Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. 5 страница




(2) Вира-бхава (сильные, энергичные, мужественные): средняя группа людей, обладающих честолюбием и целенаправленностью, легковозбудимых под влиянием внешней среды, быстрых в планировании и действиях, преследующих достижение или развитие чего-либо. Они способны и инициативны как в личных, так и в общественных видах деятельности, в особенности в сфере самовоспитания.

(3) Дивья-бхава (одухотворенные, то есть независимые по характеру и гармонизирующие по своему воздействию): люди, осмысливающие свои действия, упорядоченные и результативные в своих поступках; целомудренные, миролюбивые, внимательные, интеллектуально развитые и заинтересованные в духовной цели, единении с Божественным в любых ситуациях и на всех стадиях своей жизни.

Нетрудно заметить, что эти три группы прямо соответствуют делению людей по их предрасположенности или склонности к тамасу, раджасу и саттве.

 

БХАВА (санск. бытие, существование) – в древне-индийской философии категория бытия, становления, явленности; отсюда в дальнейшем так же реальность, истина, жизнь. В буддизме - стремление к становлению, предрасположенность к существованию. Некоторые мыслители (например, Чандракирти) рассматривали Б. как карму, вовлекающую в круг рождения и смертей (сансара). При таком понимании Б. – ключевое понятие объясняющее жизненный процесс. Противоположное понятие абхава (санск. небытие, несуществование), получившее развитие в ряде философских систем, где обозначало отсутствие, пустоту, уничтожение, смерть. Нередко абхава рассматривается как отрицательная категория, Б – положительная. Однако в истории древне-индийской мысли были попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с Б.-бытием, т.е. придать этому понятию самостоятельный онтологический статус.

 

БХАГА (др.-инд., собств. «наделитель», а также «доля», «счастье», «имущество»), в ведийской мифологии божество класса адитьев; нередко Б. как эпитет относится к другим богам, особенно к Савитару. В «Ригведе» Б.'(в основном) посвящён лишь один гимн (VII 41), но имя его встречается более 60 раз. Как и другие адитьи, Б. мало индивидуализирован, и конкретные антропоморфные черты выражены слабо. Б. — воплощение счастья, господин богатства, распределитель даров. Благосклонен к людям, поэтому его часто призывают в молитвах; он благословляет жертвы. Участвует в свадебной церемонии, прино­сит плодородие и обнаруживает отчётливые эротические ассоциации. В поздней литературе словом «Б.» обозначаются богатство, слава, геройство, процветание, красота (Вишну-пур. V 74). Тот, кто обладает этими качествами,— бхагават, т. е. имеющий, и этим именем обо­значается и бог, и человек. Б. правит солнцем, он появляется вместе с Савитаром, и его призывают одновременно с другими солярными божествами. Ушас, богиня утренней зари,— сестра Б. Упоминается ладья Б. (РВ II 36, 5). Он часто выступает вместе с Арьяманом. В «Тайттирия-брахмане» (I 1, 2, 4) Б. принадлежит созвездие Пурва-пхалгуни, а Арьяману — Уттара-пхалгуни. В эпической литературе Б. упоминается в списках адитьев. При первом жертвоприношении, устроенном Дакшей, Рудра, который не был пригла­шён богами, пронзает стрелой жерт­ву и наносит увечья сыновьям Адити, в частности, ослепляет Б.; после просьбы о пощаде он возвращает Б. глаза. Ближайшее соответствие Б. в авест. — «бог», «господин», в поздних частях «Авес­ты» это слово употребляется для обозначения Ахурамазды и Митры. Согдийск. ру выступает именно как бог свадьбы (а не богатства), вы­теснивший Арьямана и образующий пару с Митрой. Слав. — «бог» также связано с именем Б.

БХАГАВАДГИТА (санск. букв. божественная песнь) – одна из наиболее известных частей Махабхараты, входящая в состав 6-й ее книги. Время создания обычно определяется 1-й половиной первого тысячелетия до н.э. Б. представляет собой диалог между эпическим героем Арджуной и богом Кришной (воплощением Вишну), сюжетно выступающим как возница и наставник Арджуны, а по существу воплощающее высшее божество. Для Арджуны потребность уяснения своего места в нравственном миропорядке и стремление к обретению правил поведения вырастает из осознанного противоречия между практическим долгом и нравственными требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию мировоззрения упанишад, Б. уже выступает как религиозно философская основа индуизма. В отличии от упанишад, Б. актуализирует нравственный аспект проблемы, подчеркивает особую роль такого пути освобождения как бхакти (наряду с путем знания джнана маргой и путем действия карма маргой). В Б. подчеркивается важность обретения внутренней свободы от деяния, т.к. сам путь деяния ведет к насилию и греху, поэтому деяние, реализующее развитие, должно всегда уравновешиваться отрешенностью, отказом от деяния. В Б. развивается учение о йоге как средстве имеющим целью достижения особого состояния психического равновесия. Б. – одна из самых читаемых книг Индии. Считается, что знающий Б. знает сущность упанишад. Эту мысль высказал еще полторы тысячи лет тому назад философ Шанкара и он первый написал комментарии к этой книге. Особым авторитетом пользуется Б. у вишнуитов, одной из самых распространенных религиозных организаций современной Индии. Правда формально Б. не относится к «шрути», т.е. к священному канону индуизма, подобно Ведам и упанишадам а только к «смрити», священному преданию, авторитет к-рого ниже авторитета «шрути», однако Б., как правило, называют упанишадой, хотя она не относится ни к одной из Вед, а входит в состав колоссального эпоса «Махабхарата» - «Великое сказание о Бхаратах» - грандиозного памятника исторического, художественного, философского и религиозного творчества древней Индии.

 

БХАГАВАТ, бхагаван (др.-инд. первоначальное значение «счастливый», «благословенный», затем «священный», «божественный», «бог», «господь»), в индуистской ми­фологии имя-эпитет высших божеств. По-видимому, это имя прежде всего получило распространение в кругах приверженцев Нараяны, Васудевы и других божеств, позже слившихся с образами Вишну и Кришны. Адепты этих божеств называли себя «бхагаватами», что можно перевести как «божьи люди», «при­верженцы господа» (в европейской науке за течениями раннего вишнуиз­ма укрепилось название «бхагаватизм»). В «Бхагавадгите» («Божественная песнь» или «Песнь о господе») Б. — постоянный эпитет Вишну-Кришны. «Бхагавата- пурана» («Бо­жественная пурана») также посвя­щена мифологии Вишну и Кришны. Однако Б. как имя-эпитет может применяться и к другим индуистским богам, к различным аватарам Вишну и т. д. На санскрите Б.— обычная форма обращения к почитаемому лицу (богу, святому, царю и др.). Ср. по-русски «господь»-«бог» и «госпо­дин» — форма обращения.

В буддийской мифологии Б. — имя- эпитет Будды и бодхисатв, в джайнской — Джины.

 

БХАГАВАТИ (санскр. «обладающая долей, благодатная»), дравидская богиня, культ которой распространён на Малабарском по­бережье Индии. Богиня-разрушительница покровительница болезней. Почитание её включает принесение в жертву петуха, а также оргиастические обряды.

 

БХАДРЕШВАРА, в мон-кхмерской ми­фологии наименование Эйсора (Ши­вы) в раннекхмерской традиции. Он считался национальным божеством Кампучии. Имя Б. встречается в древ­неиндийской религиозной литературе, но культ Б. в Индокитае был чисто местным. Его происхождение связы­вают с победами, одержанными кхме­рами в ранний период их истории над Тьямпой, могущественным «индуизированным» государством на юге Вьет­нама. В основе культа Б. лежал культ духа горы. Б. был посвящён самый древний храм кхмеров Ват Пху, расположенный на вершине горы.

 

БХАКТИ (санск. преданность, приверженность), в древне индийской религиозной философии привязанность к божеству, преданность и сопричастность ему. Истоки учения о Б. восходят еще к древне ведийской эпохе, но наибольшее развитие оно получило в «Бхагавадгите» и веданте. Более поздней формой учения о Б. является также сикхизм. В концепции Б. высшая цель – освобождение (мокша) достигается соединением души с божественным началом. Три пути (марга) ведут к этой цели: мудрость (джнана), понимаемое как интуитивное, (а не интеллектуальное) знание

сущего во всей его полноте; служение божеству или деяние (карма) и Б., т.е. тот вид любви, когда достигается полное единение души адепта с божеством их тождество. Нередко Б. рассматривается как главное средство достижения моральной чистоты. Б., вырывающее человека из эгоистической частной сферы требует от него определенной подготовки и тренировки. Рамануджа называет в качестве предварительных условий вступления на путь Б. пренебрежение к пище, освобождение от всего мирского, неустанное размышление о Боге, совершение благих деяний, желание всем добра, правдивость, честность, сострадание, непротивление (ахимса), милосердие, бдительность и надежду. Характеризующее Б. состояние высшей радости, восторга, экстаза может вызываться соединение6м не только с божеством как с объектом религиозного почитания, но и с безличным, бескачественным абсолютом (ниргуна Б.). Возрастание Б. влечет за собой духовное освобождение человека, сопровождающееся увеличением положительных эмоций. С Б. также связаны идеи социального характера (равенство всех перед Богом, отрицание кастового устройства и т.д.).

БХАКТИ ЙОГА – практическое воплощение бхакти марга (пути любви). Считается самой простой и доступной из йог, не требующей особого интеллекта и каких-то волевых качеств. Б.й. делится на низшую (апара) и высшую (пара) стадии пути любви. Низшая включает в себя различение (вивека), исполнение обрядов (абхьяса), добрые дела (крийя), нравственную чистоту (кальяна) и духовную бодрость (анавасада). Высшая стадия состоит в культивировании преданности божественному началу, которая выступает сперва как спокойное почитание (шанта), а затем впитывает в себя все оттенки эмоций, испытываемых преданным слугой к господину, другом к другу, матерью к ребенку и, наконец, любящим к любимому. При этом в подлинной любви должен отсутствовать расчет со стороны любящего, его бесстрашие (если речь идет об опасности для любимого), отсутствие ревности и соперничества (поскольку любимый в Б.й. рассматривается как воплощение идеала, а не как объект домогательств). Вот такого рода чувства практикующий должен испытывать вначале к отдельным людям потом к общинам, странам, всему человечеству и, наконец, к самому Богу. При этом Б.й. не следует рассматривать как феномен присущий только индусской традиции. Практическое воплощение пути любви существует и в других религиях (исихазм в православии, суфизм в исламе).

 

БХАЙРАВА (санскр. — «ужасный») — особенно разрушительный и ужасающий аспект Шивы в индуизме. В этом облике он многорук и держит в своих руках оружие и отрубленную человеческую голову, что символизирует отсечение двойственности и выход за пределы ограничений ума. По некоторым версиям именно к Бхайраве восходит генеалогия некоторых гневных сущностей, таких как Махакала. Особенно почитается этот аспект Шивы в отдельных школах шиваизма, таких как капалика.

В капалике Бхайрава имеет 8 основных форм — Аситанга (Вишну), Руру (Брахма), Чанда (Сурья), Кродха (Рудра), Унматта (Индра), Капалин (Чандра, или Сома), Бхишана (Яма) и Самхара (Бхайрава как таковой). Согласно метафизическим установкам некоторых тантр (в частности, «Вигьяна-бхайравы»), Бхайрава является универсальным недифференцированным сознанием, это Парамашива — высшая ипостась Бога, в которой соединяются воедино Шива и Шакти.

По мнению некоторых последователей Свами Лакшманджу - известного святого Кашмирского Шиваизма - Бхайрава - это вселенская форма Шивы - божественного сознания. Поскольку вселенская форма божественного сознания включает в себя абсолютно все - в том числе и все ужасы мироздания - то из-за этого ее называют ужасающей - Бхайрава.

В повествовании Бхагавад Гиты именно свою Бхайрава форму - форму вселенского сознания - показал Кришна своему преданному Арджуне, и Арджуна увидел в Боге не только милостивый аспект, но и аспект всепожирающей смерти - после чего Арджуна попросил Кришну скрыть эту форму и снова появиться в форме возничего.

Помимо Индии Бхайрава почитаем также в Непале и Тибете

БХАИШАДЖЬЯГУРУ (санскр. букв, «врач-учитель»), буд­да в буддийской мифологии махаяны. Культ Б. возник не позже 2 в., т. к. он упоминается уже в «Шатасахасрике Праджняпарамите». Основой образа Б. служат, по-видимому, врачи-бодхисатвы Бхайшаджьяраджа и Бхайшаджья-самудгата, упоминаемые в «Саддхарма-пундарике» (1 в.). По описанию «Бхайшаджьягуру-сутры», Б. обитает в своём раю-вайдурья- нирбхасе (букв, «блеск драгоценного камня вайдурьи»), который располо­жен на Востоке (между ним и земным миром находится в десять раз больше миров, чем в реке Ганг песчинок). В этом раю почва состоит из вайдурьи, дома построены из разных драгоцен­ных камней, там отсутствуют стра­дания и нет женщин. Функцией Б. является проповедь дхармы (буддий­ского учения) в своём раю, а также лечение болезней и продление жизни в других мирах. Культ Б. имеет, та­ким образом, цель получить «вре­менные» и «земные» преимущества, он не предназначен для конечного освобождения. Б. был чрезвычайно популярен в Китае и особенно в Японии (наряду с Шакьямуни и Амитабхой).

 

БХАРАТА (др.-инд. букв, «воспитанный»), в индийской мифо­логии и эпической литературе: 1) ро­доначальник племени бхаратов, мно­гократно упоминаемого в «Ригведе»; согласно легенде, изложенной в «Вишну-пуране» (II 13—16) и «Бхагавата-пуране» (V 9—10), — древний царь, отказавшийся от трона ради жизни благочестивого отшельника. Однажды Б. спас в лесу детёныша антилопы, воспитал его и всю жизнь о нём заботился. Поэтому в следую­щем рождении он родился антилопой; но, даже будучи животным, оставался ревностным почитателем Вишну и пре­давался суровой аскезе. Наградой за это послужило следующее рожде­ние, в котором Б. стал брахманом; в «Падма-пуране» и «Махабхарате» — царь Лунной династии, сын Душьянты и Шакунталы, прославив­шийся как «властитель мира» (чак- равартин). К Б. возводят царский род бхаратов, к которому принадлежали герои «Махабхараты» кауравы и пандавы. В честь бхаратов Индия ещё в древности часто называлась «Бхаратаваршей» («страной бхаратов»), и в настоящее время официальное на­звание Республики Индия на языке хинди— «Бхарат»; в «Рамаяне» — сводный брат Рамы, сын царя Дашаратхи от его второй жены Кайкейи. По интригам Кайкейи, желавшей, чтобы её сын стал наследником Дашаратхи, Рама на четырнадцать лет был изгнан из царства. Однако Б. остался верным старшему брату, и когда ему не удалось убедить Раму вернуться в Айодхью, он водрузил на трон его сандалии в знак того, что правит страной от имени Рамы. По возвра­щении Рамы из изгнания Б. добро­вольно уступил ему царство.

 

БХАШЬЯ (санскрит). Комментарий. Толкование. Жанр философской литературы. В период перехода от устной передачи знаний к письменной культуре комментарии стали играть очень важную роль. Считают, что Будда Шакьямуни изобрел метрики, списки, набор ключевых слов с краткими пояснениями. По ним можно было восстановить все произведение. Пользоваться ими могли только образованные люди. Многие труды известны благодаря комментаторам (бхашья-кара), чьи труды часто превышали объем комментируемого произведения, так как толкования требовали все новые термины. Первый комментарий к грамматике санскрита был выполнен Патанджали. Великим комментатором был Васубандху.

БХИМА (др.-инд. ВЫша, «ужасный»), Бхимасёна, герой древнеиндийско­го эпоса «Махабхарата», один из братьев-ландавов, сын Кунти от бога ветра Ваю. На Б. последовательно перенесены мифологические качества его божественного родителя. Он — сильный, стремительный, страстный, необузданный, прожорливый. Едва родившись, Б. упал с колен матери на скалу и разбил её на тысячу кусков. Сражается Б., не имея ни колесницы, ни лука, но с помощью дубины или ствола дерева, которое он мгновенно очищает от корней и веток. Важней­шая эпико-мифологическая функция Б.— очищение земли от чудовищ: он убивает ракшасов Хидимбу и Джатасуру, покушавшихся на жизнь пандавов; ракшаса Баку, требовав­шего себе человеческих жертв; якшу Манимата, освобождая тем самым бога Куберу от тяготевшего над ним проклятия; тирана и мучителя царей Джарасандху. Будучи в эпосе глав­ным мстителем за Драупади, Б. из­бавляет её от похитителя Джаядратхи, убивает домогавшегося её военачальника племени матсьев Кичаку, во время битвы на Курукшетре побеж­дает в поединках двух главных её оскорбителей Дурьодхану и Духшаса­ну (при этом у Духшасаны, согласно данному им ранее обету, Б. отрубает голову, а из раны на груди пьёт кровь). Б. имел двух сыновей: Сарватрагу от царевны города Каши (современный Варанаси) и от сестры ракшаса Хидимбы — Гхатоткачу, сражавшегося вместе с пандавами против кауравов. Эпитеты Б. в «Махабхарате»: Врикодара («имеющий брюхо волка»), Бахушалин («долгорукий»), Джара- сандхаджит («победитель Джара- сандхи») и др.

БХИШМА (др.-инд. «гроз­ный»), герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», двоюродный дед пандавов и кауравов. Б. был сыном царя Шантану и богини Ганги. Когда его отец вторично женился на дочери царя рыбаков Сатьявати, Б. дал обет безбрачия и отказался от царства в пользу своих младших братьев Читрангады и Вичитравирьи. После их смерти Б. воспитал наследников трона Панду и Дхригараштру, а затем их сыновей — пандавов и кауравов. Будучи советником царя Дхритара- штры, Б. всячески пытался предот­вратить войну между пандавами и кауравами, но когда война всё-таки на­чалась, он, хотя и сочувствовал пандавам, стал военачальником сыно­вей Дхритараштры — кауравов. Муд­рость и воинское искусство Б. были настолько велики, что под его води­тельством армия кауравов не могла быть разбита, а доблесть его была такова, что никто не мог победить его в поединке. Тогда пандавы прибегли к хитрости: зная, что благородный Б. не будет сражаться против женщины, они выставили впереди строя Шик- хандина, о котором Б. знал, что это девушка, превращённая в юношу, и под его прикрытием напали на Б. Когда Б. упал, тело его так плотно было покрыто стрелами, что он ока­зался не на земле, а на ложе из стрел. Т. к. боги даровали Б. способность самому определить день своей кончи­ны, он отсрочил её до окончания бит­вы на Курукшетре и со смертного ложа преподал победителям — пандавам обширное наставление в религии, законе и праве, которое занимает около двух книг «Махабхараты» (XII и XIII). [Эпитеты Б. в «Махабхара­те»: Шантанава («сын Шантану»), Гангея («сын Ганги»), Деваврата («преданный богам») и др.].

БХРИГУ (др.-инд. «пылать», «сиять»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Б. употребляется во мно­жественном числе и означает группу божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями (I 60, 1; 58, 6 и др.). По-видимому, эти Б.— одна из ма­нифестаций Агни. В той же «Ригведе» и в позднейшей литературе Б. рассмат­риваются также как жреческий род, установивший жертвоприношения на огне, а основателем этого рода счи­тается мудрец Б. По одной версии, Б. родился из семени Праджапати и был воспитан Варуной (Айт.-бр. V 10), по другой,— он сын самого Варуны (Шат.-бр. XI 61, 1), по треть­ей, — его отцом был Ману, который передал своему сыну космогоническое учение, а тот сообщил его людям (Мбх. XII 182—192). Слово «Б.» в индуистской мифологической тради­ции обладает непререкаемым автори­тетом. В одном из вариантов мифа о Нахуше именно Б. обращает его своим проклятием в змею и сбрасывает с неба (Мбх. XIII 100). Б. проклинает также Вишну, когда тот обезглавли­вает жену Б. — Пулому, предоставив­шую убежище асурам; по этому проклятию Вишну был обречён семь раз родиться среди смертных (см. Аватара) и в одном из этих рождений (в облике Рамы) разлучиться со своей женой Ситой (Падма-пур. V 13; Рам. VII 51). «Падма-пурана» связывает с именем Б. миф о провозглашении Вишну верховным богом. Согласно этому мифу, однажды риши, собрав­шиеся для жертвоприношения, вступи­ли в спор, кто из богов наивысший. Разрешить этот спор взялся Б. Снача­ла он отправился к Шиве, но не был допущен к нему, потому что Шива предавался в это время любви со своей супругой. За это Б. лишает его положенных жертв и заставляет принять форму линги. Далее Б. идёт к Брахме, но Брахма не воздаёт Б. должных почестей, и Б. отказывает ему в почитании со стороны брахма­нов. Наконец, он приходит к Вишну, застаёт Вишну спящим и, чтобы разбудить его, ставит ему на грудь ногу. Вишну не только не гневается, но смиренно растирает ногу мудреца руками. Тогда Б. провозглашает Виш­ну единственным богом, достойным почитания у остальных богов и у лю­дей (Падма-пур. VI 282). Б. имел сына Шукру, который был настав­ником асуров и идентифицировался с планетой Венера.

 

БХУДЖЬЮ (др.-инд. «сгибаться», «искривляться»), в древ­неиндийской мифологии сын Тугры, покинутый во время бури своими спутниками и спасённый Ашвинами, трое суток нёсшими его над волнами. Этот сюжет неясно упоминается уже в «Ригведе» (несколько раз в 1-й и 10-й мандалах). Известны и некото­рые другие детали: кораблекрушение в море, безуспешные вначале призы­вы Б. о помощи, попытки уцепиться за бревно среди океана, мотив стовёсельного корабля как убежища Б., освобождение Б. с помощью одушев­лённого крылатого корабля, реявшего в воздухе (четырёх кораблей, кры­латой ладьи, трёх летающих колесниц со множеством колёс, шести коней и т. п.), защита Б. Ашвинами от врагов и др. История Б. в своей ос­нове, видимо, связана с хорошо из­вестными сказочными сюжетами кораблекрушения в море и предатель­ства спутников (братьев), в результа­те которого герой оказывается в критическом состоянии.

 

БХУМИ (санскрит). Земля. Место. Страна. В буддизме прохождением земель называют прохождение этапов духовной практики, каждому из которых соответствует определенное состояние сознания и конкретное содержание сознания. Для достижения состояния бодхисаттвы необходимо подняться по пятидесяти двум ступеням, из которых в литературе обычно упоминают десять (даша-бхуми), с сорок первой по пятидесятую. На каждой обретается новое совершенство (парамита). На пятьдесят первой и пятьдесят второй бодхисаттва прекращает альтруистическую деятельность во избежание привязанности к ней и переходит в состояние нирваны, абсолюта, получает полное освобождение и становится буддой.

БХУТАРАДЖА -(Bhūtarāja? «царь духов» или «царь демонов»), также Кхадгара́вана (Khaḍgarāvaṇa?) или Бхутешам (Bhūteśaṃ?) — божество в индуизме, один из спутников Шивы, повелитель духов умерших, привидений, чёрной и белой магии; ассоциируется с одержимостью. Считается, что средневековый вайшнавский ачарья Вадираджа обладал мистическими способностями, благодаря которым Бхутараджа стал его слугой. С его помощью Вадираджа был способен совершить множество чудес и преодолеть различные препятствия, чинимые противниками. Согласно вайшнавскому преданию, Вадираджа, желая установить мурти Тривикрамы, посылает Бхутараджу принести божество из Бадринатха. По пути на Бхутараджу нападает ракшаса, которого тот убивает и вовремя возвращается к началу церемонии установки божества. В Вадираджа-матхе в Содхе, Карнатака, существует посвящённый Бхутарадже храм. Бхутараджа — это также одно из имён Вишну, которое можно перевести как «Господь живых существ».

БХУТЫ (др.-инд. букв, «быв­ший»), в индуистской мифологии де­монические существа, принадлежащие к свите Шивы (одно из имён Шивы — Бхутешвара, «Владыка Б.»); иногда идентифицируются с претами, духами умерших. Б. обычно враждебны лю­дям, живут на кладбищах и питаются человеческим мясом, но могут быть также хранителями деревни или дома, где они поселились. По суевер­ным представлениям, Б.— оборотни, принимающие облик свиней, лошадей, великанов, карликов и т. д.

 

БЫК. В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответ­ствующего ему мифологического об­раза: полное их тождество, бык как земное воплощение бога или как его атрибу т и др. В Древнем Двуречье, в Средней Азии 3—2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской традициях Б.— прежде всего образ лунного божества. В иранской мифо­логии месяц называется «имеющим семя Б.», в Шумере и Аккаде бог луны Син (шумер. Зуэн или Нанна) представлялся в виде синебородого Б. В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Иннин, рассер­дившись на Гильгамеша, не ответив­шего ей любовью, добивается, чтобы боги создали небесного Б.— мстите­ля за неё. Б., спустившись с небес к Евфрату, выпивает реку. Гильгамеш побеждает Б. (на шумерских печатях изображены эпизоды сражения героя с чудовищем — человекобыком); ср. убийство первобыка Ахриманом в иранской мифологии, критского Ми­нотавра Тесеем в греческом мифе, встречу угаритского Баала (Балу) с существом, у которого «рога как у быков, и горбы, словно у буйволов». Подобные мифы могли быть связаны с обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священ­ного быка, широко распространённым в восточном Средиземноморье (во время греческих буфоний убивали бы­ка, съевшего жертвенный хлеб, после чего устраивали обрядовый суд над виновниками убийства). В других мифах того же ареала Б. является символом бога грозы. В частности, в хурритской мифологии у бога грозы два Б.— Хурри (утро) и Серри (ве­чер) (ср. греческие мифы о Зевсе, превращающемся в Б.). Римляне приносили в жертву Юпитеру быка. Согласно Прокопию (6 в. н. э.), сла­вяне жертвовали быков богу — «творцу молний»; у восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи - пророка, заменившего древ­него бога-громовержца. Возможно, связь Б. с богом грозы восходит к древней общеиндоевропейской ми­фологии.

В египетских мифах Б. неба — сын Небесной коровы и отец телёнка, ко­торого та рождает. С этими представ­лениями сравнимы близнечные мифы некоторых африканских народов. Так, в мифе кизиба у одной из двух первых женщин рождаются близнецы: бычок и тёлка. Мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка характерно для скотоводческих наро­дов нуэр, шиллуков, руанда и др. Герой мифа ньоро Рукиди получил имя Мпуга, которое давалось быкам (и другим домашним животным) чёр­ной и белой масти. В мифологии буш­менов дождь представляется в виде «водяного Б.», похищающего девушку (ср. сходный образ Зевса — Б., похитившего Европу, и характерное для греческой мифологии представле­ние о Посейдоне и других водяных божествах как о Б.). Особенно широкое распространение культ священного Б. (буйвола) имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до н. э.), о чём позволяют судить печати из Мохенджо-Даро и Хараппы, а также шумерские сведе­ния о людях из страны Мелухха (Ин­дии). Роль Б. как символа бога (бык Нандин бога Шивы) или как против­ника мифологического героя (Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате», III 221, 66; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне» IV 11, 7 — 39) характерна и для тех элементов древнеиндийской мифоло­гии, которые можно связывать с наи­более ранними доиндоарийскими её истоками, продолжающимися в мифо­логических и религиозных пред­ставлениях таких неиндоевропейских народов Южной Индии, как тода (у тода известно почитание и прине­сение в жертву буйвола как священ­ного животного). Символика Б. как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолити­ческом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7—6-е тыс. до н. э.), где в ранних слоях (IX—VIА) обна­ружены скульптурные изображения быка, в которых использовались на­стоящие бычьи рога и части черепа, что напоминает приём «натурального макета» зверя в раннем пещерном искусстве и технику коллажа в сов­ременном искусстве. В слое VI найде­ны скамьи, украшенные рядом бычьих рогов. Почти в каждом из святилищ (VII—II слои Чатал-Хююка) имеются столбы, на которых помещены рога быков. Такие столбы (позднее ос­мыслявшиеся как способ отпугивать зло или быть знаком зла в доме; ср. бычьи черепа у сванов) известны и гораздо позднее как в Малой Азии, так и на Крите, где культ Б. во мно­гих деталях совпадает с соответству­ющим культом Чатал-Хююка. Архе­ологические следы культа Б. просле­живаются во многих древних скотоводческих культурах (по мнению некоторых учёных, культ дикого быка играл существенную роль в процессе его одомашнивания), испытавших влияние переднеазиатских. Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что даёт основания для параллелей с культовой ролью Б., бычьих ро­гов и масок быка в культурах Бал­кан 5—4-го тыс. до н. э. и в Ча- тал-Хююке. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найде­ны также в таких географически и хронологически удалённых комплек­сах, как могильник Синташта (южное Зауралье, около середины 2-го тыс. до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропей­ской мифологией. Там, где существо­вали местные культы главного бо­жества в образе Б., при храме дер­жали священного быка как его вопло­щение (египетский Апис в Мемфисе); по поверьям сванов, бык Висхв, посвящённый богу Пусду, должен быть самым могучим и прекрасным из быков. На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлеж­ности божеству (аналогичное обозна­чение быков как «отмеченных богом» встречается в древнехеттских тек­стах).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.