Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки образования Казахского ханства 1 страница




КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В ХУ В.

Становление и развитие казахской государственности в регионе средне­векового Казахстана имело важнейшее значение для сложения националь­ной консолидации казахской народности, сохранения целостности казахско­го этноса на длительном пути его развития, особенно на этапе, в XV—XVII вв.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом соци­ально-экономических процессов на обширной территории Восточного Дешт- и Кыпчака, Жетысу и Туркестана. Формирование в XIV—XV вв. целостного экономического региона на базе естественной интеграции областей со сме­шанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской культурой подготовило условия к объединению всех земель реги­она в одной политической структуре. Укрепление экономических, культур­ных, общественно-политических связей кочевого и оседлого населения реги­она способствовало этническому объединению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Опыт развития государственности на местной этнической основе в предшествую­щий период в рамках Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайской Орды способствовал осознанию необходимости политического объединения складывавшейся единой народности.

Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями обра­зования собственно казахского государства. Стремление крупной этносоци­альной общности к созданию собственной единой социально-территориаль­ной, государственной организации характерно не только для позднего време­ни — времени формирования наций, но и для средневековья, когда сложились современные народы региона Центральной Азии. Известна роль государства в сохранении, воспроизводстве многих определяющих этническую общность элементов - языка, материальной культуры, быта, исторической памяти, обычаев населения, в собирании и защите его этнической территории.

Как показано выше, XIV—XV столетия были особо важным периодом в жизни позднесредневекового Казахстана. Это было время завершения фор­мирования казахской народности, сложения ее государственности, основ­ных контуров ее этнической территории. Складывалась государственность первоначально в виде политических структур упомянутых четырех ханств и орд - предшественников единого казахского государства. Восстановление в упомянутых выше государствах более или менее нормальных хозяйственных условий в послемонгольское время обеспечило как это было в Средней

 

 

 

Азии, в Иране, Закавказье, в русских землях. Все менее действенными стано­вились родоплеменные атрибуты социальных отношений и родовые связи на всей территории Казахстана и особенно в южных районах, все более власт­ной становилась политика ханов, султанов, эмиров, баев, биев, мусульманс­кого духовенства в отношении трудовых масс. Известна недостаточность раз­работки проблемы социально-экономических отношений в Ак-Орде и других государствах, хотя и сейчас можно сделать вывод о некотором движении впе­ред в развитии общественных отношений в смысле постепенного освобожде­ния их от патриархально-родовой оболочки, особенно в рай энах развитого оседлого земледелия. Раздача ханами удельных владений, наделов своим род­ственникам — джучидским султанам и знати кочевых племен — вела к рас­пространению в Ак-Орде условной формы землевладения. При этом учи­тывались сложившиеся издавна пути перекочевок и право владения и пользования пастбищами и посевными участками, тем не менее нередко пожалованные суюргалы попадали в руки иноплеменных вождей, что на­рушало родовые связи.

Дальнейшее развитие системы общественных отношений выражалось в Ак-Орде, как и в Могулистане, в укреплении собственности не только на скот, но и на землю. Это подтверждается и перманентной ожесточенной борь­бой за пастбища, чему есть свидетельства в письменных источниках по исто­рии упомянутых государств, равно как и в Узбекском ханстве Абулхайр-хана. Усиливалось экономическое и политическое могущество кочевой знати в свя­зи с образованием собственной государственности. Развитие городов на юге Казахстана и рост возможностей эксплуатации городского населения прави­телями этих государств и кочевой знатью, получавшей города в уделы-суюр- галы, а также рост поголовья скота, увеличение пастбищных территорий, а это последнее происходило как в ходе их захвата у соседей, так и в процессе постепенного ввода в хозяйственный оборот еще не использовавшихся есте­ственных угодий, наконец (но не в последнюю очередь), путем захвата добы­чи в ходе успешных войн и междоусобий — все это определяло новые возмож­ности для усиления могущества знати и роста социального угнетения рядо­вых кочевников, земледельцев и горожан.

Все эти явления, вызванные дальнейшим развитием общественных отно­шений в Ак-Орде, как и в Могулистане, все более и более разрывали родовые и племенные узы, приводили к этническому смешению отдельных этнокол- лективов, к ускорению формирования народности. Исследователи проблем этногенеза народов подчеркивают определяющую роль государственных, экономических, культурных и других социальных связей и отношений в про­цессе формирования народностей, как и других этносов1. Влияние социальных факторов на формирование этноса не сводится только к экономическим свя­зям, опосредствовавшим этническое общение, оно проявляется и во многих других аспектах развития общества. Если само воспроизводство материаль­ных благ в ходе общественного производства позволяет этнической общнос­ти прежде всего физически существовать и развиваться, то в ходе экономи­ческих связей различных групп населения происходит «обмен этнокультуР' ной информацией», что духовно сближает.эти группы, расширяет возмож­ность освоения опыта других этносов. Экономические связи укрепляют «по­литическую общность составных частей соответствующих государственных образований»2. Огромное значение для этнического сплочения и сохранения амой целостности народности имеет совместная борьба ее членов против савоеБателей, совместная защита этнической территории.

Все эти проявления положительного воздействия социально-экономичес­ких факторов на формирование этноса можно видеть и в ходе сложения ка­захской народности.

На замедленности процесса ее сложения, на его длительной временной протяженности сказывались децентрализованность государств, возникших после монгольского завоевания на территории Казахстана, - сначала мон­гольских улусов, затем Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайс­кой Орды, а также замедленность развития общественных отношений коче­вого и полукочевого общества, неблагоприятные внешнеполитические об­стоятельства (монгольское завоевание, агрессивная политика Тимура и Ти- муридов, набеги ойратских феодалов, опустошавшие Казахстан, физически уничтожавшие население, разрушавшие поселения, раскалывавшие, рассеи­вавшие родственные этнические группы). Не менее отрицательное влияние на сложение казахской народности имели такие факторы развития казахско­го общества, как внутренние постоянные усобицы и внешние войны самих казахских правителей на соседних территориях Средней Азии, Восточного Туркестана, Сибири, Джунгарии. Военные действия вновь и вновь разрывали объективно возникавшие хозяйственные, культурные и этнические связи. Оп­ределенное негативное влияние на процесс казахского этногенеза оказывала миграция населения, изымавшая из формировавшейся народности или вли­вавшая в нее пришедшие извне отдельные этнические группы. Тормозящее влияние этих перемещений этнических групп на процесс сплочения на­родности отмечается в исследовательской литературе3. Теми и другими фактами наполнена история Могулистана, Ак-Орды и ханства Абулхайра. Но в то же время миграции создавали возможность общения близких по этническому происхождению коллективов. В этом же направлении дей­ствовал, например, и такой результат развития кочевого общества казах­станских степей, как оседание кочевников и полукочевников. Разорение рядовых кочевников-скотоводов как следствие упомянутых выше войн и усобиц, джутов приводило их к необходимости оседания, особенно в рай­оне сырдарьинских городов и Жетысу, т.е. в районах древней земледель­ческой культуры. Бывшие кочевники, осевшие на землях, вступали в хо­зяйственные, культурные и этнические контакты с местными жителями, принадлежавшими к иным этническим общностям, - тюркоязычным, ара­боязычным и другим, образуя новые своеобразные этнические группы, характерные именно для населения этого района4.

Усилить воздействие политических факторов, смягчить влияние негатив­ных на ход этнического процесса в сторону консолидации народности могло единое государство, способное собрать в одно целое территории расселения составляющих ее этнических групп и обеспечить ей независимое хозяйствен­но-культурное развитие.

В связи с этим встает вопрос о государственности у кочевников. Не углуб­ляясь в споры по этому вопросу, отметим, что часть исследователей придер­живается мнения, что государственность могла быть достигнута лишь при завоевании ими земледельческих и городских обществ. Но историческая ре­альность состояла в том, что казахи, как и протоказахские племена, занима­ясь не только чисто кочевым скотоводством, но знали и оседлое, и полу оседлое земледелие, и городскую культуру. В создании и укреплении казах­ской государственности важнейшую роль играли два наиболее развитых рай­она — Туркестан и Жетысу.

Южный Казахстан и города среднего и нижнего бассейна Сырдарьи, в частности, вместе с Центральным Казахстаном — это один из трех крупней­ших узлов казахского этногенеза и политогенеза, наряду с районами Запад­но-Центральной части Казахстана, а также Жетысу и Восточным Казахста­ном. С историей этих крупных центров тесно связано и развитие казахской государственности, причем политический центр складывавшейся государ­ственности местного населения еще на рубеже XIII—XIV вв. в условиях рас­тущего противодействия засилию Золотой Орды стал тяготеть к Южному и Юго-Восточному Казахстану. Политическим центром Казахского ханства было сначала Западное Жетысу, несколько лет спустя — район северной ча­сти присырдарьинских городов и предгорий Каратау (главными городами были Сыгнак и Сузак), а с конца XVI в. столицей стал г. Туркестан. Не случайно в Казахском ханстве в вопросе выбора центра государства были продолжены традиции предшествовавших государств, существовавших на территории Во­сточного Дешт-и Кыпчака в XIV-XV вв., Ак-Орды и ханства Абулхайра («го­сударства кочевых узбеков»). На этот же район Южного Казахстана нередко и вполне закономерно были направлены и интересы ногайской (мангытской) феодальной знати, в частности, из потомков эмира Едыгея.

Туркестан и Жетысу составили ядро казахского государства с самых пер­вых десятилетий его существования. События именно на этих землях опреде­ляли его судьбы в это время, как и предпосылки его возникновения связаны с историей этого региона в предшествующее время, в XIV—XV вв. С историей Туркестана и Жетысу было тесно связано все развитие Казахского ханства, его политическая история, укрепление ханства, экономическая и культур­ная жизнь казахского народа. Большую роль играли Туркестан и его города в экономических, культурных, политических взаимоотношениях казахов с на­родами Средней Азии, а Жетысу — в отношениях казахов с киргизами и насе­лением Восточного Туркестана. Нередко эти отношения проявлялись в фео­дальной борьбе, длительных войнах, но чаще немирные отношения сменя­лись мирными и дружественными.

Несомненно значение районов Туркестана и Жетысу в сложении казахс­кой государственной, а равно и этнической (национальной) территории. В исторической литературе, однако, имеет место мнение о перемещении казах­ских этнических групп на эти территории со стороны как в XVI в., так и особенно в более раннее время.

Существовала общность типа хозяйства, одинаковая материальная куль­тура и быт населения, отмечается языковая близость абсолютно преобла­давших на территории Казахстана тюркоязычных племен и племенных объе­динений. Существовала общность территории населения как в Ак-Орде, хан­стве Абулхайра, так и в Казахском ханстве.

Хотя в начале XV в. Ак-Орда ослабевает, но остаются владения Барака в Туркестане и прилегающей степной территории. Переход власти на большей части казахстанских степей в условиях феодальных усобиц и в связи с гибе­лью хана Барака в руки шайбанида Абулхайра — это всего лишь смена динас­тий тех же Джучидов. Население же оставалось то же самое, в тех же терри­ториальных рамках, его объединяли общие формы хозяйства, материальной культуры и быта. Родственные в этническом отношении тюркские, а также давно отюреченные монгольские племена восточной части Дешт-и Кыпчака уже в представлении авторов исторических сочинений конца XV — начала XVI вв. являются неким единым этническим целым. Хотя еще до распада «го­сударства кочевых узбеков» Абулхайра и особенно после этого события на­селение Казахстана (кроме Жетысу) было разделено на два политических объединения, но они состояли из одних и тех же этнических групп. Единая государственность формировалась на территории Казахстана в противовес Золотой Орде на местной этнической основе, со времени обособления Ак- Орды и вплоть до возникновения и укрепления Казахского ханства. После распада ханства Абулхайра у того же самого сложившегося народа, на той же этнической территории, в тех же хозяйственно-экономических условиях про­исходит лишь смена правящей династии, восстановление у власти старой ли­нии Джучидов.

Смена правящих династий путем свержения, происходившие в сфере по­литики изменения не затрагивали экономическую основу общества.

«Казахи» Жаныбека и Гирея ничем не отличались от «узбеков» Абулхай­ра - ни по этническому составу, ни по социально-культурному развитию, роду занятий, материальному быту, хозяйству. Поэтому представляется оши­бочным мнение ряда исследователей, считавших узбеков (имеются в виду «узбеки», обитавшие в XIV—XV вв. на территории Восточного Дешт-и Кып­чака), тесно связанными с земледелием на Сырдарье, а казахов — чистыми кочевниками, жившими только в степных районах, не знавшими земледелия и оседлой жизни. Перемещение «узбеков» из Восточного Дешт-и Кыпчака в Мавераннахр эти исследователи объясняют земельной теснотой, которую они стали испытывать на Сырдарье.

Государство Ак-Орда, ханство Абулхайра, северную часть Могулистана (Жетысу) и Ногайскую Орду населяли крупные этнические группы казахс­кой народности. Казахское ханство явилось прямым продолжением государ­ственности Ак-Орды, ханства Абулхайра и других упомянутых выше госу­дарств. В рамках этих государств происходило завершение длительного про­цесса формирования казахской народности, а в Казахском ханстве — оконча­тельная консолидация единого народа. Одновременно с этническими процес­сами происходят становление и развитие собственно казахской государствен­ности, явившейся прямым продолжением развития феодальной государствен­ности племен и народов, обитавших ранее на территории Казахстана (кима- ков, кыпчаков, найманов и других тюркских народов).

Причины образования Казахского ханства, казахского государства зак­лючаются в целом комплексе социально-экономических факторов, дальней­шем развитии общественных отношений. Интересы знати, потерявшей в лице Абулхайра защитника феодальных прав родоплеменной верхушки, заключа­лись в поисках более могущественного покровителя не только в лице его внука Мухаммеда Шайбани, но и казахских ханов.

Откочевка стала связью двух пластов казахов — племен Среднего и Стар­шего жузов в одной государственности, поводом образования нового поли­тического объединения. Ханство оформилось лишь 10 лет спустя после нача­ла откочевки. Его образование явилось одной из причин падения власти Абул­хайра и установления власти ханов ак-ордынской линии Джучидов на всей территории Казахстана и над всеми казахами, в том числе и Младшего жуза, на территорию которого распространили свое влияние Жаныбек-хан, затем Бурундук и, особенно, Касым-хан.

В государствах Ак-Орды, ханстве Абулхайра, Ногайской Орде и Могули- стане одновременно с постепенным преодолением отрицательных последствий монгольского завоевания в сфере государственного развития, хозяйства, куль­туры в XIV—XV вв. шел процесс дальнейшей консолидации, сплочения ка­захской народности.

Прогрессивность образования всех этих государств — предшественников Казахского ханства — несомненна. И Ак-Орда, и ханство Абулхайра, хотя и возглавлялись чингизидами, но они, в отличие от Золотой Орды, возникли на основе союза местных племен, в сущности — на основе сформировавшейся казахской народности. Ведь из ханства Абулхайра тоже ушли многие кочев­ники, в числе тех 200 тыс. казахов, что «собрались у Жаныбека и Гирея» (хотя они и назывались «кошунат-и узбек», т.е. узбекское войско). Многие из во­енных предводителей покинули преемника Абулхайра Шайх-Хайдара и при­соединились к Жаныбеку и Гирею. В Среднюю Азию с Мухаммедом Шайба- ни ушли немногочисленные части родов и племен из бывшего ханства Абул­хайра.

Власть татаро-монгольских завоевателей в XIII-XIV вв. в Казахстане была не прямой, как в западной части улуса Джучи, в Золотой Орде, а «опосредо­ванной в значительной степени местной восточно-кыпчакской аристократи­ей в силу неразвитости улусных держаний монголо-татарской аристократии в этих степях». Здесь улусы — это реальные владения местных феодалов. Таковы улус Едыгея и его потомков, Шайбани и его потомка Абулхайра, улус Жаныбека, Гирея - наследников улуса Урус-хана и Барака. Обществен­но-политическая роль независимой от ханов Золотой Орды местной феодаль­ной знати была существенна в процессе сложения собственно казахской го­сударственности.

Укрепление этнического самосознания, как известно, сочетается со стрем­лением этноса к собственной социально-территориальной (главным образом — государственной) организации. Именно она «обеспечивает устойчивое су­ществование этноса, сохранение многих из определяющих этнос элементов, т.е. стабильных особенностей языка, материальной культуры и быта, созна­ние своей этнической близости, единства (этническое самосознание) и, прежде всего, территориального единства».

Государство выступало в качестве важнейшей интегрирующей силы в жизни страны (как это было и в истории развития других народов Востока в докапиталистическую эпоху), объединяющей хозяйственно обособленные, этнические автономные части казахского общества. Задача укрепления ка­захской государственности стояла на протяжении всего периода преодоле­ния последствий монгольского завоевания, периода существования на терри­тории Казахстана Ак-Орды, ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Орды.

Окончательное формирование, стабилизация состава племен жузов про­исходили параллельно с завершающим этапом длительного процесса сложе­ния народности как раз в XIV—XV столетиях в период упрочения Ак-Орды и Могулистана, в период, характеризующийся определенным развитием госу­дарственно-политических, социально-экономических, этнокультурных свя­зей казахских племен. Основное содержание этнической истории Казахстана этого времени — окончательное завершение формирования народности, вычленение состава племен казахских жузов, продвижение племен и родов, до­полнивших древние автохтонные этнические ядра, на их позднейшие терри­тории, зафиксированные источниками XVII—XIX вв. Сложение народности, как отмечено выше, процесс длительный, отдельные его этапы, время завер­шения нельзя отнести к какому-то десятилетию, как нельзя отнести к определенному короткому отрезку времени и возникновение такой специфичес­кой черты этнической истории казахской народности, как деление ее на жузы.

Завершившийся этап многовекового процесса формирования казахской народности в XIV-XV вв. характеризуется объединением его частей, входив­ших в этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и подразделений многих пле­мен Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу в другие формировавшиеся тюр­кские народности. Так, например, происходит уход в Среднюю Азию части племен Казахстана в начале XVI в. с Мухаммад Шайбани-ханом, в Жетысу и прилегающих районах — отрыв от основных масс своих соплеменников от­дельных групп дулатов, канглы, кыпчаков, найманов, киреитов и вхождение их в состав киргизов Однако вхождение отдельных частей сформировавшейся казахской на­родности в несколько политических образований — государств, возникших на развалинах монгольских улусов (в Ак-Орду, Могулистан, ханство Абул- хайр-хана, Ногайскую Орду, Сибирское ханство), а также беспрерывные вой­ны и усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводив­шие к потере производительных сил, в том числе и людских резервов, к экономи­ческому упадку, разобщению родственных этнических групп, разрыву полити­ческих и хозяйственных связей, сильно тормозили этот процесс. Со всей необхо­димостью вставала задача преодоления политической разобщенности этничес­ки близких групп, государственного объединения казахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность. Решению ее реально могло способ­ствовать образование единого государства.

Социально-экономическое, этнополитическое, культурное развитие на­селения в послемонгольское время (XIV— I-я половина XV в.) подготовило условия для политического объединения казахского народа в единое целое. Такой государственной структурой призвано было стать Казахское ханство, обеспечившее в последующие столетия консолидацию казахской народно­сти, целостность ее этнической территории, развитие многовековой культу­ры народа

2. ЖАНЫБЕК И ГИРЕЙ

Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности

частей казахского народа в разных государственных объединениях выпала на Долю Джучидов Жаныбека и Гирея. Их династийные интересы в стве с другими Чингизидами (главным образом, Шайбанидами) за право вла­

ствовать в наследственных землях бывшего улуса Джучи объективно отрази­ли стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельногопротивобор­ стве с другими Чингизидами (главным образом, Шайбанидами) за право вла­ствовать в наследственных землях бывшего улуса Джучи объективно отрази­ли стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства. Важно отметить, что казахские ханы собирали воедино земли, Уже подготовленные к единой государственности и объединению долгим про­цессом взаимосвязанного этнополитического, хозяйственно-культурного Туркестана этнических групп.

В условиях ослабления и распада ханства Абулхайра и Могулистана наи­более влиятельные вожди родов и племен упомянутого обширного региона стремились к политической независимости или искали покровителя в лице кого-либо из Чингизидов. Многие из них поддержали действия первых казах­ских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства.

Значительная часть казахских родов и племен сплотилась вокруг Гирея и Жаныбека еще в 40—50-х годах в южных землях Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. Пока Абулхайр- хан был занят борьбой за укрепление своей власти в степи, подавлением со­противления многочисленных Джучидов и непокорных глав родов и племен, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на этой территории устойчивую власть.

В исторической литерагуре Урус-хана, а через него и Барак-хана и осно­вателей Казахского ханства Жаныбека и Гирея принято считать потомками Орда-Еджена, хотя прямых данных об этом в источниках нет. По монетным данным и сведениям Му’ин ад-дина Натанзи в «Мунтахаб ат-таварих-и Му’и- ни», генеалогия Урус-хана восходит к Сасы-Бука-хану: Сасы-Бука — его сын Эрзен-хан (у Лэн-Пуля Стенли вместо Эрзена упомянут хан Мубарак-Ход- жа) — его сын Чимтай — сын Чимтая Урус-хан. Этот источник считает, одна­ко, Сасы-Буку происходящим не от Орда-Еджена, а от эмира Золотой Орды Ногая, что не подкрепляется другими данными8. До Сасы Буки в Ак-Орде, согласно Рашид ад-дину, правили Орда (Орда-Еджен) - Сартактан (Сартак) — Куинджи (Кончи) — Байан9. Генеалогическая связь Сасы-Буки с этой ли­нией потомков Орды не доказана, хотя по традиции Урус-хан считается вос­ходящим к потомкам Орда-Еджена.

Другие источники, касающиеся генеалогий Джучидов (аноним «Таварих- и гузида-йи нусрат-наме», «Бахр-аль-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда ибн Амир Вали), возводят генеалогию казахских ханов к 13-му сыну Джучи Тука-Тимуру: Джучи—Тука-Тимур — Уз-Тимур—Ходжа—Бадик—Урус-хан- Каруджак (Куйручук) - Барак-Жаныбек-хан10, носивший также имя Бу Са’ид. Махмуд ибн Вали называет Г ирей-хана и Жаныбек-хана относящи­мися к «потомкам Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана» («Жаныбек-хан, сын Барак-султана, — из султанов, [происходящих от] Тукай-Тимура»11. Потом­ком Тука-Тимура, 13-го сына Джучи, называет Урус-хана и Кадыргали Джа- лаири.12 В генеалогиях, приведенных в этих сочинениях, содержатся имена казахских ханов и султанов последующего времени, подтвержденные рядом других источников XV в. Приведены имена сыновей и дочерей Барака, Жаны­бека, Г ирея, Бурундука; достоверность их не вызывает сомнения. Решение вопроса о родственных отношениях между ними имеет большое значение для понимания фактов политической истории государственных образований, су­ществовавших на территории Казахстана XIV-XV вв. Не имеет принципиаль­ного значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходившей от Тука-Тимура, или они связаны происхождением с Орда- Едженом. Те и другие по традиции считались соправителями в Ак-Орде, так как Тука-Тимур был в числе тех четырех братьев (вместе с Удуром, Шингку- мом и Шинкуром), которым были даны уделы в улусе их старшего брата Орды, и с которыми они составили левое крыло джучиевых владений и воис- ica13- Тука-Тимуриды считались принадлежавшими еще в XIII в. к улусу Орда- рджена14. Но в период распада Золотой Орды на рубеже XIV—XV вв.многие из них претендовали на ее трон в Сарае. Наиболее удачливыми в этом отноше­нии были Улуг-Мухаммад-хан, утвердившийся в Сарае к 1428-29 гг., затем его брат Киши-Мухаммад-хан, овладевший Сараем в 1438 г. Махмуд ибн Вали сообщает, что хан улуса Шайбана Абулхайр сразу же после захвата власти в улусе объявил независимость своих владений от этих потомков Тука-Тиму- ра, т.е. независимость от Золотой Орды'5. Удаляясь на запад, Тука-Тимуриды считали себя по традиции законными владетелями и на территории Ак-Орды, в том числе в улусе Шайбана.

Принадлежавшие к этой династии Ахмад-хан и Махмуд-хан (их генеало­гия: Джучи—Тука-Тимур — Уз-Тимур-Абай—Томган—Кутлук—Тимур—Ти- мур-бек-Тимур-Кутлук-хан-Тимур-(Кичик) Мухаммад-хан-Ахмад-хан (и Махмуд-хан)16 оказали большое сопротивление Абулхайр-хану. Воспользо­вавшись уходом в 1431—32 гг. шайбанидского хана с войсками в набег на Хо­резм, Ахмад и Махмуд, претендовавшие на эти земли и кочевавшие в это вре­мя в Приаралье, активизировали свои действия, по словам Мас’уда Кухиста- ни, «подняв знамя мятежа и бунта, находились на стоянке непокорности и непослушания»17. Боясь вторжения войск этих Тука-Тимуридов в свой улус, Абулхайр вернулся из Хорезма.

Среди тех султанов-джучидов, чье сопротивление не было сломлено Абул- хайром до конца, историки называют и потомков Урус-хана и Барак-хана султанов Жаныбека и Гирея, хотя первые сведения о них появляются в «Та’- рих-и Раш иди» Мухаммада Хайдар-мирзы Дуглата (а вслед за ним в некото­рых других сочинениях, например, в «Хабиб ас-Сийар» Хондемира, в «Бахр аль-асрар») только для второй половины 50-х годов XV в. До этого времени они находились в той самой южной части Ак-Орды, где в 20-х годах наиболее прочной была власть Барак-хана и куда последующие два десятка лет не мог продвинуться Абулхайр-хан. Они унаследовали власть Барака на этой терри­тории и, несомненно, являлись союзниками Ахмад-хана и Махмуд-хана в борь­бе с Абулхайром против его притязаний на их наследственные земли. Воз­можно, что их действия были согласованными. Жаныбек и Г ирей могли нахо­диться не только в союзе, но и под опекой этих своих более могущественных, хотя и отдаленных родственников. П. П. Иванов считает, что прапрадед Жа­ныбека и Г ирея «золото-ординский хан Урус, дед Барак-хана» является и «родоначальником астарханской династии», т.е. предком и Ахмад-хана и Мах­муд-хана, сыновей Кичик-Мухаммада18. Но если Урус-хан и был из династии Гука-Тимуридов, то все же родство его с Кичик-Мухаммадом, как показыва­ют приведенные выше генеалогии, было слишком отдаленное, чтобы считать его родоначальником.

Жаныбек и Гирей по возрасту могли быть не только современниками, Ровесниками Ахмад-хана и Махмуд-хана, но и их соратниками (Гирей-хан и хмад-хан умерли примерно в один срок, первый около середины 70-х годов, торой в 1481 г.). Хотя точных данных о датах рождения Жаныбека и Г ирея нет косвенные данные позволяют определить их возраст. Этому помогает в частности, установление их отношений друг к другу по родству.

Осно ватели Казахского ханства Жаныбек и Гирей согласно родословным, помещенным «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», были троюродными братьями, т.е. сравнительно неблизкими родственниками. Родословная Гирей- хана («Кирай-хана» в источниках): Урус-хан — Тохта-Кыйа—Пулад—Кирай- хан. Родословная Жаныбек-хана: Урус-хан—Куйручук—Барак-хан—Жаныбек- хан19. В источниках, повествующих о действиях этих казахских ханов-сопра- вителей во 2-й половине XV в. (60—70-е годы), нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом поряд­ке. Жаныбек-хан был прямым наследником и преемником своего отца Барак- хана, ханом был и его дед Куйручук. Но Г ирей-хан был старше по возрасту, чем Жаныбек, и он был внуком старшего сына и преемника Урус-хана Тохта- Кыйа, умершего, однако, сразу же после Урус-хана в 778 г.х. (1376—1377 гг.), тогда как Жаныбек был внуком четвертого сына Урус-хана, Куйручука. Но поскольку в государствах средневекового Казахстана наряду с постепенно утвердившимся уже с XIV в. принципом прямого наследования ханской влас­ти (от отца к сыну) сохранялся еще старый тюрко-монгольский принцип пре­имущественного права на ханскую власть старшего в роде, т.е. дядя (брат хана) считался старше своего племянника (сына хана), то Г ирей-султан тоже мог претендовать на титул хана, как и Жаныбек-султан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.