Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим




от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки.

Сформулируем правила, при соблюдении которых эффективность этого метода

повышается:

• проводить многократные систематические наблюдения данного факта в

разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от

устойчивых закономерных связей;

• не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять

альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за

наблюдаемым фактом;

• не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей

ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;

• стараться быть беспристрастным;

• оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше

чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их

наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми.

Придание этому методу формализованного характера (например, составление

жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок)

также способствует повышению объективности и достоверности полученной

информации. Однако _________полностью исключить влияние личности экспериментатора на

результаты наблюдения все же невозможно 43

стандартизованным (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Диагностическим

целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку она

дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает

влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной

последовательности отработать все вопросы. Однако этот вид интервью следует

применять только тогда, когда респондент охотно отвечает на вопросы. В противном

случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное

интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что

ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не

должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать

отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические

и клинические. Диагностическое интервью - это метод получения информации общего

содержания направленный на “зондирование” различных аспектов поведения, свойств

личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей,

положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть

управляемым и неуправляемым (“исповедальным”). Клиническое интервью – это метод

терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения,

конфликты, скрытые мотивы поведения.

При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог

стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей

чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и поэтому не всегда

удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В

этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши,

бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его

к общению.

В беседе с детьми очень важную u1088 роль играет правильно сформулированный

вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в

структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы: а) прямые (“Ты

боишься грозы?”); 2) косвенные (“Что ты делаешь, когда бывает гроза?”); 3) проективные

(“Дети боятся грозы? Ну а как ты?”). Косвенные и проективные вопросы помогают

выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно

использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

Проводя беседу, очень важно занять правильную позицию по отношению к

ребенку. Больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии: а) психолог

должен создать атмосферу теплого, полного понимания отношения к ребенку,

позволяющую как можно раньше установить контакт; б) он должен принимать ребенка

таким, каков он есть; в) своим отношением он должен дать ребенку почувствовать

атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; г)

психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не

осуждает, но в то же время и не оправдывает, но при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую

непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем

магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше

отвлекает ребенка, не сковывает его. В процессе беседы следует отмечать и такие

моменты, как паузы интонации, тон, темп речи и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.