Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в территориальном размещении, родоплеменном составе населения




ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ.

ЭТНОГЕНЕЗ КАЗАХСКОГО НАРОДА ПО ДАННЫМ АНТРОПОЛОГИИ

В общеисторическом плане любая этнокультурная целостная общность современных человеческих популяций представляет собой результат много­векового процесса естественно-исторического развития в конкретной гео­графической среде обитания. Объективное изучение этого многогранного явления, как известно, является прерогативой многих отраслей знания и не одного поколения ученых. В этом отношении этноантропологическая общ­ность казахского народа не составляет исключения.

Изучая историю народа, следует помнить о том, что реальным творцом, носителем и проводником ценностных ориентаций всего этнокультурного наследия в различные исторические эпохи был сам человек. Биологически люди различаются по второстепенным, третьестепенным и т. д. признакам. По выражению известного английского биолога и философа Д. Холдена, че­ловек — самый полиморфный, то есть многовариантный вид на Земле. Биоло­гическая совокупность людей, связанная с определенной территорией и един­ством происхождения, условно составляет расу, или антропологический тип. Такая общность обычно определяется на основе физических и генетических характеристик. Правда, не все физические наследственные особенности мо­гут считаться расовыми, а лишь те, которые имеют известную территорию их распространения и со специфической частотой встречаются у разных регио­нальных групп. Следовательно, важнейшим условием признания физическо­го признака расовым является наследственная обусловленность и наличие реальной области географического распределения. Поэтому расовая принад­лежность, или антропологический тип более устойчив по своей сущности, чем такие социальные явления, как культура, язык и этнос. Последние могут мигрировать относительно легко из одной области (страны) в другую без изменения антропологического типа, так как физический облик и характер­ные морфологические черты людей не распространяются без непосредствен­ного контакта или смешения.

 

 

В XIII в. этническая ситуация в Казахстане под влиянием этнополитических событий, связанных с образованием империи Чингиз-хана, претерпела существенные изменения. Огромное влияние на этнический состав населе­ния и расселение племен на территории региона оказало включение его в состав Монгольской империи, вобравшей в себя многие другие народы и их территории в Азии и Европе. Монгольское завоевание изменило ход эконо­мического и культурного развития всех покоренных народов. Само наше­ствие, а затем установленное монгольскими ханами правление сопровожда­лись, особенно в первые десятилетия, опустошением земель, массовым ис­треблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений, оча­гов земледелия и ремесленного производства, разграблением и уничтожени­ем материальных и культурных ценностей. Все это тормозило в одних или вовсе прервало в других районах объединительные этнические и политичес­кие тенденции в поступательном прежде развитии покоренных монголами народов.

В Казахстане, в частности, интеграционные тенденции в предшествующий монгольскому завоеванию период вполне определились на огромной терри­тории от предгорий Алтая, Тянь-Шаня и Прибалхашья до речных долин Ура­ла (Яика) и Волги, от южно-сибирской лесостепи до степных окраин Средне­азиатского междуречья, т.е. на территории восточной части Дешт-и Кыпчака (или Восточного Дешт-и Кыпчака), Туркестана (Южного Казахстана) и Жетысу (Семиречья). Этому способствовали общность хозяйственно-культурного типа, многоукладность хозяйства, языковая, культурно-бытовая и духовная близость населения на всей территории, взаимосвязи и взаимодей­ствие кочевых, полукочевых скотоводов и оседлых земледельцев, городского населения. Этническая интеграция племен и племенных объединений шла в направлении образования крупной тюркской народности, складывавшейся на базе тюркоязычного населения Казахстана, преобладавшего на этой тер­ритории уже с VI в. и вобравшего в себя потомков более древних ираноязыч­ных европеоидов и монголоидов гуннской эпохи. Территориальным ядром ее формирования были земли Центрального и Южного Казахстана и Жетысу. Кочевые и полукочевые племена консолидировались в целом в домонгольский период на большей части степного Казахстана на кыпчакской основе, в Жетысу — усуньско-карлукской, т.е. в обоих районах на достаточно однород­ной этнической основе. Политическое взаимодействие, этнокультурное, соци­альное, хозяйственное продвижение кыпчаков и входивших в их политический союз тюркских родов и племен на юг и юго-восток, а жетысуйских, восточно­казахстанских, алтайских племен на запад формировало исторические предпо­сылки для сложения единой тюркской народности в пределах данного региона.

Монгольское завоевание резко изменило развитие этнического процесса, внесло коррективы в его движение и характер. Изменилась география разме­щения населения. Лавиной монгольского вторжения были сдвинуты со своих коренных мест и перемещены в другие районы, раздроблены на части многие тюркские этнические группы. На территорию Казахстана переместились но­вые этнические массивы, как монгольские, так и тюркские. Монголо-татарс­кое нашествие способствовало дальнейшему усложнению этнической струк­туры населения Казахстана, усилению монголоидности его антропологичес­кого типа.

В исторических источниках завоеватели назывались по-разному. В арабс­ких, персидских, русских, западноевропейских источниках войска Чингиз- хана и его наследников в Золотой Орде именовали «татарами»(а их государ­ство — татарским), хотя этот этноним относился только к части восточно­монгольских племен. По имени этих племен все население Монголии называ­лось в Китае «татарами», а из китайских источников это название перешло в источники на других языках. Позднее широко распространилось в литерату­ре наименование войск Чингиз-хана, обрушившихся на западные территории Евразии, «татаро-монголами», «монголо-татарами». Сам же Чингиз-хан и его окружение, как и его преемники, называли себя «монголами» и свое государ­ство «монгольским»19, т.е. этноним «монголы» был самоназванием ряда пле­мен Центральной Азии, объединенных Чингиз-ханом в единое государство. Борьба между наиболее крупными племенами Монголии — монголами и тата­рами — закончилась победой монголов: «С каждой стороны [и татар, и монго­лов] выходили на другую, убивали и грабили [один другого], [пока] в конце концов... Чингиз-хан не сделал кормом [своего] меча все племена татар и хитайских императоров...»20. Указания источников на эту беспощадную борьбу монгольского владыки против татар (на почве мести за убийство последними отца Чингиз-хана) позволили исследователям сделать вывод о том, что в вой­сках Чингиз-хана не было собственно татар21. Еще в прошлом веке высказано было мнение, что название «татары» (имеется в виду скорее не этнический, а этнополитический термин) произошло не от монгольского племени татары а от тюркских народов, которых монголы увлекли за собой в своем движении на запад22. В.Л. Егоров отмечает, что словосочетание монголо-татары (как и татаро-монголы) появилось столетия спустя после распада монгольских го­сударств, его впервые применил в 1823 г. П. Наумов23. Было бы правильнее, по мнению исследователя, употреблять эти этнонимы только раздельно, как равноценные (так их применяли В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин). Оба этно­нима сохранились на века на территории бывших улусов Джучи и Чагатая в названиях этнополитических общностей и народностей татар (казанских, крымских, касимовских, сибирских и др.) и могулов (моголов) Могулистана и Восточного Туркестана.

Еще до выступле­ния войск Чингиз-хана на запад на территорию Казахстана переместились многие из племен, обитавших на территории современной Монголии, а имен­но найманы, киреиты, меркиты, джалаиры. В ходе завоевания переместились на запад мангыты, кыяты, барласы, кунграты и другие племена. Упомянутое выше мнение, что среди переместившихся на запад войск не было татар, оче­видно, не совсем точно. Во-первых, не все татары были истреблены Чингиз- ханом24, а во-вторых, среди племен Восточного Дешт-и Кыпчака (т.е. Казах­стана) последующих веков встречается название «татар». Любопытно, что Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, упоминая о казахском войске, заметил, что «в минувшие времена» его называли татарским войском»25.

О численности монголов, вторгшихся на территорию Казахстана, можно сказать лишь приблизительно. Войны Чингиз-хана переместили из глубин Центральной Азии на запад значительное число монголов. Часть монголов, ушедших в чужие края, была оставлена в разных странах для несения охран­ной службы, ведения дальнейших походов; постепенно они растворились в местной этнической среде.

Во время походов при Чингиз-хане в Китай и на Запад монгольских войск насчитывалось всего 129 тыс. человек26. В походе на территорию Казахстана и в Среднюю Азию участвовало 111 тыс. только монгольских воинов. Кроме того, к ним были присоединены армии вассалов Чингиз-хана — уйгуров, карлуков, вместе с ними численность войск достигала 150 тыс.27. Вассаф пишет, что ордынский хан Токтай потребовал у Газан-хана Хулагуида отдать ему Азербайджан, пригрозив ему силой: «Начиная от пределов Крыма и Карако­рума [в низовьях Сырдарьи] до окраин Дербенда 10 туманов с лишним (т.е. более 100 тыс.) сторожевых войск нашей армии стоят так, что шатер прилега­ет к шатру и канат [шатровый] цепляется за канат»28. Эти сведения о монголь­ских войсках Золотой Орды, часть из которых размещалась и на территории Казахстана, относятся к рубежу XIII-XIV вв.

Есть данные о числе монголов в Казахстане в начальный период завоева­ний. Рашид ад-дин сообщает, что Джучи, как и другим сыновьям, было выде­лено Чингиз-ханом в инджу 4 тыс. воинов (вместе с семьями это составляло до 20 тыс. человек)29. У Джучи были и другие воинские соединения, напри­мер, выделенные ему Чингиз-ханом во время осады Отрара в сентябре 1219 г. для взятия городов по нижнему течению Сырдарьи - Сыгнака, Дженда, Уз- генда, Ашнаса, Барчынлыгкента и Янгикента30. Джучи не возвращался в Мон­голию; очевидно, что все его войска остались в его владениях (вместе с семь­ями). Ряд сведений источников о численности войск Джучидов31 говорит о том, что на территорию улуса Джучи, простиравшегося от Иртыша и Алтая до Днестра и Дуная переселилось монголов не 4 тыс., выделенных Чингиз- ханом этому сыну, а гораздо больше, хотя значительную часть войск составляли упомянутые выше тюркские войсковые части из Восточного Туркеста­на и Жетысу.

Данные, конкретизирующие численность монгольских войск на террито­рии Казахстана, весьма противоречивы у разных авторов. Рашид ад-дин сооб­щает, что старший сын Джучи Орда-Еджен, получивший улус в Казахстане еще при жизни отца «был согласен на воцарение Бату, и на престол на место отца [именно] он его возвел» и «из войск Джучи-хана половиной ведал он, а другой половиной - Бату»32. Вассаф сообщает, что Бату «сделался наследни­ком царства отцовского, а четыре личные «тысячи» Джучи... составлявшие более одного тумана (т.е. более 10 тыс.) живого войска, находились под веде­нием старшего брата Орду»33. Абулгази (XVII в.) привел данные, близкие данным Вассафа. Бату-хан передал Орда-Еджену во владение «народ, состоя­щий из десяти тысяч семейств», в том месте, говорил он, где «жил отец твой», т.е. на Иртыше»34. Получается, что личные четыре «тысячи» (хазара) не со­ответствуют этому числу, коль составляют более 1 тумана, т.е. более 10 тыс. В дальнейшем численность монгольского войска у Орды возросла:Рашид ад- дин сообщает, что Орда-Еджен выделил для завоевания Ирана 10 тыс. воинов в войско Хулагу-хана, исчисляя по два воина от каждого десятка35, т.е. его, Орды-Еджена, войска составляли в то время 50 тыс. человек, а с семьями — 250 тыс. Эти данные дают представление о численности монголов, оставших­ся на территории Восточного Дешт-и Кыпчака.

Территория Казахстана входила также в улусы Чагатая и Угэдэя. Как и Джучи, они получили от отца по четыре «тысячи» войска (около 20 тыс. человек) из племен барлас, кунграт, джалаир. Со временем численность этих «тысяч» выросла, аналогично тому, как это было в улусе-уделе Джучи, как за счет собственно монгольских, так и восточно-тюркских племен Южной Сибири, Алтая, Западной Монголии. В Притяньшанье переместились с Ал­тая и Прииртышья баарины вместе с толесами, тюленгутами и другими тюр­ками. В этот край, где состыковывались три монгольских улуса и находились ставки вождей с их многолюдными «орду», т.е. двором, свитой, с многочис­ленными войсками, в течение нескольких десятилетий стеклось не менее 200 тыс. кочевников, сохранивших свою форму хозяйства, требовавшую обшир­ных земельных угодий36.

Приведенные выше данные источников говорят о неоднократности при­тока монголов на территорию Казахстана из их коренных земель в XIII в., что отрицательно сказывалось на состоянии экономики и культуры и в собствен­но Монголии. Хотя в целом, учитывая обширность покоренного ими про­странства только в Дешт-и Кыпчаке (включая Казахстан), общее число мон­голов, оставшихся на завоеванной территории, было невелико, и они посте­пенно растворились в массе местного населения.

Монгольское завоевание внесло значительные изменения в этническую структуру местного населения. Территория Казахстана оказалась первой на пути монгольского нашествия на запад, на пути миграции собственно монго­лов и увлеченных ими многих восточных тюркских родов и племен. Маршрут Движения монгольских завоевателей в Мавераннахр в 1219 г. пролегал через самые заселенные и освоенные в хозяйственном отношении районы Казахстана — из Жетысу в район городов Средней и Нижней Сырдарьи. Через Ка­захстан из Нижнего Поволжья прошел в 1224 г. с запада назад в Монголию корпус Джэбэ и Субэдэя. Территория Казахстана к западу от Иртыша, Бал­хаша, Аральского моря, по сведениям ан-Нувейри, вошла в удел Джучи: «Летовья и зимовья от границ Каялыка [в Семиречье] и земель Хорезмских до окраин Саксинских и Булгарских, крайних пределов, куда доходили кони их полчищ при их набегах»37. Кочевые племена Казахстана оказались в числе подданных Джучи и его преемников. «Туши и Чагатай, — сообщает Джузджа- ни в «Насировых разрядах», — управившись с делами Хорезмскими, обрати­лись на Кыпчак и Туркестан, покорили и заполонили одно за другим войска и племена кыпчакские и подчинили все эти племена своей власти. Когда Туши, старший сын Чингиз-хана, увидел воздух и воду Кыпчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих»38.

Джучи при жизни не успел покорить Саксин и Булгар (это отметил М. Г. Сафаргалиев39), не был за пределами территории Казахстана. В 1222-1223 гт. орды улуса Джучи кочевали у реки Яик (Урал). Только в 1229 г., уже после смерти Джучи (1227 г.), конница Бату перешла Яик и вытеснила кочевья по­ловцев и саксинов (потомков хазар). Следовательно, упомянутая характери­стика захваченных земель кыпчаков относится к восточной части Дешт-и Кыпчака. Упомянутый рядом с «Кыпчаком» топоним «Туркестан» подтвер­ждает это. Приведенные Джузджани сведения о «покорении и заполонении войск и племен кыпчакских» не дают основания считать, что население коче­вых районов Казахстана не испытало тяжести иноземного нашествия, не ока­зало сопротивления завоевателям. Тем не менее, попытки сопротивления были подавлены. Местная кочевая знать (преимущественно кыпчакская и огузская) стала верно служить монголам. Рядовые местные кочевники были ис­пользованы для формирования новых сотен, тысяч, туменов, которые разда­вались монгольским царевичам и феодальной знати. Они были вовлечены в дальнейшие завоевательные походы монголов, сдвинуты со своих мест обита­ния, оторваны от производительного труда. Кыпчаки-кочевники и другие тюркские племена составили значительную часть монгольской армии, дви­нувшейся во главе с Бату в 1237 г. на покорение Восточной Европы, это уси­ливало военную мощь завоевателей. Вовлеченные в завоевательные похо­ды кочевники из восточной части Дешт-и Кыпчака не всегда возвраща­лись на прежние места, оставались в новых завоеванных краях (Поволжье, Южная Русь, Булгария). Часть кыпчаков под давлением монгольского на­шествия переместилась в пределы Северного Казахстана и Западной Си­бири. Туда же переместились частью родов найманы и киреиты40. Это вело к уменьшению численности населения в освоенных ими землях, ослабле­нию хозяйственного потенциала мест их обитания, изменило карту разме­щения этнических групп.

Особенно сильно монгольское завоевание нарушило сложившуюся этно- политическую и этносоциальную структуру в Жетысу. Выше упомянуты пе­реместившиеся на территорию Жетысу новые этнические группы. Что каса­ется коренного населения, то хотя непосредственного истребления местных жителей на этой территории при занятии монголами ее городов и селений не было, тем не менее они также оказались сдвинутыми со своих мест в силу изменения самой структуры хозяйства. Разграбленные, хотя и не разрушенные штурмом, города Жетысу и их земледельческую округу захлест­нула кочевая стихия. Городское и земледельческое население вынужден­но покидало разоренные города и селения. Частью оно рассеялось, ушло в другие места, частью изменило тип хозяйства. Захват монгольскими фео­далами лучших пастбищ, особенно в Восточном Казахстане и Жетысу, неизбежно вел к вытеснению местного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически род­ственные группы.

В разное время в Восточном и Западном, Центральном и Северном Казах­стане расселились переместившиеся сюда, помимо найманов и киреитов (киреев), также татары, мангыты, джалаиры, барласы, баарины и другие этни­ческие группы.

В период монгольского завоевания произошло резкое сокращение и сме­щение населения из другого исторически обжитого района Казахстана — рай­она присырдарьинских городов. Источники приводят названия трех южно­казахстанских городов, население которых было уничтожено полностью, — Отрара, Сыгнака и Ашнаса. Шестимесячное сопротивление жителей Отрара и его 20-тысячного гарнизона было жестоко отмщено агрессорами - город был разграблен, большая часть жителей, оставшихся в живых после штурма, вырезана, а остальные уведены в «хашар» для использования при осаде Са­марканда.41 Семь дней обороняли Сыгнак городские жители — «злодеи», «чернь и бродяги» (шариран, оубаш ва рунуд) — по терминологии промонгольского автора. После взятия Сыгнака население было вырезано полностью41. Та же участь постигла жителей Ашнаса в низовьях Сырдарьи. Разграблены были, хотя и без поголовной резни, города Дженд, Барчынлыгкент, У згенд в этом же районе42. Пострадало не только городское население, но и жители земле­дельческих округов присырдарьинских оазисов. Значительная часть местно­го населения была уничтожена, другие взяты в плен, третьи бежали, рассе­лялись в разные стороны. Обезлюдели и скотоводческие районы. Вспомним свидетельство Плано Карпини о разорении земли кангитов: «В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу... Эти люди, как команы, так и кангиты, не обрабатывали землю, а питались только скотом. Они не строили также до­мов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабство»43.

Таким образом, монгольское завоевание на территории Казахстана яви­лось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход раз­вития политической истории и самих этносов, открыло пути к сложению новых государств и этносоциальных общностей. Прежний эволюционный путь сложения крупных народностей на территории Казахстана и смежных зем­лях был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны жизнедея­тельности местного населения, в частности, претерпели изменения этничес­кий состав населения, формы его этносоциальной организации, социально- экономические условия его жизни. Консолидационные процессы, четко обо­значавшиеся уже в Х-ХИ вв., получили стимул для дальнейшего продвиже­ния лишь спустя столетие в процессе преодоления негативных последствий монгольского завоевания.

Изменение этнического состава населения Казахстана определилось перемещением части коренного населения в ходе вовлечения его в завоевательные войны Чингизидов на западе и юге, нового этнического компонента1 ~ монгольских родов и племен, передвинувшихся на территорию Казахстана (джалаиры, конграты, мангыты, барласы, баарины и др.). Захват монгольски­ми феодалами пастбищ также вел к вытеснению, перемещению местного на­селения. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улу­сов усилили процесс измельчания, разъединения, перемещения тюркских родов и племен, что разрывало старые родовые связи и отношения. Хотя численность монголов была относительно невелика по сравнению с покорен­ными народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил в каж­дом из образованных ими улусов-государств. Войско Бату-хана названо в ис­точниках кыпчакским, так как оно на три четверти состояло из кыпчаков и других тюркских племен.

И постепенно монголы растворились среди многочисленного тюркского населения, приняли его язык и обычаи. Многие монгольские племена были отюречены еще в Центральной Азии. На огромной территории Золотой Орды, кроме кыпчаков, составлявших подавляющую часть населения, проживали канглы, найманы, киреиты, уйсуни, кенегесы, аргыны и многие другие. Араб­ский географ и путешественник XIV в. аль-Омари весьма образно отразил процесс ассимиляции в Золотой Орде: «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кып­чаки, как будто они одного (с ними) рода, от того, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их (кыпча­ков)»44. Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды — тер­ритории Казахстана.

Изменились формы этносоциальной организации населения, они содей­ствовали новым тенденциям в этнических процессах. С образованием Мон­гольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов, как ранее обитавших на этой территории, так и мигриро­вавших с востока. Новые общественные структуры, феодальные держания, улусы существенно изменили этническую карту региона. Распределив мест­ное население по «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между улусами и уделами, монголы смешали население, переместили его крупные массивы на новые места обитания. Замена близкородственных связей терри­ториальными содействовала ускорению процесса консолидации кочевого на­селения в народность. В западной части Золотой Орды этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, в связи с более благо­приятными экономическими условиями — в части соотношения оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — и более интенсивным социальным развитием золотоордынского общества45.

В то же время с установлением монгольского господства на территории Казахстана сложились особо трудные условия для этнополитического раз­вития местного населения из-за исключительно неблагоприятных социаль­но-экономических его последствий. Сокращение ареала городской и земле­дельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихся экономичес­ких условий, не способствовавших ее выживанию, усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального раз­вития, одним из основных проявлений которого было закрепление пережи­точных форм общественной организации, — все это негативно повлияло на ход этнического развития в Восточном Дешт-и Кыпчаке и Жетысу.

Тем не менее, существенно изменив политическое, социально-экономи­ческое и культурное развитие населения Казахстана и соседних стран, мон­гольское господство направило по иному руслу и развитие этнических про­цессов в регионе Евразии, оказало воздействие на ускорение формирования крупных стабильных этнических образований на этой территории — народ­ностей позднего средневековья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.