Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. 3 страница




Школа мадхьямика (мадхьямака). Главным методологическим принципом считает срединность (мадхья?). Главная тема исследования и обсуждения — пустота, пустотность (шунья, шуньята) мира. Другое название школы — шуньявада (учение о пустоте). Основана во II в. монахом-философом Нагарджуной. Он отрицает собственную природу (свабхава?) вещей и считает, что ею обладает только абсолют, который представляет собой пустоту (шунья), в которой все имеет только имя (нама-матра?). Его учение называют негативной, отрицательной диалектикой. Все построения в учении опираются на принцип срединного пути (мадхьяма-марга?), введенный Буддой Шакьямуни. Идея срединности опирается на восемь «не»: ничто не рождается, не исчезает, не-не-прерывно, не-прерывно, не-едино, не-множественно, не приходит и не уходит. Пустота на мирском уровне не выразима словами (авачья?), непознаваема (ачинтья?, ачитта?). В ней одновременно присутствуют эмпирическое и абсолютное (сансара и нирвана), выступающие как тождество, не имеющее противоречий, прошлое (атита?), настоящее (пратьютпанна?) и будущее (анагата?). Отсутствие (уже) прошлого и (еще) будущего лишает смысла представление о реальности настоящего. Учение Нагарджуны о двух истинах, мирской (лаукика?) и надмирской (локоттара?), демонстрирует способность сознания переходить из одной системы отношений в другую, от одной точки зрения к другой. На уровне мирской истины присутствуют неведение (авидья), заблуждения (моха), действует закон взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада). Непросветленное сознание адепта принимает иллюзорную, поверхностную, условную реальность за истинную. Но в высшем состоянии сознание постигает мир интуитивно, не сводя его к ментальным моделям. Мир предстает перед ним в аспекте всеобщей относительности, взаимообусловленности, единства потенций, ни одна из которых не существует сама по себе, но только в системе связей, проявляющихся при актуализации. Нагарджуна понимал, что еще не существует языка, способного точно описать все состояния и процессы. То, что постигает сознание при самой глубокой интроспекции, имеет характер психического переживания и не может быть адекватно передано другому. Будда говорил о состоянии, в котором «не существует ни этого берега, ни того берега, ни этого и того вместе..». Нагарджуна, также поднявшийся до высочайших состояний сознания, приводит основанные на результатах практики и подтвержденных логикой соображения о пустотности мира, об отсутствии акта творения и самого творца. Мир спонтанно развертывается как взаимообусловленные потенции. Карма, принимаемая на мирском уровне как созидающая сила, с позиций высшей истины таковой не является. Учение мадхьямики оказало огромное влияние на большинство буддийских школ. В V—VIII вв. в школе возникло два направления. Сватантрика определяет дхарму как носитель (дхармин?), совпадающий с присущим ему признаком (свалакшана?). Существование дхарм признается только в настоящем. Прасангика (прасангхика) полностью отрицает субстратность дхарм и наличие у них собственной природы (свабхава?). В X в. мадхьямика как школа перестала существовать.

БУДДИЗМ РАННИЙ. Ранним называют период до третьего собора (III в. до н.э.) либо до разделения буддизма на два направления, махаяну и хинаяну (тхеравада), в конце I в. до н.э. В раннем буддизме сформировался доктринальный комплекс, закрепленный в палийском каноне «Трипитака» («Типитака») На нем основаны все буддийские учения. В связи с преимущественным применением палийского языка период называют палийским. Во время правления царя Ашоки (III в. до н.э.) в Магадхе, одном из наиболее значительных государств Индии, буддизм достиг своего расцвета. Ашока принял буддизм, а в стране возникло столько буддийских монастырей (вихара, бихара?), что вторым названием Магадхи стало Бихар. Именно к этому времени относятся самые древние буддийские тексты, высеченные на камне и сохранившиеся до наших дней. Стала поощряться миссионерская деятельность, и буддизм проник в сопредельные страны. Магадха была завоевана андхарами, но буддизм сохранился и при царе Канишке (78—123 гг. н.э.) вернул свое величие. Это была эпоха, в которой сохранялись традиции устной передачи информации. Считают, что у некоторых людей развивалась феноменальная профессиональная память. Записи на пальмовых листьях велись людьми, посвящавшими этому трудоемкому процессу все свое время. Слова Будды записывали его ученики, сторонники, оппоненты и двоюродный брат Ананда, сопровождавший его много лет и обладавший блестящей памятью. Благодаря всему этому и собранным материалам, включенным в палийский канон, восстановлены основные положения, изложенные Буддой, к которым восходят и буддийская практика, и этика, и все учения буддийских школ.

БУДДИЗМ ТАНТРИЧЕСКИЙ - направление буддизма, формирование которого относят к III в. Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм, теоретический буддизм, буддийский тантризм, тантра. Название тантризм правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) связано с ритуалом принесения в жертву крови из большого пальца правой руки. В отличие от индуистского (индусского) тантризма левой руки (вамачара, вамамарга), тантрический буддизм имеет целью не слияние с персонифицированным богом, а переход сознания в состояние нирваны, абсолюта. Ритуалы в нем не имеют характера оргий и доминирует философский аспект. Женское начало пассивно и отождествляется с мудростью (праджня). Мужское начало активно и выступает как средство (упайя?, упая) достижения освобождения. Основателем учения считается Асанга (IV в.), которому приписывают создание «Гухьясамаджа-тантры», произведения высшего уровня тантрической литературы. В индуизме тантризм наибольшее развитие получил в кашмирском шиваизме. В канон тантрического буддизма кроме палийского канона «Трипитака» входят учение о космических циклах («Калачакра»), трактаты о космическом Будде (Ади-будда), о высочайшем состоянии сознания (Махамудра) и др. Одна из форм ваджраяны — тибетский буддизм. Тантризм оказал влияние на школы китайского буддизма ми, чань, тяньтай, на школы японского буддизма дзэн, сингон, тэндай. Некоторые тантрические произведения (сутры, тантры, шастры) имеют двойное прочтение. Одно — буквальное (нейартха?), доступное всем и воспринимаемое как миф. Истинный смысл при этом остается скрытым. Другое (нитартха?) доступно только посвященным, проникающим в скрытую суть произведения. Иногда тексты записываются тайным, «сумеречным» языком (самдхьябхаша?, сандхьябхаша?, самдхьябхаса?), содержащим символы, метафоры. Каждый этап духовной практики в тантризме сопровождается ритуалом посвящения (абхишека?, дикша?, дикшана?, упанаяна?, упасадхана?). Учитель (гуру, сиддха, махасиддха) открывает адепту тайны шифров, символов, иносказаний, мантр. Обучает технике изменения состояния сознания, философии учения. Передавать знания неподготовленному, непосвященному человеку категорически запрещается. Между учителем и учеником должна быть психологическая совместимость. Их отношения регулируются гуру-йогой. Почитание учителя обязательно. Тантризм привлекает высокой эффективностью, возможностью получить освобождение в одной жизни. Уход из мира, разрыв с ним не обязательны. Главное — достижение единства мира и природы будды в самом себе, постоянное поддержание этого осознания через практику (садхана), ритуал. В тантризме присутствуют элементы магии и алхимия. Широко применяется визуализация и управление энергиями.

 

БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ – направление тантрического буддизма в махаяне. В Тибет буддизм впервые пришел в VIII веке н.э., когда король Трисонг Децен пригласил к себе в Страну Снегов индийских ученых Вималамитру и Шантаракшиту, а затем великого учителя Алмазного Пути Падмасамбхаву (Гуру Ринпоче). В этот период появились первые монастыри и крупные учебные заведения, и начала складываться школа Ньингма, старейшая из 4-х главных школ тибетского буддизма. Однако этой первой волне развития буддизма в Тибете суждено было почти полностью исчезнуть во время правления короля Лангдармы, который постарался уничтожить все, что было связано с учением Будды. К счастью, Падмасамбхава и его просветленная супруга Йеше Цогьял успели укрыть многие священные тексты в различных труднодоступных местах Тибета, оставив также предсказания о том, кто и когда должен их обнаружить. В дальнейшем Тибет стал теократическим государством, в котором Далай-Лама (великий Лама, Лама-Море) был правителем, обладающим светской и духовной властью. Это во многом объясняет особенности тибетской культуры. Психотехника тибетского буддизма поднялась на такой высокий уровень, что казалась европейцам сверхъестественной. Ритуал охватывал все стороны жизни монахов и играл важную роль в жизни мирян, связанных с монастырями родственными, экономическими и духовными узами. В XIII в. Тибет вошел в состав Китая. После подавления восстания тибетцев 1959 г. Далай-Лама XIV эмигрировал из страны. Его считают воплощением Авалокитешвары и почитают в буддийских общинах различных стран. Буддизм сохранился в Тибете в виде учения ваджраяны. Он имеет свой язык, пантеон, канон, практики, школы. Целью духовной практики буддиста считается всеведение, в котором наступает освобождение, нирвана (тибет. тхарпа, нян-дэ). Тибетцы почитают Будду Шакьямуни (тибет. Шакья-Тхуб-па, Шакья-Тон-па, Сан-ге, Сан-жей), божеств (тибет. лха), личных покровителей (тибет. идам, йидам) различного уровня, будд, бодхисаттв, низших богов, гневных божеств, способных победить все, что мешает спасению от новых рождений. Покровителя для ученика (тибет. нян-той) выбирает учитель, руководствуясь знанием его недостатков. В процессе практики идам, который может иметь мужской или женский облик, быть мирным, гневным или полугневным, он уничтожает в сознании адепта определенные аффекты. Аналогичные функции выполняют херуки, подобные идамам. Идамы-срунма охраняют буддизм и буддистов, выступая аналогами дхармапал в Индии. Тибетский канон составляет сотни томов, содержащих 20 606 текстов. В него входят «Трипитака», сборники «Ганджур» («Канджур», «Канджура»), «Данджур» («Танджур», «Танджура»), сутры, шастры, тантры, произведения ваджраяны, труды по медицине, алхимии, философии, религии, астрологии, музыке, истории, технике и др. Обучение может продолжаться до тридцати лет, после чего адепт доказывает авторитетной комиссии свою компетентность. Тибет долго был страной, закрытой для европейцев, но в нем провели много лет исследовательница А. Дэви-Неел (А. Дэвид-Ниль, 1868—1969) и Э.Л. Гоффманн (Лама Анагарика, Говинда, 1898—1985). О Тибете писали Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих. Некоторые практики сохраняются только в тибетских монастырях.

 

БУДДИЗМ ХИНАЯНЫ - направление в буддизме, сторонники которого придерживаются ортодоксальных взглядов и не признают отклонений от традиционных правил. Допускается углубленное толкование учения, но не реформация под предлогом развития. Термин «хинаяна» означает «Малая колесница», «Узкий путь». Он введен сторонниками направления махаяны («Широкий путь»). В середине XX в. в Бирме (Мьянме) традиционалисты выступили против уничижительного названия и приняли решение называться но имени авторитетной школы старейших (сс. стхавиравада, пали, тхеравада). Тексты хинаяны: сутры, шастры, палийский канон («Трипитака»), «Висуддхимагга» Будхагхоши, «Вопросы Милинды» («Милинда-паньха»), «Абхидхармакоша» Васубандху и др. К хинаяне относят восемнадцать школ, сформировавшихся в период раннего буддизма: апарашаила, бахушрутийя, гокулика, локоттара-вада, праджняптивада, пурвашаила, чайтика, экавьявахарика, восходящие к школе махасангхика, и школы бхадарания, ват сипутрия, дхармагуптака, дхармоттария, кашьяпийя, махищасака, паннагарика, самматийя, сарвастивада (вайбхашика) и саутрантика, восходящие к стхавираваде (тхеравада). Учение распространено в южных регионах и называется южным буддизмом. Отдельные школы присутствуют в странах традиционного распространения махаяны (Китай, Япония, США, Европа). Наиболее значительными считаются школы вайбхашика и саутрантика. Основной принцип совершенствования в хинаяне: шила-самадхи-праджня? (нравственность-созерцание -интуитивная мудрость). Основные теоретические разработки: соотношение проявленного и непроявленного, реальность дхарм, иллюзорность воспринимаемого мира и «я». Высшие цели: личное совершенство, святость, состояние нирваны, освобождение. В школах хинаяны стараются сохранить буддизм в неприкосновенном состоянии, но влияние автохтонных местных культур и религий с неизбежностью привело к формированию особых форм буддизма тайского, бирманского и др.

 

БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ - (яп. буцу-до, бук-кё), адаптированный к культуре (яп. бунка) и менталитету (яп. синсэй) японцев, к древним традициям (яп. дэнто) страны. Первые свидетельства о проникновении буддизма в Японию относятся к V—VI вв. В стране еще не было могущественной централизованной религиозной иерархии, способной противостоять новому учению. Синтоизм (яп. синто, каннагара), «путь богов», формировался практически одновременно с распространением буддизма, который стал популярен в Корее и Китае. Первоначально Будда (яп. буцу) рассматривался в Японии как божество соседней страны (яп. хотокэ), но учение быстро завоевало симпатии образованных японцев и было воспринято как прогрессивное. Синтоистская богиня Аматерасу, к которой восходит родословная императора, была объявлена воплощением космического будды Вайрочаны (яп. Бирусяна). Императрица Суйко (592—628) приняла монашество, а принц Сётоку (573—621) стал буддистом, не слагая сана. Основание новой столицы в г. Нара (710) ознаменовало начало периода нарского буддизма, во время которого возникли школы (сю): дзёдзицу, куся, кэгон, рицу (риссю), санрон, хоссо. При перенесении столицы в Хэйан (Киото) буддизм стал государственной религией. В IX—XI вв. образовались школы хэйанского буддизма: сингон, тэндай, дзэн. С XII—XIV вв. связано увлечение амидаизмом, культом будды Амитабхи (яп. Амида). Его проповедовала школа Чистой Земли (яп. дзёдо сю). В XIII в. возникла школа нитирэн. Буддизм стал опорой военной элиты, сёгуната, противостоящего консервативной дворцовой аристократии. В связи со взаимными религиозными и прочими претензиями в XIX в. функции между синтоизмом и буддизмом были разделены. Бракосочетания в Японии происходят по синтоистскому обряду, а похороны — по буддийскому. В синтоистских храмах часто присутствуют изображения будд (яп. буцу) и бодхисаттв (яп. босацу), а синтоистские и буддийские алтари в домах размещаются рядом. При переписи часто обнаруживается, что многие японцы одновременно исповедуют синтоизм и буддизм. Существуют синкретические учения, в которых сочетаются элементы синтоизма, конфуцианства, буддизма и христианства, что оказывается возможным, так как все учения обращены к различным областям психики, играющим важную роль в гармонизации личности. Синтоизм — автохтонная религия предков. Конфуцианство помогает социальной адаптации и установлению гармоничных отношений в обществе. Буддизм позволяет постичь свой внутренний мир и получить освобождение на высшем уровне совершенства. Христианство дает надежду на то, что всепрощающий Бог все видит и, выступая как последняя инстанция, помилует и спасет. Буддизм в Японии представлен как школами махаяны (яп. дайдзё буккё), так и хинаяны (яп. сёдзё буккё). Буддийский способ мышления (яп. буккётэкина кангаэката) находит отражение в подходе японцев к различным проблемам. Буддийские термины в японском языке — неотъемлемая его составляющая. Считается, что невозможно понять японцев и японскую культуру без буддизма.

 

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское содержание и обоснование буддийского учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокомментированных его учениками. Буддизм усвоил древне индийскую идею цепи перерождений. Путь от перерождения к перерождению обрекает человека на страдания, избавиться от к-рых можно лишь достигнув нирваны. Но в отличии от брахманизма и др. религий, буддизм предполагает достижение конечной цели собственными силами, без посредников (жрецов, священнослужителей). Человек своими силами, добродетелью, пройдя 4 ступени мудрости (став архатом), может прервать цепь перерождений и уйти в нирвану. Буддисты признавали реальность внешнего и духовного мира человека, считая вместе с тем, что в мире нет ничего кроме процессов становления. Душа не является постоянной субстанцией и потому не может существовать вечно. Основным содержанием учения его последователи считали проповедь любви ко всему живому (в философии – сантана) и строгую подчиненность велениям ума: знания должны служить благочестивой жизни, они необходимы для избавления от страданий. После смерти Будды среди его учеников произошел раскол. Часть их (направление хинаяна) придерживалась традиционных взглядов, пытаясь, однако, придать учению строгую логическую последовательность филос. школы вайбхашиков и саутрантиков. Другое направление – махаяна, реформировало все стороны буддийского учения, придав Будде атрибуты божества, введя религиозные обряды, поклонения, молитвы отказалась от «восмеричного пути», указав массам широкий и легкий путь спасения благодаря культу бодхисатв наставников и пр. Реформатор буддизма и основатель школы шунья-вада (мадхьямика) поэт Нагарджуна сформулировал идею единства материального и духовного мира на основе его иллюзорности, развитую позднее Дхармапалой Асангой (главой школы йогачара). Суть его такова: существует сантана – поток сознательной жизни, к-рый состоит из комбинаций дхарм – элементов, единственной характеристикой к-рых служит их относительность, мгновенность. Мир состоящий из мгновенных комбинаций, мгновенных дхарм, является нереальным, иллюзорным. Существование же предметного мира объясняется наличием кармы (общей и индивидуальной). Рождение и смерть также лишь мгновения в этом нескончаемом потоке мгновений. Нагарджуна считал, что шуньята (пустота) является абсолютной истиной даже в сравнении с нирваной раннего буддизма.

 

БУДДИЙСКИЙ КАНОН. Буддийская религиозная литература огромна по объему и разнообразна по содержанию. Она включает канонические сочинения, комментарии, жизнеописания Будды, религиозно-философские трактаты и т.д. Все эти тексты составлены в разное время, отражают верования различных сект и богословских школ и иногда сильно отличаются друг от друга в трактовке вопросов вероучения. Наиболее полные сведения о раннем Буддизме содержатся в «Типитаке» (Тройственная корзина) – собрание древних текстов, считающихся священными и записанных на языке пали («палийский канон») на Цейлоне в 1-м в. до н.э. Типитака очень велика, в переводе на русский язык она бы заняло 30 – 40 солидных томов. По преданию составление полного собрания священных буддийских текстов началось сразу после смерти Будды. Но есть мнение, что это произошло на 100 – 150 лет позже, т.е. не раннее 1У в. до н.э. В годы правления царя Ашоки (111 в. до н.э.) основные части «Виная-питаки» и «Сутта-питаки» уже существовали, т.к. в одной из надписей Ашоки (эдикт из Байрата) упоминается название некоторых сутр. В настоящее время известно, что в древности имелось несколько версий этого канона, причем только упомянутая «Типитака» сохранилась полностью, остальные версии либо частично, либо в переводах на другие языки.

БУДДИЙСКИЙ ПАНТЕОН Боги буддийского психокосма. Буддийский психокосм называют троемирием, тремя мирами, триединым космосом (Траялока, Трилока). Графически его представляют в виде трехступенчатой пирамиды, напоминающей тело человека, сидящего в позе лотоса (падмасана). В процессе медитативной практики адепт произвольно меняет состояние своего сознания, достигая уровней, которым соответствует определенные представления. Количество высших уровней различается, так как в махаяне они трактуются несколько иначе, чем в хинаяне. На низшем чувственном уровне (камалока) боги персонифицированы, они имеют имена, обители, одежды, характер, мифологию, иконографию. Эта форма рождения в мире сансары считается благоприятной, но она не при водит к освобождению из-за привязанности богов к своему существованию. Они могут перемещаться на другие уровни, их жизнь продолжительна, но ограничена. Боги предаются наслаждениям в шести обителях. В первой (чатумахараджика) пребывают четыре великих правителя (Чакравартин), управляющих сторонами света, нагами, гандхарвами и др. Там же находятся защитники учения (дхармапала). Во второй (таватимса) обитает группа из тридцати трех богов под руководством бога Сакры (Шакра), считающегося аналогом Индры. Сакра обычно изображается на белом слоне, который держит в хоботе скипетр (ваджра). В третьей (яма) располагаются боги и хранители адов, подчиняющиеся богу смерти Яме. В четвертой (Тушита, Тусита) среди богов находится будущий спаситель человечества Майтрейя (Маттея). В пятой (нирманарати, нимманарати) боги наслаждаются творениями собственного сознания. В шестой (паранирмитавашаварти, паранимиттавасавати) боги наслаждаются перевоплощениями и творениями других. Среди них находится бог Мара, искуситель. На втором уровне психокосма (рупалока) в четырех подуровнях (четыре дхьяны, четыре уровня медитативного созерцания) восемнадцать богов, называемых брахмами, выступают как неописуемые божественные сущности, иерархизированные по признакам свечения, великолепия, и т.п. На третьем уровне (арупалока) боги характеризуются как пребывающие в бесконечном пространстве, в бесконечном сознании, в абсолютном ничто или в области, непостижимой ни в состоянии осознания (санджнята), ни вне его (асанджнята). Этот уровень неинформативен, не может быть описан словами, он нем (авачана, авачья). Но и его боги смертны. Последний из них, умерший в этой сфере, становится первым в новом космическом цикле. Кроме перечисленных богов в буддийский пантеон входят Будда Шакьямуни, другие будды, бодхисаттвы, божества, перед изображениями которых совершают ритуалы, возжигают благовония, ставят свечи, цветы лотоса и т.д. Чтение мантр, повторение имени будды или бодхисаттвы, простирание перед алтарем способствуют изменению состояния сознания, вхождению в транс, визуализации божественных сущностей и освобождению.

БУДДХИ (санск., от будх. – пробуждать, бодрствовать, замечать, понимать, познавать) в индийской философии общее обозначение познавательной способности; интеллект, ум, способность различения, восприятие суждение; тонкая субстанция всех умственных процессов. В понятии Б. философия древней Индии связывала духовный и материальный аспекты существования (Б. ключевой момент при переходе от материи к сознанию). Теория Б. наиболее разработана в школе санкхья, где Б. соединяет космологические и познавательно- психологические планы Вселенной. После соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возникакет махат – первичный продукт эволюции, выступающий в психологическом плане как Б. Б. доставляет пуруше результаты чувствительного восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем самым Б. становится как бы формой пуруши и представляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити нет сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный и как невечный; как проявляющий свои функции и не проявляющий их (подобно производящей силе в зародыше). Б. не может быть воспринят самим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может выступать как собственный объек т; Б. воспринимается лишь через «Я». В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханкарой – один из аспектов единого внутреннего органа. Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в Б. получила дальнейшее развитие в буддизме, глее слово Б. означает просветление, обретение высшего знания, обладателем к-рого был Будда (букв. просветленный знанием, мудрый).

 

БУДДХИ ЙОГА - форма йоги, особо выделяемая в «Бхагавад-Гите». На практике, в исходном варианте этого писания на санскрите практически всюду, где Учитель упоминает йогу без дополнительного определения, имеется в виду именно буддхи-йога. Это та йога, которую он объясняет своему ученику, Арджуне, в самом начале, а позднее утверждает, что посредством ее практики люди достигают Брахмана. Когда ученик спросил, что случается с человеком, который верит в йогу, но которому не удается ее завершение, ибо он недостаточно одержим ею, Учитель ответил, что человек, потерпевший неудачу в йоге, будет в следующем воплощении рожден в семье добрых людей и там получит все буддхические достижения своих предыдущих жизней, и ему вновь понадобится пытаться овладеть йогой. Учитель добавляет, что йог пребывает выше аскетов, выше людей знания и людей действия, заканчивая главу словами: «Так будь же йогом!» Упоминание буддхи-йоги в этом фрагменте является предельно ясным. Изучающие «Бхагавад-Гиту» могут самостоятельно убедиться в истинности этого, перечитав главу II, 39–41 и 48–53; главу X, 10; и главу XVIII, 57.

БУДДХИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЗНАНИЯ – следующий за ментальным планом (см. планы сознания). Говоря языком современной психологии этот план сознания можно сравнить с сверхсознанием. Для обычного человека Б. п.с. проявляется в виде интуиции или проблесков озарения. Для людей, занимающихся духовными практиками освоение Б.п.с. приводит к просветлению.

 

БУЗИГ, в греческой ми­фологии герой, которому приписыва­ют приручение быков: впервые надел на быка изобретённое им ярмо и начал обрабатывать поле. Б. также приписывалось введение многих аграрных обычаев и религиоз­ных обрядов в честь Персефоны-Коры и Деметры. Б. считался основателем афинского жреческого рода Бузигов, в обязанности которого входило на­чинать посев на священном участке на склоне Акрополя.

БУЗИНА КРАСНАЯ – встречается на лесных опушках, полянах, среди кустарников, в оврагах, берегам рек в лесной и лесостепной зонах. В народной медицине водный раствор и спиртовую настойку цветков Б.к. применяют при простудных заболеваниях, ревматизме, головных болях, бронхиальной астме. Отвар цветков – в виде полосканий при воспалении полости рта, ангине и кашле. Листья и кору растения как слабительное и рвотное средство. Кисель из плодов оказывает слабительное действие при запорах.

 

БУЗИНА ЧЕРНАЯ – растет во влажных теннисных местах, на опушке леса, около жилья, в оврагах вдоль ручьев. Препараты из Б.ч. обладают противовоспалительным, потогонным и мочегонным действием. В народной медицине настой из цветков используют при воспалении слизистой оболочки верхних дыхательных путей, при воспалительных заболеваниях почек и мочевого пузыря и при других простудных заболеваниях. Специально приготовленные препараты Б.ч. так же применяются при заболеваниях суставов.

 

БУЙ 1. пустое место около церкви; санск.бу-земля; бутить- класть в землю. Буйвище- кладбище, погост. 2. глупый, дикий.С корнем этим соединено понятие о росте, силе, чрезмерности, выступлении из обыкновенных границ. 3. железный прут, кольцо для приковывания заключенных к тюремной стене. 4. плавучий знак навигационной обстаноки.

БУК (Ис 41:19) - дерево из семейства дубовых, очень тяжелое и красивое в отделке, служащее для токарных и столярных изделий. Вместе с кипарисом и певгом, бук служил материалом для постройки Иерусалимского храма. Плодами бука откармливают свиней и домашних птиц; кроме того из них добывается масло для кушанья и освещения. Буковое дерево растет по всей средней и южной Европе, и доселе еще встречается на горах Ливанских по большей части в гористых областях западной Азии, где он достигает значительных размеров.

БУККИЙ (опустошение) имя двух лиц: Чис 34:22 - князь колена Данова, одно из 10-ти лиц, избранных Иисусом Навином для раздела земли Обетованной при Моисее. 1Пар 6:5, 1Езд 7:4 - сын Авишуя, предок Ездры и потомок Аарона. Точно неизвестно, был ли он первосвященником, или нет. Иосиф Флавий противоречит сам себе в решении данного вопроса

БУКОВИЦА ЛЕКАРСТВЕННАЯ – многолетнее травянистое растение. Растет на полях, на опушке леса, среди кустарников и по травянистым местам. Препараты из травы Б.л. обладают противоастматическим, отхаркивающим и общеукрепляющим действием. В народной медицине настой травы используют при простудных заболеваниях дыхательных органов, при умственном утомлении, а наружно – для промывки ран и ожогов.

 

БУЛ (поток, плод, произрастание, по Фюрсту, дождливый месяц; 3Цар 6:38) - собственное название одного из Еврейских месяцев года, восьмого в священном и второго в гражданском году, соответствующего второй половине октября и первой ноября. После назывался у Евреев Маршеван. В этом осеннем месяце оканчивалось собирание винограда, и начинались дожди. Во время оного же окончено строение Соломонова храма, строившегося семь лет с половиною (3Цар 6:37-38).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.