Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. 4 страница




БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 – 1940 гг.). Известный советский писатель. Родился в Киеве, еще в гимнастические годы начал увлекаться театром. После окончания гимназии поступает на медицинский факультет Киевского университета. Закончив университет Б. отправляется на практику в глухие места Смоленской области земским врачом. После полутора года практики он возвращается в Киев. Там его застает Гражданская война. В 1921 г. он переезжает в Москву и начинает свою литературную деятельность, вначале с газетных и журнальных статей, затем в печати появляются его повести и рассказы. Уже в 1924 г. печатается его первый большой роман «Белая гвардия». Затем появляется его пьеса «Дни Турбиных», к-рую поставил МХАТ. Это вдохновило Б. на создание пьес составивших впоследствии гордость советской драматургии. Среди них прежде всего надо назвать драму «Бег» (1927 г.). Но самым известным его произведением стал роман «Мастер и Маргарита». Эта лирическая поэма в прозе, сочетающая сатирические, философские и мистические элементы принесла Б. мировую известность и обеспечила ему литературное бессмертие.

 

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871–1944 гг.) — философ, богослов, экономист, священник. В 1896 г. оканчивает юридический факультет Московского ун-та и уезжает в Германию, где занимается политэкономией и примыкает к марксизму. По возвращении защищает магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» и до 1906 г. занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом ин-те. В 1903 г. выходит его кн. «От марксизма к идеализму». Участвовал в сб. «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины», что отразило духовный кризис Б., его отход от марксизма и обращение к религиозному миросозерцанию. В 1905 г. издавал философско-религиозный жур. «Вопросы жизни», с 1906 — проф. политэкономии Московского ун-та и депутат Государственной Думы; принял сан священника в 1918 г., в 1919 г. переехал в Крым, где преподавал политэкономию и богословие. Как философ Б. проявил себя в написании двухтомного сб. «Два града» и кн. «Философия хозяйства». Работы «Свет невечерний» и «Трагедия философии» завершили филос. период творчества Б.; мыслитель постепенно становится богословом. В 1923 г. Б. высылается из страны — сначала в Прагу, в 1924 г. Б. занимает должность декана Парижского богословского ин-та. С 1927 по 1945 гг. создает две богословские трилогии — «Купина Неопалимая», «Друг Жениха», «Лестница Иакова»; «Агнец Божий», «Утешитель», «Невеста Агнца», а также «Апокалипсис Иоанна» и «Философию имени». Последние две работы вышли из печати уже посмертно (соответственно в 1948 и 1953 гг.). Философия всеединства B.C. Соловьева оказала на Б. определяющее влияние, особенно учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей божественную любовь и эманировавшей ее в мир. При этом Б. подчеркивал двойственный характер Софии — одновременно божественно-небесный и тварно-человеческий. Важнейшее место в структуре философствования Б. занял трансцендентализм И. Канта и Ф.В.Й. Шеллинга. София понималась Б. также как идеальная основа мира, находящаяся между Творцом (Абсолютом) и творением (космосом). Онтологическая основа мира состоит в «сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы», которая выступает не только как основа, но и как норма, «предельное задание», «аристотелевская энтелехия». В антропологическом срезе бытия София выступает как «мировая душа», «историческое человечество», «целокупное человечество», являющееся трансцендентальным субъектом истории, существование которого придает «динамическую связанность» эмпирически разрозненным действиям отдельных индивидов. Деятельность человека понималась Б. как хозяйственная деятельность, которая в глубинном метафизическом смысле также софийна. Трансцендентальный субъект знания для Б. то же, что и трансцендентальный субъект хозяйства — «историческое человечество», «Божественная София».

БУЛЬТМАН Рудольф Карл (1884—1976 гг.) — нем. протестантский теолог, историк религии. Изучал евангельскую теологию в Тюбингене, Берлине и Марбурге. Испытал влияние А. фон Гарнака, школы истории религий, В. Германа, диалектической теологии К. Барта, М. Хайдеггера. В 1910 г. — лиценциат теологии, в 1912—1916 гг. — приват-доцент Марбургского университета, с 1916 г. — экстраординарный проф. в Бреслау, Гисенсе и Марбурге. Как историк церкви Б. получил известность благодаря своей «Истории синоптической традиции» (1921). Уже в раннем очерке «Проблемы теологической экзегезы Нового Завета» (1925) Б. говорил о том, что толкование текстов требует от исследователя не только исторического подхода, но и личного, жизненного отношения к затрагиваемым в них вопросам. Вслед за М. Келером и К. Бартом Б. различал результат исторического исследования и Слово, пришедшее из прошлого и обратившееся к человеку в его сегодняшнем положении, изменяющее его самопонимание. Б. сформулировал положение о том, что христианская вера обращена не к историческому Иисусу, а к учению церкви о «событии Христа» — главном эсхатологическом деянии Бога, даровании людям спасения, Христе потустороннем. Вместе с тем говорить о Боге можно, только говоря о человеке, настоящий предмет теологии — человеческое существование, к которому обращается Бог. Поэтому, опираясь на Хайдеггера, Б. выступил с экзистенциальной интерпретацией Нового Завета с целью освободить его непреходящее божественное содержание от мифологического языка и тем самым сделать его неуязвимым для исторической критики. Все, что может установить историческая критика, — это то, что первые ученики Христа уверовали в воскресение. Для развертывания божественного содержания, по Б., достаточно самого факта жизни Иисуса и его насильственной смерти. Демифологизация обращает не к Священной истории и не к «тому, что было на самом деле», а к настоящему человеческой души, в котором Слово Божие (керигма) зовет от неподлинного существования (вне веры и выбора) к подлинному (в вере, выбирая будущее), когда последним, эсхатологическим, становится каждый час. Откровение возвращает человека к его внутренней сути, к существованию как рискованному выбору. В отличие от либеральной теологии, критика мифа у Б. служит не установлению подлинности исторических фактов, а подтверждению разрыва между Богом и человеком. Независимо от степени достоверности исторических сведений, христианин не имеет никаких гарантий своей веры. Среди последователей Б. — X. Браун и Ф. Бури.

БУНГ, в мифологии народов ма и срэ (мон-кхмерская группа), а также у со­седних индонезийских по языку наро­дов на юге Вьетнама культурный герой. Он сын двух первых обитате­лей земли, гигантов. Когда Б. был ещё ребёнком, на семейство напали тигры и оно должно было бежать к морю. Они спаслись на острове. Тигры строили мост туда, но птицы помогли его сжечь. Впоследствии гиганты верну­лись на континент. Здесь Б. начал свою деятельность, полезную людям. Из подземного мира он похитил у бога Нду огонь и культурные растения. Огонь, добытый Б., учинил вначале страшный пожар. Море поднялось, чтобы залить его. Огонь укрылся в бамбуке. Поэтому трением бамбука можно добыть огонь. Б. научил людей пользоваться сначала бамбуковыми и каменными орудиями, затем железны­ми и их изготавливать с помощью мо­лота и клещей. Железо добывали из дерева баньяна (фикуса). Из его же древесины первые кузнецы сделали че­ловеку крепкие кости. Из бамбука и соломы Б. создал первое жилище. По другой версии, сами земля и небо были выкованы первым кузнецом Б. Его помощник козодой — птица-куз­нец.

 

БУНИ («умирание»), букйт («место смерти»), в тунгусо-маньчжурской ми­фологии (у нанайцев) мир мёртвых. Представление о Б. создано шамана­ми. Б. размещается на большой реке Энгдегите, ниже устья личных шаман­ских рек. Души покойных отвозят в Б. духи — помощники шаманов (лоси, олени, рыбы и другие животные).

 

БУРАК, а л - Б у р а к (ве­роятно, от араб, «блеснуть», «сверк­нуть»), в мусульманской мифологии верховое животное, на котором Мухаммад в сопровождении Джибрила совершил «ночное путешествие» из Мекки в Иерусалим. Мусульманская традиция описывает Б. как лошадь или как животное среднее по размерам между ослом и мулом, белого цвета, с длинной спиной и длинными ушами. На ногах у Б. были белые крылья, по­могавшие быстро скакать. Позднее Б. стали представлять крылатым конём, иногда с человеческим лицом. До Мухаммада Б. служил и другим проро­кам. Все они привязывали его к коль­цу у Иерусалимской скалы. В некото­рых вариантах Б. фигурирует и в эпи­зоде путешествия Мухаммеда на небеса.

Б. часто изображается на персид­ских миниатюрах вместе с Мухамме­дом и Джибрилом. В Иерусалиме со­храняется камень, называемый сед­лом Б.

БУРБО Лиз - автор тринадцати бестселлеров, переведенных на многие иностранные языки, Лиз Б., психолог, философ и просветительница, посвятила свою жизнь изучению души человека и человеческим взаимоотношениям. В 1984 году Лиз Б. создает в Квебеке (Канада) крупный исследовательский центр развития личности и изучения проблем, связанных с душевными переживаниями, телесными болезнями и недомоганиями. В этом центре, официально признанном как учебно-профилактическое учреждение, организуются и проводятся оздоровительные семинары и курсы по специальным программам и методикам, одобренным на уровне правительств канадских федеральных округов и провинций. Кроме того, под руководством Лиз Б. центр готовит специалистов по распространению практических знаний как в Канаде, так и за рубежом. Причем Лиз Б. часто сама выезжает в разные страны мира, чтобы поделиться с другими своим богатым, двадцатилетним опытом в познании человеком самого себя и окружающего мира. В 1987 году Лиз Б. выпускает свою первую книгу под названием «Слушай свое тело: оно твой самый лучший друг» и одновременно создает издательство «ССТ» (Слушай Свое Тело). Тогда же она начинает выступать и с ежемесячными лекциями, которые записываются на аудио- и видеокассеты и с успехом расходятся в Квебеке и других канадских провинциях. За последующие 15 лет из-под пера Лиз Б. вышли еще двенадцать книг, ставшие бестселлерами. Так что на сегодняшний день Лиз Б. по праву считается одним из самых читаемых франкоязычных авторов в мире. Тираж ее проданных книг только на французском языке превышает один миллион экземпляров (на английский язык книги не переводились). И это – не считая книг, переведенных на восемь иностранных языков. В своих книгах, на практических занятиях и семинарах Лиз Б. проповедует основополагающий философско-религиозный принцип «Аз есмь», сводящийся к следующему: «Главное – ясно и четко представлять себе, кто мы такие, и неуклонно стремиться к более углубленному самопознанию и самосовершенствованию». Добавим – духовному и физическому. Ну а главная цель Лиз Б. – помочь людям обрести здоровье духа и тела, а еще – научиться ценить и уважать себя и окружающих. Человек, по мнению Лиз Б., должен идти к намеченной цели без страха и сомнений. Что до чувства страха, Лиз Б. и тут охотно помогает людям практическими советами, как преодолеть его в тех или иных жизненных ситуациях, равно как и избавиться от многих других тлетворных переживаний и навязчивых состояний. Не говоря уже о том, как превратить отрицательные эмоции в положительные.

В настоящее время благодаря неустанной просветительской деятельности Лиз Б. и ее высококвалифицированных помощников, философия жизни «Слушай свое тело» получила распространение в 22 странах мира и преподается на 9 языках.

 

БУРИДАНОВ ОСЕЛ - парадокс интеллектуального детерминизма, приписываемый фр. философу 14 в. Ж. Буридану. Согласно Буридану, при выборе одного из возможных решений воля контролируется разумом. Она действует лишь в том случае, если разум предпочтет одну из возможностей как наилучшую и даст импульс воле, которая и выберет эту возможность. Но если разум сочтет все имеющиеся возможности равноценными, то воля не будет действовать: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, умрет от голода, ибо разум не сможет побудить его волю к выбору.

БУРКУТ-БАБА, Буркут-дивана, в мифологии туркмен «хозяин» дождя. Персонаж доисламского происхожде­ния, в его образе переплелись черты древних земледельческих и шаманских божеств. Б.-б. погоняет облака плетью, отчего и происходят гром и молния. Б.-б. извещали, что нужен дождь, привязывая на бугре козу, блеющую от голода (аналогичный об­ряд существовал у кумыков, аварцев, лезгин, которым образ Б.-б. неизве­стен). Согласно мифам, Б.-б. обладает вещим знанием будущего, вступает в спор с самим Аллахом. В одном из них Аллах обещает удовлетворить любое желание того, кто простоит 40 суток на одной ноге. Это условие выполняет Б.-б. и просит уничтожить ад. Аллах доказывает Б.-б., что ад надо сохра­нить, и Б.-б (в одних вариантах мифа) соглашается или (в других вариантах) разрушает одно из отделений ада. По некоторым версиям мифа, Б.-б. дерзко спорит с Аллахом и угрожает ему си­лой. В ряде мифов Б.-б. приписывается власть над жизнью и смертью. Он да­рует потомство бездетной чете (или заставляет Аллаха сделать это); про­сит Аллаха оживить умершего единст­венного сына старухи, а когда тот отказывается, поднимается в воздух за ангелом смерти Израилом и разби­вает бутылку, в которой тот заключил души семерых (в других вариантах — тысячи) людей, в т. ч. сына старухи.

Представления об ангелах, гоняю­щих тучи и производящих гром ударом плети, содержатся в мифологиях и не­которых других тюркоязычных наро­дов (напр., ангелы Маккай и Макул у казахов), но мифы о них не сохрани­лись. Следы представлений о существе женского пола, производящем гром и молнию, сохранились у узбеков (Мо- мо-Кульдурок, Момо-Гулдурак) и туркмен (Гарры-мама). Образ Б.-б. известен также узбекам, казахам и таджикам (Дивана-и Бурх, Дивана-и Борх, Шайны-Бурхы-диуана), но у них он не обладает функциями «хозяина» дождя.

 

БУРЛАНЫ – Петр и Петра, семейная пара киевских психологов создателей уникального игрового психотренинга под названием «Симорон». В течении многих лет они старались найти средство, к-рое могло бы помочь человеку избавиться от проблем. Наконец в 1988 г. они создают систему под названием «Симорон». Уникальность этой системы состоит в том, что она совершенствовалась и продолжает совершенствоваться в течении многих лет. Постепенно эта система стала известна и пользоваться большим успехом не только на Украине, но и далеко за ее пределами.

БУРТИНИНКИ, в литовской мифоло­гии колдуны. Слово «кол­дун», «чародей» и т. п., связано с ли­тов. «жребий», «кол­довство», «судьба», «гадать», «ворожить» и т. п., и имеет параллели у латышей, пруссов, славян. Первона­чально Б. называли, видимо, лишь ту разновидность колдунов, которые га­дали бросанием жребия — деревянной чурки со специальными нарезками. По своему виду Б. не от­личаются от обычного человека, хотя иногда считалось, что они не стригут волос, бороды, ногтей, что у них есть хвост и человек в глазах Б. отражает­ся обратным по отношению к обычному образом. Как правило, Б. — люди преклонного возраста, обычно крестья­не (впрочем, как Б. упоминаются мель­ники, музыканты, солдаты, нищие и даже чужеземцы — русские, латыши, немцы, венгры, цыгане). Но по своим способностям Б. резко отличаются от обычных людей. Б. становятся не от рождения, а путём обучения, приобре­тения опыта, передаваемого втайне; только перед самой смертью Б. до­веряют свои знания другим (в част­ности, своим детям). Считается, что Б. обладают способностью превращаться в птиц и зверей и с целью вредитель­ства превращать других людей в вол­ков (см. Вилктаки), реже в коз, коров, медведей (особенно во время свадь­бы). Многообразны отношения Б. с чёртом. Они обещают чёрту свою ду­шу, за что тот помогает Б. по хозяйст­ву. Смерть Б. мучительна: пока не пе­редадут своих знаний другому или пока не сделают щель в потолке, Б. не могут умереть. Если Б. попадают в церковь и священнику удаётся их перекрестить, они теряют свою кол­довскую силу. Б. лишают людей здоровья, мучают их, делают женщин бесплодными, насылают порчу на скот и даже на природу, издеваются над людьми, морочат их, иногда довольно безобидно шутят. Вместе с тем неко­торые Б. помогают людям: наказывают других Б. или раган, вредящих людям, снимают злые чары с людей и живот­ных, изгоняют змей, мышей и других вредителей, находят пропавшие или украденные вещи, обнаруживают вора, угадывают будущее. Считается, что Б. могли вызывать душу умершего человека. Нередко Б. — чернокнижни­ки. Они насылают порчу на людей (в частности, умеют сглазить детей), скот, растения и даже на те или иные вещи. Б. занимаются знахарством. Обнаруживается связь Б. с заговор­ными текстами, имеющими целью по­мочь или навредить («чёрные загово­ры») человеку. По-видимому, Б.— результат дегенерации одного из раз­рядов древних балтийских жрецов- предсказателей, которые типологиче­ски могли быть близки римским ав­гурам (ср., в частности, проведение линий и гадание по ним) или языче­ским славянским жрецам, которые гадали по «чертам» и «резам».

БУРХАН, бурка н, бурга н, пур- кан, пурган (тюрко-монг. модифи­кация слова «будда» или словосоче­тания «будда-хан»), в мифологиях некоторых тюркских народов (шорцев, хакасов, тувинцев, а также киргизов, уйгуров), монгольских народов обо­значение будды, бога вообще, изобра­жения бога, идола. В форме «бурхан» Термин проник (через монг.) и в тунгусо-маньчжурскую мифологию (у нанайцев буркан считается духом- помощником шаманов во время камла­ния). В мифологии монгольских наро­дов (шаманской) термин «Б.» прила­гается к обычно не смешиваемым с тенгри индо-тибетским ламаистским божествам, позднее (после 17 в.) включённым в пантеон шаманских бо­гов. В перечнях обрядовых призыва­ний они обычно упоминаются первыми, а в космогонических и антропогониче ских преданиях оказываются главны­ми действующими персонажами. К ним относятся: Шагджитуби (от тибет. Шакьятхубпа, т. е. Шакьямуни) или Бурхан-бакши («Будда-учитель»), Майдар (Майтрея), Арья-Бало (Ава­локитешвар а), Манджушри, а также ряд докшитов (прежде всего Очирва- ни); иногда в их число включаются дагини (дакини). В то же время в мифо­логии монголов (изолированной монголоязычной группы, мифологические представления которой сохранили большую архаичность) понятие «пур­ган» в ином смысле противопоставле­но «тенгери» (тенгри): как множество богов и духов (включая богов разных религиозных систем и даже демо­нов) — единому небесному божеству (или обожествлённому небу). Вообще в монгольской мифологии (особенно у бурят) Б. может быть названо любое божество, просто злой дух: Арахи-Б. (Раху), Саган-Б.— дух оспы, и др.

 

БУРХАНЫ - общее называние высших богов монгольского пантеона (аналогия асы и ваны- сканд.) Первые из бурханов существовали еще тогда, когда не было земли. Так же многие хорошие люди своей святой и праведной жизнью достигли того, что тоже стали Бурханами. И теперь Бурханов 1000. Они бессмертны и обладают всепроникающей силой. Большинство Бурханов добрые, но есть среди них и темные, злые Бурханы: (Чойджилл, Очирвани, Джамсаран и Шара-Дарэхэ.) Бурханы находятся, где хотят и в каком угодно виде. Большей частью они не показываются людям, но многие из них перерождаются по желанию на земле в виде Гэгэнов.

БУРИ- («РОДИТЕЛЬ») Бури - в скандинавской мифологии предок богов. Когда корова Аудумла лизала камни и лед, то постепенно на льдине показались волосы, а потом и человек по имени Бури. Он был очень красив, высок и силен. Отец Бора и дед Одина.

БУРЯ - как правило, наделяется сакральным статусом, как и все, что нисходит с неба (то есть из сферы божественного). Символика бури амбивалентна, поскольку подразумевает как разрушение космоса, торжество хаоса, так и последующее новое творение и упорядочивание (данная амбивалентность проистекает от общего понимания хаоса как воплощения первопотенции, вместилища первоначала и истока бытия; буря, таким образом, предстает как соединение стихий, порождающее жизнь). Так, Энлиль ("бог-ветер", одно из главных божеств в шумеро-аккадской мифологии), которого часто раздражали шум и суета людской жизни, в гневе насылал на землю бури, штормы, страшные бедствия вплоть до потопа, но и помогал, передвигая облака, тучи и проливая долгожданный дождь в засуху.

Подобная двойственность нашла отражение в образе угаритского верховного бога Баала, выступающего в качестве божества бури, грома и молний, дождя и связанного с дождем плодородия. Баал, Балу ("хозяин", "владыка"), в западносемитской мифологии одно из самых употребительных прозвищ разных богов. Баал боролся с богом смерти и подземного мира Муту и богом морской стихии Йамму, который требовал, чтобы Балу стал его рабом. Схватка богов постоянно возобновлялась; гибель Баала вызывала увядание и засуху, а воскрешение влекло за собой расцвет природы. Однако победа осталась за богом бури, грома и молний. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет, в эпоху эллинизма Баал отождествлялся с греческим Зевсом. Сходную семантику можно предполагать у большинства индоевропейских богов-громовержцев (в свете основного мифа об освобождении оплодотворяющих небесных вод в борьбе с хтоническим существом).

 

БУСИДО – кодекс чести и традиционной самурайской морали, в к-ром главными принципами были прямота, мужество, доброта, вежливость, уважение к людям, искренность и честность (слово самурая было законом), верность долгу (самурай не оставит в беде своего господина, даже если число его вассалов сократилось со ста до десяти и с десяти до одного), скромность. Самурай никогда не нападал на слабого, презирал деньги, а прежде, чем напасть на врага, кричал: «Извольте защищаться» или «Извольте умереть». В Б., что обладающий лишь грубой силой недостоин звания самурая. Поэтому они изучали науки, владели живописью, были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника. Они в совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию. Рыцарями они оставались даже в случае поражения – самурай называл победителю свое имя и с улыбкой на устах делал харакири.

 

БУСИРИС (Вогхнетд), в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдо­на (вариант — Эгипта) и Лисианассы. Когда страну поразила засуха, длив­шаяся девять лет, кипрский прорица­тель Фрасий предсказал, что бедствие прекратится, если Б. будет ежегодно приносить в жертву Зевсу одного чу­жеземца. Первым Б. умертвил самого прорицателя, а затем убивал у алтаря Зевса всех чужестранцев, прибывав­ших в Египет. Эта участь ожидала и Геракла, когда на пути к саду Геспе­рид он остановился в Египте; но герой, когда его подвели к жертвен­нику, порвал путы и убил Б. и его сына Амфидаманта. Миф отразил представления греков о враждебном отношении египтян к чужестранцам. В египет­ской мифологии имя Б. не встречает­ся, что даёт основание предполагать, что миф о Б. носит этиологический характер: это попытка объяснить наз­вание города Джеду в дельте Нила; сокращённое название города («место Осириса») греки произносили как «Бусирис». Согласно распростра­нённому варианту мифа, Б. был убит не Гераклом (жившим десятью поко­лениями позже Б.), а одной из Данаид Автоматой. м. в. БУТ, в греческой мифоло­гии: 1) сын бога ветров Борея; после неудачного покушения на брата Ликурга был изгнан и поселился на ост­рове Наксос. Занимался разбоем и пиратством. Во время одного из набе­гов — во Фтиотиду в Фессалии, где происходил праздник в честь Диониса, Б. похитил и обесчестил вакханку Корониду. Оскорблённый Дионис на­казал Б. безумием, и тот бросился в колодец.

БУСТОФЕДОН - (от греч.- поворачиваю)- способ письма, при котором 1-я строчка пишется справа налево,вторая - слева направо, третья - снова справа налево. Бустофедоном пользовались в критском, хеттском, южно- аравийском, этрусском, греческом письме.

БУТРУ Эмиль (1845—1921 гг.) — фр. философ, в центре внимания которого находились проблемы детерминизма и свободы, творчества и необходимости. При объяснении явлений жизни и психики Б. выступал против механицизма и механистического детерминизма, говоря о радикальном разрыве между материальным, инстинктивным и мыслительным уровнями бытия. Законы природы не абсолютны, они оставляют место случайному, индивидуальному, в конечном счете — творческому принципу, необъяснимому творческому началу. Уровни бытия, по Б., образуют иерархическую лестницу, поднимающуюся от неодушевленной материи к духовному совершенству Бога; Бог в наибольшей степени способен к творчеству; этой же способностью наделен и человек, однако он может утратить ее из-за привычного следования обыденному. Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологической эволюции лежит случайный творческий акт, постоянно создающий новое; задача философии заключается в том, чтобы создать «логику случайного» как логику гармонии.

БУЯН-ОСТРОВ поэтическое название весеннего неба. Остров Буян играет весьма важную роль в наших народных преданиях: чародейное слово заговоров, обращенное к стихийным божествам, обыкновенно начинается следующей формулой: «на море - на океане, на острове- на Буяне», без чего не сильно ни одно заклятие.

БУХА-НОЙОН БАБАН («бык господин батюшка»), персонаж бурятской мифологии. Особое место занимает в мифах булагатов и эхиритов, в кото­рых выступает как тотемный первопредок. Связанный с ним цикл мифов широко распространён у бурят При­байкалья, известен и в Забайкалье. Согласно одному из вариантов, Бохо Муя, сын Заян Саган-тенгри (запад­ный тенгри), повздорил с Бохо Тели, сыном Хамхир Богдо-тенгри (восточ­ный тенгри). Оба спустились на зем­лю, превратившись: Бохо Муя — в сивого быка Б.-н. б. (известен и под именами Хухэ буха, Нойон бабай), Бохо Тели — в пёстрого быка Тарлан Эрен буха, и стали гоняться друг за другом вокруг Байкала; наконец, встретившись во владениях Тайжи-хана — одного из бурятских князей в Тункинской долине, начали бодать­ся, топча всё вокруг. Дочь Тайжи-хана прогнала их, но забеременела от взгляда (или мычания) Б.-н. б. По версии булагатов, у неё родился маль­чик, которого Б.-н. б. признал своим сыном, поместил в железной люльке на горе, кормил его и охранял. Две сестры, бездетные шаманки Асыхан (Асуйхан) и Хосыхан (Хусыхан), устроив Б.-н. б. специальный тайлаган (камлание с жертвоприношением),

заполучили этого мальчика, дав ему имя Булагат Буха дорогхо олдоксон [«из-под пороза (быка) найденный Булагат»]; он стал предком племени булагатов. Согласно эхиритской вер­сии, дочь Тайжи-хана родила двух мальчиков: у Булагата был близнец, который в раннем детстве жил в щели на берегу Байкала. Когда Булагат, живший у сестёр-шаманок, подрос и стал ходить на берег Байкала, он встретил там своего близнеца. Шаман­ка Асыхан хитростью заполучила и этого сына Б.-н. б., назвав его Эхиритом. Он стал предком племени эхиритов. Эхиритская версия о близнецах Булагате и Эхирите, сыновьях Б.-н. б., — бурятский вариант близнеч­ного мифа. Мифологический сюжет — борьба сивого быка Б.-н.б. с пёстрым быком Тарлан Эрен буха толкуется фольклористами двояко: либо как от­ражение борьбы реальных родов, либо как солярный миф — борьба дня и ночи, где Б.-н.б. — день, а его против­ник — звёздная ночь. Б.-н.б. — персонаж мифов и других бурятских племён. В шаманском пан­теоне бурят он — западный хан, сын Эсеге Малан-тенгри. Его девять сыно­вей — эжины (см. Эдзены), духи-хо­зяева ряда местностей в Бурятии. Из­вестны шаманские призывания, где упоминается имя Б.-н.б. Имеются спе­циальные места почитания Б.-н.б. — горы, носящие его имя (около села Далахай Тункинского района и Санага Закаменского района Бурятской АР). С распространением ламаизма Б.-н.б. был введён в ламаистский пантеон богов под именем Ринчин-хана (ламаистская иконография изобража­ет его всадником на белом коне), а православная миссия объявила Б.-н.б. идентичным христианскому святому Пафнутию. До 30-х гг. 20 в. Б.-н.б. оставался объектом тройного почитания: у ламаистов, шаманистов, православных. Б.-н. б. как мифологи­ческий персонаж встречается у мон­голов Северной Монголии.

БУЯН — райский острой в Черном море. Ныне — полуостров Тамань (почитался Буяном и остров Руян в Балтике). Буян - поэтическое название весеннего неба. Остров Буян играет весьма важную роль в наших народных преданиях: чародейное слово заговоров, обращенное к стихийным божествам, обыкновенно начинается следующей формулой:» на море - на океане, на острове- на Буяне»,без чего не сильно ни одно заклятие.

БХАВА. Означает тип внешнего, проявленного состояния бытия. Среди человеческих существ, различают три формы бхавы:

(1) Пашу-бхава (ограниченные): низшая группа людей, мало озабоченных религиозными или этическими вопросами; живущих эгоистично, только ради телесных удовольствий; обладающих грубым мышлением; считающих остальных людей глупцами. Утешительным, однако, является тот факт, что такие люди обычно малоэффективны в своих мыслях, словах и действиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.