Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нестандартизированные самоотчеты в диагностике самосознания




Я – концепция, так или иначе, проявляется в любом развернутом самоописании (в анкетах, письмах, в дневниках, интервью и т.д.). Ее можно выявить, подвергнув контент – анализу соответствующие тесты.

Тест 20 утверждений на самоотношение (1954).

Испытуемого просят в течении 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. При этом не следует заботится о последовательности, грамматике и логике ответов. Для контент – анализа ответов используются следующие категории:

1) социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия)

2) идеологические убеждения (философские, религиозные, политические, моральные)

3) интересы и увлечения

4) стремления и цели

5) самооценки

При интерпретации обычно исходят из предположения, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков. Однако этот тезис не доказан. Здесь вполне возможно влияние стереотипов заполнения анкет и учетных карточек, а также защитных стратегий, которые побуждают отодвигать на потом наиболее значимые. Присоединяющие утверждения выносятся раньше, чем дифференцирующие (Я студент, Я сын, Я лысый, слишком толстый, неудачливый…).

Проективные техники диагностики самоотношения.

Проективные техники используются для диагностики трех аспектов самоотношения, которые ускользают при использовании техник прямого самоотчета:

1) бессознательные самоотношения, которые из-за внутриличностной защиты не допускаются до сознания

2) незамеченное, непреднамеренное самоотношение, которое человеку трудно адекватно выразить словами

3) нежелательная самооценка, которая противоречит социально приемлемым образцам личности

Методика рисования человека (К. Маховер 1949)

При интерпретации рисунка возникает некоторая неопределенность: чем обусловлены особенности рисунка – самоотношением или изобразительными способностями человека. Поэтому позднее были выделены диагностические особенности рисования, к которым относятся: пол, формы частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и др. Однако эти признаки не имеют достаточного теоретического и эмпирического обоснования.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) (Г. Мюррей 1943)

Тест основан на идее, что описание героя отражает представление рассказчика о себе (отождествление).

Символические задания на выявление социального Я.

Этот тест позволяет оценить различные аспекты Я – концепции, к которым относятся следующие:

- самооценка – восприятие субъектом собственной ценности, значимости по сравнению с другими. Испытуемому на листе бумаги предъявляется строка, состоящая из 8 кружков. Надо выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испытуемого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, по сравнению с кружком другого, тем выше самооценка испытуемого

- сила – превосходство, равенство или подчиненность в отношении к определенным авторитарным фигурам. Испытуемому предъявляется кружок, означающий Я, в окружении вертикального полукольца, состоящего из других кружков. Он должен выбрать тот кружок, который означает другого человека: отца, учителя, начальника или др. Мерой силы является более высокое положения Я по сравнению с кружками других

- индивидуализация – переживаемое мысленное сходство с другими людьми или отличие от них. Испытуемому предъявляется лист бумаги с размещенными в случайном порядке кружками, обозначающих других людей и имеющие штриховку в одном направлении. Внизу размещаются два кружка: штриховка одного совпадает, а другого нет. Надо выбрать один из этих двух кружков. Который означает Я

- социальная заинтересованность – восприятие себя частью группы или отдельно от других, лист бумаги с изображенным треугольником, вершины которого кружки других людей. Надо разместить в любом месте кружок Я. Если внутри треугольника – он воспринимает себя как часть целого, если вне – то отдельно от социального целого

- идентификация – включение или не включение себя в МЫ, образованное конкретным другим. Испытуемому предъявляются горизонтальные ряды кружков. Левые крайние – конкретные люди (мать, отец, друг, учитель и т.д.). Испытуемый должен в каждом ряду выбрать кружок, обозначающий его. Испытуемому можно предложить нарисовать в любом месте листа 2 кружка: Я и другой. Чем ближе они – тем больше идентификация с другим человеком

- эгоцентричность – восприятие себя фигурой, либо фоном в отношении другого. Испытуемый располагает кружок Я и кружок Другой внутри большого круга. Если кружок испытуемого ближе к центру, чем кружок другого, то, это говорит о его эгоцентричности (т.е. восприятие себя фигурой)

- сложность – степень дифференцированности Я – концепции. Предлагается выбрать в любом ряду любую фигуру, обозначающую Я. Чем в более сложном ряду делается выбор, тем более сложной является его Я – концепция. Данная процедура отличается своей простотой и может быть применена начиная с трехлетнего возраста испытуемых. Данная методика нашла широкое применение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.