КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование этнополитических общностей на территории Казахстана
В XIV—XV вв. одновременно с наименованием «казак» в отношении населения территории Казахстана в источниках употреблялись и другие понятия: «узбек», «узбек-казак», «могулы», «ногаи». Эти термины относились к населению государств, функционировавших на территории Казахстана в этот период — Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайской Орды. Они обозначали не народности, а этнополитические общности. Как известно, в историко-этнографической литературе население государства, образующегося в пределах той или иной историко-этнографической области, называется этнополитической общностью. На длительном пути своего становления та или иная формирующаяся народность нередко оказывалась разобщенной в рамках разных феодальных государств, составляя своими отдельными массивами, вместе с частями других народностей, различные этнополитические общности. В условиях кочевого общества границы государств, как правило, не совпадали с границами этнического расселения подвижных при кочевом и полукочевом скотоводческом хозяйстве родов, племен и иных этнических подразделений, консолидировавшихся в народности и в рамках этих государств составлявших этнополитические общности. Несовпадение границ возникавших и исчезавших государств и этнического расселения родственных племен осложняло этническое сближение, так как политическое разделение мешало поддержанию и упрочению издавна складывавшихся хозяйственных, культурных, этнических связей. Это обстоятельство в значительной степени сказалось и на завершающем этапе (XIV-XV вв., не говоря уже о XIII в.) формирования казахской народности. Оно особенно выявилось ко второй половине XV в., когда начался упадок государств, сыгравших в свое время большую роль в этническом, государственном развитии местного населения, и назрела объективная необходимость государственного объединения всех частей сформировавшейся народности. Поскольку та или иная этнополитическая общность на территории Казахстана не охватывала весь формировавшийся народ, а лишь его часть, то история казахской народности связана с Ак-Ордой и ее этнополитической общностью узбеков, узбек-казахов, затем казахов, с ханством Абулхайра и его этнополитической общностью кочевых узбеков, с Ногайской Ордой и ее этнополитической общностью ногайцы и, наконец, с Могулистаном и его этнополитической общностью могулы. Этническое сплочение в Ак-Орде (и ханстве Абулхайра) и внешне, и по существу протекало более отчетливо, чем в Могулистане. Нагляднее отражено оно и в источниках, поскольку первое государство — Ак-Орда — осно- вывалось, главным образом, на базе этнически близких родов и племен кып- чакского союза, тогда как второе — Могулистан — на политическом объединении двух общностей, казахской и киргизской, а временами и трех, включая уйгурское население Восточного Туркестана. Это затрудняло этническое развитие этих групп. В имеющихся источниках население Могулистана названо могулами, под которыми исследователи видят то этническую общность, то союз племен, а то и народность46. Олпако под этим именем скрывались ведь и казахи Жетьтсу, и киргизы Тянь-Шаня, о чем свидетельствует не только родоплеменной состав могулов, но и прямое указание Мухаммад Хайдара, что киргизы тоже из племен могулов47. Отсутствие прямых указаний на то, что в Жетысу жили до откочевки Жаныбека и Гирея казахи, привело к тому, что казахи по отношению к району Жетысу долгое время считались в литературе как бы пришельцами, которые «прикочевывали» в этот район со стороны48, в чем сказывалось традиционное ошибочное следование за термином «казах» в поисках сложившейся народности, а не за этническими компонентами, составившими ее. В действительности же весь ход этнополитической истории XIV-XV вв. на территории Казахстана был связан не только с политической, хозяйственной и социальной жизнью Ак-Орды и ханства Абулхай- ри тто тт Могулистана, составными частями населения которого, особенно рагона Жетысу, были племена, известные чуть позже как ведущие в казахском Старшем жузе. Развивавшиеся параллельно Ак-Орда и Могулистан уже в XIV в. обеспечили политическое обособление формировавшихся в народность племен из конгломератных монгольских улусов. На своем этапе развития они содействовали преодолению отрицательных последствий монгольского завоевания, ускорили этнический процесс на территории Казахстана. Не без влияния этих госупарств казахская народность формировалась в трех жузах. Политическая разобщенность отдельных частей складывавшейся казахской народности в государствах Могулистан, Ак-Орда, Ногайская Орда повлияла на ход этнической истории казахов — она закрепила издавна определившееся в силу географической обособленности территорий древних этнических центров44 разделение формировавшейся народности на жузы. Обособившись на территории древних историко-этнографических областей — на территории расселения племен Кыпчакского и Уйсуньского союзов, Ак-Орда и Могулистан в XIV-XV вв. сохранили основной этнический состав местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств Среднего и — соответственно — Старшего жузов казахов были одни и те же местные тюркские племена, занимавшие определенную этническую территории вокруг которых в течение веков в результате сложных этнических взаимосвязей сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена, роды и их подразделения. Это говорит о закономерности возникновения Ак-Орды и Могулистана именно на отмеченных выше территориях древних этноисторических областей Казахстана, о том, что определяющей этнической основой этих государств было местное тюркское население. Этнические ядра племенных объединений отличались большой устойчивостью и пребывали на своей исконной территории и в период Ак-Орды и Могулистана. Так, кыпчаки постоянно были основным населением обширной степной части средневекового Казахстана, оставаясь цементирующей основой формировавшейся на протяжении веков народности. Они были таковыми не только в кыпчакском государственном объединении XI-XIII вв., но и на обширных пространствах Золотой Орды, а также в Ак-Орде, объединившей в XIV в. улусы Орда-Ичена и Шайбана. Источники называют кыпчаков и среди племен государства кочевых узбеков — ханства Абулхайра50, наконец, они составили значительную часть населения казахского Среднего жуза51. Не случайно на протяжении веков огромная территория во всех восточных источниках называется Кыпчакской степью (Дешт-и Кыпчак). Тот факт, что почти все племена, зафиксированные позже в составе Среднего жуза, входили в состав кыпчакского войска Бату (Махмуд бен Вали называет их: аргун, огуз, найман, буйрак, уйрат, карлык, кошчи, усун, минг, кунграт, кераит и барлас)52, говорит о том, что во многих случаях под именем кыпчак нужно видеть не только собственно племя кыпчак, но и воспринимать этот термин в собирательном значении, относящемся к союзу племен, этнополитической общности во главе с кыпчаками. Многовековая устойчивость названных племенных объединений говорит, во-первых, об автохтонности составлявших их частей, родов, племен и, во- вторых, о поступательном движении, непрерывности в целом (несмотря на все внешние помехи в виде агрессий, войн, разрывов сложившихся связей) процесса формирования казахской народности. Устойчивость Ак-Орды объясняется тем, что в ее основе лежала этническая прочность фактически сформировавшейся народности в одной из ее крупных частей — Среднем жузе, вычленение которого можно видеть уже в Ак- Орде. Многочисленность улусов, государственных новообразований, неустойчивость границ даже наиболее крупных из них - не столько результат отсутствия этнической общности населения, сколько слабости феодального государства, следствие феодальных усобиц, децентрализаторской политики удельных правителей, недостаточности хозяйственных связей в средневековом, особенно кочевом, обществе. Политические объединения Восточного Дешт-и Кыпчака XV в. — многие мелкие улусы первой четверти XV в. и крупные, такие, как Ак-Орда, ханство Абулхайра, Ногайская Орда, и соответственно Средний и Младший жузы Казахского ханства, — имели фактически одинаковый этнический состав. В них входили в тех или иных пропорциях части одних и тех же тюркских и тюркизированных племен, почти не различавшихся в культурно-бытовом, языковом, хозяйственном отношениях. В источниках среди подданных различных Джучидов, нередко враждовавших между собой, упоминаются эмиры, беки и другие представители феодально-кочевой верхушки, родоплеменная принадлежность которых была одной и той же. Наиболее часто в источниках называются представители таких крупных племен, как кыпчак, найман, кунграт, карлук, уйсин (уйсун, уйшин), керей, мангыт. Упоминаются также выходцы из менее значительных племен и родов: буркут, кыят, кошчи, Утарчи, джат, чимбай, кенегес, дурман, курлаут, тангут, уйгур, хитай, тай- мас, шадбаклы, шункарлы, уйрат, маджар и др.53. Все это — тюркские и тюр- кизированные племена и роды, общие для тюркских народов Средней Азии и Казахстана, известные по позднейшим спискам 92-х кочевых «узбекских» племен54,разбросанные и перемешанные на огромной территории Среднеазиатско-Казахстанского региона бурными событиями XIII-XIV столетий ионгольским нашествием и междоусобицами в Джучидском и Чагатайском лусах). С 50-60-х годов XIV в. племена, населявшие Ак-Орду, т.е. территорию Неточного Дешт-и Кыпчака, стали все чаще называться вместо кыпчаков збеками. В исторической литературе последних лет определилось вполне 'боснованное мнение, что название узбеки употреблялось в то время, в XIV [ XV столетиях, как собирательное, политическое имя для обозначения ме- тных тюркских и ассимилированных монгольских племен Восточного Дешт- [ Кыпчака, а не как этноним55. То, что название узбеки не было в этот период 1 Восточном Дешт-и Кыпчаке этнонимом, отчетливо видно из объяснения, (энного весьма информированным автором начала XVI в. Ибн Рузбиханом Исфахани56. Он относил к узбекам «три народа», три группы племен (таифе),)азделенных не только политической ориентацией, но и давней традицией)бособленности этнического развития: Шайбанидов, т.е. часть восточно- сыпчакских племен, или их подразделений, вожди которых подчинялись Мухаммаду Шайбани, и собственно «казахов», под которыми он понимал поденных казахских ханов, кочевавших на огромных просторах от Итиля (Вол- и) до Сырдарьи57, т.е. без казахских плЬмен Жетысу. К узбекам же автор *Михман-наме» отнес и мангытов — ту часть населения Ногайской Орды, которая жила на территории Западного Казахстана, и предводители которой «а рубеже XV-XVI вв. вмешивались в борьбу казахских ханов и Шайбанидов за власть в Дешт-и Кыпчаке. Впоследствии длительное время сохранялось традиционное название этой части казахских племен как ногайлы, а время союзных отношений «двух родных орд ногаев и казахов» при Жаныбек- хане, по сообщению Ч. Ч. Валиханова58, воспевалось в эпосе как «золотой век». Среди ногайских племен исследователи называют более десятка племен общих не только для «узбеков» ханства Абулхайра, казахов Среднего жуза, но и киргизов. Важнейшие из них — найманы, кыпчаки, конграты, канглы, ктай, катаган и др. По сути дела, за этими тремя группами племен узбеков, упомянутых Рузбиханом Исфахани, который констатировал сложившееся ранее положение, но как выразитель политики Мухаммада Шайбани хотел бы по-прежнему аттестовать жителей степи как подданных узбекского хана-Шайбанида, просматриваются этнополитические группировки, вычленившиеся в два казахских жуза - Средний и Младший, и группу племен и родов (или их части), поддерживавшую Мухаммада Шайбани, ушедшую с ним в Мавераннахр и унесшую туда название узбек. Число его сторонников было невелико, и как раз это обстоятельство долгое время не давало возможности Мухаммаду Шайбани захватить власть в бывших владениях Абулхайр-хана в Дешт-и Кыпчаке. Казахский Старший жуз, судя по географической ориентации кочевий упомянутых Ибн Рузбиханом Исфахани казахов, был вне рассматриваемых им сведений (на казахов Жетысу собирательный термин «узбек» никогда не распространялся). В целом в той этнополитической общности населения Ак-Орды и ханства Абулхайра, которую называли узбеками, можно видеть складывавшуюся большую ветвь тюркоязычной народности. В ходе завершения процесса формирования этой ветви в XIV-XV вв. постепенно выявилось — через трансформацию собирательных этнополитических терминов кыпчак, кибчак, узбек, узбек-казак, казак — и утвердилось этническое название казахи (казак). Менялисьдинастии, каждая из которых утверждала свою джучидскую линию правления, поддерживаемую той или иной группой родовичей и племенных вождей, но, по существу, в Ак-Орде и ханстве Абулхайр-хана уже была государственность формировавшейся казахской народности. Эти государства, как и Могулистан в Юго-Восточном Казахстане и Кыргызстане, возникли на местной основе; каждое из них охватывало большую или меньшую часть этнической общности. При этом население часто переходило из одного династий- ного подданства в другое. Особенно легко это осуществлялось в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, что мешает видеть фактически сложившуюся этническую целостность населения. Уход части (или частей) племен и родов Восточного Дешт-и Кыпчака на рубеже XV-XVI вв. в Мавераннахр, присоединение отдельных родов в середине XVI в. (после падения Астраханского и Сибирского ханств), возвращение в 20-30 годах XVI в. отдельных групп, уведенных в Кашгарию в 1514 г. из Жетысу (об их огромном желании вернуться на родину много пишет Мухаммад Хайдар59), лишь изымали или доставляли отдельные группы, а основной контингент сложившейся народности оставался на месте и был вполне определившимся уже ко второй половине XV в.60. Сочинения Мас’уда бен Усмана Кухистани, Камала ад-дина Бинаи, Шади, Мирзы Мухаммад Хайдара, Махмуда ибн Вали и других авторов, повествующих о событиях середины XV — начала XVI вв., насыщены сведениями о борьбе ханов различных джучидских линий (Шайбанидов, потомков Орда-Ичена, Тука-Тимура и др.) за власть над одним и тем же населением Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана, называемым в источниках то узбеками, то узбек-казахами, то казахами, но фактически сложившимся в народность в одной из ее крупных частей — Среднем жузе. И если в источниках начала XVI в. к населению Восточного Дешт-и Кыпчака все более определенно применяется имя казахи, то это говорит не о том, что только к этому времени сложилась народность, и не о «возвращении» «казахов» из Жетысу после ухода «узбеков» в Мавераннахр (ведь узбеками, узбекским войском — «кошунат-и узбак» — называли источники61 и уходивших к Жаныбеку и Гирею в Жетысу, т.е. подданных Абулхайр-хана), а всего лишь о переходе политической власти над населением Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана к ханам ак-ордын- ской линии Джучидов, получившим уже до этого скорее политическое, чем этническое имя казахов. Поскольку в Мавераннахр ушла не основная масса подданных Абулхайр-хана, среди которых Мухаммад Шайбани так и не смог утвердить свое влияние, население после всех этих династийных перемен, по существу, не изменилось со времени Ак-Орды и ханства Абулхайра. Отличием было лишь то, что расширился контингент подданных ханов победившей линии Джучидов, нашедших опору в населении большей части Жетысу, которое до того было в подданстве ханов Могулистана.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |