КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историография позднесредневекового Казахстана 1 страница
В XVIII в. продолжалось накопление русскими исследователями известий о казахах этого периода, главным образом этнографических — о быте, хозяйстве, обычаях, верованиях, родоплеменном составе жузов, расселении, изучались легенды о происхождении народа. Среди этих исследователей П. И. Рычков, И. Г. Георги89. Материал этот, дающий характеристику положения казахов, современного авторам, отражает жизнь народа в предшествующие столетия. В 1750 г. вышла в свет «История Сибири» Г. Ф. Миллера90, в ней впервые освещена история Северного Казахстана в составе Сибирского ханства. Сведения о казахах позднего времени содержатся в труде В. Н. Татищева91, широко использовавшего русский архивный и летописный материал, а также собственные наблюдения (он был астраханским губернатором). Началась публикация первоисточников, в которых содержатся сведения о позднесредневековой истории Казахстана. В 1768 г. переведен на русский язык с французского издания труд по истории и этнографии тюркских народов «Шаджара-йитурк» Абулгази. Чагатайский текст издан в 1825 г. в Казани. В 1854 г. сочинение Абулгази было издано И. Н. Березиным в серии «Библиотека восточных источников»92. Широкой известностью у исследователей пользуется этот труд, переведенный на русский язык Г. С. Саблуковым в 1906 г.93. И. Березин издал также «Шейбаниаду» анонимного автора94. Общие сведения по Казахстану XV в. совпадают с материалами «Таварих-и гузида-йи нусрат- наме». «Шейбаниада» является одним из сокращенных списков «Тавариха», но с дополнительными сведения о Мухаммаде Шайбани-хане. Одновременно с изданием источников велась исследовательская работа. В 1834 г. вышел в свет насыщенный документальным материалом труд Иакинфа Бичурина об ойратах (калмыках), история которых с XV в. имела прямое соприкосновение с историей Юго-Восточного Казахстана, а с XVII в. - Северного и Западного95. Первым фундаментальным монографическим исследованием по географии, истории и этнографии казахского народа является труд А. И. Левшина (1797-1879) «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей», опубликованный в 1832 г.96. В первой части книги освещены природные условия жизни казахского народа, во второй - собраны исторические сведения о казахах с древнейших времен до конца XVIII в. В третьей части, особенно ценной, представлены данные о родоплеменном устройстве, образе жизни, обычаях, религиозных верованиях, многих сторонах экономической и социально-культурной жизни казахов, известной автору по личным наблюдениям и информациям знакомых ему видных представителей местного населения. История казахского народа в XVI - начале XVIII вв. изложена автором в главе «О начале киргиз-казаков и состоянии их до вступления в подданство России или до 1730 года». Ранние этапы освещены бегло и не отличаются точностью, в этом сказалось недостаточное знание восточных источников. Достоверность приведенных сведений возрастает к XVII -XVI11 вв. А. И. Левшин представил свое мнение об имени народа — это «первая постановка в науке проблемы этногенеза казахского народа»97. Труд А. И. Левшина получил высокую оценку его современников, по многим проблемам более поздние исследователи обращались к его труду. Новое издание сочинения А. И. Левшина осуществлено в Алматы в 1996 г. В России со второй половины XIX в. исследование истории Казахстана позднесредневекового времени приобретает прочную базу — восточные источники. В этот период оно связано с именами В. В. Вельяминова-Зернова и Ч. Ч. Валиханова. Выдающийся ориенталист В. В. Вельяминов-Зернов (1830- 1904) впервые в своем четырехтомном историческом труде «Исследование о Касимовских царях и царевичах» обратился к истории Казахстана в XV—XVI вв.98, имея в руках надежную источниковую базу. Во второй части труда он последовательно изложил историю Казахского ханства, высказал мнение об образовании этого государства, связав его с откочевкой ханов Гирея и Жаныбека в Жетысу, осветил внешнеполитические связи казахских ханов с правителями ногайцев, могулов. Автор предложил свое понимание факта разделения казахов на жузы, отнеся его к XVII в. и объяснив хозяйственной, социально- экономической особенностью образа жизни разных групп народа: полуоседлых, обитавших в районе Туркестана и Ташкента, и кочевых на остальной территории. Для своего исследования по истории казахского народа и государства В. В. Вельяминов-Зернов, помимо русских архивных и литературных материалов, впервые привлек оригинальные сведения из восточных первоисточников, опубликовав большие отрывки, извлечения из них. Среди этих источников - сочинения Мирзы Мухаммада Хайдара Дуглата «Тарих-и Раши- Ди», Кадыра Алибека Жалаира «Жами ат-таварих», Хафиза Таныша «Абдулла-наме» («Шараф-наме-йи Шахи»), Захир ад-дина Бабура «Бабур-наме» и др. Труд в. В Вельяминова-Зернова долгое время являлся источником для последующих исследователей. Он первым из русских ученых в 1858 г. избран Действительным членом Академии наук, что отметил В. В. Бартольд в статье о задачах Академии в области изучения Востока99 Во второй половине XIX в. русское востоковедение успешно развить. Труды В. В. Григорьева, П. И. Jlepxa, Н. И. Березина, В. Г. Тизенгаузена, Н. И. Веселовского, В. В. Радлова, В. Р. Розена означали «возникновение русской историко-востоковедной школы, которая заняла почетное место в мировом востоковедении»100. Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч. Ч. Валиханов (1835-1865), первый казахский ученый-историк, востоковед, этнограф,географ. Он исследовал вопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана, историю киргизов, ногайцев, узбеков, уйгурского народа. Проблемы этногенеза казахов, образования жузов, родоплеменного состава, расселения казахов исследованы Ч. Ч. Валихановым во многих его работах: «Киргизское родословие», «Записки о киргизах», «О кочевках киргиз». 0н высказал мнение об этнической близости казахов и ногайцев. В ряде работ дана историко-этнографическая характеристика казахов Старшего жуза («Очерки Джунгарии», «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды»); писал он также о генеалогии казахских ханов, политических oтношениях Казахского ханства и Ногайской Орды. В своих исследованиях Ч. Ч. Валиханов широко использовал казахский и ногайский эпос, легенды, исторические предания, разнообразный фольклорный материал. Он придавал большое значение письменным восточным источникам, первым, еще до издания работы В. В. Вельяминова-Зернова, обратился к важнейшим из них для исследования истории позднесредневекового Казахстана. Им сделаны выписки из «Жами ат-таварих» Кадыргали Жалаири, «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара. Русское Географическое общество выпустило в 1904 г. сборник произведений Ч. Ч. Валиханова. В 60-х годах Академией наук Казахской ССР было подготовлено и издано, а в 80-х годах переиздано полное собрание трудов выдающегося казахского ученого, просветителя, мыслителя-демократа101. История Казахстана XIII—XIV вв. являлась частью истории монгольских улусов и государств, в частности, Золотой Орды, государства Чагатаидов и потомков У гэдэя. Число исследований, посвященных истории монголов, истории Золотой Орды, не только в Западной Европе (Ж. Дегинь – XVIII., д’Оссон — 30-е гг. XIX в., X. Ховорс — конецXIX в., Л. Каэн — 1896г и др.) но и в русской историографии достаточно велико. Они затрагивали многие стороны жизни и Казахстана. Еще в 30-х годах XIX в. Российской Академией наук был объявлен конкурс на сочинение по истории Золотой Орды. Существенный вклад в исследование внутреннего строя этого государства,структуры административного аппарата внесло исследование Н. И. Березуна основе ханских ярлыков, указов, других восточных источников показавшего сочетание, сосуществование кочевой и оседлой форм общественной жизни в Золотой Орде102. Об отношениях ногайцев с казахами, о переходе в период междоусобиц в Ногайской Орде в XVI в. отдельных мурз с подвластными им родами за Яик к казахским правителям писал Г. Перетяткович, исследователь истории региона Поволжья и Западного Казахстана периода после распада Орды103. Большое значение для изучения истории Казахстана в монгольское время имело издание двухтомного собрания извлечений из восточных источников, содержащих сведения по Золотой Орде. Издание первого тома, включающего материалы из трудов арабских историков и географов, осуществлено выдающимся востоковедом В. Г. Тизенгаузеном (1825—1902 гг.), собравшим эти материалы во многих книгохранилищах Европы104. Во второй том вошли извлечения из персидских сочинений, также отобранных В. Г. Тизенгаузеном, изданных в обработке А. А. Ромаскевича и С. Л. Волина почти шесть десятилетий спустя105. Издатели отметили в предисловии оригинальность, хронологическую последовательность представленных материалов, зависимость источников последующих от предыдущих. Указали, что ранние персидские источники, как и арабские, в первом томе, характеризуют больше события в западной части Золотой Орды, а более поздние, написанные в восточной части Ирана и в Средней Азии, хорошо знают события в восточной части улуса Джучи, т.е. историю казахов и кочевых узбеков. Среди них упомянутые выше сочинения Низам ад-дина Шами, Шараф ад-дина Йазди, Му’ин ад-дина Натанзи, Абд ар-Раззака Самарканда, Хайдара Рази и другие. Сборник материалов по истории Золотой Орды на многие десятилетия и до нынешних дней остается надежным источником сведений по истории Казахстана XIII—XV вв. К концу XIX в. в России появились работы, посвященные важнейшим проблемам истории тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Среди них работы Н. А. Аристова и первые крупные труды В. В. Бартольда. Н. А. Аристов на основе восточных источников, переведенных на западноевропейские и русский языки, а также на базе русских архивных материалов, фольклорных, этнографических данных создал труды по этническому составу тюркских народов106. Более обстоятельно представлена им этническая структура казахского народа. В составе его жузов, показывает Н. А. Аристов, есть племена «канглы, кипчак, чу (дулат), аргын, найман, кирей и алчин» и другие роды и племена. Сохранение родовых и племенных названий у казахского народа на столь позднем этапе его развития, в конце Х1Х в., исследователь объяснил влиянием кочевого образа жизни, для поддержания которого, функционирования в привычных хозяйственных формах родоплеменная организация населения предоставляла большие возможности, испытанные веками. В 90-х годах огромная работа над множеством восточных первоисточников была проведена крупнейшим востоковедом В. В. Бартольдом (1869—1930 гг.). В 1898 г. он издал «Очерк истории Семиречья»107, в котором собран весь известный автору исторический материал по Жетысу с древнейших времен до падения государства калмыков в 1758 г., в состав которого входила область с XVII в. Освещена история края в период монгольского улуса Чагатая, в составе Могулистана. Это первый исторический труд, специально посвященный одному из важных регионов Казахстана. В 1898 г. была издана первая часть фундаментального труда В. В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (извлечения из источников), а в 1900 г. издано само исследование108. Позднесредневековому периоду истории Туркестана посвящена последняя глава «Чингиз-хан и монголы». Сам В. В. Бартольд, выдающийся представитель русской востоковедной школы, академик (с 1913 г.), называл себя «преимущественно историком Средней Азии», хотя многие его работы относятся к истории стран Ближнего и Среднего Востока. Но все работы по Средней Азии, по истории тюрко-монгольских народов так или иначе раскрывают проблемы истории казахов и Казахстана в позднее средневековье. Среди них: «История Туркестана» (1920 г.), «История турецко-монгольских народов» (1927 г.), «Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии» (1926 г.) и многие другие. Все работы В. В. Бартольда основаны на глубокой проработке восточных источников. В круг источников он вводил также данные нумизматики, эпиграфики, этнографии, археологии. Он был в постоянном поиске материалов в хранилищах рукописей Средней Азии, Европы, в частных коллекциях и библиотеках, о чем свидетельствует, например, «Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью». Переводы, описания, оценка материалов рукописей, извлечения из впервые вводимых им в научный оборот источников даны во многих его работах. Для последующих исследователей работы В. В. Бартольда служили источниковедческой базой, а также образцом критического анализа материалов письменных источников. Исследование истории позднесредневекового периода Казахстана получило надежную основу после девятитомного издания трудов академика В. В. Бартольда в 60—70-х годах109. Оно послужило для казахстанских историков ориентиром не только в привлечении обширного круга письменных источников на персидском и тюркских языках, но и в постановке и разработке многих проблем средневековья. Авторы предисловий к сочинениям В. В. Бартольда (И. П. Петрушевский, В. А. Ромодин и др.) отмечали переоценку им значения в исторических судьбах стран и народов географических условий их жизни, роли торговых путей, культурных влияний и заимствований как результат образования больших и малых империй, в частности, империи Чингиз-хана. Отмечали чрезмерное внимание В. В. Бартольда к жизнедеятельности правителей (ханов, эмиров); подчеркнули недооценку им разрушительных последствий монгольского завоевания. Однако новые подходы к историческому прошлому народов на современном этапе позволяют во многом согласиться с оценками этого выдающегося историка-востоковеда тех или иных явлений культурно-исторического прошлого тюрков и монголов. В. В. Бартольд собрал огромное количество материалов из источников, касающихся городов Южного Казахстана, системы орошения, торговых путей110. Особенно важны извлеченные им из восточных рукописей данные и его собственная их интерпретация по проблемам этнической истории тюрко-монгольских племен. В его трудах масса сведений о племенах, вошедших в состав казахского народа. Последний фигурирует нередко у него под этническими терминами: «узбеки», «узбекский народ», «узбеки-казаки», т.е. подтем именем, которым называют источники XIV—XV вв. население Восточного Дешт- и Кыпчака. В работе «История изучения Востока в Европе и России» Бартольд В. В. отметил, что уже в начале XVI в. «узбецкие казаки были могущественным народом, имевшим своих ханов». Разделение казахов на три жуза («орды») он связал с географическим фактором, отметив, что кочевья их «располагались в порядке с востока на запад по старшинству родов»111. В. В. Бартольд не обошел и проблемы социальных отношений у народов Центральной Азии. Он стремился показать новые черты монгольской государственности, причины ее возникновения. Постепенно, в итоге своей творческой работы в статье «Связь общественного быта с хозяйственным укладом у турок и монголов» (1929 г.) он пришел к выводу о возможности возникновения кочевых государств в связи с имущественным неравенством, соци альным расслоением общества и классовой борьбой, что отвечало идеологическим установкам времени. Это было время становления марксистско-ленинского понимания истории, основным стержнем которого было признание классообразоваиия в общественном развитии и классовой борьбы как дви жущей силы истории. И на эту точку зрения переходили многие ученые-историки. По проблемам социальной (феодальной) организации народов Средней Азии, а также Золотой Орды, как и политической ее истории, написал ряд статей, а позднее — монографическое исследование А. Ю. Якубовский112. Исследование это — фактически первый обобщающий труд по Золотой Орде. Оценка уровня общественной организации кочевников и, в частности, казахов менялась неоднократно на протяжении времени становления кочевниковедческой историографии113. Как известно, вначале утвердилось признание бесклассовости, социальной аморфности кочевых обществ, имевших «врожденную и неизменную» родоплеменную структуру, «патриархальнородовой уклад», как считали, например, Н. А. Аристов в XIX в., А. Г. Чулошников — в 20-х годах XX в. Считалось, что эти общества не могут самостоятельно, без завоевания оседло-земледельческих стран и народов, создать свою государственность (В. В. Григорьев, В. В. Бартольд на ранних этапах творчества). В советское время утвердилось мнение о классовом расслоении кочевого общества, возможности достижения кочевниками феодальной стадии развития, феодальной государственности, эту точку зрения развивал С. П. Толстов. Б. Я. Владимирцов ввел в науку понятие «кочевой феодализм». С. П. Толстов в своих исследованиях, увенчавшихся созданием капитального труда «Древний Хорезм»114, на основе письменных источников и археологических материалов разработал периодизацию истории народов Средней Азии и Казахстана, показал, что кочевые народы прошли в своем развитии такие же социально-экономические формации, какие проходили большинство других народов, а именно первобытнообщинную и феодальную. Исследование Б. Я. Владимирцова долгое время оказывало большое влияние на историков, занимавшихся проблемами социальной организации кочевых и полукочевых тюркских народов115. В 20—30-е годы появляются исследования, посвященные специально истории Казахстана, в том числе созданные представителями национальной казахской интеллигенции. Это работы А. П. Чулошникова (1924 г.), М. Тынышпаева (1925 г.), С. Д. Асфендиарова. На более раннем этапе, на рубеже XIX—XX вв., среди исследователей истории и культуры казахского и других тюркских народов стали известны казахские имена: С. Бабаджанов, М. Чорманов, Т. Сейдалин, А. Джантурин, С. Нурмухамедов и др. Работы их получили оценку в историографии как краеведческие116. Следует отметить сочинение поэта и философа Шакарима Кудайберды-улы «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий»117. Шежире издано на казахском языке в 1911 г. в Оренбурге. Это была вполне удачная попытка воссоздать историю образования казахского народа на родном языке на основе трудов Абулгази, Н. А. Аристова, В. В. Радлова. Изложены родоплеменной состав жузов, шежире отдельных родов, их тамги, генеалогия ханских династий. А. П. Чулошников был первым председателем «Общества изучения Казахстана», он создал обобщающий труд, в котором освещались политическая и хозяйственная жизнь казахского народа до 30-х годов XVIII в., вопросы этнической истории118. Приводит примеры, характеризующие хозяйственные занятия казахов не только как «чистых» кочевников-скотоводов, но и знакомых с оседлой жизнью, земледелием. Автор показывает обусловленность этих занятий природными, географическими факторами, многообразными на обширной территории Казахстана. Свои представления о характере социально- экономических отношений в казахском обществе автор подверг критике в другой своей работе «К истории феодальных отношений в Казахстане в XVII— XVIII вв.» (1936 г.). В 1925 г. была издана работа М. Тынышпаева «Материалы к истории киргиз-казакского народа»119, в 1926 г. Обществом изучения Казахстана издана его работа «Киргиз-казаки в 17 и 18 веках». В «Материалах» даны этнический состав казахских жузов, легенды и предания о происхождении казахов, тамги и ураны казахских родов, для характеристики истории каждого из племен подобран исторический материал. Однако он допускает ошибки, прибегая к ненаучным методам: лингвистические созвучия географических названий, исторических имен принимает за доказательство древности племен казахского народа; он видит их в алазонах Геродота, касогах Святослава, черкесах и т.д. и расселяет их на территории от Аргуни на Дальнем Востоке до Дуная и Закавказья. На ошибки М. Тынышпаева — удревнение и безграничное расширение территории расселения казахских племен — указал С. Д. Асфендиаров, в 1935 г. издавший свою «Историю Казахстана (с древнейших времен)». Образование жузов М. Тынышпаев относит ко времени Батыя и Орда- Ичена (соответственно их владения, - по его мнению — это Средний и Старший жузы); Младший жуз связывается им с именем младшего сына Джучи, Тука-Тимура, а территориально — с Кавказом, Крымом и западными землями улуса Джучи. Политическое разделение населения, местного и мигрировавшего, в эпоху завоеваний Чингиз-хана и в самом деле определенно воздействовало на обособление племен и этнических групп в различных историкогеографических областях (Жетысу, Туркестан, Сарыарка, Западный Казахстан, Приаралье и др.), издавна формировавшихся в силу естественно-географических условий и исторически складывавшихся хозяйственных связей населения. Однако никаких данных о казахах, их жузах в XIII в. и связи их с упомянутыми автором территориями и именами в источниках им не обнаружено. С. Д. Асфендиаров уже с середины 20-х годов занимался историей, был организатором науки, возглавлял ряд научных структур на этапе становления исторической науки в Казахстане. Он — первый казах-профессор истории, был заместителем председателя созданной в марте 1932 г. Казахстанской базы Академии наук, до этого возглавлял историко-археологический сектор Казахского НИИ национальной культуры, позднее был ректором Казахского педагогического института им. Абая120. Вместе с профессором П. А. Кунте С. Д. Асфендиаров подготовил и издал в 1935 г. сборник материалов из античных, восточных и летописных источников, содержащих сведения по истории Казахстана и Средней Азии121. Сборник дополнил известные к тому времени сведения об историческом прошлом казахов, послужил базой для реконструкции истории, культуры и быта казахов, их экономических, политических и культурных связей с соседними народами и государствами. Описание истории казахов, попытка решения этих проблем осуществлены ученым. В монографии С. Д. Асфендиарова отвергнута концепция о неисторичности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строя как родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана как классовая, феодальная, присущая и другим народам, оседлым и кочевым. Особенностью феодальных отношений у кочевых народов автор считал сохранение родовых пережитков, используемых в целях классовой эксплуатации. По мнению автора, тип хозяйства — кочевое скотоводство — не дает возможности развиваться индивидуальному хозяйству; при частной собственности на скот сохраняется общинная форма пользования пастбищем. Хозяйственная необходимость ведет к сохранению рода, родовой общины, патриархальной семьи. Но эти родовые институты в корне изменились, они отражали давно народившиеся классовые отношения. В это время в союзной исторической науке шла дискуссия о социально- экономическом строе восточных обществ, «азиатском способе производства». С. Д. Асфендиаров внес в историографию свое понимание дискуссионных проблем, показал несостоятельность концепции особого пути Востока, остановился на неправильном истолковании понимания К. Марксом «азиатского способа производства». Не согласился он и с «неудачным», на его взгляд, определением Б. Я. Владимирцовым общественного строя Монголии как «монгольский кочевой феодализм»122. В последующее время теория «кочевого феодализма» была подвергнута критике. Точка зрения С. Д. Асфендиарова на общественный строй кочевников- казахов находила многих последователей, хотя на нее не ссылались, поскольку книга на долгие годы оказалась в спецхране. Проблемы происхождения казахского народа и возникновения казахского государства С. Д. Асфендиаров рассматривал в связи с такими же проблемами в развитии других тюркских народов. Образование трех жузов он доказательно объяснил историческими условиями кочевого хозяйства, развивавшегося в трех естественно-географических областях, что мешало политическому объединению. В справедливой попытке опровергнуть как великодержавные домыслы ряда русских авторов о «неисторичности» кочевых народов, о том, что они не преодолели в своем развитии уровня родового строя и первобытного хозяйства, так и точку зрения местных авторов об исключительности исторических путей казахского общества, об отсутствии в нем классового антагонизма, «великой роли тюрко-монгольской расы»123 С. Д. Асфендиаров, в свою очередь, в полемическом ключе особо подчеркивал негативные стороны жизни кочевников, которая, по его мнению, была заполнена лишь грабежами и эксплуатацией народных масс феодально-родовой верхушкой, кровавой борьбой между родовыми объединениями. Правильно опровергая попытки М. Тынышпаева удревнить происхождение казахов, этнических групп, составивших народ, беспредельно расширить занимавшуюся ими территорию, С. Д. Асфендиаров уклонился в другую сторону и отнес «начало самостоятельной истории казахов» лишь к концу XVI — началу XVII в.124, что, безусловно, ошибочно. Новый этап развития исторической науки Казахстана в 40—50-е годы определил, наряду с исследованием всех других проблем, и рост уровня исследований по проблемам позднесредневековой истории. В 1943 г. был открыт исторический факультет в КазГУ, затем — исторические факультеты в педагогических институтах. В 1945 г. в Академии наук Казахской ССР открылся Институт истории, археологии и этнографии. Готовились национальные научные кадры историков. Большую помощь в их подготовке оказывали, как и прежде, ученые из Москвы и Ленинграда — А. Н. Бернштам, С. П. Толстов, А. Ю. Якубовский, А. М. Панкратова и др. Развивались исследования средневековой истории Казахстана. Особое внимание уделялось проблемам развития общественного строя казахской государственности, происхождения народа. В 1941 г. была издана обобщающая работа М. П. Вяткина «Очерки по истории Казахской ССР»125 — систематическое изложение истории казахов с древнейших времен до середины XIX в. известного издателя «Материалов по истории Казахской ССР». Вопросы образования Казахского ханства занимали, наряду с другими, внимание автора. Как и предшествующие исследователи, большую роль в его образовании автор отводил откочевке, возглавленной первыми казахскими ханами. Несомненно преувеличенной показана вассальная зависимость их от могульских ханов. М. П. Вяткин поддержал мнение В. В. Бартольда и С. Д. Асфендиарова о естественно-географической обусловленности разъединения казахских жузов в трех регионах, но добавил кроме этого фактора и влияние политической их обособленности. В монографии М. П. Вяткина впервые дан общий обзор литературы и источников по истории Казахстана до середины XIX века. Ранее, чем в других республиках Средней Азии, в историографии истории Казахстана появились сводные научные труды коллективов историков. В 1943 г. вышел в свет первый коллективный обобщающий труд —«История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней)»126. Книга была создана в короткий срок коллективом авторов — группой научных сотрудников Института истории АН СССР во главе с академиком Б. Д. Грековым, членом-корреспондентом А. М. Панкратовой и местными историками. В результате большой научно-исследовательской работы были систематизированы данные не только опубликованных источников по истории Казахстана, но и материалы по региональной истории, истории других тюркских народов127, содержащие сведения и по средневековому Казахстану, особенно политической истории, казахско-среднеазиатским связям. Тем не менее масса нерешенных проблем, неизученность многих разделов исторического прошлого народа ставила сложные задачи перед авторским коллективом. Большое место было отведено именно политической истории, организующей деятельности ханов и батыров, борьбе казахского народа за независимость; значительная роль в складывании и развитии казахской народности отводилась татаро-монгольскому завоеванию. А материал по социально-экономическому состоянию, положению трудового народа просто отсутствовал. Но положительное в освещении истории народа превращалось в устоявшихся канонах идеологизированной советской историографии в прямую противоположность. В последовавшем постановлении ЦК КП республики (14 августа 1945 г.) о подготовке 2-го издания «Истории Казахской ССР» отмечались допущенные в первом издании ошибки, идеализация феодального прошлого, недооценка губительной роли татаро-монгольского нашествия, недостаточность показа эксплуатации трудового народа; указывалось, что вопреки историческим фактам прочным и могущественным было охарактеризовано в книге Казахское государство XV—XVIII вв.128. Первое коллективное издание стало важной вехой в историографии, вызывало большой научный интерес, поиск новых исторических источников, дискуссии по важнейшим проблемам. В 1949 г. вышел первый том двухтомной«Истории Казахской ССР». Однако вновь в решениях руководящих органов республики отмечались «идеализация феодального прошлого казахского народа, некритическое отношение к его культурному наследию..., воспевание ханов и султанов»129. В 1957 г. вышел первый том нового двухтомного издания «История Казахской ССР»130. Истории XIII—XVII вв. в ней было отведено четыре главы: Казахстан в период монгольского господства; Образование казахской народности и казахских ханств; Социально-экономические отношения и политический строй Казахстана в XV—XVII вв.; Культура казахского народа в XV— XVII вв. Среди авторского коллектива по этим основным проблемам истории Казахстана позднесредневекового времени были видные ученые: Н. Г. Аполлова, М. О. Ауэзов, Г. Ф. Дахшлейгер, А. X. Маргулан, В. Ф. Шахматов и др. Учтены были пробелы и «ошибки», действительные и вымышленные, прежних изданий. Освещены вопросы хозяйства и социально-экономических отношений, культура казахского народа. Но многое, к сожалению, из-за недостатка источников базировалось на материалах последующих двух столетий, нового времени. В книге показано значение для образования казахской народности общности многих тюркских племен, ее составивших, типа хозяйства, материальной культуры, быта, языка; отмечена многовековая протяженность процесса этногенеза народа, сложение народности к середине XV — началу XVI вв., разъяснялось происхождение термина «казах». Выявлены социально-экономические и политические причины образования казахских ханств, исследована их конкретная история. Казахское общество показано как общество классовое, феодальное, с присущими кочевой среде патриархальными чертами. Время становления феодальной формации на территории Казахстана отнесено к VI—VII вв. (времени Тюркского каганата), а возникновение элементов государственности ко времени усуней и канглы на рубеже новой эры.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |