Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)




ТАТ относится к группе проективных методик. Авторы – Кристина Морган и Генри Мюррей, 1935, Гарвард.

Применяется для выяснения тех особ-тей лич-ти, кот. проявляются в соц. среде и в соц. отн-ях. Это:

¨ Особ-ти позиции личности (действенная, созерцательная, страдательная)

¨ Особ-ти интерперсональных связей (симпатии, антипатии, привязанности)

¨ Преобладающие тенденции

¨ Сп-бы дей-я (сп-бы орг-и дей-я, особ-ти практического мышл-я, сп-бы реш-я жизненных задач)

¨ Динамическая сторона лич-ти (ритм ее деят-ти, эмоц. лабильность, реактивность)

М-ка раскрывает доминирующие мотивы, чув-ва, эм-и и личностные конфликты. Используется в Ψтерапии. 30 картинок + 1 чистый лист. Более ценная инф-я – о герое, пол которого совпадает с полом исп-го.

Фиксируется t на написание рассказа + латентный период.

Полный тест представляет набор из неск. (от 6 до 30) картин ситуац. типа, которые поочередно предъявляются исп-му. Для теста подобраны спец. картины, где изображенные ситуации отвечают двум основным треб-ям. При недостаточно четких и ярких изобр-ях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуация явл. в то же t объективно неопр., не допускающими однознач. толкования. При воспр-и таких картин у исп-го создается своеобразная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изобр-я сразу определяют сферу дей-й исп-го, его среду и направления р-й, но в то же t неопр-ть композиции (исключающая однознач. и одинаковое реш-е) заставляет его толковать картины по-своему. Исп-й в каждое толкование вкладывает свои знания, свой индивидуал. опыт, свой сп-б дей-й и свои оценки.

В отн-и каждой из предъявленных картин он должен в форме свободного рассказа:

1. Описать то, что, по его мнению, происходит на картинке (т.е. в данный момент)

2. Рассказать, что, по его мнению, способствовало возникновению данной ситуации (что ее породило)

3. Предсказать, что произойдет в дальнейшем

4. Рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц

5. Представить мысли людей

ТАТ отражает особ-ти лич-ти в ее ответах, но в отличие от др. тестов дает развернутую картину особ-тей пов-я лич-ти динамично и в разных ситуациях. В варианте ТАТ, предлож. для практич.разработки и в целях ознакомления с методикой, имеется 28 картин. ТАТ дает неограничю свободу выбора направления дей-я. Схема ТАТ: «опр. st – свободный ответ». Ясный с самого начала образ вызывает ничем не ограничю цепь ассоц-й и здесь, кроме того, прямо предписывается по инструкции выход из круга образа и картины, дей-е с этим образом и внутри образа. Установлено, что такое свободно направленное ассоц-ние наилучшим обр. выявл. и особ-ти пов-я и систему поступков, по которым мы в обычной жизни чаще всего судим о характерных чертах лич-ти, о ее св-вах и особ-тях. Для ознакомления с м-кой ТАТ принят наиб. распространенный пр-п ан-за – нахождение осн. пунктов, которые дают ориентирующий материал для опр-я структурного комплекса лич-ти.

Основные категории анализа:

Категория «Уходы»

«Уходом» наз. пов-е исп-го, направленное на отклонение от треб. ответов. При «уходе» исп-й как бы заменяет истинные ответы путем подстановки др. ответов. «Уходы бывают умышленными и неосознанными». Различают 4 варианта «ухода»:

1. Описательный вариант: из всей 5-частной схемы рассказа (момент, изображенный на картине, истоки, исход, мысли, эмоции) исп-м использ. только один момент, т.е. дается лишь описание изображенного. Оно м.б. или излишне детализированным или очень кратким.

2. Вариант формального построения сюжета: Исп-й создает только как бы каркас сюжета, не дополняя его ни зримыми образами, ни суж-ями, ни хар-ками.

3. Подменяющий вариант: Исп-й вместо создания собств. сюжета подбирает схематически сходный с изображенным готовый материал – литер. произв-е, сценарий к/ф, исторический эпизод, радиопередачу и т.п.

4. Разветвленный вариант: сюжет исп-м создается, однако он старается при каждом его повороте дать max к-во самых разнообр. вариантов.

«Уход» на все картины – признак:

· боязни испытания, «боязнь теста», признак установки на сокрытие своих интересов, целей, мотивов

· затрудненности общ-я, неконтактности

· интел. ограниченности (бедность интеллектуальных ресурсов)

· сниженной сп-ти к интеграции

«Уход» как р-я на отдельные картины м. означать как неприятие ситуации вслед-е полного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и неприятие ситуации вслед-е ее знач-ти. В этом случае указанная р-я свидетельствует о том, что ситуация неприятна и явл. отражением уже происшедшего «вытеснения».

Категория «Позиция персонажей»

Та или иная жизненная позиция – это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или обществ. отн-ях, «отождествление» себя с изображенным лицом. Позиция явл. отправной точкой для реш-я жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на активный выход из нее, на развитие или предупреждение развития наблюдается при действенной позиции и, наоборот, пассивность и бездей-е, предоставление действовать др. – при страдательной позиции. «Смотрение со стороны» в кач-ве «третьего лица», не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной степени все исходы – характерно для созерцательной позиции. Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт – выражение агрессивной позиции. Общими признаками, свидетельствующими о том, что чел-ком принята какая-то позиция, явл. рассуждение исп-го со стороны только одного лица (в картинках с неск. действующими лицами), а также высокая степень эмоц-ти высказываний.

Действенная позиция: глаголы преимущественно наст. t, отражающие стр-е к изменению сущ. положения путем оперирования собств. возм-тями без нарушения зоны дей-й и интересов др. чел-ка, характерна акцентированность на предвиденье (хороший прогноз).

Страдательная позиция: высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение от имени лица, на которое воздействуют. Внимание фиксируется на факте преследования, на несправедливости гонения. Много вн-я обращено на причины ситуации.

Агрессивная позиция: императивные конструкции. Акцентируется воздей-е на др. лич-ть. Отсут-е послед-ти в намерениях.

Созерцательная позиция: рассуждения, включающие моменты эмоционально окрашенного резонерства.

Категория «Солидаризация»

Солидаризация рассматривается как «понимание» какого-либо лица, разделение его взглядов, сочувствие этому лицу и соучастие в его переживаниях. «Солидаризация» означает, что с человеком, подобным изображенному, у исп-го м.б. точки соприкосновения.

Категория «Отступление от сюжетной линии»

Признаком данной категории является внезапная смена направления рассказа, отвлекаемость по случайной ассоц-и. Различаются отступления справочные и мемориальные. Справочные отступления – показатели склонности к резонерству. Мемориальные – показатели эгоцентричности. Частые отступления расцениваются как «скачка» идей.

Категория «Ошибки восприятия»

Ошибкой воспр-я считается называние, но не выдумывание, и добавление предметов не того типа и вида, что изображены на картинке. Ошибки восприятия – признак доминирования прочных уст-к, признак нарушенного баланса между внеш. и внутр. моментами, определяющими особ-ти воспринимаемого образа.

Категория «Количество деталей»

Значительное к-во деталей, взятых из картины оцениваются как склонность к «полевому пов-ю». И наоборот, малое к-во деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самост-ть лица, его независ-ть, и в то же t сниженное вн-е к окр-му.

Категория «Общее время рассказа»

Продолжит. рассказы «без пауз» по всем картинам характеризуют богатую предст-ями и ассоц-ями сферу сознания, скл-ть к фантазии. Избирательно длит. рассказ (на одну картину) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел исп-й, захватили его. Паузы более 30 минут (в середине рассказа) – показатели аффективных р-й.

Проведение эксперимента: Исп-му дается инструкция, состоящая из 5 частей:

1. «Что Вы видите на этой картинке?»; «опишите ситуацию»;

2. «что, по Вашему мнению, способствовало возникновению ситуации?», «что ей предшествовало?»

3. «что, по Вашему мнению, произойдет дальше?»

4. «какие мысли у людей, изображенных на картинке?»

5. «какие чувства испытывают действующие лица?»

Интерпретация по Д. Рапапорту: Мюррей создал ТЛ, где главную роль играют потр-ти и давление среды, которое мешает реализации потр-тей. Список потр-тей используется для интерпретации ТАТ. По 5-балльной шкале. Динамическая стр-ра в/дей-я лич-ти со средой:

- то, что исп-й реально совершает

- к чему стремится

- неосознанное, но проявляется в фантазиях

- испытывает в настоящий момент

- предст-е о будущем.

Идентификация: от кого прямая речь и того же пола, что и исп-й.

Формальный ан-з рассказа. М. Арнольд: в ТАТ н. видеть не глубинные конфликты, а соц. паттерны пов-я, отклонения от них. С. Томкинс: вн-е на ур-нь рассказа – позиция, с кот. описывается:

- герой действует – экстраверт;

- герой переживает, чувствует – интроверт.

Отстраненность, подавление потр-ти, временной отсыл подальше.

Что привело?

Что сейчас? Если все это есть – ригидность, тревожность

Что будет?

Излишняя детализация рассказа – тревожная, истероидная лич-ти. Отказ написать рассказ – не поняли инструкцию или ↑ значимость темы. Доп. персонажи, детали – значимость темы. Надежность – повторение сюжетов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.