Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные диагностические ошибки




Ошибки в практическом применении методик:

1. некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния культуры на их работу.

2. использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют. Доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития представлений об измеряемых ей характеристиках.

3. статический подход к обследуемым индивидам, фактическое отрицание личностного индивидуального развития в перспективе и отсюда неоправданно категорические выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности.

4. использование методик неспециалистами. Связано с непонимание значения специального образования. Это касается как создания методик, так и их использования.

Причины диагностических ошибок (по Плевицкой):

1 связанные со сбором данных:

А) ошибки наблюдения («слепота» на важные для диагноза черты и проявления личности. Наблюдение черт и особенностей личности в искаженной качественно или количественной форме. Б) ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе может свидетельствовать скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения. А также разные люди могут по-разному понимать значения одних и тех же терминов). В) Инструментальные ошибки (неумение пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом так и в интерпретационном аспекте).

2. ошибки в переработке и интерпретации данных:

А) эффект первого впечатления (переоценка диагностического значения первичной информации). Б) ошибка атрибуции (приписывание обследуемому черт, которых у него нет или рассмотрение нестабильных особенностей в качестве стабильных). В) ошибки ложной причины. Г) показательный радикализм (переоценка значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшее решение). Д) познавательный консерватизм (предельно осторожная формулировка гипотез).


9. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ.

Психодиагностические методы и методики применяются в различных сферах практической деятельности ч-ка:

1. сфера образования и воспитания. Психодиагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в воспитательно-образовательных учреждениях

А) Контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся. Б) Оценка школьной зрелости (т.е готовности к школе: эмоциональной, мотивационной, социальной и психофизиологической). В) Выявление причин неуспеваемости. Г) Отбор в школы и классы с углубленным изучением опред-х предметов. Д) Решение проблем «трудных» детей (ЗПР, агрессивное поведение). Е) Профессиональная ориентация.

2. Область медицины (в частности психиатрические и неврологические исследования). Психодиагностические исследования рассматриваются как вспомогательные по отношению к клиническим. Активно исп-ся методы наблюдения, беседы. Они позволяют выявить оттенки психического и физического сост-я больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции. А) Уточнение и постановка диагноза заболевания.

Б) Оценка эффективности терапии. В) Задачи трудовой, воинской и судебной экспертиз (призвы, инвалидность)

3. Психологическое консультирование. Оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем.

4. сфера трудовой деятельны. А) трудовой отбор. Б) профессиональное консультирование. В) огранизация профессионального обучения. Г) оптимизация профессиональной деятельности за счет рационального использования рабочиъ ресурсов. Д) выявление причин производственного травматизма и брака.

5. Другие сферы (армия, милиция, спорт. В рамках рекламной и коммерческой деятельности для повышения эффективности управленческой деятельности).


10. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

Единой общепринятой классификации психодиагн-х методик не сущ-т. Сущ-т методики, кот-е применяются для решения практических задач и универсальные методики, кот-е применяются для решения большого спектра задач.

Психодиагн-е методики подразделяются на:

1) предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта) и не предполагающие правильный ответ, а характеризующие частоту и направленность того или иного ответа, а не его правильность (личностные опросники).

2) вербальные и невербальные (речевая способность задействуется только в плане понимания методики).

3) В зависимости от основного методического принципа различают: А) объективные тесты (имеются праиьные и неправильные ответы. Пример: тесты достижений и способностей). Б ) стандартизированные самоотчеты, которые вкл-т: ●тесты-опросники, ●открытые опросники, предполагающие дальнейший контент-анализ, ●шкальные опросники (построенные по принципу семантического дифференциала Осгуда) и методики классификации, ●индивидуально-ориентированные техники (типа ролевых репертуарных решеток). В) проективные техники. Г) диалогические (интерактивные) техники. Психолог вступает в контакт с обследуемым и достигает диагностических результатов за счет определенной организации диалога (беседа, интервью, дидактические игры).

4) по степени вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат: А) объективные (хар-ся min степенью вовлеченности). Б) диалогические (max степень вовлеченности).

5) в зависимости от использованного подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей: А ) номотетические – выявляюшие и измеряющие общие для всех людей св-ва личности (стандартизированные методы измерения, требующие сопоставления с нормой). Б) идеографические – направленные на распознование индивидуальных особенностей личности (проективные методики и идеографические техники).

Классификация психодиагностических методик по Шванцара.

1. По используемому материалу: ●вербальные, ●невербальные, ●манипуляционные, ●тесты «бумаги и карандаша».

2. По кол-ву получаемых показателей: ●простые, ●комплексные.

3. По наличию/отсутствию правильных решений: ●тесты с правильным решением, ●тесты с возможностью различных ответов.

4. По психической активности испытуемых: ●интроспективные – сообщают о личном опыте, отношениях (анкеты, беседа). ●Экстроспективные – наблюдение и оценка разнообразных проявлений. ●Проективные – испытуемый проецирует неосознаваемые св-ва личности и конфликты, скрытые влечения на мало структурированные многозначные стимулы. ●Исполнительные – испыт-й осуществл-т какое-либо перцептивное мыслительное моторное действие, количественный уровень и качественные особенности кот-го явл-ся показателем интеллктуальных и личностных черт.

Классификация методов по Гайде и Захарову:

1. по качеству: ●стандартизованные, ●нестандартизованные.

2. по назначению: ●общедиагностические (тесты личности по типу опросника Кетелла и Айзенко, а также тесты общего интеллекта). ●Тесты профес-й пигодности. ●Тесты специальных способностей (технических, музыкальных и т.д.). ●Тесты достижения.

3. По материалу, кот-м оперирует испытуемый: ●бланковые, ●предметные (кубики Коса), ●аппаратурные (устройства для изучения св-в внимания, св-в НС и т.п.).

4. По кол-ву обследуемых: ●индивидуальные, ●групповые.

5. По форме ответа: ●устные, ●письменные.

6. По ведущей ориентации: ●тесты на скорость, ●тесты мощности (задачи трудны и время решения неограниченно, ●Смешанные тесты.

7. По степени однородности задач: ●гомогенные (задачи схожи друг с другом и применяются для измерения определенных личностных и интеллект-х св-в), ●гетерогенные (задачи разнообразны и примен-ся для оценки различных характ-к интеллекта и личности).

8. По комплексности: ●изолированные тесты, ●тестовые наборы (батареи)

9. По хар-ру ответов на задачи: ●тесты с предписанными ответами, ●тесты со свободными ответами.

10. По области охвата психического: ●тесты личности, ●интеллект-е тесты.

11. По хар-ру умственных действий: ●вербальные, ●невербальные.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.