КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миокинетическая диагностика (Мира-и-Лопец)
Графические дв-я характеризуются наиболее высокой степенью регуляции дв-й. Указания на взаимосвязь успешности выполнения графических дв-й и общих мех-змов анализа и синтеза пространственных отн-й субъектом м. найти в иссл-ях многих ученых. В Ψ. и Ψфизиологических иссл-ях графические дв-я используются для оценки нейродинамических и характерологических особ-тей чел-ка, а также с целью опр-я у него степени асимметрии рук. Среди тестов, изучающих хар-ки лич-ти с помощью измерений Ψмоторики, наиболее известна методика Э. Мира-и-Лопеца, иначе ее называют м-кой миокинетической Ψд-ки (МКП). Она предусматривает выполнение исп-м нескольких серий дв-й в разных направлениях в пространстве. Основные принципы миокинетической Ψд-ки сформулированы Э. Мира-и-Лопецом (1939) след. образом: Ψ. пространство не нейтральной всякое дв-е в нем приобретает кроме своего механического эффекта особое значение в соответ-и со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить исп-му делать дв-я в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то м. наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих дв-й. Последнее указывает на доминирующую у данного исп-го группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей группы дей-й исп-го в данном простр-ве. Методика Э. Мира-и-Лопеца включает 7 тестов: «линеограмма», «параллели», «цепи», «ИИ», «кружки», «зигзаги», «лестница». При выполнении тестов исп-му приходится осущ. двоякую регуляцию: во-первых, регулировать положение руки относительно корпуса (макрорисунок) и, во-вторых, — протяженность и форму дв-й, совершаемых на заданном участке пространства (микрорисунок). Субтесты «линеограмма» и «зигзаги». Эти тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест «линеограмма» исп-й выполняет одной рукой — правой и левой поочередно. При выполнении рисунка исп-му приходится одноt регулировать и протяженность прямолинейного дв-я, и направление, а именно вверх—вниз (вертикальная линеограмма), вправо—влево (горизонтальная линеограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма). Микрорисунка в этом тесте нет, и от исп-го требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т. е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях. При выполнении теста «зигзаги» исп-й работает обеими руками одноt. Как и в предыдущем случае, исп-му приходится одноt анализировать как протяженность дв-я, так и его направление, но не только на уровне макродв-й, но и микродв-й рисунка. Интерпретация рез-тов. Необходимо учитывать два показателя: во-первых, длину последней линии (/), и, во-вторых, величину и знак отклонения рисунка от эталона (в тесте «линеограмма» это отклонение называется первичным, в тесте «зигзаги» — осевым. Для опр-я индивидуал. особ-тей но тестам «линеограмма» и «зигзаги» в табл. приведены нормативные показатели выполнения этих тестов. По длине последней линии в обоих тестах судят о выраженности пр-сов возбуждения и торможения субъекта. Что же касается отклонения, то «+» отклонение свидетельствует о доминировании экстратенсивности мышечного напряжения, а «–» – об интратенсивности. Экстратенсия и интратенсия — хар-ки двигательные. Э. Мира-и-Лопец рассматривает их как характерологические особ-ти, отражающие экстраверсию или интроверсию лич-ти. Зигзаги кроме вышеперечисленных показателей выявляют степень эмоц. напряжения субъекта. Оба теста взаимно дополняют и подтверждают данные др.др. Нормативные величины (в мм) показателей выполнения тестов «линеограмма» и «зигзаги» Тест Показатель Правая рука Левая рука Линеограмма Длина последней линии 33,8 34,9
Первичное отклонение 15,6 10,1 Зигзаги Длина линии максимальная 15,4 16,7
То же, минимальная 7,7 7,5
Осевое отклонение 7,7 6,4 Оборудование. Специальный стол (высота 72 см, размер столешницы 57 х 45 см), в столешницу которого вмонтировано стекло (размером 28 – 33 см). Столешница должна легко подниматься, закрепляясь под углом 90°. Экран из серого картона. Две картонные карточки (одна 20 >. 29 см, другая 7 к 22 см) для прикрытия отдельных рисунков. Два мягких остро заточенных карандаша. Секундомер (или же карандаши, к которым подсоединены электросекундомеры). Линейка. Транспортир. Специальные бланки с эталонами рисунков. Эталон теста «линеограмма» содержит 6 линий, длина каждой 4 см. 2 центральные линии выполняются в горизонтальной плоскости, 2 нижние — в сагиттальной, 2 верхние — в вертикальной (т. с. столешница в этом случае должна быть поднята под углом 90°). Эталон теста «зигзаги» содержит 4 рисунка зигзагов: 2 из них предназначены для выполнения центробежных рисунков и 2 — для центростремительных. Выполняя центробежные рисунки, руки исп-го продвигаются вперед, от его тела. При выполнении центростремительных рисунков руки исп-го движутся обратно, как бы приближая к его телу. В середине эталона ость две линии, представляющие собой границы выполнения центростремительных и центробежных зигзагов. Все измерения графических дв-й исп-го производятся внутри этой, обозначенной двумя линиями, полосы. Порядок работы. Исп-й садится за стол, причем край стола д.б. на ур-не его пояса. Поза прямая. Руки образуют с грудью угол 45-60°, т, е. подняты над краем стола. Если тест выполняют одной рукой (линеограмма), то неработающая рука д. лежать на колене. Перед исп-мым на столе закреплен бланк с нанесенными на нем эталонными линиями. Получение линеограмм. Инструкция исп-му: «Вы возьмете карандаш правой рукой и проведете им по правой горизонтальной линии эталона от одного ее конца до др. (направление дв-я указано стрелками на чертеже). Делайте дв-я вперед и назад, не отрывая карандаша. После 3 полных движений перед вашими глазами будет поставлен экран. Однако вы, не отрывая карандаша, продолжайте ранее начатые графические дв-я. Закончите их, когда я попрошу вас об этом». Исп-й выполняет 3 полных графич. дв-я под контролем зрения, после чего эксп-р ставит экран и исп-й выполняет 10 полных дв-й без контроля зрения. Затем эксп-р просит его остановиться и отмечает красным карандашом конец последней черты. Рисунки-чертежи выполняются сначала в горизонтальной и сагиттальной плоскостях правой и левой руками поочередно. Затем эксп-р поднимает столешницу и ставит ее под углом 90°. Теперь исп-й повторяет всю процедуру в вертикальной плоскости. После выполнения каждого рисунка эксп-р закрывает рисунок картонной карточкой т.о., чтобы исп-й его не видел. Эксп-р регистрирует t выполнения рисунков. Обработка рез-тов. 1. Измерить длину линий горизонтальной, сагиттальной и вертикальной линеограмм. Длину последней линии измеряют во всех плоскостях — горизонтальной, сагиттальной и вертикальной отдельно. 2. Найти среднее арифметическое (М) длин линий для правой и левой рук раздельно. 3. Измерить первичное отклонение след. обр.: Из середины последней линии опускают перпендикуляр на эталонную линию (или ее продолжение) и измеряют (в мм) расстояние от середины последней линии до ее проекции. Отклонение считают «+», если оно направлено вправо для правой и влево для левой руки; отклонения в обратном направлении – «–». Анализируя рез-ты теста «линеограмма», сравнить их со среднестатистическими. Сделать выводы о возбудимости—тормозности, экстра-интратенсивности исп-го. Получение зигзагов. Выполн-е теста нач. с получения двух центробежных зигзагов. Эксп-р дает исп-му по карандашу в каждую руку и сообщает инструкцию: «Начиная дв-е одноt обеими руками, обведите нарисованные на эталоне оба центробежных зигзага (напр-е дв-я указано стрелками на чертеже) и продолжайте самост-но рисовать такие же зигзаги. После того как перед вашими глазами будет поставлен экран, не отрывал карандаша, продолжайте рисовать зигзаги снизу вверх. Старайтесь сохранить размер и направление рисунков-зигзагов в соотв-и с заданным эталоном. После того как исп-й обведет 3 раза зигзаги эталона и нарисует послед. 3 зигзага под контролем зрения, перед его глазами эксп-р ставит экран. Не прекращая дв-я, исп-й продолжает рисовать зигзаги до верхней ограничительной черты, указывающей зону обработки эталона. Рисунок заканчивается, когда этой черты достигнут оба зигзага, После выполнения центробежных зигзагов выполняют зигзаги центростремительные, т.е. те, которые направлены извне к телу исп-го. Инструкция и порядок выполнения теста те же, что и в центробежных зигзагах. Исп-й оканчивает центростремительные зигзаги, когда достигнет нижней ограничительной черты измерительной полосы. Обработка рез-тов. Измеряют длины линий, величины углов и осевое отклонение кал центробежных, так и центростремительных зигзагов. Все измерения производят лишь в пределах полосы (ширина 10 см), которая ограничена верхней и нижней горизонтальными чертами. 1. Измерять линейкой длины линий в зигзагах. 2. Найти максимальную и минимальную длину линии в зигзагах пр. и лев. рук раздельно и рассчитать разность между ними. 3. Измерить осевое отклонение. Для измерения осевого отклонения восстанавливают перпендикуляр из точки начала линии зигзага по направлению центробежных и центростремительных зигзагов. Из конечной точки линии зигзага проводят горизонтальную прямую до пересечения с перпендикуляром и измеряют длину отрезка. Если отрезок расположен с внешней стороны эталона, то это свидетельствует об экстратенсивности мышечного напряжения, если с внутренней стороны — о его интратенсивности. На основе ан-за рез-тов выполнения тестов «линеограмыаа и «зигзаги» и сравнения их с нормативами поставить диагноз о возбудимости — тормозности, эмоц. напряженности и экстра-интратенсивности исп-го. Субтест Мира-и-Лопец – миокинетическая д-ка. Параметры: 1) Интратенсия (внутрь) / Экстратенсия (вовне) – отражение внутренних стр-р чел-ка через миокинетическую д-ку. По зарегистрированным дей-ям мы м. говорить об экстраверсии или интроверсии. Пр. рука: отклонение направлено вправо (+) – экстраверты, влево (–) – интроверты. Лев.рука – наоборот. 2) Эмотивность – контроль пов-я. 3) Витальный тонус – жизненный тонус определяется природными особенностями темп-та, благоприобретенный. Левая сторона у правшей характеризует то, что менее изменяются. Правая рука находится под влиянием жизни. 4) Пороги торможения и возбуждения – Ψ. пр-сы и их протекание. Уменьшение по отн-ю к эталону – преобладание пр-сов торможения, увеличение – преобладание пр-сов возбуждения 5) Гетероагрессия / Аутоагрессия – куда направлена агрессия (условие или сп-б взаимодей-я с окр. средой). Напр., любая задача, которую вы пытаетесь решить – это агрессия. Созидание не м.б. без разрушения. Гетероагрессия – норма. Условия проведения. Для проведения требуется спец. оборудование: стол с поднимающейся столешницей, стимульный материал в вертикальной плоскости. Действие руки будет под влиянием гравитации (гипо-, гипертонус). Лев.рука Пр.рука 3 1
4 2 Пр.рукой провести карандошом по эталону 1 в направлении, указанном стрелкой, 3 раза (проба). Затем ставят экран и исп-й 10 раз пр.рукой проводит по эталону, не отрывая руки. Затем тоже самое делается со 2 линией, а далее левой рукой на 3 и 4 линии. Обработка: 1) Измерить самую последнюю линию. 2) Измерить первичное отклонение от эталона по середине отрезка (в какую сторону и насколько).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |