КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историография позднесредневекового Казахстана 3 страница
Этническая история тюркоязычных племен Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана, фактически история казахского народа рассмотрена в книге Т. И. Султанова «Кочевые племена Приаралья»198. Исследован родоплеменной состав населения Казахстана в XV — начале XVIII в. и казахско-узбекские этнические связи на основе анализа, сопоставления ранних списков узбекских племен Восточного Дешт-и Кыпчака, встречающихся в рукописях — с одной стороны, и более поздних традиционных списков 92 узбекских племен, или «племен илатийа» («племена-кочевники»), — с другой. Этнической истории казахов специально посвящены монографические исследования казахстанских этнографов М. С. Муканова, В. В. Вострова199. В них рассматривается этнический состав казахских жузов и расселение племен в более позднее время (XIX - начало XX в.). Представленный в этих монографиях и глубоко проанализированный материал отражает и более ранние этапы этнической истории основных казахских родов и племен, начиная с древности и позднего средневековья. Выявлено время их появления на территории Казахстана, на основе сопоставления мнений литературных источников показана тюркоязычность ряда племен (найманов, киреитов, конгратов), прежде считавшихся монголоязычными. Раннесредневековые этапы истории тюркских племен кыпчаков, канглы,. карлуков и других, их роль и место в общественной, военной, политической жизни Монгольской империи и империи Юань, перемещение этих племен на территорию Казахстана (по китайским источникам) отражены в серии работА. Ш. Кадырбаева200. Группе родов и племен XIV—XVII вв., известной в источниках под именем могулов Могулистана и Могулии, посвящена статья востоковеда В. П. Юдина, показавшего этнические связи могулов с формивавшимися народностями казахов, киргизов, уйгур, с лобнорцами. В. П. Юдин высказал мнение о том, что термин «могулы» носил характер этнонима, как и по его мнению, термин «узбеки» — на территории от Дуная до Иртыша, т.е. означал народность201. Вопросы этнической истории Могулистана и Жетысу, и в частности, история племен на этой территории, их роль на завершающем этапе сложения казахской народности рассмотрены в упомянутой работе К. А. Пищулиной. Выявлено место населения Юго-Восточного Казахстана в этнических процессах, протекавших в позднее средневековье в рамках этнической территории казахских племен. Высказаны суждения о ходе этнических процессов и на степной части территории Казахстана, а также в Туркестане; сделан вывод о фактическом завершении формирования казахской народности в XIV-XV вв.202 Этнические, культурные взаимосвязи ногайцев с казахским народом показаны в работе Б.-А. Б. Кочекаева и в специальном историко-этнографическом исследовании о ногайцах. Выявлены общие этнические корни, народы, обычаи, верования, формы хозяйства, общие (например, о Едыге) предания, эпические произведения у казахов и у ногайцев203. Много сделали казахстанские этнографы204 в плане изучения этнических проблем. Этнографические исследования хозяйства и быта казахов, материальной культуры, традиций и обычаев, культов и верований казахского народа выполнены ими не только на материалах полевых исследований, но и на свидетельствах письменных исторических источников. Историко-этнографический материал исключительно важен для исследования этнических процессов в позднее средневековье, он отражает этническое, национальное своеобразие казахов, служит индикатором этноинтегрирующих процессов, этнической, этносоциальной общности, о чем пишут авторы в своих исторических очерках при характеристике типов хозяйства и быта, ремесел и обычаев205 Н. Е. Масанов определил кочевой образ жизни как главный этнообразующий фактор в процессе формирования казахов в этнокультурную общность206. Больших успехов достигли казахстанские антропологи, раскрывающие сложный процесс этногенеза казахов и других тюркских народов региона точными методами своей науки207. В исследовании проблем этнической истории народа использовались достижения литераторов, языковедов, фольклористов, исследователей шежире. Археологический материал, полученный казахстанскими археологами в последние десятилетия208, показывает непрерывность развития материальной культуры тюркских народов, населявших Казахстан в древности и средневековье, дает возможность проследить пути и время миграций отдельных тюркских и монгольских племен, взаимодействие кочевой и оседлой культур, большую роль оседлой и городской культуры в развитии комплексной хозяйственной основы протекавших на территории Казахстана этнических процессов. Археологический материал, полученный при раскопках древних городов на юге Казахстана, характеризует традиционный тип материальной культуры, генетически тесно связанный с культурой казахов XIX - начала XX в., исследованной этнографами, что говорит об участии в этногенезе казахов населения Южного Казахстана с его городской культурой. Уделялось внимание проблеме этнической территории казахского народа; показано, что ее формирование в основном завершилось в XVI—XVII вв.209. Итоги определенного этапа исследования этнической истории казахского народа в позднее средневековье нашли отражение во втором томе пятитомной «Истории Казахской ССР»210. В историографии кочевых народов в 70—80-е годы наиболее сложной и до конца не разработанной была проблема общественных отношений, социальной структуры традиционного номадизма. Вновь поляризовались концепции о характере общественно-экономического строя у кочевых народов. Споры велись уже не о том, что было главным средством производства у кочевников и на чем основывалась эксплуатация рядовых скотоводов, собственность на землю или скот была основой феодальных (или патриархально-феодальных) отношений, которые признавались фактически всеми участниками дискуссий 50 — начала 60-х годов. Теперь, в 70 — начале 90-х гг. речь шла о самих параметрах формационного, стадиального развития кочевников: могут ли они в своем общественном развитии достигнуть классового уровня, является ли тип кочевого скотоводческого хозяйства по своей социальной роли классообразующим типом хозяйств, способны ли кочевники создать свою государственность211. Определились две основные точки зрения, две концепции. Одна из них — признание наличия классовых отношений и государственности в кочевом обществе, ее сторонники придерживались основных принципов исторического материализма. Другая концепция: кочевое общество останавливается в своем социально-экономическом развитии на раннеклассовом или даже доклассовом, догосударственном уровне. Это положение смыкается с существовавшей в западной историографии концепцией многих последователей А. Дж. Тойнби, считавшего, что «общество кочевников является обществом, у которого нет истории» и отнесшим его к «задержанным», неразвившимся цивилизациям212. Большинство исследователей средневековой истории конкретных народов, стран, регионов с преимущественно кочевым населением учитывали, что специфические особенности общественного развития кочевых обществ не отменяют действия общих законов исторического развития. Они признавали феодальный (патриархально-феодальный) характер общественных отношений у номадов, разделение кочевых обществ на классы, показывали возможность достижения кочевниками в своем развитии государственности. При этом одни исследователи выявляли эксплуататорский характер отношений фактической собственности на землю (С. 3. Зиманов, А. Е. Еренов, Л. П. Потапов, И. Я. Златкин, Г. А. Федоров-Давыдов, Б. А. Ахмедов и др.); другие видели базу эксплуатации основных производителей в кочевом обществе в собственности на скот (В. Ф. Шахматов, С. Е. Толыбеков, К. И. Петров и др.)213. Вывод о феодальном характере социально-экономических отношений у кочевников, образ жизни которых не рассматривался в абстрактном «чистом» виде, а принимался в постоянной взаимосвязи с оседлой земледельческой и городской культурой, как это было в действительности, — отражен в обобщающих рудах по истории республик с кочевым в прошлом населением: «История Казахской ССР» (т. II, 1979), «Истории Киргизской ССР» (т. 1,1984) и др., а также «Истории Монгольской республики» (Москва, 1967). Сторонники концепции раннеклассовых отношений у кочевников (А. И. Першиц, А. М. Хазанов, Ю. И. Семенов) считали, что кочевники в своем общественном развитии достигают лишь стадии раннеклассовых, раннефеодальных отношений, или уровня недоразвитых отношений («классовые структуры выступали у кочевников в недоразвитом виде» — Г. Е. Марков)214. Общественные отношения характеризуются отсутствием отношений собственности на землю, монопольной собственностью на скот, хотя и признается классообразующий характер частной собственности на скот и основанная на ней эксплуатация рядового общинника-скотовода. Считается, что самостоятельно кочевники не могут достигнуть уровня государственности, которая может появиться у них только с завоеванием оседлых областей и эксплуатацией оседло-земледельческого населения. Обсуждение проблемы социально-экономического развития кочевых обществ в 60—80-х годах проводилось как часть общей дискуссии о докапиталистических общественно-экономических формациях в развитии всемирно-исторического процесса в целом и об особом пути развития Востока в особенности215. Новые факты исторической науки противоречили «пятичленной» схеме развития истории человечества, она была подвергнута убедительной критике. Выяснилось, что многие народы минуют целые стадии развития, заимствуя материальную культуру, хозяйственный опыт, формы политического устройства, идеологию более цивилизованных народов. Вновь встал вопрос об «азиатском способе производства», при этом различалось два типа азиатских структур: ирригационный или аграрно-ирригационный и скотоводческий (кочевой скотоводческий); выдвигалась теория кабального способа производства, включавшего в себя и кочевые общества (Ю. И. Семенов)216. Рентный способ эксплуатации предложил В. П. Илюшечкин, он сделал вывод о существовании «единой докапиталистической классово-антагонистической формации»217. Точка зрения о единой общественноэкономической формации в докапиталистический период не расходится с марксовым пониманием этого этапа развития общества. Известным кочевниковедом Г. Е. Марковым была выдвинута концепция «номадного» способа производства. Отмеченные выше общественные отношения с раннеклассовыми («недоразвитыми») структурами характеризуют этот способ производства. Позднее Г. Е. Марков вместе с Б. В. Андриановым, исследовав соотношение хозяйственно-культурных типов (ХКТ) со способами производства, выдвинули гипотезу о наличии особой, «варварской общественно-экономической формации», к которой они отнесли и номадный ХКТ и способ производства. Всего в предложенной структуре общественных отношений докапиталистического периода авторами выделено четыре общественно-экономических формации и девять способов производства218.Н.ЕМасанов определил номадизм как «специфический способ производства в рамках аграрной цивилизации»; в его характеристике находится место и классовому делению кочевого общества: оно состоит из «класса богатых скотовладельцев» и «класса непосредственных производителей»219. Приведенная автором убедительная характеристика положения и общественной роли этих классов показывает, что «кочевое» общество далеко ушло вперед в своем развитии от «раннеклассового» уровня. Тем более, что не в абстракции, а в реальной жизни чисто кочевое общество являлось редкостью. Попытки найти замену термину «феодализм» для определения докапиталистической эпохи (вместе с отвергнутой «пятичленной схемой» ввиду ее недостаточности для раскрытия путей развития человечества) продолжаются не только в «кочевниковедческой» историографии, но и в историографии Востока. Впрочем, в мировой историографии этот термин широко применяется не для определения формации, а как синоним «средневековья», под которым понимается период истории, характеризующийся политической раздробленностью, иерархией власти, вассалитетом, удельной системой организации управления, междоусобицами и другими «феодальными» чертами. На Востоке средневековье, по определению JI. С. Васильева, — это период от начала новой эры и до рубежа XV—XVI вв., т.е. до начала колониального периода истории220. Историография подтверждала, что формационные рамки определения этапов общественного развития только по способу производства и производственным отношениям недостаточны. Они не учитывают формы политического развития, государственности, гражданского состояния общества, культуры, религии, идеологии, других сторон жизни,что входит в понятие цивилизации. Перед отечественной исторической наукой стоят задачи более глубокого и объективного, с использованием новых методов, без идеологизированных рамок и установок, раскрытия истории народа. Необходимы новые подходы к исследованию проблем развития государственности в Казахстане. Только в 1996 г. по этим проблемам в республике проведены две научно-теоретические конференции, «круглые столы»221. Ведется монографическая разработка истории государственности на территории Казахстана в эпоху древности и средневековья. Исследуются вопросы преемственности традиций тюрко-монгольской государственности, развития собственно казахской государственности; определяются место и роль Казахского ханства в системе государств Центральной Азии и Евразии. Большого внимания требует дальнейшее исследование проблем сложения казахской нации и формирования ее этнической территории, культурологических аспектов истории народа. Многое из этих проблем находит отражение в современной публицистике. Определенные результаты исследований этих и многих других тем, с учетом итогов исследовательской работы целого ряда поколений историков прошлого времени, отражены в настоящем издании.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |