Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная процедура




Рисунок человека

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА (РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ)

Тест портретных выборов Л.Сонди

 

Этот метод разработан в 30-е годы ХХ столетия известным венгерским психологом Лазарусом Сонди. Тест Сонди – проективная методика исследования личности, имеющая целью выявление психически больных людей путем предъявления им 48 фотографий.

Задача испытуемого в нем сводится к интуитивной оценке 48 фотопортретов в терминах от “очень нравится” до “крайне не нравится”. Суждения об испытуемом охватывают: степень его возбудимости, степень открытости, степень эмоциональной восприимчивости, степень готовности противопоставить себя окружению. Эти характеристики соответствуют четырем вторичным факторам опросника Р.Кэттелла, широко распространенного в психодиагностике.

Статистически достоверная связь между предпочтениями фотопортретов, с одной стороны, и выраженностью упомянутых факторов, с другой, подтверждена специальным исследованием на 1000 испытуемых.

Предлагаемый тест может найти разнообразное применение в качестве экспресс-диагностики во всех областях, где исследователя интересуют приведенные выше черты человеческого характера (консультирование семьи, профессиональная ориентация, динамика личности в процессе психотерапии и т.д.). Особенную ценность метод представляет при решении задач клинико-психологической диагностики. Его простота и надежность позволяют обследовать не только здоровых, но и лиц, находящихся в психотическом статусе.

 

 

 

Рисунок человека – очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности, поэтому использование данной техники является оправданной клинической практикой. Количество информации, которое может быть получено в результате применения этой проективной техники, зависит как от умения и опыта психолога, так и от испытуемого.

Процедура рисования может быть рассмотрена как ситуативный тест, в котором испытуемый сталкивается с той или иной проблемой, а в его усилиях по ее решению участвуют вербальные, экспрессивные и моторные поведенческие компоненты. Это поведение, как и сам рисунок, является предметом наблюдения психолога. Затем гипотезы проверяются с помощью другой доступной информации.

Общие положения

 

Существуют определенные базовые предположения, касающиеся теста рисунка фигуры. Предполагается, что каждый аспект поведения имеет какое-то значение. Жесты, выражение лица, маленькие зарисовки во время размышлений, кажущиеся случайными движения – все это имеет значение, пригодное или непригодное для интерпретации. Во время процедуры рисования испытуемый не только рисует, но и как-то проявляет себя поведенчески. Он дает вербальные комментарии, его настроение отражается на лице, он может поигрывать бумагой или карандашом, качать ногой, грызть ногти и т.д. Любое наблюдаемое поведение является подходящим материалом для психолога.

Некоторые психологи интерпретируют каждый рисунок как проекцию образа тела или Я-концепции. Часто бывает именно так, но это вовсе не обязательно. Рисунок может быть проекцией Я-концепции, проекцией отношения к кому-либо из окружения, проекцией образа идеального Я, результатом внешних обстоятельств, выражением привычных паттернов и эмоционального настроя, проекцией отношения испытуемого к экспериментатору и ситуации эксперимента, выражением его отношения к жизни и обществу в целом. Обычно это сочетание всего перечисленного. Далее, рисунок может быть осознанным выражением или включать глубинные замаскированные символы, представляющие неосознанные феномены. Здесь может быть сделано только одно определенное утверждение: психолог должен избегать произвольного, наивного или догматического подхода к технике “рисунок человека”.

Оборудование. Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаш средней мягкости и стандартный лист чистой бумаги размером 21 ґ 30 см. Под рукой должна находиться стопка бумаги, из которой испытуемый мог бы сам выбрать лист и положить его по своему усмотрению. Человеку должно быть удобно сидеть, у него должно быть достаточно места для рук и ног.

Инструкция. Исследователь говорит: “Нарисуйте, пожалуйста, человека”. Это обычно приводит к множеству вопросов, например, “Человека целиком?”, “А какого человека?” и пр. Отвечая на все вопросы типа “Каким должен быть рисунок?”, исследователь должен ограничиться общими утверждениями, например таким: “Рисуйте, что хотите и как хотите”. Если испытуемый выражает сомнение в своих художественных способностях, то можно сказать ему следующее: “Все в порядке, нас не интересует, как хорошо вы рисуете, пока вы рисуете человека”.

Индивид может выразить нежелание рисовать. Однако любой тип поведения предоставляет информацию об индивиде.

Если испытуемый рисует неполную фигуру, его просят взять другой лист и нарисовать человека целиком. Необходимо объяснить, что значит “полная, целая фигура”. Фигура, которая включает большую часть четырех главных областей тела, считается полной. Четыре области тела – это голова, туловище, руки и ноги. Если любая из этих частей полностью отсутствует, то фигура считается неполной. Если отсутствует часть области, например, кисти или ступни или детали лица, то рисунок считается полным. Если испытуемый рисует карикатуру, “палочную”, стереотипную или абстрактную фигуру, то его просят взять другой лист и нарисовать человека.

Если первая фигура – женская, то экспериментатор говорит: “Вы нарисовали женскую фигуру, теперь нарисуйте, пожалуйста, мужскую”. Реакции испытуемого на это могут быть различными и так же, как было описано ранее, ответы экспериментатора должны быть соответствующими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.