КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика исследования свойств темперамента (Стреляу)
Видный современный польский Ψ-г Ян Стреляу на основе дифференциальной Ψфизиологической концепции Павлова—Теплова разработал тест, направленный на измерение 3 основных хар-к типа нервной деят-ти: 1. Сила пр-сов возбуждения. 2. Силы пр-сов торможения. 3. Подвижность нервных пр-сов. Тест реализован в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из 3 возможных вариантов ответа «да», «?», «нет». Для проведения теста достаточно иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией и перечнем вопросов, а также стандартный ответный лист, в который рядом с номером пункта заносятся крестики в одну из трех возможных позиций, соответствующую варианту ответа. При групповом письменном заполнении в ответный лист м. вносить ответы сам исп-й. Каждый вопрос отнесен автором к одной из 3 шкал: 45 — к 1-й шкале, 44 — ко 2-й, 45 — к 3-й. Бол-во вопросов по каждой шкале явл. «прямыми» — в пользу высокого балла по шкале говорит ответ «да», но есть также и «обратные» пункты, в последнем случае в ключе перед номером шкалы стоит знак «–» начисляется балл «2», при попадании в позицию «?» начисляется балл «1». «Сырой» балл, подсчитанный т.о., сравнивается с диагностич. Статистич. границами, полученными на выборке стандартизации. На русскоязычной популяции стандартизационное иссл-е было проведено Н. Н. Даниловой (1985). Компьютерный ан-з данных провел А. Г. Шмелев. В нормативную выборку вошли студенты московских вузов и ИТР Москвы. Диагностическая ситуация при сборе норм – смешанная (часть исп-х обследовалась на добровольных началах, часть — б административном порядке). При диагностической оценке следует дифференцирование подходить к исп-м разного пола (применять соответствующие нормы). Интерпретация рез-тов: 1а. Высокий балл по 1-й шкале (выше границы х +δ — среднее плюс стандартное отклонение) отражает высокий уровень силы процесса возбуждения, исп-е с сильной р-ей на внеш. раздр-ли, сп-тью к осущ-ю эффективной деят-ти в ситуациях, требующих энергичных действии: не обнаруживая признаков запредельного торможения, НС выдерживает длительное и часто повторяемое возбуждение. 1б. Низкий балл по 1-й шкале (ниже границы х– δ) указывает на слабость возбуждения, быстрое достижение запредельного торможения. 2а. Высокий балл по 2-й шкале отражает силу НС по отн-ю к процессам торможения, быстрое и прочное установление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от акт-ти в усл-ях запретов. 2б. Слабость процессов торможения вызывает затруднение в развитии тормозных рефлексов, возможная скл-ть к неадекватным импульсивным дей-ям в ситуациях, требующих отказа от акт-ти. За. Высокая подвижность отражает сп-ть НС к быстрой переделке знаков раздр-лей (из возбуждающего рефлекс в тормозной и наоборот), сп-ть к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаимодействовать с новыми предметами и явл-ями. 3б. Низкая подвижность указывает на высокую инертность НС в переучивании знаков раздр-лей, для инд-да затруднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций. Очевидно, что возможности прогнозирования пов-я с помощью рез-тов по тесту Стреляу зависят от того, насколько указанные понятия теории Павлова — Теплова м.б. корректно применены к заданному классу ситуаций.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |