КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Письменные источники 2 страница
Исследованию хозяйства казахов, социальной структуры, этнополити- ческих вопросов содействуют материалы турецкого автора XVI в. Сейфи- Челеби, собранные в его сочинении «Китаб-и падишахан-и вилайет-и Хинд ва Хитай ва Хотан ва Кашмир»37. Многообразные и весьма ценные материалы по истории позднесредневекового Казахстана содержатся в энциклопедическом труде Махмуда ибн Эмира Вали «Бахр аль-асрар фи манакиб аль-ахйар» («Море тайн относительно доблестей благородных»). Автор жил в I-й половине XVII в., родился в Балхе, много путешествовал, бывал в Индии, собрал массу научных сведений из книг, бесед с образованными людьми. Написал ряд поэтических сочинений. По поручению Аштарханида Надир Мухаммед-шаха создал свой основной труд — «Бахр аль-асрар» в 7 томах по космографии, географии, всеобщей истории. В томе VI излагается история Чингиз-хана и его потомков. История Чагатаидов в Мавераннахре, Могулистане и Восточном Туркестане содержится во втором отделе тома38. Сведения «Тарих-и Рашиди» об этой династии продолжены на сто лет, до 1640—41 гг. История Джучидов Дешт-и Кыпчака содержится в третьем разделе, Аштарханидов — в четвертом. Многие материалы последнего раздела имеют отношения к истории Казахстана, особенно по истории взаимоотношений со Средней Азией в первых десятилетиях XVII в. Сведения Махмуда ибн Вали основаны на рассказах очевидцев и участников событий. Представляют интерес материалы о противоборстве казахских султанов Есима и Турсуна, о походе Есима против ойратов, пожаловании Имам- Кули-ханом Ташкента и Туркестана Есиму и другие данные39. Многие сведения Махмуда ибн Вали по истории Джучидов и Чагатаидов уникальны, они взяты им, очевидно, из недошедших до нас первоисточников. Эти сведения касаются истории Ак-Орды, ханства Абулхайра, Могулистана, Казахского ханства; большой интерес представляют материалы по исторической географии, в частности, характеристике городов в бассейне Средней Сырдарьи. Впервые в научный оборот этот источник ввел В. В. Бартольд40. Подробные сведения о взаимоотношениях казахских ханов и султанов с Шайбанидами, а затем с Аштарханидами Мавераннахра на исходе XVI в. и в начале XVII в. содержатся в группе источников, привлеченных М. X. Абусеитовой для исследования истории Казахского ханства во второй половине VI в. Ею дана характеристика этих источников, среди них: «Мусаххир аль- илад» Мухамадйа ибн Араб катагана, «Тарих-и Сайид Раким» Муллы Шараф ад-дина, «Тарих-и аламара-йи Аббаси» Искандера Мунши, «Ахсан атугава- рих» Хасан-бека Румлу и другие сочинения позднесредневековых авторов Средней Азии и Ирана41. Следует отметить известия о противостоянии казахских и узбекских (бухарских) правителей по поводу важных торгово-экономических центров Южного Казахстана и Ташкента в XVII в., о жестоком подавлении восстания в Ташкенте Имам-Кулиханом, содержащиеся в сочинении Мухаммад Юсуфа Мунши «Тарих-и Муким-хани»42. Тюркоязычные источники. Важное место среди нарративных источников по истории Казахстана эпохи позднего средневековья занимают памятники тюркоязычной литературы, объединенные с персоязычными сочинениями на почве общей традиции и культуры и составленные главным образом в Средней Азии и Восточном Туркестане. Они содержат значительные сведения, освещающие исключительной важности период истории средневекового Казахстана, связанный с образованием казахского народа, возникновением и развитием Казахского ханства, а также воссозданием картины жизни казахского общества в XV — нач. XVIII в. Абдаллах бен Мухаммаду, по другим источникам известному как Абдаллах Балхи (конец XV — нач. XVI в.), принадлежит сочинение по всеобщей истории «Зубдат аль-асар» («Сливки летописей»). В начале XVI в. был на службе у Тимуридов вплоть до окончательного завоевания Хорасана ханом кочевых узбеков Мухаммадом Шайбани. Затем он оказывается в услужении у Шайбанидов. Свой труд Абдаллах Балхи написал по поручению правителя Шахрухии, позже Ташкента - Кельди Мухаммад-султана. В сочинении, представляющем компилятивную хронику, излагается история мусульманских династий. Описание событий доводится до 1525 г. Труд, как первоисточник, имеет значение лишь для первой четверти XVI века. События этого времени переданы автором на основании собственных впечатлений и информации, полученной от современников и участников событий. В «Зубдат аль-асар» содержится фактический материал по политической истории казахов и их правителей. Рассказывается о походе Мухаммад Шайбани-хана на казахов в 1510 г., закончившемся поражением узбеков. Приводятся также наряду с другими данными сведения, связанные с походом Касым-хана на Туркестан и Ташкент43. К одному из замечательных историко-литературных памятников средневековья относится труд историка, поэта, правителя — основателя империи Великих Моголов в Индии — Бабура (1483—1530), известного в историографии как «Бабур-наме» («Записки» Бабура»). В раннем возрасте Бабур был наследным правителем Ферганы. Со временем принимал активное участие в междоусобной борьбе за создание централизованного государства Тимуридов в Средней Азии. Однако, пришедший из Дешт-и Кыпчака Мухаммад Шайбани положил конец династии Тимуридов. Это обстоятельство вынудило Бабура направиться в 1504 г. в Афганистан, откуда он совершал походы на Среднюю Азию и Индию. В 1526 г. Бабур основал династию Великих Моголов, где правил до 1530 г. Бабур был не только свидетелем, но и непосредственным участником многих событий той эпохи. «Записки» представляют собой весьма ценный источник по истории Средней Азии, Афганистана и Индии. В этой книге дана наиболее полная картина нравов того времени. Для истории Казахстана особенно значимы сведения Бабура о могулах Жетысу, государстве Абулхайра в Восточном Дешт-и Кыпчаке, об участии в политических перипетиях Мухаммада Шайбани, об институте казакования, исторической географии Южного Казахстана и Жетысу, этнической истории казахов, равно как узбеков, киргизов и других тюркоязычных народов Средней Азии44. В XVI в. было создано ценное историческое сочинение «Чингиз-наме». Его автор — хивинский историк Утемиш-хаджи ибн Маулана Мухаммад Дост, выходец из влиятельной семьи, бывшей в услужении у Ильбарс-хана (1512— 1525). Предки же его были подданными Ядгар-хана Шайбанида, улус которого в 80-х годах XV в. располагался в низовьях Сырдарьи. Сам же Утемиш- хаджи служил вначале у Ильбарс-хана, по-видимому, в должности дворцового писаря. Сведения «Чингиз-наме» представляют важное значение для решения проблем политической, этнополитической, хозяйственной, социально-культурной жизни населения средневекового Казахстана. Произведение Утемиш-хаджи охватывает время правления Чингиз-хана и Чингизидов и содержит сведения о ханах Золотой Орды. Оригинальность труда, основанного во многом на устных преданиях, представляет несомненный научный интерес для исследователей Золотой Орды, и в частности, для изучения Казахстана XIV в.45. Ко второй половине XVI в. относится анонимное агиографическое сочинение «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» («Жизнеописание Ходжа Мухаммад Шарифа»), посвяшенное известному в Кашгарии суфийскому деятелю Ходжа Мухаммад Шарифу. Он был родом из Сайрама на Сырдарье. Образование получил в медресе Самарканда. После окончания учения отправился в Кашгар, где жил при мазаре караханида Сатук Богра-хана, который в Восточном Туркестане лонитался как святой, обративший в ислам тюрков-кочевников. Умер и Яркенде в 1656/1666 г. «Тазкира», относящееся к жанру житийной литературы, в первой своей части легендарно и проникнуто духом суфийского благочестия, достоверные исторические известия содержатся во второй части сочинения, где, в частности, сообщается о набеге Абд аль-Латифа, сына Чагатаида Абд ар-Рашид-хана на киргизов и о последующей его гибели. Из других сочинений, сведения которых относятся к этому событию, известно, что Абд аль-Латиф погиб от казахов и киргизов, выступавших под руководством казахских ханов46. Поэт и ученый Мухаммад Салих является автором официальной истории Шайбани-хана. В его сочинении, известном как «Шайбани-наме» («Книга о Шайбани»), повествуется о политических событиях, происходивших на территории Казахстана (Восточном Дешт-и Кыпчаке) и Мавераннахра, начиная от рождения Шайбани-хана и до завоевания им вместе с кочевыми узбеками Мавераннахра и Хорезма (1500-1509 гг.), в частности, взаимоотношения Шайбани-хана с Гиреем и Жаныбеком, Бурундук-ханом и Касымом, борьба за сырдарьинские города. Наряду с этим имеются сведения социально-экономического характера, данные о государственном устройстве кочевых узбеков, о военном строе и состоянии их войска. Большой интерес представляют Ценные географические сведения, позволяющие судить о составе тюрко-монгольских племен, впоследствии явившихся одним из этнических компонентов казахского, узбекского народов47. Как считают современные востоковеды-медиевисты, по всей вероятности, сам Шайбани-хан был автором исторического труда «Таварих-и гузидайи нусрат-наме» («Избранные истории книги побед»). В династийной истории излагается история Чингиз-хана и его потомков, царствовавших в Монголии, Дешт-и Кыпчаке, Средней Азии, история Шайбани-хана. В «Таварих- и гузиде» говорится также о положении, сложившемся в степях Восточного Дешт-и Кыпчака после смерти Абулхайр-хана, о действиях Гирея и Жаныбека в этих степях. Особенно подробно освещается борьба Шайбани-хана с казахскими и могульскими ханами за обладание городами на Сырдарье. Вместе с тем ценны сведения о походе Жаныбек-султана в Среднюю Азию, о военном строе и тактике кочевых узбеков, о их военно-административной системе, о годах «казачества» Шайбани-хана48. Юридические документы (всего их три) из области Сыгнака фиксируют земельно-водные права одного хозяйства на протяжении трех веков со второй половины XVI в. Благодаря им в какой-то мере прослеживается эволюция земле- и водопользования типичного вакфного хозяйства, каких было немало в области Туркестан. Грамоты содержат значительный материал, в особенности, для обозначения различных налогов и повинностей. Ценны сообщения о пожаловании ханами званий и привилегий тарханов. Немаловажным является также и упоминание в документах многих географических названий, которыми до сих пор именуются ряд пунктов. Значение документов для изучения истории землевладения в округе Сыгнака вряд ли можно переоценить49. Представитель казахского племени жалаир Кадыр Али-бек (Кадыргали, 1530-1605 гг.) создал первый дошедший до нас исторический труд, условно названный «Жами ат-таварих» («Сборник летописей»). Это сочинение составлено на основе устных исторических преданий и исторического свода Рашид ад-дина (XIV в.). Известный бий Кадыр Али-бек служил Ондан-султану, а затем его сыну Ураз-Мухаммаду. После смерти Ондан-султана от рук калмыков Кадыргали вместе с Ураз-Мухаммадом переселились в Сибирское ханство под покровительство Кучум-хана. Здесь он служил советником сибирских ханов. В 1588 г. сибирский воевода Д. Чулков обманным путем пленил Ураз-Мухаммада со всеми его родственниками и свитой и отправил их вместе с Кадыргали в Москву в качестве аманата. В 1592 г. царь Федор Иванович выделил Ураз-Мухаммаду земли в Касимовском ханстве. А в 1600 г. Борис Годунов поставил его ханом-правителем города Касимова, где Кадыргали в 1602 г. написал свое произведение, в котором приводится краткое изложение отдельных разделов труда Рашид ад-дина, связанных с историей Чингиз-хана и его преемников. Самостоятельное и весьма ценное значение имеет вторая часть книги, которая во многом проливает свет на историю казахских ханов. Значительный интерес представляют данные о Казахском ханстве XV—XVI вв., основанные на надежных местных источниках, указывающие на существование в Казахском обществе изустной историографической традиции, живого интереса к генеалогиям и вопросам политической истории30. Перу известного хана Абулгази (1603—1664 гг.) принадлежат два исторических сочинения: «Шаджара-йи тюрк» («Генеалогия тюрков») и «Шаджара- йи таракима» («Родословная туркмен»). Абулгази родился в Ургенче. В результате междоусобной борьбы бежал в Бухару. Затем возвратился в Хорезм и получил в удел Ургенч. В 1627 г. в результате политического соперничества между узбеками (во главе с Абулгази) и туркменами (во главе с его братом Исфендияром) вынужден был покинуть Хорезм и бежал к казахам, где был принят Есим-ханом в Туркестане. Затем в течение двух лет жил у ташкентского хана Турсуна. В 1643 г. узбеки Арала провозгласили Абулгази своим ханом. «Генеалогия тюрков» содержит значительную информацию о политической, социально-экономической истории, этнографии и исторической географии многих областей центральноазиатского региона. Заслуживают внимания сведения об истории государства кочевых узбеков, династии Шайбанидов в Казахстане и Средней Азии, Мангытской (Ногайской) Орде. Ценный справочный материал содержится по истории монгольских улусов, о ханстве Ку- чума, обычае подношения даров из девяти предметов и его сути51 и т.д. Другое сочинение — «Родословная туркмен» является не только важным историческим источником, но и значительным литературным памятником, в котором мастерски излагаются многие народные предания, легенды, народная этимология этнонимов, нравы и обычаи, пословицы и поговорки, в своем большинстве характерные для тюркского мира эпохи средневековья52. В XVIII в. Шир-Мухаммадом Аваз-бием, по прозванию Мунис, было написано историческое сочинение «Фирдаус аль-икбал» («Райский сад счастья»). Мунис принадлежал к узбекской аристократии из племени юз. Он был придворным историком, поэтом, государственным деятелем. «Фирдаус аль-икбал» не было закончено Мунисом (умер в 1829 г.). Завершил хронику его племянник Агахи, который был не только преемником Муниса на ханской службе, но и его учеником. Обширный труд Муниса — Агахи написан на чагатайском языке. Компилятивный характер носит первая часть этого произведения. Но большая часть сочинения является оригинальной в части изложения событий, по годам, относящихся к XVIII в. Наряду с богатой информацией о внутриполитической истории Хивы в «Фирдаус аль-икбал» заключены обширные известия о политических и прочих связях и отношениях Хивы с казахами, туркменами и др. Большой интерес представляют данные, раскрывающие участие в исторической жизни Хивы казахских родовых подразделений и казахских ханов и султанов, которых местные правящие лица и группировки использовали в качестве подставных ханов53. Во второй четверти XVII в., по всей вероятности, создано сочинение «Тарих-и Кашгар» («История Кашгара») в Восточном Туркестане. Имя автора неизвестно. По содержанию и в структурном отношении «Тарих-и Кашгар» является образцовым произведением восточно-туркестанской и среднеазиатской средневековой историографии. На основе предшествующих письменных источников излагается предание об Огуз-хане, история Чингиз-хана и его преемников. Дана довольно подробная история Чагатая и Чагатаидов. Значительный интерес представляет история Могулистана и Могулии. Изложение событий после 1670 г. является в полном смысле оригинальным54. Обращает внимание то, что аноним сообщает вполне самостоятельные версии сражений могулов с казахами по сравнению с письменными известиями, заключенными в более ранних нарративных сочинениях. Последним известием о казахах в «Тарих-и Кашгар» является сообщение о приглашении Даниал-ходжой в начале XVII в. казахского султана Есима как Чингизида на трон Яркенда в смутный период, когда в Восточном Туркестане была уничтожена династия Чагатаидов. Более подробные известия о действиях Есим-султана в Восточном Туркестане содержатся в сочинении «Тазкира-йи ходжаган» («Жизнеописание ходжи»), написанном Мухаммед-Садыком Кашгари. Данный труд содержит материал для изучения отдельных аспектов взаимоотношений казахов с калмаками Джунгарии, также политических связей между казахами и могулами, в частности, приводятся известия об убийстве Хакназар-ханом Абд аль-Латифа-султана и ответном походе хана Могулистана Абд ар-Рашид-хана55. Некоторые интересные сообщения по истории казахов позднего средневековья имеются в историческом сочинении «Тарих-и амнийа» («История спокойствия и безопасности»), принадлежащем перу Молла Муса Айса ходжа Сайрами, уроженца Южного Казахстана, города Сайрама. В этом труде, написанном в Восточном Туркестане, излагается история этого региона от Нуха до XIX в. Молла Сайрами в своем произведении приводит данные, в том числе из истории казахско-калмакских отношений, сообщение о переселении калмаками жителей Сайрама в свои кочевья в Восточный Туркестан. Самостоятельную ценность представляет текст грамоты Убайдаллах-хана, заключенный в «Тарих-и амнийа»; содержание грамоты способствует лучшему пониманию истории присырдарьинских городов Южного Казахстана XVI века56. Значительный интерес для разработки проблемы этногенеза и этнической истории казахского народа представляют памятники народного творчества (шежире). Как показывает опыт исследования башкирских генеалогических преданий, метод сопоставления шежире с данными письменных источников может оказаться весьма плодотворным57. Генеалогические предания трех жузов казахского народа представляют собой кладезь ценной информации по истории, расселению и культуре различных этнических компонентов, вошедших в состав народа. Основная трудность введения в научный оборот шежире казахов заключается в выработке методики их обработки и интерпретации58. В период позднего средневековья значение арабоязычных источников для истории Казахстана несравненна уступает персоязычной и тюркоязычной историографии. Тем не менее, можно указать ряд арабоязычных произведений, в которых содержится в той или иной степени подробности интересующий нас фактический материал. Прежде всего следует указать на историческое сочинение «Мулхакат ас- сурах» («Прибавления к словарю ас-сурах»), написанное в начале XIV в. Жамалем Карши, известным филологом, историком и путешественником. Родился он в Алмалыке в 1230—31 г., свой труд написал в Кашгаре. Его отец был одним из ученых города Баласагуна. Жамаль Карши был близок к тюркской династии в Алмалыке, приводит довольно подробные сведения об алмалыкской династии XIII в. Много путешествовал по областям улуса Чагатаидов. Встречаются интересные данные о монгольских ханах и их сподвижниках. В «Мулкахат ас-сурах» впервые упоминается термин «жете», которым последующие авторы XV и XVI вв. обозначали население Могулистана. В 1273—74 гг. он был в Барчкенде (в низовьях Сырдарьи) и в Дженде, где в то время умер знаменитый шейх Кемаль ад-дин аль-Хорезми ас-Сыгнаки, для которого Жамаль Карши сочинил надгробную эпитафию. Везде он старался познакомиться с местными шейхами, которых перечисляет в своем труде59. Важным географическим сочинением является труд «Масалик аль-абсар фи мамалик аль-амсар» написанный ученым и путешественником аль-Омари (1301—1349), уроженцем города Дамаска. Встречающиеся в его исторических разделах описания последствий монгольского нашествия позволяют пополнить сведения о жизни многих народов, в том числе Казахстана и Средней Азии, о городах и торговых путях в Жетысу, о расселении и этнографических особенностях кыпчаков. Чрезвычайно ценна констатация аль-Омари процесса ассимиляции татаро-монголов в кыпчакской среде60. Этот исторический факт указывает на то, что в конце XIII — начале XIV в. исторически сложившаяся кыпчакская общность проявилась вновь, одержав верх над монгольской традицией. Другими аутентичными источниками являются лингвистические труды, в которых с арабским толкованием или в прямом переводе приводятся многие кыпчакские термины и лексические обороты, отражающие хозяйственные, социальные, этнические и культурно-бытовые реалии, существовавшие в общетюркской среде той эпохи. Из произведений этого круга следует отметить словарь «Китаб маджму тарджуман тюрки ва аджами ва мугули ва фарси» («Книга собрания толковых слов тюркских, неарабских, монгольских и персидских»), составленный в 1245 г. в Египте. В основу его положен кыпчакский язык. В этом анонимном словаре впервые упоминается термин «казак» со значением «бездомный», «скиталец», «изгнанник»61, т.е. носит не этнический, а социальный характер. Одним из важных источников по истории Дешт-и Кыпчака являются путевые заметки знаменитого путешественника Ибн Баттуты (1304—1377), объехавшего почти весь обитаемый мусульманский мир. Описание путешествия Ибн Баттуты «Тухфат ан-нуззар фи гараиб аль-амсар ва аджаиб аль-афсар» («Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий») фактически не является его сочинением, а представляет литературную обработку его рассказов, сделанную в 1356 г. аль-Калби. Неоценимое значение имеют приведенные в «Тухфат» подробности поездок Ибн Баттуты в Северо-Кавказские степи, Волжскую Булгарию и Золотую Орду через Крым и оттуда в Хиву, Бухару и Афганистан. Особенно ценны картины повседневного быта в Золотой Орде, сведения о социальном устройстве, хозяйстве, торговых путях, степных поселениях и городах и многое другое, касающееся истории тюркских народов62. Значительный фактический материал о связях султанов Мамлюкского государства с ханами Дешт-и Кыпчака в свете их этнической, политической истории и духовной культуры можно почерпнуть в энциклопедических трудах Ибн аль-Фурата (1334—1405 гг.), аль-Калкашанди (1355—1418 гг.), аль- Макризи (1364-1442), Ибн Тангриберди (1411-1465), Ибн Ияса (1448-1524) и др. Следует также упомянуть знаменитого биографа Тимура Ибн Арабшаха (ум. 1450 г.), арабского историка и литератора, перу которого принадлежит труд «Абжаиб аль-мавдур фи наваиб Тимур» («Чудеса предопределения в бедствиях, [причиненных] Тимуром»!). Следя за различными этапами жизни Тимура, он сообщает немало важных сведений о разных странах и народах, в частности, Казахстане. Сведения эти, в большинстве случаев основанные на впечатлениях очевидца, имеют большую ценность. Автором значительного труда «Джами ад-дувал» («Собрание династий») является Мунаджжим-баши (ум. в 1702 г.), турок, родом из Салоник. Одно время он был, очевидно, астрологом, но последние годы провел под опалой в Мекке и Медине. При написании этого сочинения турецкий историк использовал широкий круг источников на арабском, персидском и тюркском языках и охватил историю от легендарных событий до 1672 г. Книга содержит важный материал об эпохе Золотой Орды, мусульманских династиях, средневековых государственных объединениях и исторической географии Казахстана XIV—XV вв.63. Китайские источники. В Китае после почти пятисотлетнего правления неханьских домов воцарилась династия Мин (1368—1644), которая также уступила трон «чужеземцам», на этот раз маньчжурам. В Центральной Азии Минская империя вела борьбу против усиливающегося с каждым годом Джунгарского ханства, за право контролировать участки Шелкового пути, пролегающие через Хэсиский коридор и по Притяньшанью до владений эмира Тимура. Этноним «казах» в китайских источниках обнаружен пока лишь в связи с международными отношениями китайского государства в Центральной Азии на исходе XVII века. Отдельные территории Казахстана до образования Казахского ханства входили в состав различных государств и вовлекались в орбиту внешнеполитических связей китайских империй Мин и Цин по мере расширения их владений. Основными источниками указанного периода являются: «История династии Мин» («Мин ши»), «Правдивые записи правления династии Мин» («Мин шилу») и «Сводное обозрение империи Мин» («Мин хой яо»). Остальные источники: записки китайских послов, разведчиков и дорожников, купцов в Могулию, Могулистан, в государство Тимура и другие страны Центральной и Южной Азии; сведения, полученные от среднеазиатских посольств и мусульманских купцов, являются вспомогательным материалом. Кроме того, в обработанном виде они вошли во все главные китайские официальные труды, особенностью которых является то, что составлены они после гибели Минской империи64. «Мин ши» является одной из 25 китайских династийных историй — уникального памятника мировой культуры. Она написана коллективом авторов и охватывает 1645—1735 годы. Последний раздел многотомного труда, включающий 220 из 332-х глав — свитков (цзюань) содержит исторический, этнографический, географический материал о государствах Центральной Азии (Си юй). Несмотря на то, что государства Центральной Азии по размерам своих территорий, политическому значению и военной мощи не только не уступали, но и зачастую представляли серьезную угрозу китайскому государству, в источнике они тенденциозно представлены его «торговыми вассалами». «Мин шилу» является хроникой правления многих императоров с записями об их деятельности изо дня в день. Отображены вопросы подготовки и хода военных действий китайских войск против народов Центральной Азии, приемы их послов при дворе. В настоящее время в Китае публикуются извлечения из «Мин шилу», собранные по географическому признаку65, либо относящиеся к одному владению региона66. «Мин хой яо» — это тип компилятивной исторической работы, построенной по тематическому признаку. В ней содержатся сведения об иноземных странах, их местоположении, городах, нравах и обычаях народов, посольских связях. Цзюани 79 и 80 посвящены странам, расположенным к северу, северо-западу и западу от Минской империи: государствам Средней Азии, Восточного Туркестана и Монголии. Этот источник также характеризуется тенденциозностью и китаецентризмом при изложении событий67. Китайские источники существенно дополняют известные мусульманские источники своей системностью, продолжительностью во времени и разносторонностью68. Русские источники. Важное значение для исследования истории позднесредневекового Казахстана имеют русские документы и архивные материалы XIV—XVII вв. Летописи периода подчинения русских земель Золотой Орде зафиксировали многие стороны взаимоотношений русских князей с ордынскими властями. Сообщается в них о внутреннем, общественно-политическом состоянии Орды, в частности, о междоусобной борьбе различных группировок ордынской знати в 60-70 гг. XIV в. («И бысть в Орде замятия велика»)69. Многообразен материал, относящийся ко времени Мамая, Тохтамыша, Едыге, эмира Тимура и характеризующий попытки этих правителей повлиять на судьбы распадающейся Золотой Орды и вместе с тем помешать Московской Руси, Литве, Польше в их борьбе за государственную централизацию. В летописи заносились сведения о хозяйстве, населении, указывалось, например, что за владениями Батыя были расположены земли кангитов (хвалиссов). Сообщались географические данные, более точные для западной части улуса Джучи, порой весьма приблизительные — для восточной. Отмечалось, например, что Большая или Золотая Орда имела столицей город Сарай; в то же время под названием «Синяя Орда» имелись в виду все земли за Яиком (р. Урал) с центром в Самарканде70. Синяя Орда называлась среди «земель и царств», которые «попленил Темир Аксак», но среди них назван и Китай71, чего на самом деле не было. Важным источником по истории северной части Казахстана являются сибирские летописи: Строгановская летопись (около середины XVII в.), «Сибирская летопись» С. Есипова (1687 г.) и «Ремезовская летопись» (конец XVII—начало XVIII в.). В них есть сведения о расселении племен на этой территории и в Сибири, в том числе кераитов (кереев), о правлении на этих землях, в Сибирском юрте, Тайбуганской династии из кереев, затем ханов из династии Шайбанидов в Сибирском ханстве72. Материалы и документы, хранящиеся в архивах России, как центральных (ЦГА ДА, АВПР), так и местных, отражают не только политику России по отношению к Ногайской Орде, Сибирскому ханству, Джунгарии, ханствам на территории Казахстана и Средней Азии, но и содержат обширную информацию о внутренней жизни этих государств, их взаимоотношениях. Среди этих материалов, опубликованных и неопубликованных, — грамоты и послания ханов и царей, отчеты глав дипломатических миссий, записки, дневники, «сказки», «расспросные речи», росписи и т.д. Наиболее обширна дипломатическая переписка русских князей и царей с ногайскими биями и мурзами, начиная с 1489 г., когда было отправлено посольство ногайского правителя Ивака и мурз в Москву73, и до середины XVII в., а также с правителями Джунгарии. Известны посольства Данилы Губина в Ногайскую Орду в 1534—35 гг. (он сообщал: «...казаки дополна хотят итти нагаи воевать... казаки сильны, и колмаки им предались»74), Семена Мальцева в 1569 г., Бориса Доможирова в 1577 г.75. В конце XVI в. появились известия о казахско-русских посольских связях. В 1594 г. в Москву был отправлен посол хана Тауекеля Кул-Мухаммед с целью заключения дружественных отношений и получения помощи в борьбе против бухарского хана. В 1595 г. в ставку Тауекель-хана на Сырдарье с ответной грамотой прибыл Вельямин Степанов76. Через казахские степи в XVII в. проследовало более четырех десятков посольств из Бухары и Хивы в Россию и 9 русских посольств в Среднюю Азию77. Материалы Сибирского приказа содержат сведения о казахско-русских переговорах в конце XVII в. при хане Тауке. Большой интерес представляют сведения экспедиции Федора Скибина в 1696—97 гг., представившей «Роспись городков Казачьей Орды от Тобольска до Туркестана...» и «Расспросные речи»78. Отчеты посольств, материалы торговых миссий, экспедиций отражали политические события в крае, экономические реалии, давали этнографический материал, сведения о размещении на территории Казахстана в разное время ногайцев (границы Ногайской Орды доходили до Тюмени), башкир, каракалпаков. К концу XVII в. казахские жузы занимали обширную территорию от Тобола и Иртыша на севере до Сырдарьи и Ташкента на юге, от реки Эмиль на востоке до Яика на западе, их правители владели упомянутыми выше «городками» числом свыше тридцати. Все это зафиксировано богатым картографическим материалом, накопленным к рубежу XVII—XVIII вв.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |