Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование этнополитических общностей на территории Казахстана




В XIV—XV вв. одновременно с наименованием «казак» в отношении населения территории Казахстана в источниках употреблялись и другие поня­тия: «узбек», «узбек-казак», «могулы», «ногаи». Эти термины относились к населению государств, функционировавших на территории Казахстана в этот период — Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайской Орды. Они обозначали не народности, а этнополитические общности. Как известно, в историко-этнографической литературе население государства, образующе­гося в пределах той или иной историко-этнографической области, называет­ся этнополитической общностью. На длительном пути своего становления та или иная формирующаяся народность нередко оказывалась разобщенной в рамках разных феодальных государств, составляя своими отдельными масси­вами, вместе с частями других народностей, различные этнополитические общности. В условиях кочевого общества границы государств, как правило, не совпадали с границами этнического расселения подвижных при кочевом и полукочевом скотоводческом хозяйстве родов, племен и иных этнических подразделений, консолидировавшихся в народности и в рамках этих государств составлявших этнополитические общности. Несовпадение границ возникав­ших и исчезавших государств и этнического расселения родственных племен осложняло этническое сближение, так как политическое разделение мешало поддержанию и упрочению издавна складывавшихся хозяйственных, куль­турных, этнических связей. Это обстоятельство в значительной степени ска­залось и на завершающем этапе (XIV-XV вв., не говоря уже о XIII в.) форми­рования казахской народности. Оно особенно выявилось ко второй половине XV в., когда начался упадок государств, сыгравших в свое время большую роль в этническом, государственном развитии местного населения, и назрела объективная необходимость государственного объединения всех частей сфор­мировавшейся народности.

Поскольку та или иная этнополитическая общность на территории Ка­захстана не охватывала весь формировавшийся народ, а лишь его часть, то история казахской народности связана с Ак-Ордой и ее этнополитической общностью узбеков, узбек-казахов, затем казахов, с ханством Абулхайра и его этнополитической общностью кочевых узбеков, с Ногайской Ордой и ее этнополитической общностью ногайцы и, наконец, с Могулистаном и его этнополитической общностью могулы.

Этническое сплочение в Ак-Орде (и ханстве Абулхайра) и внешне, и по существу протекало более отчетливо, чем в Могулистане. Нагляднее отра­жено оно и в источниках, поскольку первое государство — Ак-Орда — осно- вывалось, главным образом, на базе этнически близких родов и племен кып- чакского союза, тогда как второе — Могулистан — на политическом объеди­нении двух общностей, казахской и киргизской, а временами и трех, включая уйгурское население Восточного Туркестана. Это затрудняло этническое развитие этих групп. В имеющихся источниках население Могулистана на­звано могулами, под которыми исследователи видят то этническую общность, то союз племен, а то и народность46. Олпако под этим именем скрывались ведь и казахи Жетьтсу, и киргизы Тянь-Шаня, о чем свидетельствует не только родоплеменной состав могулов, но и прямое указание Мухаммад Хайдара, что киргизы тоже из племен могулов47. Отсутствие прямых указаний на то, что в Жетысу жили до откочевки Жаныбека и Гирея казахи, привело к тому, что казахи по отношению к району Жетысу долгое время считались в литера­туре как бы пришельцами, которые «прикочевывали» в этот район со сторо­ны48, в чем сказывалось традиционное ошибочное следование за термином «казах» в поисках сложившейся народности, а не за этническими компонен­тами, составившими ее. В действительности же весь ход этнополитической истории XIV-XV вв. на территории Казахстана был связан не только с поли­тической, хозяйственной и социальной жизнью Ак-Орды и ханства Абулхай- ри тто тт Могулистана, составными частями населения которого, особенно рагона Жетысу, были племена, известные чуть позже как ведущие в казахс­ком Старшем жузе.

Развивавшиеся параллельно Ак-Орда и Могулистан уже в XIV в. обеспе­чили политическое обособление формировавшихся в народность племен из конгломератных монгольских улусов. На своем этапе развития они содей­ствовали преодолению отрицательных последствий монгольского завоевания, ускорили этнический процесс на территории Казахстана. Не без влияния этих госупарств казахская народность формировалась в трех жузах.

Политическая разобщенность отдельных частей складывавшейся казахс­кой народности в государствах Могулистан, Ак-Орда, Ногайская Орда по­влияла на ход этнической истории казахов — она закрепила издавна опреде­лившееся в силу географической обособленности территорий древних этни­ческих центров44 разделение формировавшейся народности на жузы.

Обособившись на территории древних историко-этнографических облас­тей — на территории расселения племен Кыпчакского и Уйсуньского союзов, Ак-Орда и Могулистан в XIV-XV вв. сохранили основной этнический состав местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств Среднего и — соответственно — Старшего жузов казахов были одни и те же местные тюркские племена, занимавшие определенную этническую терри­тории вокруг которых в течение веков в результате сложных этнических взаимосвязей сгруппировались местные и пришлые, родственные и нерод­ственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилиро­ванные) племена, роды и их подразделения. Это говорит о закономерности возникновения Ак-Орды и Могулистана именно на отмеченных выше терри­ториях древних этноисторических областей Казахстана, о том, что определя­ющей этнической основой этих государств было местное тюркское населе­ние.

Этнические ядра племенных объединений отличались большой устойчи­востью и пребывали на своей исконной территории и в период Ак-Орды и Могулистана. Так, кыпчаки постоянно были основным населением обшир­ной степной части средневекового Казахстана, оставаясь цементирующей ос­новой формировавшейся на протяжении веков народности. Они были тако­выми не только в кыпчакском государственном объединении XI-XIII вв., но и на обширных пространствах Золотой Орды, а также в Ак-Орде, объединив­шей в XIV в. улусы Орда-Ичена и Шайбана. Источники называют кыпчаков и среди племен государства кочевых узбеков — ханства Абулхайра50, наконец, они составили значительную часть населения казахского Среднего жуза51. Не случайно на протяжении веков огромная территория во всех восточных источниках называется Кыпчакской степью (Дешт-и Кыпчак). Тот факт, что почти все племена, зафиксированные позже в составе Среднего жуза, входи­ли в состав кыпчакского войска Бату (Махмуд бен Вали называет их: аргун, огуз, найман, буйрак, уйрат, карлык, кошчи, усун, минг, кунграт, кераит и барлас)52, говорит о том, что во многих случаях под именем кыпчак нужно видеть не только собственно племя кыпчак, но и воспринимать этот термин в собирательном значении, относящемся к союзу племен, этнополитической об­щности во главе с кыпчаками.

Многовековая устойчивость названных племенных объединений говорит, во-первых, об автохтонности составлявших их частей, родов, племен и, во- вторых, о поступательном движении, непрерывности в целом (несмотря на все внешние помехи в виде агрессий, войн, разрывов сложившихся связей) процесса формирования казахской народности.

Устойчивость Ак-Орды объясняется тем, что в ее основе лежала этничес­кая прочность фактически сформировавшейся народности в одной из ее круп­ных частей — Среднем жузе, вычленение которого можно видеть уже в Ак- Орде. Многочисленность улусов, государственных новообразований, неус­тойчивость границ даже наиболее крупных из них - не столько результат отсутствия этнической общности населения, сколько слабости феодального государства, следствие феодальных усобиц, децентрализаторской политики удельных правителей, недостаточности хозяйственных связей в средневеко­вом, особенно кочевом, обществе.

Политические объединения Восточного Дешт-и Кыпчака XV в. — многие мелкие улусы первой четверти XV в. и крупные, такие, как Ак-Орда, ханство Абулхайра, Ногайская Орда, и соответственно Средний и Младший жузы Казахского ханства, — имели фактически одинаковый этнический состав. В них входили в тех или иных пропорциях части одних и тех же тюркских и тюркизированных племен, почти не различавшихся в культурно-бытовом, языковом, хозяйственном отношениях. В источниках среди подданных раз­личных Джучидов, нередко враждовавших между собой, упоминаются эми­ры, беки и другие представители феодально-кочевой верхушки, родоплемен­ная принадлежность которых была одной и той же. Наиболее часто в источ­никах называются представители таких крупных племен, как кыпчак, най­ман, кунграт, карлук, уйсин (уйсун, уйшин), керей, мангыт. Упоминаются также выходцы из менее значительных племен и родов: буркут, кыят, кошчи, Утарчи, джат, чимбай, кенегес, дурман, курлаут, тангут, уйгур, хитай, тай- мас, шадбаклы, шункарлы, уйрат, маджар и др.53. Все это — тюркские и тюр- кизированные племена и роды, общие для тюркских народов Средней Азии и Казахстана, известные по позднейшим спискам 92-х кочевых «узбекских» племен54,разбросанные и перемешанные на огромной территории Средне­азиатско-Казахстанского региона бурными событиями XIII-XIV столетий ионгольским нашествием и междоусобицами в Джучидском и Чагатайском лусах).

С 50-60-х годов XIV в. племена, населявшие Ак-Орду, т.е. территорию Неточного Дешт-и Кыпчака, стали все чаще называться вместо кыпчаков збеками. В исторической литературе последних лет определилось вполне 'боснованное мнение, что название узбеки употреблялось в то время, в XIV [ XV столетиях, как собирательное, политическое имя для обозначения ме- тных тюркских и ассимилированных монгольских племен Восточного Дешт- [ Кыпчака, а не как этноним55. То, что название узбеки не было в этот период 1 Восточном Дешт-и Кыпчаке этнонимом, отчетливо видно из объяснения, (энного весьма информированным автором начала XVI в. Ибн Рузбиханом Исфахани56. Он относил к узбекам «три народа», три группы племен (таифе),)азделенных не только политической ориентацией, но и давней традицией)бособленности этнического развития: Шайбанидов, т.е. часть восточно- сыпчакских племен, или их подразделений, вожди которых подчинялись Мухаммаду Шайбани, и собственно «казахов», под которыми он понимал под­енных казахских ханов, кочевавших на огромных просторах от Итиля (Вол- и) до Сырдарьи57, т.е. без казахских плЬмен Жетысу. К узбекам же автор *Михман-наме» отнес и мангытов — ту часть населения Ногайской Орды, которая жила на территории Западного Казахстана, и предводители которой «а рубеже XV-XVI вв. вмешивались в борьбу казахских ханов и Шайбанидов за власть в Дешт-и Кыпчаке. Впоследствии длительное время сохранялось традиционное название этой части казахских племен как ногайлы, а время союзных отношений «двух родных орд ногаев и казахов» при Жаныбек- хане, по сообщению Ч. Ч. Валиханова58, воспевалось в эпосе как «золотой век». Среди ногайских племен исследователи называют более десятка пле­мен общих не только для «узбеков» ханства Абулхайра, казахов Среднего жуза, но и киргизов. Важнейшие из них — найманы, кыпчаки, конграты, канглы, ктай, катаган и др.

По сути дела, за этими тремя группами племен узбеков, упомянутых Руз­биханом Исфахани, который констатировал сложившееся ранее положение, но как выразитель политики Мухаммада Шайбани хотел бы по-прежнему аттестовать жителей степи как подданных узбекского хана-Шайбанида, про­сматриваются этнополитические группировки, вычленившиеся в два казахс­ких жуза - Средний и Младший, и группу племен и родов (или их части), поддерживавшую Мухаммада Шайбани, ушедшую с ним в Мавераннахр и унес­шую туда название узбек. Число его сторонников было невелико, и как раз это обстоятельство долгое время не давало возможности Мухаммаду Шайба­ни захватить власть в бывших владениях Абулхайр-хана в Дешт-и Кыпчаке. Казахский Старший жуз, судя по географической ориентации кочевий упо­мянутых Ибн Рузбиханом Исфахани казахов, был вне рассматриваемых им сведений (на казахов Жетысу собирательный термин «узбек» никогда не рас­пространялся).

В целом в той этнополитической общности населения Ак-Орды и ханства Абулхайра, которую называли узбеками, можно видеть складывавшуюся большую ветвь тюркоязычной народности. В ходе завершения процесса фор­мирования этой ветви в XIV-XV вв. постепенно выявилось — через трансфор­мацию собирательных этнополитических терминов кыпчак, кибчак, узбек, узбек-казак, казак — и утвердилось этническое название казахи (казак). Ме­нялисьдинастии, каждая из которых утверждала свою джучидскую линию правления, поддерживаемую той или иной группой родовичей и племенных вождей, но, по существу, в Ак-Орде и ханстве Абулхайр-хана уже была госу­дарственность формировавшейся казахской народности. Эти государства, как и Могулистан в Юго-Восточном Казахстане и Кыргызстане, возникли на ме­стной основе; каждое из них охватывало большую или меньшую часть этни­ческой общности. При этом население часто переходило из одного династий- ного подданства в другое. Особенно легко это осуществлялось в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, что мешает видеть фактически сложив­шуюся этническую целостность населения. Уход части (или частей) племен и родов Восточного Дешт-и Кыпчака на рубеже XV-XVI вв. в Мавераннахр, присоединение отдельных родов в середине XVI в. (после падения Астрахан­ского и Сибирского ханств), возвращение в 20-30 годах XVI в. отдельных групп, уведенных в Кашгарию в 1514 г. из Жетысу (об их огромном желании вернуться на родину много пишет Мухаммад Хайдар59), лишь изымали или доставляли отдельные группы, а основной контингент сложившейся на­родности оставался на месте и был вполне определившимся уже ко второй половине XV в.60.

Сочинения Мас’уда бен Усмана Кухистани, Камала ад-дина Бинаи, Шади, Мирзы Мухаммад Хайдара, Махмуда ибн Вали и других авторов, повествую­щих о событиях середины XV — начала XVI вв., насыщены сведениями о борь­бе ханов различных джучидских линий (Шайбанидов, потомков Орда-Ичена, Тука-Тимура и др.) за власть над одним и тем же населением Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана, называемым в источниках то узбеками, то узбек-казахами, то казахами, но фактически сложившимся в народность в одной из ее крупных частей — Среднем жузе. И если в источниках начала XVI в. к населению Восточного Дешт-и Кыпчака все более определенно применя­ется имя казахи, то это говорит не о том, что только к этому времени сложи­лась народность, и не о «возвращении» «казахов» из Жетысу после ухода «узбеков» в Мавераннахр (ведь узбеками, узбекским войском — «кошунат-и узбак» — называли источники61 и уходивших к Жаныбеку и Гирею в Жетысу, т.е. подданных Абулхайр-хана), а всего лишь о переходе политической власти над населением Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана к ханам ак-ордын- ской линии Джучидов, получившим уже до этого скорее политическое, чем этническое имя казахов. Поскольку в Мавераннахр ушла не основная масса подданных Абулхайр-хана, среди которых Мухаммад Шайбани так и не смог утвердить свое влияние, население после всех этих династийных перемен, по существу, не изменилось со времени Ак-Орды и ханства Абулхайра. Отличи­ем было лишь то, что расширился контингент подданных ханов победившей линии Джучидов, нашедших опору в населении большей части Жетысу, ко­торое до того было в подданстве ханов Могулистана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.