КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональных состояний личности
В качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется при других методах исследования. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуреГКонкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, завершение предложения); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п. Так, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество “тематических” высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого. В заключение следует коротко остановиться на следующем моменте. В последнее время в западной психологической литературе появился термин “тесты учителя”. Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, но и целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в строго формализованной диагностике. Однако само их появление в психодиагностической литературе следует рассматривать как свидетельство неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат. Раздел 4. Методические подходы к проблеме оценки 4.1. Диагностические признаки и категории Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории -это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их принято называть “латентными переменными”. Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название “диагностические факторы”. Трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как, повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях. Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических .индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве. Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т. п. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин внутренних кризисов в развитии личности. Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта. Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль. Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы среднего диапазона), а данная личностная черта называется “акцентуированной”. Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических” признаков. Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1 ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано на нормативы, а не на статистические нормы. 4.2. Виды функциональных состояний человека В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов – Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М. Теплова–В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова–В.Д. Небылицына и их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к человеку.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |