Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика управляемой проекции.(Столин 1981)




Основной принцип методики состоит в том, что испытуемому предъявляют его собственный словесный портрет под вымышленным именем, а также портрет его вымышленной противоположности. Словесный портрет испытуемого составляется на основе его ответов на опросник Кеттела, подписанный вымышленным именем и выдается за портрет реального человека, ранее проходившего тестирование (персонаж А). В портрете указывается возраст, близкий возрасту испытуемого, так же пол и сходная профессия или социальный статус, а также, если обследуется специфические контингенты – разведенные, родители, одинокие – характеристики семейного положения, число детей и т.п. Портрет содержит личностные характеристики, составленные по значимым факторам. Характеристики указываются в максимально безоценочной форме, желательно равновесие безадаптивных и адаптивных черт, указывающихся в портрете. Портрет должен быть коротким, не более 3-4 машинописных строф.

Портрет противоположного человека (персонаж В) составляется по тем же значимым факторам, но по их противоположным значениям. Портрет В также подписывается вымышленными инициалами, пол, возраст тот же. Однако профессия должна быть контрастной (лирик – физик).

Испытуемому предъявляют оба портрета. Инструкция: «этот тест на проверку вашей психологической проницательности. Каждый из нас в жизни бывает интуитивным психологом, т.е. способен оценивать других людей, понимать их чувства, мысли, поступки, разбираться в их личности. Ответьте пожалуйста, на ряд вопросов, относительно изображенных словесных портретов людей, которые ранее проходили психологическое тестирование».

Испытуемому предлагается ряд вопросов, содержание которых меняется в зависимости от задач диагностики, но они в любом случае должны предположить оценку прошлого, настоящего и будущего изображенных персонажей. Вопросов не должно быть слишком много (10-12). Например, «что этот человек ищет в общении с людьми своего и противоположного пола?», «к чему он стремится в жизни», «достигнет ли он того, к чему стремится», «почему он выбрал свою профессию», «как он оценивает сам себя».

Затем испытуемого просят указать какие взаимоотношения сложились бы у него с обоими описанными людьми, у них между собой, а также какие бы чувства испытывали все трое друг к другу.

Исследуются показатели, что большинство испытуемых идентифицируется с персонажем А; большая часть делает это более или менее осознанно, а меньшая – не осознанно. Только 5-10% испытуемых не выражает никакого эмоционального отношения к персонажам, делают задания формально. Критериями включенности испытуемого в диагностическую ситуацию является явное привнесение в описание подробностей, отсутствующих в портрете, объем текста. Отношение выраженное к персонажу А, отражает самоотношение, а к персонажу В – отношение к отсутствующим у испытуемого личным чертам.

Анализ протоколов может быть осуществлен в клиническом ключе, а также на основе специальной процедуры – контент – анализа. Клинический анализ предполагает выявление глобального самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, близости к себе. Кроме того возможен анализ мотивов и потребностей субъекта.

Контент – анализ предполагает выделение соответствующих индикаторов, т.е. специфических словесных оборотов, встречающихся в тексте. Конкретный состав индикаторов сильно зависит от образовательного и культурного уровня обследуемых. Процедура контент – анализа используется для исследования целей и опирается на следующие 9 категорий анализа, которые выделены эмпирически:

1) симпатия – позитивная эмоциональная оценка личностных качеств, привлекательности себя или другого

2) антипатия – негативная оценка личности персонажа в целом

3) уважение – позитивная оценка способности осуществлять, реализовывать себя, быть адекватным инструктором собственной мотивации, соответствовать внутренним ценностям и быть социально адаптированным

4) неуважение – негативная оценка себя или других с точки зрения способности к достижению своих мотивов, соответствия внутренним ценностям, самореализация во всех отношениях и социальная адаптация

5) внешнее уважение и внутреннее неуважение – сочетание уважения к достижениям и успешности, и неуважения к личности

6) внутреннее уважение и внешнее неуважение – сочетание уважения к внутренним достижениям и неуважения к внешним атрибутам успеха

7 и 8) близость – выражение своего понимания другого, знания его внутреннего мира, интерес к нему. Может быть слитной и разотождествленной испытуемый, переживающий слитную близость к персонажу, детально и развернуто описывает его мысли, чувства и стремления, глядя изнутри глазами самого персонажа. Разотождествленная близость характеризуется наличием определенной дистанции между испытуемым и персонажем, свидетельствует о способности испытуемого трезво и непредвзято оценить персонаж, опираясь на глубину его знания и понимание его скрытых мотивов, противоречий, внутренних конфликтов

9) отдаленность – непонимание других и отсутствие интереса к нему.

В зависимости от конкретных целей исследования могут использоваться различные способы подсчета категорий.

Методика пригодна к использованию в условия психологического консультирования и может давать важную для консультанта и психотерапевта информацию о форме и характере самоотношения.

Клинический анализ материала может быть вполне пригоден для практических целей, особенно если об испытуемом есть информация из других источников (наблюдение, беседа…).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.