КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Письменные источники 1 страница
ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА Персидские источники. Исследование истории позднесредневекового Казахстана базируется главным образом на материалах письменных источников, созданных авторами из сопредельных и отдаленных стран Востока. Важнейший материал содержится в нарративных сочинениях: исторических, мемуарных, географических, написанных прежде всего на персидском (фарси) языке, их дополняют труды, созданные на чагатайском, староузбекском (тюрки), а также на арабском языках. Степень информативности этих источников различна, наиболее осведомлены авторы из соседней Средней Азии (Мавераннахра), а также Ирана, Восточного Туркестана, причем более объемные и точные сведения их относятся к Южному и Юго-Восточному Казахстану. Нет источника, специально посвященного истории Казахского ханства, в отличие, например, от Могулистана. Сведения по Казахстану представлены в сочинениях восточных авторов фрагментарно, касаются главным образом политической истории, истории взаимоотношений его народа и правителей с населением соседних государств, приведены родословные ханов различных династийных линий. Есть и разрозненные сведения по этническому составу, хозяйственным занятиям, элементам духовной и материальной культуры. Материалы восточных источников дополняются сообщениями западноевропейских, позднее—русских путешественников, посланников, ученых, а также сведениями из русских летописей и архивов. Монгольское завоевание вызвало к жизни обширную литературу на разных языках. Главным источником для изучения монгольских завоеваний в Южном Казахстане, как и в Средней Азии, является труд Ала ад-дина Ата- Малика Джувейни «Тарих-и джахангуша» («История миропокорителя»)1. Сочинение закончено в 1260 г. Автор лично посетил Туркестан, Уйгурию, Монголию, пользовался устными рассказами монголов. Джувейни сообщает об осаде Отрара, разгроме других городов на Сырдарье, приводит данные о размещении юртов Чагатая, Джучи, Угэдэя на территории Казахстана, усобицах и смутах в середине XIII в. в Чагатайском улусе. Исторический труд Фазлаллаха Рашид ад-дина -«Джами ат-таварих» («Сборник летописей», окончен в 1310—1311 гг.) является наиболее значительным источником по истории монгольских и тюркских племен и народов XII—XIII вв. В основе сочинения Рашид ад-дина официальные монгольские хроники, исторические сочинения из разных стран, завоеванных монголами, материалы информаторов — участников событий. Разнообразны сведения о нравах и обычаях, религиозных верованиях, кочевом быте, о расселении тюркских и монгольских племен. Во втором томе «Сборника летописей» содержатся данные по этническому составу племен, топонимике, исторической географии, политической истории Казахстана времени вхождения его в состав монгольских улусов, сведения по истории улуса Орда-Еджена, генеалогии его потомков, других Джучидов2. Сведения Рашид ад-дина служили основой для многих авторов, развивавших эти темы для последующего времени. Среди них следует отметить «Муизз аль-ансаб фи шаджарат салатин могул» неизвестного автора, составленный в 1426 г. по поручению Тимурида Шахруха и содержащий генеалогическое древо Джучидов, в частности родословие Урус-хана и его потомков3. Нарративные исторические труды средневековых авторов, раскрывающие историю Средней Азии и Казахстана в XIV-XV вв., представлены главным образом сочинениями тимуридского круга (согласно принятой условной классификации по династиям). В них отражена не только политика Тимура и Тимуридов по отношению к соседним странам и народам, но и значителен материал по их внутриполитической, хозяйственной, этнокультурной жизни. Для второй половины XV-XVI вв. основными являются источники могульского и шайбанидского происхождения. Несмотря на широкую известность в историографии Евразии, в востоковедении в целом тимуридских источников «Зафар-наме» Низам ад-дина Шами, «Зафар-наме» Шараф ад-дина Али Йазди, «Матла’ ас-са’даин ва маджма’ аль- бахрайн» Абд ар-Раззака Самарканди и целого ряда других, исследователи истории Средней Азии, Ирана, сопредельных стран вновь и вновь возвращаются к ним, справедливо отмечая, что первоисточники эти не изучены с достаточной полнотой и последовательностью, настолько в них многообразен материал. Этот вывод относится и к сведениям по истории Казахстана, содержащимся в сочинениях тимуридской эпохи. Первоисточники об эпохе Тимура исследователи делят на две группы4. К первой относятся источники, созданные по велению Тимура или его правивших потомков. Таковы сочинения Низам ад-дина Шами, Шараф ад-дина Али Йазди, рисующие его мудрым, справедливым государственным деятелем. Вторая группа сочинений написана нейтральными авторами — к таковым относятся, например, Рюи Гонзалес де Клавихо и другие путешественники из Западной Европы, а также авторами из стран, покоренных эмиром Тимуром, отразившими в своих трудах его захватническую политику (армянские, грузинские источники). К последней группе относятся арабские авторы Ахмад ибн Мухаммад ибн Арабшах, аль-Айни, аль-Асади, давшие отрицательную характеристику политике Тимура5. Клавихо в дневнике своего путешествия6 в 1403—1406 гг. отметил грандиозные строительные работы в Самарканде, изобилие товаров в нем, в том числе привезенных из Руси и «Татарии», как он называет Казахстан, из Китая и других стран. Эмир Тимур и Тимуриды, завоевав основные торговые пути, уделяли много внимания развитию торговых и дипломатических отношений со многими странами. Первым по хронологии сочинением, положившим начало целому ряду повествований о деяниях эмира Тимура, является труд Низам ад-дина Шами «Зафар-наме», доведенный до 806 г.х. (1403—1404 гг.). Автор перешел на службу к Тимуру после взятия последним Багдада, сопровождал его в походах, нес канцелярскую службу. Для своего труда он использовал официальные документы, реляции о победах Тимура, устные рассказы участников событий той эпохи, хроники, написанные уйгурскими секретарями Тимура. Сведения Шами о событиях в Казахстане второй половины XIV в. касаются в основном борьбы эмира Тимура против Урус-хана и Тоглук-Тимур-хана, правителей Ак- Орды и Могулистана. Приводятся данные по состоянию хозяйства в Восточном Дешт-и Кыпчаке и Жетысу, есть материалы для изучения исторической географии края. Персидский текст сочинения Низам ад-дина Шами издан Ф. Тауэром7. Второй том содержит комментарии к его труду, а также извлечения из сочинения Хафиз-и Абру «Зубдат ат-таварих»8. «Зафар-наме» Шараф ад-дина Али Йазди является наиболее полной официальной историей жизни и деятельности эмира Тимура, написанной на основе труда Низам ад-дина Шами, тюркоязычной хроники «Манзума-йи тюрки», дневников, официальных документов, свидетельств очевидцев событий9. Йазди, как и Шами, не умалчивал о жестоких действиях Тимура в покоренных странах, но, в отличие от Шами, он не уставал восхвалять эти действия. Средневековые завоеватели, такие, как Чингиз-хан, эмир Тимур, разрушавшие города и уничтожавшие массы людей, угонявшие их из родных мест, не скрывали своей жестокой политики по отношению к соседним народам, а придворные авторы восхваляли в своих сочинениях их военные победы. Хотя труд Йазди написан при Ибрахим-султане, сыне Шахруха, между 1419—1425 гг., он является панегириком Тимуру. В такое сочинение по заказу попали только те события, память о которых Тимур или его потомки хотели сохранить для будущих поколений. Соответствующей была интерпретация событий. Поэтому было бы неправильно говорить о соответствии «исторической правде» всего написанного Йазди и его предшественником, как это делалось в отечественной литературе уже в давние годы10. В сочинении Шараф ад-дина Али Йазди (ум. в 858 г.х./1454 г.) приводятся подробности политических событий в Южном Казахстане и Жетысу последней трети XIV в., маршруты завоевательных походов эмира Тимура в эти районы и на Тянь-Шань. В отличие от Низам ад-дина Шами и Хафиз-и Абру, именовавших государство в Юго-Восточном Казахстане Могулистаном, «Илем могулов», «Могульским улусом», Шараф ад-дин Али Йазди называет его только пренебрежительным термином «Джете». Йазди неоднократно говорит о завоевательных стремлениях Тимура в стране Джете, подчеркивает, что Тимур ставит своей целью обезлюдить и разорить этот край, что должно было привести местные правящие круги к покорности. Автор дает много материала, характеризующего отсутствие единой власти как в Ак-Орде, так и Могулистане. И это помогало Тимуру легко одерживать верх в сражениях с местным кочевым и полукочевым населением. Приводятся данные, характеризующие скотоводческое хозяйство Казахстана, военную организацию акордынских и могульских ханов и другие стороны жизни коренного населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу. Ценным источником для исследования истории Казахстана является труд Му’ин ад-дина Натанзи «Мунтахаб ат-таварих-и Му’ини». Это сочинение под названием «Аноним Искендера» введено в научный оборот В. В. Бартольдом, посвятившим ему несколько статей11. По истории Восточного Дешт-и Кыпчака, в частности, Ак-Орды, материалы из него приведены в издании В. Г. Тизенгаузена12. Издатели отметили оригинальность «многих ценных данных» этого источника, их достоверность, подтверждаемую сравнением с данными русских летописей. Труд Му’ин ад-дина Натанзи написан в 815-816 г.х. (1412—1414 гг.) по просьбе внука эмира Тимура Искандера. В. В. Бартольд пишет, что хотя автор жил в Фарсе, он был хорошо знаком со среднеазиатскими преданиями, обычаями и взглядами, и что он использовал монгольские и уйгурские источники13. Это видно из оригинального характера сведений, сообщаемых им по истории Восточного Дешт-и Кыпчака, Жетысу, Восточного Туркестана. Сочинение Натанзи не повторяет канвы изложения событий в период правления Тимура, принятой в вышеупомянутых сочинениях, он не был связан официальной версией истории Тимура. «Мунтахаб ат-таварих-и Му’ини» содержит оригинальный материал по истории Юго-Восточного Казахстана, Киргизстана и Восточного Туркестана, не повторяющийся в других источниках14. Интересны данные о борьбе племенной верхушки против центральной ханской власти в Могулистане, особенно эмира Камар ад-дина дуглата, о некоторых моментах экономической политики хана Хызр Ходжи и другие сведения. Персидский текст сочинения Му’ин ад-дина Натанзи издан в 1957 г. в Тегеране15. В 1423 г. Хафиз-и Абру по заказу внука Тимура Мирзы Байсункара была начата всеобщая история «Маджма’ ат-таварих» в 4-х томах. К истории Казахстана имеют отношение материалы четвертого тома, имеющего специальное название «Зубдат ат-таварих-и Байсункари»16. Он посвящен истории Тимура, изложенной на основе сочинений Шами и Натанзи, но для последующей четверти века, до 1428—29 гг., т.е. для времени первых тимуридов, оно оригинально. Представляют интерес сведения о походе Улугбека в Могулистан против Мухаммад-хана, а также о посольстве Тимурида Шахруха в Китай, проследовавшем в 20-х годах XV в. через юг и юго-восток Казахстана. Описание пути через Могулистан содержит данные по исторической географии края, дает возможность судить о внутриполитическом положении Могулистана в тот период17. В ряду важных произведений историографии тимуридской эпохи особое место занимают сочинения второй половины XV в. Среди них сочинение Абд ар-Раззака Самарканди «Матла’ ас-са’дайн ва маджма’ аль-бахрайн». В нем изложена история Хулагуидов и Тимуридов Ирана и Средней Азии с 1304 по 1471 гг. Несомненный интерес имеют сведения о событиях в Восточном Дешт-и Кыпчаке времени упадка Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв., о действиях хана Барака по предотвращению распада государства, о взаимоотношениях Могулистана и Мавераннахра времени Улугбека и другие данные18. Достаточно объемный материал по истории Южного и Юго-Восточного Казахстана, начиная с 20-х гг. XV в., содержится в шестом томе всеобщей истории Мухаммад Хавенд-шаха Мирхонда (1433—1498 гг.) «Раузат ас-сафа». В. В. Бартольд привлек его данные для характеристики упомянутого выше похода Улугбека в Могулистан. Более ранние известия Мирхонда из этого тома, а он посвящен Тимуру и Тимуридам, повторяют данные об их политике на территории Казахстана, уже известные по трудам ранних авторов тимуридской историографии. Различия касаются написания имен собственных, топонимов, названий этнических групп. Имеющиеся разночтения в трактовке событий, например, в описании того же похода Улугбека в Могулистан и в освещении внутреннего положения этого государства, более подробные, нигде не повторяющиеся, говорят об использовании Мирхондом каких-то утраченных первоисточников19. Известия из сочинения Хондемира «Хабиб ас-сийар»20 по истории Казахстана конца XIV — первой половины XV вв. повторяют в основном сочинения Шами, Йазди и Мирхонда, оригинальны они лишь для конца XV — начала XVI вв. Представляет интерес для исследователей'казахстанского средневековья географическое приложение Хондемира, содержащееся в рукописи Государственной публичной библиотеки Санкт-Петербурга под названием «Та’рих-и Джахан-наме». Сочинение Абу-л-Хасана Сайида Али аль-Джурджани (ум. около J476/77 гг.) «Масалик аль-мамалик» также дает материал для исследователей исторической географии Южного и Юго-Восточного Казахстана21. В тимуридской историографии есть и труды, составленные представителями этой династии. Это — «Уложение Тимура» на тюрки, приписываемое эмиру Тимуру22 и «Улус-арба’» (или «Тарих-и арба’» улус»), т.е. история четырех монгольских улусов. Второе сочинение составлено под руководством и при участии Улугбека- мирзы. На этот исторический труд великого ученого-астронома имеются неоднократные ссылки в сочинениях многих авторов XVI—XVII вв., также писавших об улусах Чингизидов. Материалы об улусах Джучи и Чагатая касаются непосредственно истории позднесредневекового Казахстана. Улугбеком приведены имена 28 ханов в улусе Чагатая и 39 ханов в улусе Джучи. Особо ценными являются, по мнению Б. А. Ахмедова, сведения о возникновении термина «узбек» уже в начале XIV в., о его бытовании в восточной части Дешт-и Кыпчака в XIV в. как этнонима23. Таков спектр материалов по Казахстану XIV—XV вв. в сочинениях тимуридской историографии, разнообразных по тематике, освещающих как военные, политические, так и культурные события, например, строительство в присырдарьинских городах, предпринятое степными ханами, и, конечно, эмиром Тимуром великолепного мавзолея над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Истории Могулистана, одного из крупных государств, существовавших на территории Казахстана и соседних территорий в XIV — начале XVI в., специально посвящено сочинение известного историка и литератора XVI в. Мирзы Мухаммада Хайдара Дуглата «Тарих-и Рашиди». Этот труд является важнейшим первоисточником и для исследования истории Казахского ханства. Хотя и предельно кратко, но последовательно в нем изложена история казахских ханов за девять десятилетий. Мирза Мухаммад Хайдар ибн Мухаммад Хусайн Дуглат (1499-1551 гг.), принадлежавший к высшим кругам знати, происходил из одного из крупнейших племен Могулистана. Предки Мирзы Мухаммад Хайдара — эмиры и беки племени дуглат — играли большую роль в политической истории Юго-Восточного Казахстана, Киргизии, Восточного Туркестана, входивших в государство Могулистан; они занимали важнейшую государственную должность — были улусбеками. Родился Мирза Мухаммад Хайдар в 905 г.х. (1499/1500 гг.) в Ташкенте, бывшем в то время под властью могульских ханов. Его мать являлась младшей дочерью хана Могулистана Султана Юнуса, он доводился двоюродным братом известному государственному деятелю, историку и поэту Захир ад-дину Бабуру и хану Могулистана Султан-Сайиду. При дворе Султан Сайид-хана Мирза Мухаммад Хайдар находился с 1512 по 1533 гг., был воспитателем наследника правителя Абд ар-Рашид-султана. В 1533 г. Абд ар-Рашид-хан, опасаясь возвышения дуглатов, обрушил на них репрессии. Мухаммад Хайдар бежал в Кашмир, которым правил от имени правителей Индии, Великих Моголов до 1551 г., когда был убит в одном из сражений. Мирза Мухаммад Хайдар получил хорошее образование, был осведомлен о политических событиях и деятелях своей эпохи. Хотя он писал и литературные сомнения на тюрки, но в мусульманскую историографию он вошел как автор исторического труда «Тарих-и Рашиди». Сочинение написано на среднеазиатском фарси в 1542-1546 гг. в Кашмире. Состоит из двух частей - дафтаров. Дафтар I содержит историю могульских ханов-чагатаидов, изложены события в Могулистане со времени возведения эмиром Пуладчи дуглатом на ханский трон в 1348 г. Тоглук-Тимур-хана и до начала правления в Кашгарии (Могулии)в 1533 г. Абд ар-Рашид-хана, в честь которого, наряду с другими мотивами, Мухаммад Хайдар-мирза и назвал свое сочинение. Дафтар II представляет собой мемуары, доведенные автором до 1541 г. В этой части, помимо автобиографического и биографического материала о многих исторических лицах той эпохи, содержатся дополнительные к изложенным в первой части сведения о борьбе Султан Сайид-хана за власть в Могулистане, захвате им в 1514 г. дуглатских эмиров Кашгарии и основании государства Могулия, попытках восстановления власти Чагатаидов на бывших территориях Могулистана - в Жетысу и Притяньшанье. Во II дафтаре освещены многие исторические события рубежа XV—XVI столетий, происходившие в Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане, Индии. Мухаммад Хайдар-мирза основывает свой труд на устных преданиях, известных среди могулов, и в частности, среди его предков — дуглатских эмиров, официальных государственных документов, к которым имели доступ улусбеки-дуглаты. Важное место среди источников «Тарих-и Рашиди» занимают рассказы «заслуживающих доверия лиц» — свидетельства современников и участников событий. Мухаммад Хайдаром использованы многие исторические труды его предшественников — Джамаль ад-дина Карши, Джувейни, Рашид ад-дина, Хамдаллаха Казвини, Абд ар-Раззака Самарканди, Шараф ад- дина Али Йазди и многих других. «Тарих-и Рашиди» - основной первоисточник по истории не только ханов-чагатаидов Могулистана второй половины XIV — начала XVI в. и Кашгарии первых десятилетий XVI в., но и по истории правления знатных лиц из дуглатов в части Восточного Туркестана (Манглай-Субе). Это сочинение содержит уникальные материалы по истории могулов, других племен и народов, населявших в позднее средневековье Жетысу, Восточный Дешт-и Кыпчак, регион Тянь-Шаня, Восточный Туркестан, а именно — киргизов, уйгуров, узбеков, ойратов и других. В нем впервые в историографии сообщается об откочевке казахских ханов Жаныбека и Гирея, (откочевка — своеобразная форма самоопределения, волеизъявления нового казахского ханства), высказывается суждение о причинах принятия казахами их этнического самоназвания, рассказывается о взаимотношениях казахских ханов с Шайбанидами, могульскими ханами, правителями киргизов, ногайцев, калмаков (ойратов). Сочинение Мухаммад Хайдара широко известно в медиевистике. Как первоисточником им пользовались многие восточные авторы XVI—XVII вв. и современные исследователи истории Центральной, Средней Азии позднего средневековья24. Рукописи «Тарих-и Рашиди» сохранились во многих списках на персидском языке, в переводах на тюркские языки. Опубликованы переводы/на английский и русский языки25. Первоисточником по истории казахско-могульских отношений в XVI— XVII в. при казахских ханах Буйдаше, Хакназаре, Тауекеле, Есиме и его сыне Джахангире является сочинение Шах-Махмуд Чураса «Тарих» («Хроника»)26. Как и «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара Дуглата, «Хроника» Шах-Махмуда Чураса относится к группе источников, посвященных чагатаидам Восточного Туркестана (Могулистана и с 1514 г. — Могулии). Шах-Махмуд Чурас посвятил свой труд истории своего родного племени чурас; по примеру Мирзы Хайдара, написавшего историю дуглатов. Компилятивная часть составлена на основе «Тарих-и Рашиди», до времени Абд ар-Рашид;хана (1533— 1560) или, точнее, до времени завершения «Тарих-и Рашиди». Последующая часть, до 70-х годов XVII в. оригинальна, основана на рассказах очевидцев и сведениях автора. Эта часть независима и от трех более ранних сочинений, носящих характер всеобщих историй, энциклопедий, в которых также есть сведения о правителях могольского государства в Восточном Туркестане Эти сочинения — «Хафт иклим» Амин Ахмада Рази (написано в 1593—94 гг.), «Тарих-и Хайдари» Хайдара ибн Али Рази (1611/12—1618—19 гг.) и «Бахр аль- асрар» Махмуда ибн Вали (завершено ок. 1640—41 гг.). Сочинение Шах-Махмуд Мирзы Фазила Чураса написано около 1676—77 гг. Оно отражает отдельные эпизоды казахско-могульских взаимоотношений XVI—XVII вв.27. Сведения эти похожи, но они не совпадают (в датах, именах ханов, местах сражений и др. деталях) со сведениями указанных выше источников. Они касаются попыток Абд ар-Рашид-хана восстановить власть могульских правителей в центральном и западном Могулистане, в Жетысу, вытеснить из этих мест казахов. Сообщает Шах-Махмуд Чурас об участии Ишим-хана (Есим- хана) в борьбе правителя Чалыша и Турфана Абд ар-Рахима против центрального яркендского правителя. Представляют интерес сведения о дипломатических отношениях Казахского ханства с Могулией — о посольстве, возглавляемом казахским ханом Джахангиром, в котором принял участие его сын Тауке-султан, будущий знаменитый хан казахов28. В XVI в. в Средней Азии написано большое число сочинений шайбанидской историографии, освещающих деятельность прежде всего Мухаммад Шайбани-хана и его деда Абулхайр-хана, а во второй половине века Абдаллах- хана. Завоевав у Тимуридов Мавераннахр, Мухаммад-Шайбани поручил перешедшим на его сторону деятелям тимуридской школы литераторов, историков запечатлеть на страницах исторических сочинений его подвиги, деяния его предков — Шайбанидов. Помимо анонимного сочинения на тюрки «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», авторство которого приписывается самому Мухаммаду Шайбани, тюркоязычной стихотворной поэмы Мухаммад Салиха «Шайбани-наме», важное место в среднеазиатской историографии начала XVI в. занимают сочинения на таджикско-персидском языке (фарси) Камал ад-дина Бинаи и Молла Шади. Камал ад-дин Бинаи (1453—1512 гг.) — литератор, «один из искуснейших мастеров таджикского стиха»29. Жил в Герате, Ираке, Самарканде и Бухаре, перешел на службу к Мухаммаду Шайбани-хану, между 1504—1510 гг. написал для него два исторических труда — «Шайбани-наме» и «Футухат-и хани» (второе сочинение — расширенный вариант первого). Камал ад-дин Бинаи рассказал и о жизненном пути Мухаммада Шайбани, начиная с молодых лет до падения государства Тимуридов в Мавераннахре (до 1502-1503 гг.). Он показал что причинами краха Тимуридов были не столько военная мощь и полководческий талант Мухаммада Шайбани, сколько междоусобицы и распри среди прежних правителей и знати Средней Азии. Многочисленны и важны сведения Камал ад-дина Бинаи о казахах и Казахстане. Они, безусловно, сопоставимы со сведениями упомянутого труда «Таварих-и гузида», которому в источниковедении отводится роль первоисточника для других сочинений шайбанидской историографии начала XVI в.30. Однако исследователи (П. П. Иванов, А. М. Мирзоев, Р. Г. Мукминова, С. К. Ибрагимов, Б. А. Ахмедов и другие) признают значение труда Бинаи как источника. Бинаи сообщает о положении в Восточном Дешт-и Кыпачаке после Абул- хайр-хана, о потере власти его сыном Шайх Хайдар ханом («люди и войско не собрались» в ответ на его приказы и призывы), о противостоянии ему Джучидов, и в их числе Жаныбека и Гирея, казахских ханов, а также мангытских мурз, о борьбе за влияние в регионе присырдарьинских городов. Ценны материалы об этих городах Туркестана — Отраре, Сыгнаке, Сауране, а также сведения о племенах Дешт-и Кыпчака кушчи, конграт, кыйат, найман, курлаут, мангыт и других, вошедших в состав узбекского, казахского, башкирского и других тюркоязычных народов31. Стихотворная поэма Молла Шади «Фатх-наме» («Книга победы») на фарси излагает события до 1501 г., написана по поручению Мухаммад Шайбани- хана. Содержание ее соответствует плану изложения событий в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме». Характер сведений по истории Казахстана периода утраты власти Шайбанидами на его территории во многом аналогичен материалам Бинаи. Имеется, однако, и ряд сведений, отсутствующих в других сочинениях шайбанидского круга, например, сообщение о правлении Йадгар- хана в Восточном Дешт-и Кыпчаке после Абулхайра. Переводчик и исследователь текста поэмы В. П. Юдин предполагает, что Молла Шади использовал для своего труда дополнительные источники информации, в частности, устные рассказы самого хана и его сподвижников, или более полную, еще не отредактированную рукопись «Таварих-и гузида»32. В ряду шайбанидской историографии особое место занимает труд Фаз- лаллаха ибн Рузбихана Исфахани «Михман-наме-йи Бухара» («Книга бухарского гостя»), важнейший первоисточник по истории Средней Азии и Казахстана. Родился он в 862 г.х./1457—58 г. н.э. в Иране. Детство и юность Ибн Рузбихана прошли в Ширазе и Исфахане. В Хиджазе и Египте он приобрел большие познания в науках того времени, стал видным богословом и литератором. Впоследствии Ибн Рузбихан занимал высокое положение при дворах ряда правителей Ирана и Средней Азии конца XV — начала XVI в. Написал историческое сочинение «Тарих-и аламара-йи Амини», посвященное истории династии Ак-Коюнлу в Азербайджане. После погрома суннитов войсками Шаха Исмаила Сефеви в 1504 г. Ибн Рузбихан покинул Иран и отправился в Мавераннахр ко двору Мухаммад Шайбани-хана. Сопровождал его в походах принимал участие в богословских диспутах и беседах с ханом. Казахстанской и среднеазиатской историографии Ибн Рузбихан известен как автор «Книги бухарского гостя». Сочинение посвящено подготовке и походу Мухаммад Шайбани-хана против казахов зимой 1508-1509 г. По суще- ству оно является живым свидетельством современника, непредвзято характеризующего многие стороны социально-экономической, культурной и политической жизни казахов и кочевых узбеков на рубеже XV—XVI в4з. Уникальны сведения Ибн Рузбихана о быте, хозяйстве казахов, этническом составе населения Восточного Дешт-и Кыпчака, торгово-экономических связях населения Казахстана и Средней Азии, политических взаимоотношениях правителей Казахского ханства и Шайбанидов. Представляют большой интерес историко-географические материалы по Дешт-и Кыпчаку и Туркестану. Исключительно важны сведение о присырдарьинских городах Южного Казахстана. Многим из них — Туркестану, Саурану, Аркуку и другим — он посвятил целые страницы своего труда. В 1962 г. сочинение Ибн Рузбихана издано в Тегеране Манучихром Сутуде33. Важное место среди шайбанидской исторической литературы занимает всеобщая история Масуда ибн Усмана Кухистани «Тарих-и Абулхайр-хани», а именно ее оригинальная часть, посвященная истории хана кочевых узбеков Абулхайра, правившего в Восточном Дешт-и Кыпчаке в 1428—1468 гг. История Чингиз-хана и его преемников, как и история Тимура и Тимуридов, изложена на основе упомянутых выше рукописей авторов XIV—XV вв. Сочинение написано на таджикском языке (среднеазиатском фарси) ок. 1543— 1544 гг. по поручению Шайбанида Абд аль-Латиф-хана (внука Абулхайр- хана), правившего в Самарканде в 1540—1551 гг. До службы этому хану Масуд ибн Усман Кухистани был секретарем у сына Абулхайра Суйунч-Ходжа-хана и от него и потомков других сподвижников хана Абулхайр получал информацию о событиях в Дешт-и Кыпчаке и Туркестане XV в. Сведения Масуда Кухистани о времени Абулхайр-хана обширны и разнообразны: о начале его правления, войнах с многочисленными его противниками Джучидами в степных районах Казахстана, завоевании Хорезма и присырдарьинских городов, взаимоотношениях с Тимуридами Мавераннахра. Следует отметить, что в труде Масуда Кухистани, как и в других прошайбанидских сочинениях, весь материал подобран со значительной долей тенденциозности, он должен был свидетельствовать о славе Шайбанидов, о законности их притязаний не только на степные территории, но и на города Туркестана, на Хорезм, Мавераннахр. Тем не менее, исследователи используют эти источники, учитывая их одностороннюю этнополитическую ориентацию (например, о правах казахских владетелей на земли Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана они ничего не говорят). Большое значение имеют данные Масуда Кухистани по родоплеменному составу населения Восточного Дешт- и Кыпчака, социальной терминологии — то и другое при упоминании имен эмиров и беков — сподвижников хана кочевых узбеков, — данные по исторической географии и другие сведения34. Высоко ценят исследователи позднесредневековой истории Средней Азии мемуары Зайн ад-дина Васифи «Бадаи’ аль-вакаи’» («Удивительные события»), представляющие собой важнейший первоисточник по многим сторонам общественной, культурной жизни, быту разных слоев населения региона в первой половине XVI в. Содержатся в сочинении Васифи важные сведения и по истории Казахстана — о походе шайбанидского хана Убайдуллы на казахов и «Реляция о победе над казахами» (в 1537 г.). Но особенно важны его известия о разных сторонах жизни сырдарьинских городов, например, о строительстве медресе в Сауране, о системе орошения в окрестностях этого города, о вакф- ных землях и т.д. Он был в этих местах, жил в Сауране у Сейида Абдаллаха, по прозвищу Мир-и Араб, был в Туркестане, Ташкенте35. Для исследования истории Казахстана второй половины XVI в. большое значение имеет широко известный в среднеазиатской историографии этого времени труд Хафиз Таныша ибн Мир Мухаммада Бухари «Шараф-наме-йи шахи» («Книга шахской славы»). Автор находился на службе у Шайбанида Абдаллах-хана II, подробно записывал его деятельность, военные походы, события, происходившие в Средней Азии и соседних районах. В его борьбе за объединение шайбанидского государства Абдаллах использовал военные силы соседних правителей, в частности, казахского хана Шигая, его сына Тауекеля. Представляют интерес сведения о борьбе казахов за присырдарьинские города. Различный материал об экономическом положении городов, как и степной территории, этногеографические данные можно получить из описания похода Абдаллах-хана на казахскую территорию вплоть до Сарысу36.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |