КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика исследования особенностей мышления (Амтхауэр)
NP ED OD Тест Фрустрационной толерантности (Розенцвейг). В стр-ру м-ки Розенцвейга входит стимульный материал, кот. включает в себя 22 рисуночные ситуации, отражающие проблемы бытового отн-я, вызывающие фрустрацию и даже стресс. Ψ. содержание м-ки Розенцвейга составляют те факторы личност. пов-я, кот. измеряются по данной м-ке. М-ка определяет поведенч. р-и лич-ти в стрессовых и фрустрир. ситуациях (то есть ситуациях, вызывающих Ψ. напряж-ть, переживания, ощ-я субъективной непреодолимости барьера).По этой м-ке выявляются след. Ψ хар-ки: 3 типа реакций, 3 направл-ти, коэф-т конформности, «формула» пов-я в стрессовых ситуациях, тенденции развития пов-я с течением t. Тип р-и: 1. Доминантный тип реагирования ( OD ) фиксация на препятствии. Определяет степень внутреннего напряжения лич-ти, возникающего в стрессовых фрустрирующих ситуациях. Чем выше, по сравнению со стандартной величиной, величина OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован исп-й. 2. Самозащитный тип реагирования ( ED ) определяет степень умения сдерживать эмоц. напряжение, выявляет силу и слабость лич-ти. Чем выше этот показатель, тем слабее лич-ть: сильнее ее неувер-ть в себе, ниже ур-нь самообладания. У лиц с высоким ED зачастую проявляются агрессивность, бестактность, грубость в отн-ях с окр-ми. 3. Упорствующий тип реагирования ( NP ) – фиксация на удовлетворении потр-ти степень, разрешении проблемы. Адекватность реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель, по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию, реагирует на раздражители. Направление р-и: 1. Экстрапунитивная направленность (Е) – направленность реакций лич-ти вовне, на окр-х. Субъект, обладающий высокой Е, требователен к окр-м, стремится подключить к разрешению ситуации др.; зачастую агрессивен. Сочетание высоких Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отн-ях к людям. Чрезвычайное развитие Е несет в себе значительный негативный «заряд» в отн-ях. 2. Интропунитивная направленность ( I ) – направленность поведенческих р-й на себя, стремление самостоятельно разрешить ситуацию. Высокой I соответствует самокритичности. Низкая I, наоборот, соответствует демонстрации своей «непогрешимости» (или сознательному сокрытию неувер-ти), низкой треб-ти к себе. 3. Импунитивная направленность (М) – выражает степень стр-я разрешить ситуацию «без жертв» (чужих или своих), сглаживание остроты ситуации, деление вины на всех участников ситуации. Зачастую М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику, избегание конфликтов.
E E’ E e I I’ I i M M’ M m Коэффициент (индекс) конформности (CGR) означает степень подверженности лич-ти влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, является мерой соц. адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от др., менее самостоятелен, неоригинален в принятии реш-й и их выполнении. Чем ниже CGR, тем сильнее развиты противоположные кач-ва – независимость, самостоятельность, оригинальность. Соответствие высказваний нормативным: N♀ - 66,8%, N♂ - 62,4%. Полный образец пов-я представляет собой «формулу» пов-я лич-ти в стрессовых и фрустрирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти р-и, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Тенденции пов-я количественно отражают динамику изменения показателей м-ки с течением t. Они отражают усиление или ослабление той или иной Ψ. хар-ки, выраженное в %.
Опросник создан в 1953 г. Состоит из 9 субтестов, кот. определяют стр-ру инт-та. В отличие от Векслера данный опросник помогает проводить груп. иссл-я лиц в возр. от 13 до 61 года. В тест включены задания на д-ку индуктив. нормал. мышл-я, т.е. след. комп-тов инт-та: - вербального - счетно-математического - пространственного - мнемического Большинство заданий закрытого типа. Средняя величина корреляций между факторами 0,36. Средний показатель по сырым баллам = 100, δ = 10. Надежность теста как инструмента (корреляция между четными и нечетными заданиями) = 0,83. Валидность по критерию успешности обучения в школе = 0,62. Иначе этот тест называют ТСИ (тест стр-ры интеллекта). Субтесты: I субтест (1 – 20 вопросы) ОС – общая осведомленность. Успешность в логическом отборе. Индуктивное мышление. Информированность в разных обл-тях знаний. Определяет здравый ум, конкретность, у подростков – самостоятельность мышления. Успешность зависит от образования, общей культуры и специфики деятельности. t выполнения = 6 мин. II субтест (21 – 40 вопросы) ИЛ – исключение лишнего. Классификация понятий; используется вербальное мышление («языковое сито»). t выполнения = 6 мин. III субтест (41 – 60 вопросы) ОП – определение понятий. Установление аналогий, способность к комбинаторике. t выполнения = 6 мин. IV субтест (61 – 76 вопросы) ОО – определение общего, классификация. Оценка способности выносить суждения. Мыслительная изобретательность, способность вычленять главное. Результат оценивается в зависимости от полноты суждения 0, 1 или 2 баллами. Высокие показатели даются испытуемым с хорошим словарным запасом и ассоциативным мышлением. Тест коррелирует с результатами в гуманитарных предметах. t выполнения = 8 мин. V субтест (65 – 96 вопросы) АЗ – арифметические задачи. Практическое математическое мышление. Требуется большая активность внимания. Наивысшая корреляция со школьной успеваемостью. t выполнения = 10 мин. VI субтест (97 – 116 вопросы) ОЗ – определение закономерностей. Незаконченный смысловой числовой ряд. Измеряется индуктивное мышление. Способность оперировать числами и устанавливать закономерность числового ряда. Тест скорее на логику. Результаты показывают лабильность мышления в противоположность ригидности. t выполнения = 10 мин. VII субтест (117 – 136 вопросы) ГС – геометрические символы. Комбинаторные способность, наглядное целостное (визуальное) мышление. Корреляция со школьной успеваемостью, хорошие результаты – у студентов технических вузов и естественных факультетов, у людей искусства (главными образом, изобразительного), Ψ-гов. t выполнения = 7 мин. VIII субтест (137 – 156 вопросы) ПВ – пространственное воображение. Пространственное мышл-е, умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур. Аналитические способности, способность к мысленному вращению точек проекции. Эвристические компоненты мышления. t выполнения = 9 мин. IX субтест (157 – 176 вопросы) З – запоминание слов. Сосредоточение внимания и сохранение в памяти усвоенного. Стойкость, концентрация внимания. Надо запомнить 25 слов в таблице. t заучивания = 3 мин. Низкие результаты по данному субтесту могут быть связаны с утомлением, высокие показатели – с хорошей зрительно-вербальной памятью, являющейся связующим звеном в стр-ре интеллекта. z-преобразование: z=(x-M)/δ где z – стандартная величина, х – первичный рез-т тестир-я, М – среднее арифметическое первичных рез-тов, δ – стандартное отклонение среднего арифметического для данной выборки. Шкала стр-ры инт-та по Амтхауэру: Z = 100 + 10(x–M)/δ = 100 + 10z По каждому субтесту высчитываются δ, M (по группе), z (индивидуально). Рассчитывается Z и строится график. Если он похож на W – естественно-науч., если на М – гуманитар.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |