Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надежность




Психометрические критерии научности психодиагностических методик

Репрезентативность тестовых норм

 

Выборка испытуемых, на которой определяются статистические нормы, называется выборкой стандартизации. Ее численность, как правило, должна быть около 500 человек (т.е. столько человек должно принять участие в эксперименте по определению тестовых норм - эксперименте по стандартизации теста). Достаточно большое количество испытуемых необходимо для того, чтобы обеспечить представительность, или репрезентативность.

Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Ту выборку, которая соответствует данному требованию, называютрепрезентативной выборкой.

Различие характеристик выборки и генеральной совокупности называют ошибкой репрезентативности.

Систематические ошибки возникают, когда исследователь неправильно построит выборку, когда она не будет отражать качества генеральной совокупности. Например, на основе проведенного телефонного опроса сообщить, что большая часть избирателей думает так-то. Но ведь телефоны имеет определенная часть населения. Также, как и телевизор тоже смотрит вполне определенная категория людей. Систематические ошибки устраняются изменением способа формирования выборки.

Случайные ошибки присутствуют всегда, при любом тестировании, они определяются вероятностными законами, особенностями измерительных шкал, количеством испытуемых и поэтому поддаются оценке. Любая выборка имеет определенный уровень репрезентативности, оцениваемый уровнем случайной ошибки (ошибки репрезентативности).

То, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется репрезентативностью тестовых норм (под популяцией обычно понимают категорию испытуемых определенной социальной, профессиональной или половозрастной принадлежности).

Если тест проходил стандартизацию на одной категории (например, студенты), то перед его применением на другой (школьниках) следует вначале провести рестандартизацию, то есть снова собрать тестовые нормы на представительной выборке, сформированной именно из школьников. В противном случае диагностические выводы будут производиться по неадекватным тестовым нормам и будут неточны и неверны.

Надежность теста - характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Общий разброс (дисперсию) результатов произведенных измерений можно представить как результат суммации двух источников разнообразия: самого измеряемого свойства и нестабильности измерительной процедуры, обусловливающей наличие ошибки измерения.

К числу таких факторов следует отнести:

- разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому;

- динамичные внутренние факторы, по разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования;

- информационно-социальные обстоятельства.

Разнообразие и изменчивость этих факторов обусловливают появление у испытуемых непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы в принципе получить в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как«стандартная ошибка измерения» (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.

Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R), согласно общепринятой психометрической теории, связаны формулой Рюлона:

R = 1 - Se2/Sx2, где Sx- дисперсия тестовых показателей X.

В психометрии термин «надежность» имеет два значения. Тест называется надежным, если он является внутренне согласованным, а также, если он дает одни и те же показатели для каждого испытуемого при повторном тестировании.

Надежность при повторном тестировании по прошествии времени называется ретестовой надежностью. Способ измерения ретестовой надежности очень прост. Для этого надо вычислить коэффициент корреляции показателей для выборки испытуемых, протестированных в двух случаях. Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является 0,7. Существует два пути вычисления ретестовой надежности: с применением одного и того же теста и с применением двух взаимозаменяемых форм данного теста одним и тем же испытуемым.

Надежность по внутренней согласованности – способ определения надежности, опирающийся на оценку степени выраженности интеркорреляционных связей между заданиями, составляющими тест.

Надежность параллельных форм – характеристика надежности методики с помощью взаимозаменяемых форм теста.

Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста. Наиболее простым и распространенным способом определения надежности частей теста является метод расщепления.

Источники неудовлетворительной надежности:

· субъективное оценивание;

· угадывание;

· понятные задания;

· величина теста;

· инструкции к тесту;

· неудовлетворительная ретестовая надежность;

· другие источники ошибок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.