Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психометрический парадокс




ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ (ФАЛЬСИФИКАЦИЯ, УСТАНОВКИ НА ОТВЕТЫ, ПОНИМАНИЕ ВОПРОСОВ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОТВЕТОВ).

ПРАВИЛА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ (УТВЕРЖДЕНИЙ) В ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКАХ.

ФОРМЫ ВОПРОСОВ (УТВЕРЖДЕНИЙ) В ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКАХ.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ.

МЕТОД ОПРОСНИКОВ. ВИДЫ ОПРОСНИКОВ.

Опросники – группа психодиагностических методик, задания в кот-х представлены в виде вопросов или утверждений. Прежназначены д/получения психодиагностич-х данных со слов обследуемого. Иначе говоря, опросники явл-ся разновидностью самоотчетов и необ-м усл-м ответов в них яв-ся рефлексивные усения, а также способность к анализу окруж-х людей. В опросниках не бывает прав-х или неправ-х ответов. Они направлены на выявление отношения ч-ка к тем или иным высказываниям в меру нго согласия или несогласия. Опросники позвол-т собрать диагностич-ю информ-ю в относит-но короткие сроки и в таком виде, кот-й дает возможность кол-но и кач-но сравнить индивидов между собой. Их популярность также объясняется простотой процедуры диагностир-я и доступностью.

Все опросники подраз-ся на 3 категории:

1) личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностич-го подхода и напрвл-х на измерение различных особенностей личности.

2) опросники состояний и настроения – группа опросников, предназначенных для диагностики временных, преходящих состояний. Их хар-й особенностью явл-ся то, что содержание заданий, а также инструкции указывают на необходимость в соотв-ии с настоящими, имеющими место в данное время переживаниями.

3) опросники-анкеты – группа опросников, предназнач-х для получения инф-ции, неимеющей непосредств-го отнош-я к личностным особенностям обслед-го. В клинической психодиагностике опросники-анкеты исп-т в кач-ве инструментов, определ-х наличие или отсутствие клинической симптоматики.


Личностные опросники – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностич-го подхода и напрвл-х на измерение различных особенностей личности. Они представляют собой перечень вопросов или утвержд-й разной величины, на кот-е обследуемый должен отвечать в соотв-и с предложенной инструкцией.

Классификация личностных опросников:

1) По диагностической направленности:

А) опросники черт личности – разраб-ны на основе выделения черт личности в качестве исходного показателя. Их конструирование предполагает группировку личностных признаков обслед-х (16-факторный опросник Кетелла)

Б) типологические опросники – разраб-ны на основе выделения типов личности как целостных образований несводим-х к набору черт. Конструирование таких опросников предполагает группировку самих обследуемых, а не их личностных признаков. Рез-ты сопоставл-ся с усредненным типом личности (MMPI)

В) опросники мотивов – предназначены д/ диагностики мотивационной сферы личности (опросник Мехрабена).

Г) опросники интересов – 1-е опросники такого вида были напр-ны на выявление согласия испыт-го на конкретный вид деят-ти (бланк проф. интересов Строна)

Д) опросники ценностей – напр-ны на изучение ценностных ориентаций личности (опросник Рокича)

Е) опросники установок - бол-во из них это опросники-анкеты (напр, установки по отнош-ю к др. людям). Первый опросник установок – «измерение установок Герстоун и Чейв (1929 г.)

2) по принципу, положенному в основу конструирования:

А) факторные – в основе констр-я положен факторно-аналитич-й принцип (16-факторный опросник Кеттела, тест Айзенко).

Б) эмпирические – в основе критериально-ключевой признак (MMPI).

3) По степени охвата личностных характеристик:

А) одномерные – напр-ны на измер-е одного св-ва личности.

Б) многомерные – напр-ны на измер-е более одного св-ва личности.


1) Вопросы, предусматривающие ответы типа «да»/ «нет». Такие вопросы обычно понятны испытуемым и ответы на них даются быстро.

2) Вопросы, предусматр-е ответы «да»/ «нет»/ «нечто среднее». Добавл-ся средние варианты ответов.

3) Вопросы, предусматр-е ответы типа «правда»/ «ложь». Они мало отл-ся от дихотомических вопросов 1-го типа.

4) Вопросы, предусматр-е ответы типа «нравится»/ «не нравится». Оценивают личные предпочтения.

5) Вопросы, предусматр-е ответы по рейтинговым быллам. Прилагаются шкалы с N-ным кол-вом значений.

6) Вопросы, предусматр-е ответы «да»/ «нет»/ «не знаю»/ «затрудняюсь ответить».

7) Вопросы, предусматр-е ответы на основе выбора из неск-х развернутых утверждений. Как правило, это завершающие предложение фразы одну из кот-х необходимо выбрать.


1) должна быть устранена возможность понимания испытуемыми сути того, что изучается при помощи данных заданий. Это делается не ради того, чтобы ввести в заблуждение, а потому что если испытуемые догадаются, что нек-е задания предназначены для измерения черты Х, то их ответы будут отражать скорее их точку зрения по выраженности у себя этой черты, а не реальное положение дел. Представление же нек-х испытуемых о своей личности м.б. значительно искажены.

2) вопросы или утверждения д.б. сформулированы понятно и недвусмысленно, чтобы уменьшить погрешность, возникающую из-за неверного понимания вопроса.

3) Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения (не «нравится ли вам спорт?», а «как часто вы играете в футбол?»). Ответы заданные кункретно более удобны для ответов и испытуемые на них отвечают одинаково, когда бы их ни тестировали. Ответы на конкретные вопросы реже фальсифицируются.

4) В каждом задании следует задавать только один вопрос.

5) Нужно избегать слов, определяющих частоту действия, поскольку они достаточно субъективны и вносят большую неопределенность.

6) Нужно избегать терминов, выражающих чув-ва («нравится» и т.п.)

7) Необходимо обеспечить, чтобы испытуемые давали 1-й приходящий на ум ответ. Долгое размышление над значением заданий выявляет ту область поведения, кот-я не имеет существенного отношения к измеряемому кач-ву.


Ответ на вопрос или утверждение личностного опросника зависит от следующих факторов: ●личностных особенностей обсл-го, ●отношения к обсл-ю у испыт-го, ●условий обсл-я, ●пола эксперимент-ра, ●ур-ня понимания вопроса, ●жизненного опыта.

Основные проблемы испол-я личностных опросников связаны:

1) с возможностью фальсификации ответов (чаще всего возникает во время эксперитизы);

2) с влиянием опред-х установок на ответы:

А) Установка на согласие – это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями, отвечать на вопросы «да», независимо от их содержания.

Б) установка на социально одобряемые ответы – тенденция отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть «социально положительно».

В) установка на неопредеоенные или средние ответы. Такие ответы, отражающие нерешительность или неувереноость, для испыт-х явл-ся безопасным компромиссом. Однако это приводит к снижению валидности заданий, т.к. бол-во методов анализа вопросов осн-ся на крайних значениях показателей.

Г) Установка на крайние ответы. Проявляется при использовании многоэлементной рейтинговой щкалы.

Д) Установка на необычные, необщепринятые ответы.

Е) Установка на диссимуляцию – стремление выглядеть абсолютно здоровым и благополучным.

Ж) установка выбирать неблагоприятный для описания самого себя ответ. М.б. вызвана потреб-ю в поиске помощи д/решения собственных проблем.

3) с различиями в понимании вопросов обследуемыми. Неясность и трудности в понимании вопросов приводят к изменчивости ответов при повторном выполнении методики.

4) Факторы, вызывающие изменения ответов при повторном исследовании:

А) чем больше ответы исп-х совпадают с оценками и мнением их соц-го окружения, тем выше вероятность их постоянства.

Б) чем труднее испытуемому правдиво ответить на вопрос, тем выше вероятность, что он изменит свой ответ.

В) чем более безразлично для испытуемого то, что затрагивается вопросом, тем выше вероятность постоянства.

Г) чем более приятно для испыт-го содержание вопроса, тем больше вероятность постоянства ответа.

Д) чем больше ответ на вопрос воспринимается как угрожающий, тем выше вероятность постоянства ответа.

Е) Чем сильнее связь между содержанием вопроса и собственными проблемами испытуемого, тем больше вероятность постоянства ответа.

Ж) чем сильнее беспокойство, вызываемое вопросом, у испытуемого, тем больше вероятность постоянства ответа.

З) чем менее ясен, понятен вопрос д/испытуемого, тем больше вероятность изменения ответа.

Меры для устранения влияния установок на ответы:

1) Использование дублирующих вопросов. По поводу каждой черты или хар-ки готовятся минимум 4-5 вопросов, которые формул-ся т.о, чтобы в разной форме, но в одинаковой степени быть адресованными к одному и тому же содержанию. Противоречивость ответов на дублирующие вопросы означает действие различных установок и указыв-т на невозможность оценить данную хар-ку с пом-ю опросника.

2) Исп-е приема уравнивания числа заданий, в кот-х ответ дан либо ответа нет, оценивается баллами. Это позволяет выявить установку на согласие.

3) Исп-е метода вынужденного выбора. Отвечающему предл-ся выбрать между утв-ми, кот-е кажутся одинаково доступными, но имеют разную валидность.

4) Использование метода контрольных шкал или шкал лжи.


Это явление возникающее при использовании личностных опросников при котором вопросы (утверждения) имеющие высокие показатели дискриминативности явл неустойчивыми по отношению повторяемости результатов и наоборот высокая надёжность ответов часто отмечается у тех пунктов которые обладают низкой дискриминативностью. В работах Новоковской отмечается что психометрический парадокс присущ исключительно исследовательскому инструментарию гумонитарных наук поскольку вопросы оставаясь формально неизменёнными подвержены симантическими приоброзованиями как в интер-, так и в интро- индивидуальных планах.

Интер индивидуальная изменчивость имеет две причины:

1) Развитие выраженности измеряемой черты у разных испытуемых. 2) Различие в понимании значения вопроса.

Интро индивидуальная изменчивость обусловлена: 1) Вариабельность значения. 2) Трудность принятия решения. 3) Пунктуацией выраженности черт.

Новоковская подчёркивает необходимость диффиринциации однозначных вопросов от многозначных и предлогает различать 2 типа психометрического парадокса: Парадокс типа А. Возникает при вопросах поддающихся различному истолкованию а так же в том случае когда трудно принять решение в ответе. В таком случае вопросы обладают высокой высокой дискриминативностью при значительной вариабельности ответов. Парадокс типа Б. Возникает при однозначных вопросах, таких для кот легко подобрать ответ. Также сюда можно отнести однесторонние диагностические вопросы т.е. для кото только один вар ответа диагностически значим. Чем больше в методике вопросов вызывающих парадокс типа Б, тем больше её надёжность, однако одновременно сниж дискриминативная сила вопроса. Зная о существовании психометрического парадокса исследователь должен регулировать вариабельность ответов путём набора вопросов с соответствующим парадоксом.

Новокрвской были определены факторы вызывающие изменение твета при повторном исследовании:

1. Чем больше ответы испытуемых совподают с оценками и мнением их социального окружения, тем выше вер их постоянства

2. Чем труднее испытуемому правдиво ответить на вопрос, тем выше вероятность изменит свой ответ.

3. Чем более безразлично испытуемому то, что затрагивается вопросом, тем больше вер постоянства

4. Чем более приятно для испыт содержание вопроса, тем больше вер постоянства

5. Чем больше ответ на вопрос восприн как угрожающий, тем выше вер постоянства

6. Чем сильнее связь между содержанием вопроса и собственными проблемами-постоя

7. Чем сильнее беспокойство вызываемое вопросом- постоянство

8. Чем менее понятин вопрос тем больше вер измен ответа

По мнению Новоковской постоянство ответов явл функцией защитных механизмов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.