КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки образования Казахского ханства 1 страница
КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В ХУ В. Становление и развитие казахской государственности в регионе средневекового Казахстана имело важнейшее значение для сложения национальной консолидации казахской народности, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития, особенно на этапе, в XV—XVII вв. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических процессов на обширной территории Восточного Дешт- и Кыпчака, Жетысу и Туркестана. Формирование в XIV—XV вв. целостного экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской культурой подготовило условия к объединению всех земель региона в одной политической структуре. Укрепление экономических, культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлого населения региона способствовало этническому объединению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Опыт развития государственности на местной этнической основе в предшествующий период в рамках Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайской Орды способствовал осознанию необходимости политического объединения складывавшейся единой народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями образования собственно казахского государства. Стремление крупной этносоциальной общности к созданию собственной единой социально-территориальной, государственной организации характерно не только для позднего времени — времени формирования наций, но и для средневековья, когда сложились современные народы региона Центральной Азии. Известна роль государства в сохранении, воспроизводстве многих определяющих этническую общность элементов - языка, материальной культуры, быта, исторической памяти, обычаев населения, в собирании и защите его этнической территории. Как показано выше, XIV—XV столетия были особо важным периодом в жизни позднесредневекового Казахстана. Это было время завершения формирования казахской народности, сложения ее государственности, основных контуров ее этнической территории. Складывалась государственность первоначально в виде политических структур упомянутых четырех ханств и орд - предшественников единого казахского государства. Восстановление в упомянутых выше государствах более или менее нормальных хозяйственных условий в послемонгольское время обеспечило как это было в Средней
Азии, в Иране, Закавказье, в русских землях. Все менее действенными становились родоплеменные атрибуты социальных отношений и родовые связи на всей территории Казахстана и особенно в южных районах, все более властной становилась политика ханов, султанов, эмиров, баев, биев, мусульманского духовенства в отношении трудовых масс. Известна недостаточность разработки проблемы социально-экономических отношений в Ак-Орде и других государствах, хотя и сейчас можно сделать вывод о некотором движении вперед в развитии общественных отношений в смысле постепенного освобождения их от патриархально-родовой оболочки, особенно в рай энах развитого оседлого земледелия. Раздача ханами удельных владений, наделов своим родственникам — джучидским султанам и знати кочевых племен — вела к распространению в Ак-Орде условной формы землевладения. При этом учитывались сложившиеся издавна пути перекочевок и право владения и пользования пастбищами и посевными участками, тем не менее нередко пожалованные суюргалы попадали в руки иноплеменных вождей, что нарушало родовые связи. Дальнейшее развитие системы общественных отношений выражалось в Ак-Орде, как и в Могулистане, в укреплении собственности не только на скот, но и на землю. Это подтверждается и перманентной ожесточенной борьбой за пастбища, чему есть свидетельства в письменных источниках по истории упомянутых государств, равно как и в Узбекском ханстве Абулхайр-хана. Усиливалось экономическое и политическое могущество кочевой знати в связи с образованием собственной государственности. Развитие городов на юге Казахстана и рост возможностей эксплуатации городского населения правителями этих государств и кочевой знатью, получавшей города в уделы-суюр- галы, а также рост поголовья скота, увеличение пастбищных территорий, а это последнее происходило как в ходе их захвата у соседей, так и в процессе постепенного ввода в хозяйственный оборот еще не использовавшихся естественных угодий, наконец (но не в последнюю очередь), путем захвата добычи в ходе успешных войн и междоусобий — все это определяло новые возможности для усиления могущества знати и роста социального угнетения рядовых кочевников, земледельцев и горожан. Все эти явления, вызванные дальнейшим развитием общественных отношений в Ак-Орде, как и в Могулистане, все более и более разрывали родовые и племенные узы, приводили к этническому смешению отдельных этнокол- лективов, к ускорению формирования народности. Исследователи проблем этногенеза народов подчеркивают определяющую роль государственных, экономических, культурных и других социальных связей и отношений в процессе формирования народностей, как и других этносов1. Влияние социальных факторов на формирование этноса не сводится только к экономическим связям, опосредствовавшим этническое общение, оно проявляется и во многих других аспектах развития общества. Если само воспроизводство материальных благ в ходе общественного производства позволяет этнической общности прежде всего физически существовать и развиваться, то в ходе экономических связей различных групп населения происходит «обмен этнокультуР' ной информацией», что духовно сближает.эти группы, расширяет возможность освоения опыта других этносов. Экономические связи укрепляют «политическую общность составных частей соответствующих государственных образований»2. Огромное значение для этнического сплочения и сохранения амой целостности народности имеет совместная борьба ее членов против савоеБателей, совместная защита этнической территории. Все эти проявления положительного воздействия социально-экономических факторов на формирование этноса можно видеть и в ходе сложения казахской народности. На замедленности процесса ее сложения, на его длительной временной протяженности сказывались децентрализованность государств, возникших после монгольского завоевания на территории Казахстана, - сначала монгольских улусов, затем Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайской Орды, а также замедленность развития общественных отношений кочевого и полукочевого общества, неблагоприятные внешнеполитические обстоятельства (монгольское завоевание, агрессивная политика Тимура и Ти- муридов, набеги ойратских феодалов, опустошавшие Казахстан, физически уничтожавшие население, разрушавшие поселения, раскалывавшие, рассеивавшие родственные этнические группы). Не менее отрицательное влияние на сложение казахской народности имели такие факторы развития казахского общества, как внутренние постоянные усобицы и внешние войны самих казахских правителей на соседних территориях Средней Азии, Восточного Туркестана, Сибири, Джунгарии. Военные действия вновь и вновь разрывали объективно возникавшие хозяйственные, культурные и этнические связи. Определенное негативное влияние на процесс казахского этногенеза оказывала миграция населения, изымавшая из формировавшейся народности или вливавшая в нее пришедшие извне отдельные этнические группы. Тормозящее влияние этих перемещений этнических групп на процесс сплочения народности отмечается в исследовательской литературе3. Теми и другими фактами наполнена история Могулистана, Ак-Орды и ханства Абулхайра. Но в то же время миграции создавали возможность общения близких по этническому происхождению коллективов. В этом же направлении действовал, например, и такой результат развития кочевого общества казахстанских степей, как оседание кочевников и полукочевников. Разорение рядовых кочевников-скотоводов как следствие упомянутых выше войн и усобиц, джутов приводило их к необходимости оседания, особенно в районе сырдарьинских городов и Жетысу, т.е. в районах древней земледельческой культуры. Бывшие кочевники, осевшие на землях, вступали в хозяйственные, культурные и этнические контакты с местными жителями, принадлежавшими к иным этническим общностям, - тюркоязычным, арабоязычным и другим, образуя новые своеобразные этнические группы, характерные именно для населения этого района4. Усилить воздействие политических факторов, смягчить влияние негативных на ход этнического процесса в сторону консолидации народности могло единое государство, способное собрать в одно целое территории расселения составляющих ее этнических групп и обеспечить ей независимое хозяйственно-культурное развитие. В связи с этим встает вопрос о государственности у кочевников. Не углубляясь в споры по этому вопросу, отметим, что часть исследователей придерживается мнения, что государственность могла быть достигнута лишь при завоевании ими земледельческих и городских обществ. Но историческая реальность состояла в том, что казахи, как и протоказахские племена, занимаясь не только чисто кочевым скотоводством, но знали и оседлое, и полу оседлое земледелие, и городскую культуру. В создании и укреплении казахской государственности важнейшую роль играли два наиболее развитых района — Туркестан и Жетысу. Южный Казахстан и города среднего и нижнего бассейна Сырдарьи, в частности, вместе с Центральным Казахстаном — это один из трех крупнейших узлов казахского этногенеза и политогенеза, наряду с районами Западно-Центральной части Казахстана, а также Жетысу и Восточным Казахстаном. С историей этих крупных центров тесно связано и развитие казахской государственности, причем политический центр складывавшейся государственности местного населения еще на рубеже XIII—XIV вв. в условиях растущего противодействия засилию Золотой Орды стал тяготеть к Южному и Юго-Восточному Казахстану. Политическим центром Казахского ханства было сначала Западное Жетысу, несколько лет спустя — район северной части присырдарьинских городов и предгорий Каратау (главными городами были Сыгнак и Сузак), а с конца XVI в. столицей стал г. Туркестан. Не случайно в Казахском ханстве в вопросе выбора центра государства были продолжены традиции предшествовавших государств, существовавших на территории Восточного Дешт-и Кыпчака в XIV-XV вв., Ак-Орды и ханства Абулхайра («государства кочевых узбеков»). На этот же район Южного Казахстана нередко и вполне закономерно были направлены и интересы ногайской (мангытской) феодальной знати, в частности, из потомков эмира Едыгея. Туркестан и Жетысу составили ядро казахского государства с самых первых десятилетий его существования. События именно на этих землях определяли его судьбы в это время, как и предпосылки его возникновения связаны с историей этого региона в предшествующее время, в XIV—XV вв. С историей Туркестана и Жетысу было тесно связано все развитие Казахского ханства, его политическая история, укрепление ханства, экономическая и культурная жизнь казахского народа. Большую роль играли Туркестан и его города в экономических, культурных, политических взаимоотношениях казахов с народами Средней Азии, а Жетысу — в отношениях казахов с киргизами и населением Восточного Туркестана. Нередко эти отношения проявлялись в феодальной борьбе, длительных войнах, но чаще немирные отношения сменялись мирными и дружественными. Несомненно значение районов Туркестана и Жетысу в сложении казахской государственной, а равно и этнической (национальной) территории. В исторической литературе, однако, имеет место мнение о перемещении казахских этнических групп на эти территории со стороны как в XVI в., так и особенно в более раннее время. Существовала общность типа хозяйства, одинаковая материальная культура и быт населения, отмечается языковая близость абсолютно преобладавших на территории Казахстана тюркоязычных племен и племенных объединений. Существовала общность территории населения как в Ак-Орде, ханстве Абулхайра, так и в Казахском ханстве. Хотя в начале XV в. Ак-Орда ослабевает, но остаются владения Барака в Туркестане и прилегающей степной территории. Переход власти на большей части казахстанских степей в условиях феодальных усобиц и в связи с гибелью хана Барака в руки шайбанида Абулхайра — это всего лишь смена династий тех же Джучидов. Население же оставалось то же самое, в тех же территориальных рамках, его объединяли общие формы хозяйства, материальной культуры и быта. Родственные в этническом отношении тюркские, а также давно отюреченные монгольские племена восточной части Дешт-и Кыпчака уже в представлении авторов исторических сочинений конца XV — начала XVI вв. являются неким единым этническим целым. Хотя еще до распада «государства кочевых узбеков» Абулхайра и особенно после этого события население Казахстана (кроме Жетысу) было разделено на два политических объединения, но они состояли из одних и тех же этнических групп. Единая государственность формировалась на территории Казахстана в противовес Золотой Орде на местной этнической основе, со времени обособления Ак- Орды и вплоть до возникновения и укрепления Казахского ханства. После распада ханства Абулхайра у того же самого сложившегося народа, на той же этнической территории, в тех же хозяйственно-экономических условиях происходит лишь смена правящей династии, восстановление у власти старой линии Джучидов. Смена правящих династий путем свержения, происходившие в сфере политики изменения не затрагивали экономическую основу общества. «Казахи» Жаныбека и Гирея ничем не отличались от «узбеков» Абулхайра - ни по этническому составу, ни по социально-культурному развитию, роду занятий, материальному быту, хозяйству. Поэтому представляется ошибочным мнение ряда исследователей, считавших узбеков (имеются в виду «узбеки», обитавшие в XIV—XV вв. на территории Восточного Дешт-и Кыпчака), тесно связанными с земледелием на Сырдарье, а казахов — чистыми кочевниками, жившими только в степных районах, не знавшими земледелия и оседлой жизни. Перемещение «узбеков» из Восточного Дешт-и Кыпчака в Мавераннахр эти исследователи объясняют земельной теснотой, которую они стали испытывать на Сырдарье. Государство Ак-Орда, ханство Абулхайра, северную часть Могулистана (Жетысу) и Ногайскую Орду населяли крупные этнические группы казахской народности. Казахское ханство явилось прямым продолжением государственности Ак-Орды, ханства Абулхайра и других упомянутых выше государств. В рамках этих государств происходило завершение длительного процесса формирования казахской народности, а в Казахском ханстве — окончательная консолидация единого народа. Одновременно с этническими процессами происходят становление и развитие собственно казахской государственности, явившейся прямым продолжением развития феодальной государственности племен и народов, обитавших ранее на территории Казахстана (кима- ков, кыпчаков, найманов и других тюркских народов). Причины образования Казахского ханства, казахского государства заключаются в целом комплексе социально-экономических факторов, дальнейшем развитии общественных отношений. Интересы знати, потерявшей в лице Абулхайра защитника феодальных прав родоплеменной верхушки, заключались в поисках более могущественного покровителя не только в лице его внука Мухаммеда Шайбани, но и казахских ханов. Откочевка стала связью двух пластов казахов — племен Среднего и Старшего жузов в одной государственности, поводом образования нового политического объединения. Ханство оформилось лишь 10 лет спустя после начала откочевки. Его образование явилось одной из причин падения власти Абулхайра и установления власти ханов ак-ордынской линии Джучидов на всей территории Казахстана и над всеми казахами, в том числе и Младшего жуза, на территорию которого распространили свое влияние Жаныбек-хан, затем Бурундук и, особенно, Касым-хан. В государствах Ак-Орды, ханстве Абулхайра, Ногайской Орде и Могули- стане одновременно с постепенным преодолением отрицательных последствий монгольского завоевания в сфере государственного развития, хозяйства, культуры в XIV—XV вв. шел процесс дальнейшей консолидации, сплочения казахской народности. Прогрессивность образования всех этих государств — предшественников Казахского ханства — несомненна. И Ак-Орда, и ханство Абулхайра, хотя и возглавлялись чингизидами, но они, в отличие от Золотой Орды, возникли на основе союза местных племен, в сущности — на основе сформировавшейся казахской народности. Ведь из ханства Абулхайра тоже ушли многие кочевники, в числе тех 200 тыс. казахов, что «собрались у Жаныбека и Гирея» (хотя они и назывались «кошунат-и узбек», т.е. узбекское войско). Многие из военных предводителей покинули преемника Абулхайра Шайх-Хайдара и присоединились к Жаныбеку и Гирею. В Среднюю Азию с Мухаммедом Шайба- ни ушли немногочисленные части родов и племен из бывшего ханства Абулхайра. Власть татаро-монгольских завоевателей в XIII-XIV вв. в Казахстане была не прямой, как в западной части улуса Джучи, в Золотой Орде, а «опосредованной в значительной степени местной восточно-кыпчакской аристократией в силу неразвитости улусных держаний монголо-татарской аристократии в этих степях». Здесь улусы — это реальные владения местных феодалов. Таковы улус Едыгея и его потомков, Шайбани и его потомка Абулхайра, улус Жаныбека, Гирея - наследников улуса Урус-хана и Барака. Общественно-политическая роль независимой от ханов Золотой Орды местной феодальной знати была существенна в процессе сложения собственно казахской государственности. Укрепление этнического самосознания, как известно, сочетается со стремлением этноса к собственной социально-территориальной (главным образом — государственной) организации. Именно она «обеспечивает устойчивое существование этноса, сохранение многих из определяющих этнос элементов, т.е. стабильных особенностей языка, материальной культуры и быта, сознание своей этнической близости, единства (этническое самосознание) и, прежде всего, территориального единства». Государство выступало в качестве важнейшей интегрирующей силы в жизни страны (как это было и в истории развития других народов Востока в докапиталистическую эпоху), объединяющей хозяйственно обособленные, этнические автономные части казахского общества. Задача укрепления казахской государственности стояла на протяжении всего периода преодоления последствий монгольского завоевания, периода существования на территории Казахстана Ак-Орды, ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Орды. Окончательное формирование, стабилизация состава племен жузов происходили параллельно с завершающим этапом длительного процесса сложения народности как раз в XIV—XV столетиях в период упрочения Ак-Орды и Могулистана, в период, характеризующийся определенным развитием государственно-политических, социально-экономических, этнокультурных связей казахских племен. Основное содержание этнической истории Казахстана этого времени — окончательное завершение формирования народности, вычленение состава племен казахских жузов, продвижение племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их позднейшие территории, зафиксированные источниками XVII—XIX вв. Сложение народности, как отмечено выше, процесс длительный, отдельные его этапы, время завершения нельзя отнести к какому-то десятилетию, как нельзя отнести к определенному короткому отрезку времени и возникновение такой специфической черты этнической истории казахской народности, как деление ее на жузы. Завершившийся этап многовекового процесса формирования казахской народности в XIV-XV вв. характеризуется объединением его частей, входивших в этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и подразделений многих племен Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу в другие формировавшиеся тюркские народности. Так, например, происходит уход в Среднюю Азию части племен Казахстана в начале XVI в. с Мухаммад Шайбани-ханом, в Жетысу и прилегающих районах — отрыв от основных масс своих соплеменников отдельных групп дулатов, канглы, кыпчаков, найманов, киреитов и вхождение их в состав киргизов Однако вхождение отдельных частей сформировавшейся казахской народности в несколько политических образований — государств, возникших на развалинах монгольских улусов (в Ак-Орду, Могулистан, ханство Абул- хайр-хана, Ногайскую Орду, Сибирское ханство), а также беспрерывные войны и усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившие к потере производительных сил, в том числе и людских резервов, к экономическому упадку, разобщению родственных этнических групп, разрыву политических и хозяйственных связей, сильно тормозили этот процесс. Со всей необходимостью вставала задача преодоления политической разобщенности этнически близких групп, государственного объединения казахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность. Решению ее реально могло способствовать образование единого государства. Социально-экономическое, этнополитическое, культурное развитие населения в послемонгольское время (XIV— I-я половина XV в.) подготовило условия для политического объединения казахского народа в единое целое. Такой государственной структурой призвано было стать Казахское ханство, обеспечившее в последующие столетия консолидацию казахской народности, целостность ее этнической территории, развитие многовековой культуры народа 2. ЖАНЫБЕК И ГИРЕЙ Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях выпала на Долю Джучидов Жаныбека и Гирея. Их династийные интересы в стве с другими Чингизидами (главным образом, Шайбанидами) за право вла ствовать в наследственных землях бывшего улуса Джучи объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельногопротивобор стве с другими Чингизидами (главным образом, Шайбанидами) за право властвовать в наследственных землях бывшего улуса Джучи объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства. Важно отметить, что казахские ханы собирали воедино земли, Уже подготовленные к единой государственности и объединению долгим процессом взаимосвязанного этнополитического, хозяйственно-культурного Туркестана этнических групп. В условиях ослабления и распада ханства Абулхайра и Могулистана наиболее влиятельные вожди родов и племен упомянутого обширного региона стремились к политической независимости или искали покровителя в лице кого-либо из Чингизидов. Многие из них поддержали действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства. Значительная часть казахских родов и племен сплотилась вокруг Гирея и Жаныбека еще в 40—50-х годах в южных землях Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. Пока Абулхайр- хан был занят борьбой за укрепление своей власти в степи, подавлением сопротивления многочисленных Джучидов и непокорных глав родов и племен, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на этой территории устойчивую власть. В исторической литерагуре Урус-хана, а через него и Барак-хана и основателей Казахского ханства Жаныбека и Гирея принято считать потомками Орда-Еджена, хотя прямых данных об этом в источниках нет. По монетным данным и сведениям Му’ин ад-дина Натанзи в «Мунтахаб ат-таварих-и Му’и- ни», генеалогия Урус-хана восходит к Сасы-Бука-хану: Сасы-Бука — его сын Эрзен-хан (у Лэн-Пуля Стенли вместо Эрзена упомянут хан Мубарак-Ход- жа) — его сын Чимтай — сын Чимтая Урус-хан. Этот источник считает, однако, Сасы-Буку происходящим не от Орда-Еджена, а от эмира Золотой Орды Ногая, что не подкрепляется другими данными8. До Сасы Буки в Ак-Орде, согласно Рашид ад-дину, правили Орда (Орда-Еджен) - Сартактан (Сартак) — Куинджи (Кончи) — Байан9. Генеалогическая связь Сасы-Буки с этой линией потомков Орды не доказана, хотя по традиции Урус-хан считается восходящим к потомкам Орда-Еджена. Другие источники, касающиеся генеалогий Джучидов (аноним «Таварих- и гузида-йи нусрат-наме», «Бахр-аль-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда ибн Амир Вали), возводят генеалогию казахских ханов к 13-му сыну Джучи Тука-Тимуру: Джучи—Тука-Тимур — Уз-Тимур—Ходжа—Бадик—Урус-хан- Каруджак (Куйручук) - Барак-Жаныбек-хан10, носивший также имя Бу Са’ид. Махмуд ибн Вали называет Г ирей-хана и Жаныбек-хана относящимися к «потомкам Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана» («Жаныбек-хан, сын Барак-султана, — из султанов, [происходящих от] Тукай-Тимура»11. Потомком Тука-Тимура, 13-го сына Джучи, называет Урус-хана и Кадыргали Джа- лаири.12 В генеалогиях, приведенных в этих сочинениях, содержатся имена казахских ханов и султанов последующего времени, подтвержденные рядом других источников XV в. Приведены имена сыновей и дочерей Барака, Жаныбека, Г ирея, Бурундука; достоверность их не вызывает сомнения. Решение вопроса о родственных отношениях между ними имеет большое значение для понимания фактов политической истории государственных образований, существовавших на территории Казахстана XIV-XV вв. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходившей от Тука-Тимура, или они связаны происхождением с Орда- Едженом. Те и другие по традиции считались соправителями в Ак-Орде, так как Тука-Тимур был в числе тех четырех братьев (вместе с Удуром, Шингку- мом и Шинкуром), которым были даны уделы в улусе их старшего брата Орды, и с которыми они составили левое крыло джучиевых владений и воис- ica13- Тука-Тимуриды считались принадлежавшими еще в XIII в. к улусу Орда- рджена14. Но в период распада Золотой Орды на рубеже XIV—XV вв.многие из них претендовали на ее трон в Сарае. Наиболее удачливыми в этом отношении были Улуг-Мухаммад-хан, утвердившийся в Сарае к 1428-29 гг., затем его брат Киши-Мухаммад-хан, овладевший Сараем в 1438 г. Махмуд ибн Вали сообщает, что хан улуса Шайбана Абулхайр сразу же после захвата власти в улусе объявил независимость своих владений от этих потомков Тука-Тиму- ра, т.е. независимость от Золотой Орды'5. Удаляясь на запад, Тука-Тимуриды считали себя по традиции законными владетелями и на территории Ак-Орды, в том числе в улусе Шайбана. Принадлежавшие к этой династии Ахмад-хан и Махмуд-хан (их генеалогия: Джучи—Тука-Тимур — Уз-Тимур-Абай—Томган—Кутлук—Тимур—Ти- мур-бек-Тимур-Кутлук-хан-Тимур-(Кичик) Мухаммад-хан-Ахмад-хан (и Махмуд-хан)16 оказали большое сопротивление Абулхайр-хану. Воспользовавшись уходом в 1431—32 гг. шайбанидского хана с войсками в набег на Хорезм, Ахмад и Махмуд, претендовавшие на эти земли и кочевавшие в это время в Приаралье, активизировали свои действия, по словам Мас’уда Кухиста- ни, «подняв знамя мятежа и бунта, находились на стоянке непокорности и непослушания»17. Боясь вторжения войск этих Тука-Тимуридов в свой улус, Абулхайр вернулся из Хорезма. Среди тех султанов-джучидов, чье сопротивление не было сломлено Абул- хайром до конца, историки называют и потомков Урус-хана и Барак-хана султанов Жаныбека и Гирея, хотя первые сведения о них появляются в «Та’- рих-и Раш иди» Мухаммада Хайдар-мирзы Дуглата (а вслед за ним в некоторых других сочинениях, например, в «Хабиб ас-Сийар» Хондемира, в «Бахр аль-асрар») только для второй половины 50-х годов XV в. До этого времени они находились в той самой южной части Ак-Орды, где в 20-х годах наиболее прочной была власть Барак-хана и куда последующие два десятка лет не мог продвинуться Абулхайр-хан. Они унаследовали власть Барака на этой территории и, несомненно, являлись союзниками Ахмад-хана и Махмуд-хана в борьбе с Абулхайром против его притязаний на их наследственные земли. Возможно, что их действия были согласованными. Жаныбек и Г ирей могли находиться не только в союзе, но и под опекой этих своих более могущественных, хотя и отдаленных родственников. П. П. Иванов считает, что прапрадед Жаныбека и Г ирея «золото-ординский хан Урус, дед Барак-хана» является и «родоначальником астарханской династии», т.е. предком и Ахмад-хана и Махмуд-хана, сыновей Кичик-Мухаммада18. Но если Урус-хан и был из династии Гука-Тимуридов, то все же родство его с Кичик-Мухаммадом, как показывают приведенные выше генеалогии, было слишком отдаленное, чтобы считать его родоначальником. Жаныбек и Гирей по возрасту могли быть не только современниками, Ровесниками Ахмад-хана и Махмуд-хана, но и их соратниками (Гирей-хан и хмад-хан умерли примерно в один срок, первый около середины 70-х годов, торой в 1481 г.). Хотя точных данных о датах рождения Жаныбека и Г ирея нет косвенные данные позволяют определить их возраст. Этому помогает в частности, установление их отношений друг к другу по родству. Осно ватели Казахского ханства Жаныбек и Гирей согласно родословным, помещенным «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», были троюродными братьями, т.е. сравнительно неблизкими родственниками. Родословная Гирей- хана («Кирай-хана» в источниках): Урус-хан — Тохта-Кыйа—Пулад—Кирай- хан. Родословная Жаныбек-хана: Урус-хан—Куйручук—Барак-хан—Жаныбек- хан19. В источниках, повествующих о действиях этих казахских ханов-сопра- вителей во 2-й половине XV в. (60—70-е годы), нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жаныбек-хан был прямым наследником и преемником своего отца Барак- хана, ханом был и его дед Куйручук. Но Г ирей-хан был старше по возрасту, чем Жаныбек, и он был внуком старшего сына и преемника Урус-хана Тохта- Кыйа, умершего, однако, сразу же после Урус-хана в 778 г.х. (1376—1377 гг.), тогда как Жаныбек был внуком четвертого сына Урус-хана, Куйручука. Но поскольку в государствах средневекового Казахстана наряду с постепенно утвердившимся уже с XIV в. принципом прямого наследования ханской власти (от отца к сыну) сохранялся еще старый тюрко-монгольский принцип преимущественного права на ханскую власть старшего в роде, т.е. дядя (брат хана) считался старше своего племянника (сына хана), то Г ирей-султан тоже мог претендовать на титул хана, как и Жаныбек-султан.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |