Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика исследования темперамента (Айзенк)




VII. Альтруистический

VII. Дружелюбный

VI. Зависимый

V. Подчиняемый

IV. Подозрительный

III. Агрессивный

13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 – упрямый, упорный, настойчивый, энергичный.

13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, злопамятный, всем недоволен.

9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный.

0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, осуждает себя, приписывает себе вину, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, зависим от других, от чужого мнения

9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, считает, что другие всегда правы

0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый

9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп

0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона», инициативный энтузиаст, стремится помогать, общительный.

9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других.

0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, проявляет сострадание, эмпатию, заботу, ласку, бескорыстный, отзывчивый.

 

Г. Айзенк проанализировал 700 солдат – невротиков и пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии – интраверсии и нейротизма. Г. Айзенк, пытаясь сое­динить воззрения И. П. Павлова и К. Юнга, предложил в качестве базисных 2 параметра индивидуальности: «экстраверсию — интроверсию», «нейротнзм — эмоциональную стабильность». Эта диф­ференц. концепция основана на эмпирич. выделении 2 типов невротич. расстр-в: истерического невроза, кот. св-н лицам холерического темп-та («нестабильным экстравер­там»), и невроза навязчивых состояний, который св-н лицам ме­ланхолического темп-та («нестабильным интровертам»). На. рис. представлена схема Айзенка и ее соответ-е типам темп-та по Гиппократу (соотв-е задано самим Айзенком).

В работе 1967 г. «Биол. основы инд-ти» Г. Айзенк предложил нейрофизиол. интерпретацию своих факторов: высокий балл по шкале «нейротизм» соответствует сниже­нию порога активации лимбической системы (в этом смысле повы­шенная «эмоц. нестабиль­ность» — это реактивность в ответ на события во внутр. среде организма, в ответ на колебания организмических потр-тей и сост-й), в то же время высокий балл по шкале «интроверсия» соответствует снижению порога активации ретикулярной формации (в этом смысле «интроверты» испытывают более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздр-ли).

Феноменологически в пов-и «экстраверты» и проявляют себя как «возбудимые» и «подвижные», а «интроверты» — как заторможен­ные и инертные. Нестабильность — рез-т неуравновеш-ти пр-сов возб-я и торможения.

По тест-опроснику Айзенка проведено много Ψметрич. ис­сл-й. С помощью инструкции на имитацию идеального «Я» б. показано, что шкала «нейротизм» линейно отрицательно связана с со­циальной желательностью (желателен полюс — «стабильность»), а шкала «экстраверсия» — криволинейно (желателен медианный балл). Т.о., в ситуации экспертизы балл по шкале «нейротизм» будет смещен в сторону к «стабильности», а по шкале «экстравер­сия» — к медианному, среднему баллу.

В настоящее время разработаны две параллельные формы (А и В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника.

Данный вариант теста подготовлен А. Г. Шмелевым на основе Ψметрич. ан-за пунктов по критерию внутр. валидности (надежности — согласованности). В каждой из форм из 57 вопросов были заменены 12, не обладающих необх. значимой корреляцией с суммарным баллом по релевантной шкале (за основу был принят массив из 114 вопросов, переведенных с англоязычного ва­рианта Г. Айзенка ленинградскими Ψ-гами, дополненный 46 но­выми вопросами, составленными А.Г. Шмелевым для замены «не ра­ботающих» переводных вопросов).

Каждый из 57 вопросов каждой формы относится к одной из 3 шкал (первым назван полюс, соответствующий высокому баллу по шкале);

1. Экстраверсия — интроверсия (24 вопроса).

2. Нейротизм — стабильность (24 вопроса),

3. Ложь — откровенность на грани цинизма (9 вопросов).

Пользователю следует учесть, что настоящий вариант обладает из­вестными недостатками: кроме несбалансированности относит. вектора «социальной желательности» шкала «нейротизма» не защищена от систематич. ошибки вследствие возможной пози­ционной тактики ответа испытуемого (все 24 вопроса — прямые). Эти недостатки присущи основному исходному варианту Айзенка.

Универсальность двухмерной системы черт «экстраверсия» и «ней­ротизм» подтверждена не только в исследованиях самого Г. Айзенка, но и в др. иссл-ях с применением ФА ши­роких наборов вопросов на больших популяциях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.