Психологическая защита — психоаналитическое понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
Термин был впервые введён З. Фрейдом в 1894 году, в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально З. Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований „. Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд.
Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.
Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. Нэнси Мак-Вильямс выделяла 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.
При написании работы, студенты могут использовать любые авторские теории для описания паттерна: теорию объектных отношений, эго-психологию, аналитическую психологию и др.
Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое состояние сознания. У ребенка при такой защите развивается богатая внутренняя фантазийная жизнь, а внешний мир воспринимается как проблематичный или эмоционально бедный. Может усиливаться в ситуациях эмоционального вторжения. Недостаток защиты состоит в том, что она выключает человека из решения межличностных проблем, сопротивляются общению на эмоциональном уровне. Достоинство защиты – она не требует искажения реального мира, т.к. человек удаляется от этого мира в свой фантазийный. При этом может глубоко сопереживать другим людям, хотя свои чувства не демонстрирует. Человек, привычно использующий изоляцию, описывается как шизоидный. Шизоидной личности свойственна врожденная сензитивность: её угнетает избыток света, шума, движения. Чаще всего выявляются проблемы орального уровня: страх быть поглощенной, съеденной. Шизоидная личность – креативная, имеющая уникальное неординарное мышление, но при этом в коллективе – аутсайдеры, наблюдатели, исследователи.
Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации: «Нет», «Все прекрасно, и все к лучшему». Способность к отрицанию опасности для жизни на эмоциональном уровне может стать спасительной в чрезвычайной ситуации. Благодаря отрицанию совершаются героические подвиги (отрицание опасности) и преступления (отрицание морали). Отрицание может стать компонентом более зрелых защит: рационализации, реактивного образования. Мания – пример психопатологии при отрицании: отрицание своих физических потребностей, финансовых затруднений, личных слабостей и даже смерти. Человек, привычно использующий отрицание – гипоманиокален по своему характеру. Ему свойственно чередование маниакальных и депрессивных состояний. Слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны: остроумны, с энергетическим подъемом и заразительным настроением.
Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Источник всех событий ребенок переживает как внутренний. Ощущение всемогущества, способности влиять на мир. Проявляется в переживании «пикового чувства» удачи. Основные проявления – хитрость, любовь к возбуждению, опасности и готовность подчинять все интересы главной цели – проявить свое влияние. Человек неспособен проговаривать свои эмоции, но стремится их проживать. Речь слабо развита, так как слова используются для контроля других. В детстве наблюдается обилие опасностей и хаоса. Стиль воспитания: смесь жесткой дисциплины и сверхпотворства. У ребенка проявляется повышенная агрессия. Человек, привычно использующий всемогущий контроль и получающий наслаждение от собственного всемогущества, отодвигает все этические нормы на второй план, относится к социопатическому типу личности (антисоциальному, психопатическому).
Примитивная идеализация (и обесценивание) — восприятие другого человека как идеального и всемогущего. У маленьких детей – убежденность, что их родители сверхчеловечны и способны к сверхдеяниям. Чем более зависим человек, тем сильнее для него соблазн идеализации. Чем сильнее идеализируется объект. Тем более радикальное обесценивание его ожидает. Человек, мотивированный поиском совершенства через слияние с идеализируемым объектом или через совершенствование собственного Я, относится к нарциссическому типу личности.
Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. При проецировании содержания из отрицаемых и резко негативных частей собственного Я, возникают проблемы в межличностных отношениях. Люди в основном проецируют неприятные содержания, на которые реагируют страхом и отвращением. Если для человека проекция является основным способом понимания мира и приспосабливания к жизни, можно говорить о параноидном характере.
Интроекция – это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимым другим. Патологическая интроекция – идентификация с агрессором - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей. В ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. Другой путь патологический связан с горем и его отношением к депрессии. Если человек, которого мы интернализовали, умер, то умирает, опустошается и какая-то часть нашего собственного Я. Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного Я путем удержания психологических связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных.
Проективная идентификация — когда человек не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает другого человека, на которого он их проецирует вести себя подобно этим объектам – как если бы у него были эти же самые интроекты. Проективная идентификация вкупе с расщеплением ложится в основу заключения о пограничной личностной организации параноидной личности.
Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного. Расщепление всегда влечет за собой искажение. При пограничной личностной организации, расщепление происходит не только внутри личности, но и проецируется на ближайшее окружение, что становится источником споров, ссор и тотального непонимания между людьми.
Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний. Диссоциированные переживания психотичны по своей природе. Они свойственны людям при реакции их на травму или сильный стресс. При этом, переживания связаны с «выходом из тела» в ситуации собственного уничтожения. Эпизодическая или мягкая диссоциация может способствовать редкому мужеству. Недостатком защиты является её способность включаться в условиях, когда на самом деле нет угрозы для жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление