Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичная игра




Игры

1. Определение

Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых до­полнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым ис­ходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообраз­ных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладаю­щих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождений, на наш взгляд, двумя основными характеристика­ми: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Процедуры быва­ют успешными, ритуалы — эффективными, а времяпрепровождение — выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «зад­ней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не кон­фликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда — драматич­ным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуют­ся драматичным, а не просто захватывающим исходом.

Нам необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся ти­пом социального действия, а именно с операцией. Операцией мы называ­ем простую трансакцию или набор трансакций, предпринятых с некото­рой заранее сформулированной целью. Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то обра­зом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает «вознаграждение», то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы — неискренни­ми, так как они были лишь ходами в игре.


Берн Э. Анализ игр



Например, в игре «Страхование», о чем бы страховой агент ни вел разговор, если он настоящий игрок, он ищет клиента или «обрабатывает» его. Единственная его цель — заполучить «добычу». То же самое отно­сится к играм «Недвижимое имущество» и другим подобного типа. По­этому когда коммерсант на званом вечере вместе с другими гостями уча­ствует в тех или иных времяпрепровождениях, например в «Доходах и расходах», то за его дружеским поведением фактически может скрывать­ся целый ряд умелых маневров, цель которых — добыть интересующую его информацию. В США существуют десятки профессиональных журна­лов, обучающих искусству коммерческих маневров. Они рассказывают о выдающихся играх и игроках (коммерсантах, заключивших исключитель­но удачные сделки). С точки зрения трансакционного анализа такие из­дания ничем не отличаются от известных спортивных журналов.

Однако предметом нашего исследования являются бессознательные игры, в которые играют неискушенные люди. Не отдавая себе в этом от­чета, они порождают в процессе игры двойные трансакции. Именно та­кие игры во всем мире образуют важнейший аспект общественных взаи­моотношений. Благодаря их динамической природе игры нетрудно отли­чить от статических установок, являющихся чаще всего результатом жизненной позиции.

Не следует заблуждаться относительно значения слова «игра». Как мы уже говорили, игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Например, коммивояжеры совсем не считают свою работу забавной, как это прекрасно показал Артур Миллер в пьесе «Смерть ком­мивояжера»1. Многие игры весьма серьезны. Так же как сегодня спорт­смены всерьез играют в футбол, так и большинство игроков нельзя обви­нить в отсутствии серьезного отношения к играм.

То же самое относится и к словам «играть» и «игрок». Это могут подтвердить игроки в покер, а также те, кто долго играл на бирже. Эт­нографы, представители других наук знают о том, какой серьезный ха­рактер могут приобретать игры. Одна из самых сложных когда-либо су­ществовавших игр — «Придворный», превосходно описана Стендалем в «Пармской обители». Эта игра отличалась убийственной серьезностью. Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.

Проиллюстрируем основные черты игр на примере одной игры, наиболее распространенной среди супругов, которую можно назвать «Ес­ли бы не ты».

1 Миллер, Артур (р. 1915) — американский драматург. Трагедия «Смерть коммивоя­жера» (1949) о крахе успеха как мечты, веры и моральной нормы «маленького человека».



Тема 13. Строение личности


...Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ог­раничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал боль­ше ей разрешать. Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятель­ности и записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужа­су, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось от­казаться от своей затеи.

Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему подоб­ных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претенден­та. Это в дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами, «если бы не он». У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в «Если бы не он».

Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу, запрещая делать то, чего она сама очень боя­лась. Более того, он фактически даже не давал ей возможности догадать­ся о своем страхе. Это, наверное, и была одна из причин, по которой ее Ребе­нок весьма прозорливо выбрал такого мужа.

Но этим дело еще не исчерпывалось. Запреты мужа и жалобы жены были причиной частых ссор, что отрицательно сказывалось на их интимной жизни. Муж испытывал при этом чувство вины, поэтому постоянно дарил жене подарки. Он этого не делал бы, если бы все было в порядке. Когда же муж предоставил жене больше свободы, то его подарки стали и дешевле, и реже. Помимо дома и детей, супруги, по существу, имели мало общих инте­ресов, поэтому на этом фоне ссоры были для них серьезным событием, во время которых разговоры супругов выходили за рамки обычного обмена репликами. В целом семейная жизнь миссис Уайт служила подтверждени­ем мысли, которую она всегда высказывала: все мужчины — подлецы и тираны. Впоследствии оказалось, что подобная ее установка была связана с навязчивыми фантазиями многолетней давности, в которых она представ­ляла себя изнасилованной.

Приведенную игру можно проанализировать с разных сторон. Оче­видно, что она принадлежит к явлениям из области социальной динами­ки. Принципиальный факт состоит в том, что, поженившись, мистер и мис­сис Уайт получили возможность общаться, т.е. установили социальный контакт. Благодаря этому их семья стала социальной группой — в отли­чие, например, от вагона метро, где люди пространственно находятся в кон­такте, но редко пользуются возможностью социального контакта и поэто­му образуют асоциальную группу. Взаимное влияние супругов Уайт на их поведение и реакции составляет социальное действие.

В рамках различных дисциплин социальное действие можно рас­сматривать со многих точек зрения. Поскольку наши интересы лежат в


Берн Э. Анализ игр



области психодинамики личности, то наш подход относится к социальной психиатрии. Мы как бы в неявной форме выносим суждение о том, на­сколько данные игры отвечают понятию «душевное здоровье».

Такой подход несколько отличается от более нейтральных и менее пристрастных подходов социологии и социальной психологии. В отличие от других дисциплин психиатрия оставляет за собой право вмешаться и воскликнуть: «Погодите!» Трансакционный анализ является частью со­циальной психиатрии, а анализ игр — это специальный раздел трансак-ционного анализа.

Объект практического анализа игр составляют конкретные случаи, происходящие в конкретных ситуациях. В то же время теоретический анализ игр стремится выделить и обобщить характерные черты различ­ных игр, с тем чтобы их всегда можно было узнать независимо от их сию­минутного вербального наполнения и специфической культурной основы. Например, в теоретическом анализе игры «Если бы не ты» (супружеский вариант) должны быть перечислены ее характерные черты таким обра­зом, чтобы эту игру можно было бы легко распознать как в новогвиней­ской деревне, так и в манхэттенском особняке. Причем сделать это мож­но независимо от того, связана ли игра с брачной церемонией или с тем, откуда взять деньги на удочки для внуков, а также вне зависимости от того, насколько грубо или тонко сделаны ходы в игре в соответствии с до­пустимым уровнем откровенности между мужем и женой.

Распространенность той или иной игры в данном обществе входит в компетенцию социологии и этнографии. А анализ игр в плане социаль­ной психиатрии осуществляется путем описания игры как таковой не­зависимо от того, насколько часто она встречается. Возможно, такое раз­граничение не является исчерпывающим. Оно аналогично различию ме­жду медицинской статистиком и терапией: первая интересуется тем, насколько широко распространена, например, малярия, а вторая имеет де­ло с реальными случаями малярии, где бы то ни было — в джунглях или в Манхэттене.

Ниже мы приводим схему, которая, на наш взгляд, оказалась наи­более полезной для теоретического анализа игр. Безусловно, по мере на­копления новых знаний эта схема будет улучшаться. Прежде всего не­обходимо установить, что данная последовательность маневров отвечает критериям игры. Затем собирается как можно больше образчиков этой игры. В коллекции образцов выделяются существенные черты. Некото­рые аспекты игры выделяются как особенно важные. Они классифици­руются под соответствующими названиями; желательно, чтобы названия были максимально выразительными с точки зрения имеющихся знаний. Сам анализ проводится с позиции Водящего в игре. В нашем случае это миссис Уайт.

Тезис. Содержит общее описание игры, в том числе и фактическую последовательность событий (социальный уровень), а также информацию о



Тема 13. Строение личности


психологическом фоне, эволюции взаимоотношений, об их существенных чертах (психологический уровень). Мы уже дали такое описание для игры «Если бы не ты». В дальнейшем мы будем сокращенно называть ее ЕНТ.

Антитезис. Мы можем лишь предполагать, что некоторая последова­тельность трансакций является игрой, пока не убедимся в ее существенной значимости для игрока. Для доказательства значимости можно использо­вать отказ от игры или уменьшение «вознаграждения». В этом случае Во­дящий предпримет более энергичные попытки, чтобы продолжить игру. Но, столкнувшись с категорическим отказом играть или с ощутимым умень­шением «вознаграждения», он впадает в отчаяние — состояние, отчасти на­поминающее депрессию, но отличающееся от нее некоторыми существен­ными чертами. Это состояние более острое и содержит элементы фрустра­ции и растерянности, что может выражаться, например, в приступе безутешных рыданий. При успешной терапии такая реакция вскоре может уступить место юмористическому подтруниванию над собой, предполагаю­щему Взрослое понимание: «Ну вот, опять я за старое!»

Следовательно, состояние отчаяния находится в ведении Взрослого, в то время как при депрессии все полномочия принадлежат Ребенку. Со­стояние, противоположное депрессии, — надежда, воодушевление и живой интерес к окружающему. Состояние, противоположное отчаянию, — смех. Вот почему так приятен терапевтический эффект анализа игр.

Антитезисом ЕНТ является отсутствие запретов. Игра возможна лишь при условии, что муж продолжает что-то запрещать жене. Если вме­сто привычного «Не смей!» он вдруг ответит «Ради бога!», ее замаскиро­ванные страхи выйдут наружу, и жена не сможет больше обвинять во всем мужа, как мы уже наблюдали в случае с миссис Уайт. Чтобы лучше понимать природу игры, необходимо знать ее антитезис и продемонстри­ровать его эффективность на практике.

Цель. Здесь констатируются общие цели игры. Иногда они пред­ставляют собой несколько альтернатив. Например, цель ЕНТ можно сфор­мулировать либо как придание себе уверенности («Не в том дело, что я боюсь, — просто он мне не позволяет»), либо как самооправдание («Дело не в том, что я не стараюсь, — просто он меня не пускает»). Первая функ­ция (придание уверенности) более очевидна и в большей степени отвеча­ет потребности в безопасности, которую испытывает жена. Поэтому наи­более распространена точка зрения, что цель ЕНТ состоит именно в при­дании себе уверенности.

Роли. Как мы уже говорили выше, состояние Я — это не роль, а феномен (психический). Поэтому мы должны формально разграничивать их. Игры подразделяются на требующие участия двух, трех и более иг­роков — в зависимости от того, на сколько ролей они рассчитаны. Со­стояние Я каждого игрока иногда соответствует его роли, а иногда нет.

ЕНТ рассчитана на двух участников, причем предполагает роли му­жа-тирана и подавляемой им жены. Жена может играть свою роль либо


Берн Э. Анализ игр



с позиции благоразумного Взрослого («Самое разумное, если я буду посту­пать, как он велит»), либо с позиции капризного Ребенка. Муж-тиран мо­жет действовать с позиции Взрослого («Самое разумное для тебя делать, как я говорю») или соскользнуть на позицию Родителя («Не вздумай ме­ня не послушаться»).

Иллюстрации. Очень поучительно попутно изучить детские корни игры, ее прототипы, характерные для раннего возраста. Поэтому, предпри­нимая формальное описание игры, желательно найти ее детские паралле­ли. Оказывается, дети играют в ЕНТ так же часто, как взрослые, и дет­ский вариант очень похож на взрослый, с той только разницей, что место мужа-тирана занимает реальный родитель.

Трансакционная парадигма1. Приводится трансакционный анализ типичной ситуации, описывающий социальный и психологический уров­ни той скрытой трансакции, которая обнажает суть игры. Наиболее дра­матический вид ЕНТ приобретает на социальном уровне с позиции Ро­дитель — Ребенок.

М-р Уайт: Сиди дома и занимайся хозяйством.

М-с Уайт: Если бы не ты, я могла бы не сидеть дома, а развлекаться.

На психологическом уровне (скрытый семейный договор) игра ведет­ся с позиции Ребенок — Ребенок и выглядит совсем по-другому.

М-р Уайт: Ты всегда должна быть дома, когда я прихожу. Я смер­тельно боюсь, что меня бросят.

М-с Уайт: Я так и буду вести себя, если ты поможешь мне избегать пугающих меня ситуаций.

Оба эти уровня проиллюстри­рованы на схеме 7.

Психологическии
Мистер "Сиди дома" (Я так боюсь)
Миссис "Если бы не ты..." ("Защити меня")
"Если бы не ты..." Схема 7. Игра

Ходы в игре. Ход в игре, в об­щем, соответствует «поглаживанию» в ритуале. Как и в любой игре, по мере накопления опыта игроки ста­новятся искуснее. Ходы, не ведущие к цели, отбрасываются, и каждый ход становится более концентриро­ванным в смысле достижения цели. Многие случаи «идеальной дружбы» часто основаны на том, что игроки дополняют друг друга очень эконом­но и к большому взаимному удовле-

1 Парадигма (гр. paradeigma — пример, образец) — система основных научных достиже­ний (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. Здесь анализ коммуникации дан с точки зрения трансакционного анализа.



Тема 13. Строение личности


творению, так что их игры отличаются максимальным выигрышем при минимальной затрате сил. Некоторые промежуточные, предварительные и предупредительные ходы при этом можно опустить, что придает взаи­моотношениям красоту и изящество. Усилия, сэкономленные на защит­ных маневрах, можно потратить на «украшения», к восторгу обоих уча­стников, а часто и наблюдателей.

Для того чтобы игра состоялась, необходимо какое-то минимальное число ходов, и они могут быть зарегистрированы в протоколе. Конкрет­ные игроки могут «расцветить» ходы или сильно увеличить их число в зависимости от своих нужд, способностей или желаний. Вот основная структура ЕНТ:

1) приказ — согласие. («Сиди дома» — «Хорошо»);

2) приказ — протест («Сегодня тоже сиди дома» —
«Если бы не ты»).

«Вознаграждения», полученные в результате игры, в целом состо­ят в ее стабилизирующем (гомеостатическом) эффекте. Биологически го-меостаз обеспечивается «поглаживаниями», а укрепление жизненной по­зиции увеличивает психологическую стабильность. Мы уже говорили, что «поглаживание» на самом деле может принимать различные формы, поэтому биологическое «вознаграждение» можно описывать в терминах тактильного (осязательного) контакта. Например, роль мужа в ЕНТ на­поминает шлепок тыльной стороной ладони (весьма отличный от шлеп­ка ладонной стороной кисти, что унизительно), а реакция жены — нечто вроде капризного пинка по голени. Таким образом, биологический вы­игрыш при ЕНТ есть результат обмена воинственно-капризными тран­сакциями: это довольно мучительный способ поддержания здоровья, но тем не менее довольно эффективный.

Жизненная позиция жены («Все мужчины — тираны») является ре­акцией на типичную для состояний фобий потребность сдаться и обнажает четкую структуру игры. Если попытаться дать ее развернутое описание, то получится что-нибудь вроде: «Если я окажусь одна в толпе, соблазн сдать­ся будет слишком велик; дома же я не сдаюсь, это он меня заставляет, что доказывает: все мужчины — тираны». Поэтому обычно в такую игру иг­рают женщины, для которых типично чувство отрыва от реальности. Это означает, что их Взрослый не в состоянии удерживать контроль над ситуа­цией при сильном соблазне. Более детальное исследование этого механиз­ма относится уже к области психоанализа, а не анализа игр, для которого основной интерес состоит в конечном результате.

Внутреннее психологическое «вознаграждение» впрямую связано с экономией психической энергии (либидо1). В игре ЕНТ социально допус-

1 Либидо (лат. libido — стремление) — одно из центральных понятий фрейдизма, обозначающее глубинную, бессознательную психическую энергию индивида, коренящую­ся в сексуальном инстинкте.


Берн Э. Анализ игр



тимое подчинение власти мужа защищает жену от приступов невротиче­ского страха. В то же время оно удовлетворяет ее мазохистские потреб­ности, если таковые имеются (мы употребляем термин «мазохизм» не в смысле «самоотречения», а в классическом смысле, как состояние сексу­ального возбуждения, возникающее вследствие депривации, боли или уни­жения). Иными словами, ситуации депривации и подчинения приводят жену в состояние возбуждения.

Внешнее психологическое «вознаграждение» состоит в уклонении от опасных ситуаций посредством игры. Это особенно очевидно в ЕНТ, где имеется ярко выраженная мотивация: подчиняясь ограничениям со стороны мужа, жена избегает ситуаций, которые вызывают у нее страх.

Смысл внутреннего социального «вознаграждения» содержится в названии игры, под которым она известна в узком кругу. Подчиняясь му-- жу, жена получает право заявлять: «Если бы не ты». Это помогает ей структурировать время, которое она проводит с мужем. В случае с миссис Уайт потребность в структурировании времени была особенно велика, так как общих интересов у них с мужем не было, особенно в период до рож­дения детей и после того, как дети выросли. Пока дети росли, супруги иг­рали в ЕНТ реже и менее интенсивно, поскольку дети выполняли свою обычную функцию структурирования родительского времени и, кроме то­го, обеспечивали семью еще более распространенным вариантом ЕНТ «За­гнанная домохозяйка».

Тот факт, что молодые американские матери действительно очень заняты, не влияет на анализ этого варианта игры. Анализ игр стремится лишь беспристрастно ответить на следующий вопрос: при условии, что женщина очень занята, каким образом она сумеет воспользоваться сво­ей занятостью, чтобы получить хоть какую-то компенсацию?

Внешнее социальное «вознаграждение» определяется тем, как дан­ная ситуация используется для внешних социальных контактов. Игра «Если бы не ты» (слова жены мужу) легко трансформируется во время­препровождение «Если бы не он», популярное при встречах с подругами за чашкой кофе. Игры влияют и на выбор социальных компаньонов. Ко­гда новую соседку приглашают на чашку кофе, на самом деле ее пригла­шают поиграть в «Если бы не он». Если она будет хорошим партнером, то вскоре может стать для всех лучшей подругой. Если же она откажет­ся играть и будет настойчиво говорить о своем муже в доброжелатель­ном тоне, долго в компании она не продержится. С ней произойдет то же, что обычно происходит с человеком, который отказывается пить на вече­ринках. Постепенно ее вообще перестанут приглашать в эту компанию.

Таким образом, мы подошли к концу анализа формальных харак­теристик ЕНТ.



Когнитивные теории личности


А.Дж. Келли

[ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ]1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.