекающее из общей мягкости, доброты чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитация), результатом к-рого оказывается переживание целостности бытия (неразличение Внутреннего и внешнего) полная самоуглубленность. Практика медитации служит, таким образом не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности, - в качестве конкретного метода особенно популярны дхияны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия – положительный эквивалент отсутствие желаний – есть освобождение или нирвана. В космическом плане она выступает как остановка волнения дхарм, к-рая в дальнейшем в школах хинаяны описывается как неподвижный неизменный элемент(дхармадхату), в школах махаяны – как дхармакая, тело дхармы, тождественное с Буддой как сущностью его учения, воплощенного в целостности всего существующего. В основе Б. лежит утверждении принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия как своеобразного психологического процесса, в к-рый оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в Б. дуальности противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтольгического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяемая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я», понимаемого как некая духовно-телесная целостность, - не столько философский субъект, сколько практически действующая личность как нравственно-психологическая реальность. Из неабсолютного значения для Б. всего существующего безотносительно к субъекту, из-за отсутствия созидательных стремлений у личности в Б. следует вывод, с одной стороны, о том, что Бог как высшее существо имманентен человеку (миру), с другой о том, что в Б. нет надобности в Боге как в творце. Спасителе, промыслителе, т.е. вообще как в безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого также вытекает отсутствие в Б. дуализма божественного и небожественного, Бога и мира и т.д. Начал с отрицания внешней религиозности, Б. в ходе своего развития пришел к ее признанию. Происходит отождествление высшей реальности Б. – нирваны – с Буддой, к-рый из-за олицетворения нравственного идеала превратился в его воплощение, став таким образом высшим объектом религиозных эмоций; одновременно с космическим аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды. В ваджраяне появляется концепция Адибудды – верховного единого божества, по отношению к к-рому отдельные Будды (в том числе и исторический Гаутама), стали считаться только формами его воплощения. Буддийский пантеон растет за счет введения в него всякого

рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с Б. Культ, охватывающий все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовой и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Чрезвычайно рано в Б. появляется санга- монашеская община, из к-роя с течением времени выросла своеобразная религиозная организация Универсальностью предложенного им пути спасения Б. вызвал значительный демократический резонанс в принявших его странах. Так уже при своем возникновении Б. оказался в оппозиции к освященному брахманизмом кастовому строю в Индии, провозгласив равенство всех независимо от каст и сословий.

 

БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Учение Будды (кит. фо цзяо), адаптированное к китайскому менталитету, к религии и древней китайской культуре. Учение проникло в Китай в начале н.э. Сначала о нем поведали купцы, перевозившие товары по Великому шелковому пути. Затем появились переводы буддийских текстов, выполненные Ань Шигао, Кумарадживой, Сюаньцзаном, который, вернувшись из Индии, разработал словарь, позволяющий переводить буддийские тексты на китайский язык. В Китай прибывали из Индии проповедники-миссионеры. Некоторые основывали небольшие монастыри, кумирни, молельни. Буддийское учение не противоречило китайским представлениям, рассматривалось как передовое и быстро завоевало популярность как у образованной верхушки общества, так и среди простых людей. В отличие от индийской традиции записывать тексты на пальмовых листьях, в Китае сутры праджняпарамиты (кит. божо сюэ, божополомидо) записывались иероглифами на длинных узких пластинках из расщепленного бамбука (вертикальное письмо), которые скреплялись между собой шнуром и сворачивались в рулоны. Одно произведение занимало несколько повозок. Вначале создавались школы, служащие аналогами индийских школ, но постепенно формировались оригинальные направления китайского буддизма. Быстрому распространению учения способствовала эффективность буддийской духовной практики и боевых искусств, позволявших монахам успешно обороняться от бандитов и врагов. Буддизм стал одной из трех религиозно-философских систем в стране наряду с даосизмом и конфуцианством. В 1912 г. была создана первая Ассоциация китайских буддистов. Она прекратила свою деятельность во время китайской революции, но возродилась после 1953 г. Через Китай буддизм распространился на Корею, Японию и другие страны Дальнего Востока. В учениях (кит. цзяо) китайских школ (кит. цзун) буддизм махаяны получил дальнейшее развитие.

Существует мнение, что буддизм «въехал» в Китай на даосизме. Философия буддизма, не противоречащая догматам этого учения, рассматривалась как его развитие. Сунь Чо (IV в.) назвал Будду (кит. фо) воплощением Дао. Карма (кит. е) считается проявлением Дао. Особый интерес вызывала новая психотехника, позволяющая достичь высочайшего состояния сознания. Несоответствия разрешались с легкостью. Китайцы не стали отказываться от некоторых привязанностей, чего требовали буддийские традиции, в том числе от родственных уз. Они сохранили уважение к телу, дарованному небом, причисляли к первоэлементам материи металл и дерево, которые в классическом буддизме отсутствуют. Пустота, пустотность (кит. кун, Сюй кун), соответствующая даосскому учению о наполненной пустоте, трактовалась как неоформленное бытие, предшествующее оформленному, и как то, что впереди (абсолют). Представление о душе как небесной субстанции (кит. хунь) отождествилось с представлением о сознании (кит. синь). Кан Сэнхуэй (III в.) утверждал, что буддизм раскрывает то сокровенное, что содержится в книгах «Чжоу и» («И цзин», «Книга перемен») и «Ши цзин» («Книга песнопений). Буддизм стал господствующей идеологией и сохранял эти позиции до X в. Его этика не противоречила конфуцианской, учение признавалось гуманистическим, а единство даосизма, конфуцианства и буддизма изображалось в виде диаграмм. Лянский У-ди, правивший в VI в., принял буддизм и стал называться император-бодхисаттва Хуан (кит. Хуан-ди пуса), а императрица У-Хоу (III в.) была объявлена воплощением будды Майтрейи (кит. Милэ), призванного спасти человечество. Будды и бодхисаттвы вошли в китайский пантеон, обретя новое звучание имен и новые элементы иконографии. Буддийские монастыри, судя по сохранившимся документам, получали огромные пожертвования. Обычных людей, мирян (кит. фаньжэнь) привлекали в буддизме возможность при помощи святого (кит. пуса) получить освобождение от страданий, т.е. войти в нирвану (кит. непань), «переправиться на другой берег» (кит. би ань). Близкой китайцам оказалась и идея кармы как справедливого воздаяния за заслуги (кит. фу дэ, гун дэ), надежда достичь освобождения если не в этой, то в какой-либо следующей жизни. Наиболее почитаемы в китайском буддизме Будда Шакьямуни (кит. Шицзямуни), будды Амитабха (кит. Амитофо) и Майтрейя (кит. Милэ), бодхисаттва Авалокитешвар а (кит. Гунъинь, Гуаньшиинь). В Китае были популярны литературные жанры короткого рассказа (кит. сяошо) о жизни монахов и совершаемых ими чудесах и жанр бяньвэнь, произведения, предназначенного для чтения в виде проповеди в храме, содержащего описание событий из жизни Будды, поучения в прозе и стихотворные фрагменты. Большое значение в Китае придавалось вотивным, культовым предметам, обладающими, как считалось, магическими свойствами: статуям Будды, будд и бодхисаттв, ступам с реликвиями, рулонам о изречениями, каллиграфически выполненными на шелке, и др.

БУДДИЗМ МАХАЯНА - направление буддизма, сформировавшееся в Индии на рубеже н.э. «Широкий путь». «Большая колесница». Оно сделало освобождение доступным для большего количества адептов и привлекло к учению мирян. Другие названия: махапатха (Великий путь), даршана-марга (путь учения Будды), бодхисаттваяна (путь бодхисаттв). Наибольшее распространение махаяна получила в северных регионах, в связи с чем получила название северный буддизм. Первым сигналом о возникновении реформаторских тенденций считается выступление Махадевы, «монаха из Матхуры», в IV в. до н.э. Он и его сторонники настаивали на смягчении подхода к вопросу о святости. На их стороне оказалось большинство (махасангхика?). От махасангхиков отделилась группа адептов, считающих Будду Шакьямуни воплощением извечного принципа, космического, трансцендентного Будды. Новое учение оформилось как учение о надмирном. В сопредельных с Индией южных странах буддизм представлен в основном школами традиционного направления (хинаяна, тхеравада), в северных — школами махаяны. Идеал святого в махаяне — бодхисаттва. В отличие от архата и пратьека-будды он думает не только о личном спасении, но и о спасении других людей Откладывая переход в заслуженную нирвану, он остается в состоянии высшего просветления, проповедуя буддизм и способствуя освобождению всех, кто к нему обращается. Многие буддисты считали это уступкой индуизму. Адепты махаяны развили широкую миссионерскую деятельность, создав религию масс. Популярности махаяны способствовала сутра о мирянине-буддисте Вималакирти Добродетельный обаятельный семьянин, он прекрасно разбирался в вопросах буддизма. Миряне оказывали буддийским монастырям существенную помощь. Все учения в махаяне опираются на палийский канон «Трипитака». Разработки многочисленных школ внесли огромный вклад в доктринальный и практический аспекты буддизма, в его философию, логику, психологию, медицину, боевые искусства и др. Благодаря направлению махаяны буддизм распространился в различных слоях населения многих стран.

Школа виджнянавада. «Учение о сознании». Другое название — йогачара. Оно подчеркивает, что учение школы основано на логической практике, работе с собственным сознанием, результаты которой обобщаются и интерпретируются. Допускают, что было две тесно сотрудничающие школы. Третье название — дхармалакшана — подчеркивает, что учение опирается на теорию дхарм и исследование их признаков (лакшана?). Школа основана Майтрейей после III в. Адептами виджнянавады были великие буддийские учителя братья Асанга и Васубандху, Ашвагхоша, написавший биографию Будды, плеяда блестящих логиков: Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара и др. В школе была разработана модель восьми единного сознания (астаявиджняна). Согласно учению Будды, человек воспринимает мир как комбинацию вспышек дхарм, неразличимых сознанием на обычном уровне. Но и самосознание — вспышки дхарм. Существуют особые дхармы сознания. Виджнянавада исследует формы сознания. Его высшая форма — сознание-сокровищница (алая-виджняна, алая) — аспект абсолюта (татхата), загрязненный, омраченный аффектами (клеша). Из-за аффектов происходит возбуждение дхарм, возникают иллюзорные образы, участвующие в процессе дальнейшего творения. Мыслеформы становятся содержанием сознания. Переход в состояние просветления и нирваны происходит при очищении всего поля алаи от следов, семян аффектов и прекращении их притока. Для этого адепт прекращает кармическую деятельность, отказывается от волевых поступков, слов и помыслов. Он совершает только спонтанные действия и сохраняет интуитивное мышление при установке на уничтожение любых аффектов и их семян, появляющихся в поле индивидуального сознания. Созерцая его, адепт приходит к просветлению, видит истинную реальность и постигает сущностное единство мира. Сознание воспринимает самое себя как чистое сознание. Сохраняется только это осознавание (виджняпти-матра?). Состояние считается наивысшим (нирвана, татхата, абсолют). Оно рассматривается как истинная, конечная, трансцендентная (паринишпанна?) реальность. Восприятие имеет относительный (паратантра?) характер. Дхармы на этом уровне выступают только как импульсы единого чистого сознания. Результаты интроспективных исследований требовали использования новых средств выражения, описания и разработки новой, более совершенной логики. Несколько поколений виджнянавадинов работали над этими проблемами и создали буддийскую логику (хету, хетувидья?), связанную с процессами восприятия, познания и называемую эпистемологической. Наследие школы считается еще недостаточно изученным. Виджнянавада ввела представление о трех поворотах колеса учения (дхарма-чакра-правартана?, дхамма чакка паваттана?). Первым поворотом считается проповедь Будды Шакьямуни о четырех благородных истинах. Вторым — появление сутр праджняпарамиты и учения мадхьямики. Третьим — учение виджнянавады. Идея о трех поворотах» казалась привлекательной, некоторые школы третьим поворотом называют собственное учение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.