КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Завершающий этап формирования казахской народности 2 страница
6. КАЗАХСКИЕ ЖУЗЫ. ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ Любой этносоциальный организм (ЭСО) обладает определенной общностью экономических связей в пределах своей территории. Одной из высших категорий ЭСО являлись жузы — крупные этнотерриториальные объединения (или союзы) племен, сложившиеся на основе определенного хозяйственно-культурного типа (ХКТ)92, этнополитических процессов в эпоху формирования, сложения казахской народности и ее этнической территории. Такими объединениями в истории казахов были Старший, Средний и Младший жузы. Основным занятием населения жузов было кочевое скотоводство — своеобразный ХКТ, сложившийся еще в древности в степях Евразии. Если же говорить об этнополитических процессах, то они связаны с историей государственных образований на территории Казахстана, сменой одних другими. О причинах возникновения жузов существует обширная литература, самое раннее упоминание о них относится к началу XVII в., но более всего — к концу XVIII в.93. Историей жузов занимались и занимаются многие исследователи, и мнения по этому вопросу различные. Например, С. А. Аманжолов считает, что деление протоказахской территории на три жуза произошло в домонгольскую эпоху — в X-XII веках94. Н. А. Аристов относит этот процесс к эпохе джунгарского нашествия95. Ч. Ч. Валиханов деление казахов «на три сотни — юз» относит к «смутному времени» (периоду распада Золотой Орды — М. М.), когда «...для обеспечения своих прав в местах своего кочевья составляли союзы...»96. Мнение Ч. Ч. Валиханова о причинах, времени возникновения жузов наиболее приближено в истине, к нему близки и взгляды последующих историков. В. В. Бартольд видит причину возникновения жузов в различии условий ведения кочевого скотоводства в зависимости от окружающей природы. Одним из таких районов было Жетысу и среднее течение Сырдарьи, другим - р. Сарысу и нижнее течение Сырдарьи, третьим — современная территория Западного Казахстана97. Такое обособление и было, по мнению В. В. Бартольда, причиной образования жузов. Мнение В. В. Бартольда поддержал и развил далее М. Вяткин, говоря, что помимо географического фактора важную роль играли и политические процессы. «Оформление отдельных орд, как особых политических союзов...» М. Вяткин относит к концу XVI в.98. «Мы не имеем, — пишет Т. Султанов, — точных сведений о том, когда и как образовались жузы. Немногочисленные восточные источники о казахах единодушны в своем молчании»99. И далее Т. Султанов предполагает, что во второй половине XVI в. произошла последовательная смена одной формы организации казахского общества другой: улусной системы — жузами100. До сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина «жуз» и согласованности в определении времени появления казахских жузов. Может быть, в этом сокрыта часть разгадки и решения этой сложной, но важной проблемы истории Казахстана. Некоторые исследователи соотносят казахский «жуз» с арабским словом «джуз» — «главная часть» чего-то, «ветвь»101. Однако в арабских источниках никаких сведений о жузах как части территорий союзов (объединений) племен нет. Отсутствуют они и в сочинениях Рашид ад-дина (XIII—XIV вв.), Фазлаллах ибн Рузбихана (XV-X VI вв.) — скрупулезных историков средневековья. В сочинении Махмуда бен Вали, написанном в 1634—1641 гг., говорится- после смерти Шайбан-хана его сын Бахадур «стал главенствовать над этим элем и улусом». И далее: «...он выбрал для зимовок и летовок Ак-Орду, которая известная также как и Иуз-Орда»102. В. П. Юдин соотносит Йуз-Орду с современным казахским «жуз-орда» - «орда-сотня», делая оговорку, что здесь можно говорить о древнем бытовании термина «йуз», но никак нельзя связывать его со временем жузов103. Несомненно, что «йуз-орда» (жуз-орда) — «орда-сотня» отражала организационную структуру общества, и внимательный экскурс в прошлое позволит обнаружить ее корни в устройстве древних государств в пространстве степей Евразии. Державу гуннов, расцвет которой приходится на конец III в. до н. э. — начало II в. н. э., составлял союз 24 племен, подразделявшийся на две части — восточную и западную. Каждое племя имело свою территорию. Наиболее важные дела решались на общегуннском совете, избиравшем к тому же общего вождя. Уже в то время сложилось деление войска гуннов на десятки, сотни, тысячи104. Деление государства на две части, десятеричная система устройства войска гуннов были переняты мощным союзом племен жуан-жуаней105, древним тюркским каганатом. Система толис-тардуш, двух крыльев западно-тюркс- кого эля106 легла в основу организации монгольского общества. Чингиз-хан в основу военной системы своей империи, включая и завоеванные земли, положил начало территориальности и родового быта: юрты составляли сотни, тысячи, десятки тысяч107. По старому монгольскому обычаю войско делилось на три части: центр — кэль, левое крыло или левая рука (восточная сторона) — зюнгар, правое крыло или правая рука (западная сторона) — бэ- рунгар. Заслуживает внимания слово «темник» (командир десятитысячного корпуса войск) из ниже приводимых слов Чингиз-хана при назначении Богурчи на должность управителя правой руки (западной стороны): «...будь темником и управляй этой западной стороной до золотых гор», т. е. до Алтая. Мукали он назначил темником левой руки (восточной стороны)108. Здесь слово «темник» употребляется Чингиз-ханом не в буквальном его значении (крыло включало несколько корпусов), а в смысле военно-территориального чина. Такое административно-территориальное деление с военным уклоном сохранилось и после распада Золотой Орды и, несомненно, в период этногенеза и образования казахской народности. Достаточно сказать, что в свое время Ак-Орда была левым крылом войска Джучидов. При Бахадуре она идентична Йуз-Орде — старая десятиричная система сохраняется. Таким образом, примерная схема военно-территориальных образований в период распада Золотой Орды и образования новых ЭСО была такова (по убывающей градации): орда — крыло (сторона) — йуз-жуз (сотня — в смысле некая часть крыла). Со временем трехчленная военно-территориальная организация монголов уступает место этнотерриториальным образованиям, в которых организующим началом становятся экономико-географические и тнополитические факторы, что видно на примере Йуз-Орды. Жузовый принцип лег в основу последующих государственных образований и Казахского ханства. К. А. Пишулина пишет, что в период Ак-Орды и Могулистана (вторая половина XIV — первая половина XV вв.) шла этническая стабилизация племен этих государств и «население Казахстана становилось все более однородным в этническом отношении, в массе своей тюркским...»109. Традиции этно- политического и хозяйственно-культурного развития населения Казахстана, прерванные в XIII в. нашествием монголов, вновь возродились и стали центрами формирования двух казахских жузов: Старшего (Жетысу и главная часть Могулистана) и Среднего (Центральный и некоторые районы Южного Казахстана)110. К этому надо прибавить и третий центр - Западный Казахстан, где формировался Младший жуз. После распада Золотой Орды значительный вес приобрел Мангытский улус, который при преемниках Едыге (XV—XVI вв.) стал именоваться Ногайской Ордой, ввиду роста численности ногаев в этой орде, что привело к окончательной тюркизации монгольского племени мангытов. Ядро Ногайской Орды составляли тюркские племена: кыпчаки, канлы, конграт, керейт, най- ман, аргын и др.1И, т. е. те же племена, что вошли в состав казахской народности. Не только языковая близость, но материальная и духовная культура роднит казахов и ногаев. И территории этих этносов были смежны: «А промеж Хвалынского моря и Астрахани казачьи орды и от верху Яика к Волге больших ногаев»112. Междоусобицы в Ногайской Орде во второй половине XVI в. привели к распаду Ногайской Орды113, откочевке части их на Кавказ (Малая Ногайская орда или Кизиев улус), а оставшие на р. Урал ногаи (бывшие подвластными султану Измаилу, убитому в 1563 г. сыновьями князя Юсуфа), вошли в состав казахского народа и его этнотерриториальной части -Младший жуз. Сообщения служилых людей, записанные со слов казахских родоуправи- телей, можно отнести к группе документальных источников и проецировать их на предшествующие века (например, на XVI—XVII в.), так как родоплеменная структура кочевого общества, даже в измененном виде, сохраняет свои основные характеристики, а внешнее их выражение — родовые схемы обладают свойством консервации основных таксономических уровней. В «расспросочной речи» служилых людей Т. Петрова и И. Куницина о виденном во время поездки в Калмыцкую землю есть такие слова:«...поведали, что в Колматцкой земле ныне в подданстве и в их послушанье казачья Большая орда да Киргизская орда...»114. Сообщение это относится к 1616 г. и является ранним упоминанием о Большой (Старшей) орде казахов. Если была Большая, то напрашивается ее антипод — Младшая. Примеры в истории были ~ вспомним хотя бы то, что при распаде Ногайской Орды образовались две: на р. Урал - Большие, а из ушедших на Северный Кавказ — Малые ногаи (Малая Ногайская орда или Кизиев улус по имени главы). Переводчик М. Тевкелев, ездивший в конце 1731 г. в Младший жуз для переговоров о подданстве казахов, записал со слов Букенбай батыра: «...Кир- гис-кайсацкая орда состоит в трех частях, а именно: Улуюз, Оретаюз, Кичи- 103 (Большая орда, Средняя орда, Малая орда)»115. Общее представление о казахских жузах имеется в сообщении И. Кирилла, начальника Оренбургской экспедиции (1734 г.)116. Наиболее полные представления о казахских жузах имеются в документах конца XVIII в., которые можно привести, говоря о более ранних веках так как сложение этнической территории казахов — длительный процесс и шел он в течение ряда веков. Могли быть какие-то изменения на стыках границ племен, но регионы жузов, их очертания сохранились, ибо жузы есть хотя и относительные, но все же устойчивые этнотерриториальные образования, в совокупности своей представляющие единую территорию казахского народа. Наиболее интересные сведения об этнической территории и населявших ее племенах содержатся в «Представлении о состоянии киргиз- кайсацких орд...»117 оренбургского генерал-губернатора Г. Волконского и в «Выписке из описаний капитана Андреева о происхождении Средней орды...», относящихся к концу XVIII в. Согласно сведениям Г. Волконского, Большая орда (Старший жуз) состояла из шести племен: дулат, сргели, сары-уйсын, жалаир, канлы и шанышк- лы118. У Г. Волконского нет сведений о крупных племенах Старшего жуза: албан, шапрашты, суан, ысты, ошакты. Это объясняется тем, что не все родо- управители желали вступить в подданство России и к тому же — сложной была военно-политическая обстановка на юго-востоке Казахстана. Несмотря на то, что Цинский Китай нанес сокрушительное поражение Джунгарскому ханству в 1745 г.119, ойраты были еще сильны. Китайский историк Вэй Юань сообщил о четырех ханствах (вернее, уделах — М. М.), два из которых были на территории Старшего жуза: чоросов со ставкой на р. Или, хошоутов — в Урумчи. Изгнание джунгар растянулось на конец XVIII — начало XIX вв. Согласно сообщению Г. Волконского, племя дулат в количестве 40 тыс. юрт кочевали около границы с Китаем, в районе Кульджа, Кашгар, Кукон, на землях Джунгарии (автор имеет в виду земли, захваченные джунгарами — М. М.), а также по рекам Талас, Ангрен, Чирчик, в горах Чингис-Чаган. Племя сргели в составе 20 тыс. юрт кочует — летом от Туркестана к Акме- чети, в верховьях Сырдарьи и Кувандарьи, в окрестностях озер Алакуль и Аунамаз. Зимовки кочевников этого племени были по рекам Сарысу и Кара- ча. Племена сары-уйсын и жалаир в количестве 70 тыс. юрт кочуют смешанно с племенем сргели. Племена канлы и шанышклы в количестве 3 тыс. юрт кочуют от берегов Сырдарьи в сторону Ташкента120. Здесь следует сказать о племени катаган. Ч. Ч. Валиханов в «Записке о Кокандском ханстве» отождествляет племена шанышклы (у Валиханова «чан- чклы») и катаган. Далее он пишет, что роды Большой орды катаган и канглы кочуют в окрестностях Ташкента и составляют «основу войск ташкентского наместничества», причем канглы платят зекет и в случае надобности дают вспомогательные войска121. Выходит, что катаганы были привилегированной частью войска, и это сыграло роковую роль в истории этого племени. Еще в конце XVI в. казахи племени катаган во главе с Султан Гази-султа- ном ушли в Кашгарию. Потомки Гази-султана занимали важные государственные посты в Кашгарии, а катаганы принимали участие в войне кашгар- цев против казахов во главе с Есим-ханом. В первой четверти XVII в. остатки казахов-катаганов были в подчинении Турсуна-Мухаммада, захватившего власть в Ташкенте. В 1628 г. Есим-хан умертвил Турсун -Мухаммада и перебил его катаганов122. Шанышклы, которых Ч. Валиханов отождествлял с катага- нами, не составляли отдельной волости среди казахов, их единичные юрты были вкраплены в общины других родов так же, как в случае кочевания их с племенем канлы. Согласно сведениям Г. Волконского, в Большой орде (Старшем жузе) было 133 тыс. семейств123. Все шесть племен Среднего жуза упоминаются в сведениях Г. Волконского: это — аргыны, найманы, кыпчаки, кереи, уаки и конраты. Найманы числом в 35 тыс. юрт кочевали по границе с Китаем, в горах Харбагатая и по Иртышу, 900 юрт имели летовки в верховьях Ишима, а зимовки около Тургая, оз. Алаколь, в устье р. Жиланчик, 10 тыс. юрт кочевали по Тургаю и Ишиму, в горах Улутау, в Каракумах, на Сырдарье. 15 тыс. юрт найманов и конратов кочевали совместно в пространстве между реками Ча- жигай, Коксу, Каратал, в горах Актуартау, а на зиму уходили в окрестности Туркестана и Ташкента. 30 тыс. юрт аргынов имели зимовки в горах Баянаул, Кызылтау, Долба, Укита-казлык, Чингистау, Чаган, в верховьях Тургая, в горах Улутау, а на лето они уходили в горы Ерейментау и на реки Нура, Жиделису; 9 тыс. юрт кочевали по Иртышу, 4 тыс. юрт зимовали в песках Ич-кунгур и по р. Чу, а на лето уходили на р. Сарысу и в верховья р. Есиль. 11 тыс. юрт аргынов зимовало и кочевало по рекам Ишим и Есиль, в горах Кокшетау и Мукчатау. 80 тыс. юрт аргынов зимовали по р. Убаган, а летом кочевали по Тургаю и Тоболу, 6 тыс. юрт кочевали по р. Аят, а зимой — в тургайских степях по р. Сары-Бутан, в песках Тосуна. Кыпчаки числом в 1 тыс. юрт кочевали по рекам Есиль, Убаган, 7 тыс. юрт - по рекам Тобол, Аят, а зимовки были по р. У е и напротив казачьей линии от Степной крепости до Усть-Уйской. 3500 юрт кыпчаков летом кочевали к Оренбургской линии на урочище Аман-Карагай и Белибай, а зимой — на реках Чикияк и Тургай до середины Каракумов. 2 тыс. юрт кыпчаков кочевали летом по рекам Тургай, Муюнлы, в верховьях Убагана. 1 тыс. юрт кереев кочевали по рекам Уя, Тогузак, а зимовали при линии от Верхнеуральска до Степной крепости и против них в степи, 4 тыс. юрт кереев кочевали летом по восточному побережью Ишима, а зимовали — в степи против крепостей Звериноголовской и Пресногорьковской к реке Убаган. Племена керей и уак Среднего жуза и жетыру Младшего жуза числом в 8 тыс. юрт кочевали по р. Есиль, около оз. Жайылма, а на зиму уходили на Иртыш124. В сведениях Г. Волконского не говорится о кереях, кочевавших по Иртышу от крепости Усть-Каменной до Семипалатинской, в горах Тарбагатая. Ничего не говорится об уаках, кочевавших по Иртышу между форпостами злицким и Долонским и о других местах расселения кереев и уаков в Восточном Казахстане. Этот пробел восполняют сведения капитана Андреева, °, к сожалению, в них нет количества кочующих юрт125. Приводимые Г. Волконским казахи Среднего жуза составляли 159 тыс. юрт. Не ^еньшая орда (Младший жуз) состоял из трех крупных родовых объеди- НИи- байулы, алимулы и жетыру. 1200 юрт байулинцев имели летние коче- я в западной части Каракумов, а зимовали на Сырдарье, 7200 юрт — около Роицка и Орской крепости; 13 тыс. юрт байулинцев и 28 тыс. юрт племени етыру кочевали по рекам Тургай, Караскай, а зимовали на левобережье ыРдарьи в урочищах Тумарлык, Кызылтал и по Жанадарье. 10 тыс. юрт В- 3 тыс.юрт рода маскар и других родов племени байулы числом 10 тыс. юрт имели летние кочевья между реками Урал и Эмба, на реках Булдурты Жусалы, Чингирлау и др. до реки Хобды. Зимовали они на Мангыстау, в устьях Урала, Эмбы, по Уральской казачьей линии и др. местах. 18500 юрт алимулинцев кочевали по р. Иргиз до гор Каратау, зимовали на Сырдарье, по Кувандарье и Жандарье, 11 тыс. юрт - за Каракумами при озерах Кулакши, Барбы-Кайракты и др., по р. Иргиз и др. местам. 22 тыс. юрт различных родов племени алимулы кочевали летом у урочищ Каспийского моря, по рекам Эмба, Темир, Сагыз, Уил, Хобда до р. Урал, а зимовали в урочищах по Сырдарье, по берегу Аральского моря, в камышах Каракумов, по Эмбе и др. местах. 2200 юрт рода шомекей (алимулы) кочевали летом в верховьях рек Илек и Ори, а зимовали по р. Урал до Верхнеозерной крепости. 300 юрт рода табын (жетыру) кочевали от Сырдарьи через Каракумы к рекам Тургай и Тобол, а зимовали на Сырдарье в урочищах Коркыт, Куат и др. 4 тыс. юрт рода кереит племени жетыру зимовали на Сырдарье, а летом уходили на р. Иргиз до гор Карашатау. 4 тыс. юрт табынцев зимовали по берегу Аральского моря и к Каспийскому морю, а на лето уходили на пастбища Эмбы. 12 тыс. юрт племени жетыру кочевали летом против Уральской линии, а зимовали в верховьях р. Урал до Оренбурга, а 7 тыс.юрт кочевали по р. Кумек, в горах Карашатау и р. Тобол, а зимовали от Верхнеозерной крепости вверх по Уралу до Верхнеуральской крепости. 300 юрт рода рамадан кочевали среди других родов Младшего жуза. Всего в Младшем жузе было 165 700, а в трех жузах - до 458100 юрт126. Какова же численность казахов к концу XVIII в., со времени великого бедствия («Актабан шубырынды, Алкаколь сулама», 1723 г.) - нашествия джунгар и изгнания их, растянувшегося более чем на столетие и унесшего жизни многих казахов. Если принять коэффициент 3 человека на 1 юрту, то получим: в Старшем жузе - 399 тыс. человек, в Среднем жузе - 478 200, в Младшем жузе — 497100, а всего в трех жузах - 1 млн. 374 300 человек127. Однако сведения Г. Волконского нельзя причислить к разряду исчерпывающих. Нет сведений по таким крупным племенам, как албан, шапрашты и другим (Старшего жуза), неполны сведения по Среднему жузу и т. д. Несомненно, что количество юрт и проживающих в них казахов было больше и можно с уверенностью предположить, что ко времени сообщения Г. Волконского казахов было не менее 2 млн. человек. 1.'Исмагулов О. Этническая антропология Казахстана. Соматологическое исследование. Алма-Ата, 1982. 2Исмагулов О. Этническая геногеография Казахстана (серологические исследования). Алма-Ата, 1977. 3.Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности (палеоантропологическое исследование). Алма-Ата, 1970; Он же. Этническая геногеография..; Он же. Этническая антропология Казахстана..; Исмагулов О., Сихимбаева К. Этническая одонтология Казахстана. Алма-Ата, 1989. 4.Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI в. Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977. 5История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы, 1992. 6.Гинзбург В. В. Краниологические материалы из Северного Казахстана и вопросы происхождения ранних тюркских кочевников // Доклады советской делегации на VI Международном конгрессе антропологов и этнографов. М., 1960. 7 Исмагулова А. Краниологические материалы современных казахов Западно- Казахстанской области // Известия НАН РК. Серия общественных наук, 1994,N° 1 8. ‘Грач А. Д. Древние кочевники в Центральной Азии. М., 1980, с. 94. 10.Грязное М. П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л., 1980; Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. M.-JL, 1953; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960; Акишев К. А. Курган Иссык. М., 1978; Пьянов И. В. Саки. Содержание понятия // Известия отделения общественных наук АН Тадж. ССР, 1968, № 3.
10Гафуров Б. Г. Некоторые проблемы этнической истории народов Центральной Азии в древнейший период // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.). М., 1981, с. 581., 11Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992, с. 30. 12Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан... С. 31; Грантовский Э. А. «Серая керамика», «расписная керамика» и индоиранцы // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.). М., 1981. С. 259; Гришман Р. Иран и миграция индоариев и иранцев // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.). М., 1981, с. 143; Грозный Б. Доисторические судьбы Передней Азии // Вестник древней истории, 1940, № 3-4. С. 43—45; Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972, с. 19, 42. 13 Членова Н. Л. Археологические материалы к вопросу об иранцах до скифской эпохи и индоиранцы // Советская археология, 1984, № 1. 14Там же. С. 91-95. 15Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан..., с. 31; Фрай Р. Наследие Ирана.., с. 67-68, 233. "’Аманжолов Алтай. TypKi филологиясы жене жазу тарихы. А, 1996. 17Гинзбург В. В., Дебец Г. Ф., Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н. Очерки по антропологии Казахстана // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, 1952. Вып. 16; Гинзбург В. В., Трофимова Т. А. Палеоантропология Средней Азии. М, 1972; Исмагулов О. Население; Казахстана..; Он же. Этническая геногеография..; Он же. Этническая антропология..; Исмагулов О., Сихимбаева К. Этническая одонтология..; Алексеев В. П. География человеческих рас. М, 1974; Он же. Географические очаги формирования человеческих рас. М, 1985. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 4-х томах. Том 1, 1996; Том 2, 1997. Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголов. // Татаро-монголы в Азии и ропе. М-> 1977, с. 378—385,402 (прим. 7); Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957, с. 114—115,180, Егоров В. Л. Историческая геогра- 2оЬОЛОТОЙ 0рды в XIII-XIV вв. М., 1985, с. 156. 20.Рашид ad-дин. Сборник летописей, т. I, кн. I, М.-Л, 1952, с. 105. 21.Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIITXIV вв, с. 158. – 22.Там же, с. 157-158. 23.Там же. 24.СандагШ. Образование единого Монгольского государства и Чингиз-хан. // Татаро-монголы в Азии и Европе, с. 34. 25.Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара. М, 1976, с. 123. 26. Рашид ad-дин Сборник летописей, т. I, кн. 2, М.-Л, 1952, с. 266; Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголах, с. 394-395 27.Бартольд В.В.Туркестан в эпоху монгольского нашествия
28.Мункуев Н.Ц Заметки о древних монголах, с. 396. СМИЗО, т. 2, с. 82-83. 29.Рашид ад-дин. Сборник летописей, т. I, кн. 2, с. 274-275.
Глава шестая
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |