Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоверность




Дискриминативность

 

Дискриминативность – это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно “максимального” и “минимального” результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d =1).

Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики, или, другими словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний.

 

 

Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.

Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверностьтеста. Особенно остро эта проблема стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Выделяют три группы факторов, от которых зависит достоверность:

1) факторы знания;

2) факторы социальной желательности;

3) факторы индивидуальной тактики.

 

Основными приемами обеспечения достоверности являются:

§ включение в тест синонимичных пунктов и вопросов-ловушек;

§ встраивание шкал лжи и шкал коррекции;

§ обеспечение доверительности общения с психологом;

§ применение способов уменьшения субъективных искажений в процессе тестирования.

 

 

Уровень усвоения учебного материала

1. Иметь представление дифференциальной психометрике.

2. Знать основные психометрические требования.

3. Понимать сущность психометрических критериев научности методик.

4. Иметь представление о процедуре проверки тестов и оценке их репрезентативности.

 

Основные понятия темы

Дифференциальная психометрика. Психометрические требования к тестам. Стандартизация. Тестовые нормы. Репрезентативность. Надежность. Валидность. Дискриминативность. Достоверность.

 

Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

1. Составление конспекта по теме на основе краткой записи лекционного материала и работы с учебно-методической литературой.

2. Проработка темы на практическом материале (тесты, методики).

3. Работа со словарями. Уточнение понятий и составление тезауруса. Студентам рекомендуется записывать в словарь все понятия, которые требуют уточнения смысла или являются непонятыми при чтении учебной литературы.

4. Составление списка вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем или обсуждения на семинарском занятии.

5. Подготовка докладов и сообщений по теме семинарского занятия.

6. Подготовка к тестированию по материалу I раздела.

 

Семинарские занятия по теме 4. Психометрические критерии научности психодиагностических методик

 

Занятие 1. Сущность тестовой нормы и стандартизации психодиагностического теста

 

План проведения занятия

 

1. Доклад «Понятие тестовой нормы и ее практическое значение».

2. Обсуждение доклада.

3. Доклад «Особенности стандартизации психологического теста».

4. Обсуждение доклада.

5. Краткое резюме.

Содержание занятия

Содержание доклада «Понятие тестовой нормы и ее практическое значение» и обсуждение предполагают:

- расширение и углубление лекционного материала;

- дифференциацию различных форм представления тестовых норм;

- обсуждение отличий статистических и социокультурных норм;

- обсуждение применения принципа отсчета от нормы на практике.

 

Содержание доклада «Особенности стандартизации психологического теста» и его обсуждение предполагают:

- прояснить сущность стандартизации;

- обратить внимание на роль тестовых норм в процессе стандартизации;

- рассмотреть вопрос репрезентативности тестовых норм.

Организация занятия

1) Доклады, демонстрация иллюстративных материалов, краткое конспектирование.

2) Вопросы для обсуждения и организация дискуссии.

3) Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения

1. Разработка и использование нормы в практике психологической работы.

2. Как оценить уровень развития субъекта?

3. Сопоставимость тестовых норм.

4. Формы стандартизации и стандартные показатели.

 

Выводы:

 

- указываются формы представления тестовых норм;

- называются основные отличия статистических и социокультурных норм;

- показываются особенности применения на практике принципа отсчета от нормы;

- определяется сущность стандартизации;

- называются характеристики репрезентативности тестовых норм.

 

 

Занятие 2. Характеристика эффективных психологических тестов

 

План проведения занятия

 

1. Доклад «Надежность, типы надежности».

2. Обсуждение доклада.

3. Доклад «Валидность и достоверность».

4. Обсуждение доклада.

5. Краткое резюме.

Содержание занятия

Содержание доклада «Надежность, типы надежности» и обсуждение предполагают:

- закрепить теоретические положения по проблеме надежности психологических тестов;

- четко определить критерии различения типов надежности;

- проиллюстрировать примерами проявление типов надежности.

 

Содержание доклада «Валидность и достоверность» и его обсуждение предполагают:

- прояснить сущность понятия «валидность»;

- расширить представление о факторах, вызывающих невалидность;

- рассмотреть вопрос о построении шкал достоверности.

 

Организация занятия

1) Доклады, демонстрация иллюстративных материалов, краткое конспектирование.

2) Примеры шкал достоверности.

3) Обсуждение.

4) Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения

1. Как определить надежность по формуле Рюлона?.

2. Другие способы определения надежности.

3. Приемы обеспечения достоверности.

4. Способы определения валидности.

 

Выводы:

 

- о связи типов надежности со способом ее определения;

- о связи видов валидности и факторов, вызывающих невалидность.

 

Уровни освоения материала

Студенты должны закрепить основные понятия, характеризующие основные психометрические требования в психодиагностике; расширить знания о способах проверки научности тестов, иметь представление о процедуре разработки тестов, их стандартизации.

 

 

Тематика контрольных работ

Вариант 1. 1) Виды тестовых норм и их применение в практической психодиагностике.

2) Принципы построения шкал достоверности.

 

Вариант 2. 1) Понятие репрезентативности тестовых норм.

2) Оценка надежности теста.

Вариант 3. 1) Факторы, от которых зависит достоверность.

2) Проблема дискриминативности теста.

Вариант 4. 1) Сущность стандартизации теста.

2) Способы повышения достоверности методики.

Оборудование

Интерактивная доска, проектор.

 

Литература

 

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

4. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. - В 3-х ч. – Ч.1. – М.: Владос, 2003.

5. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994. С. 283.

6. Энциклопедия психологических тестов. М.: Терра, 2002.

Лабораторное занятие по теме 4. Психометрические критерии научности психодиагностических методик

 

План проведения занятия

1. Изучение таблиц статистических и социокультурных тестовых норм.

2. Изучение психометрических показателей теста.

3. Заполнение тест-опросника и определение уровня умственного развития с помощью тестовых норм.

4. Обсуждение вопроса о соотношении валидности и надежности.

5. Первичная оценка достоверности.

6. Составление письменного отчета по теме занятия.

 

Содержание занятия

 

Изучить таблицы тестовых норм, дать краткую характеристику статистическим и социокультурным нормам. Обратить внимание на различия этих видов норм.

Проанализировать психометрические показатели теста, выписать их значения, дать им оценку. Обсудить вопрос о соотношении валидности и надежности теста.

Заполнить тест-опросник. Обработать результаты тестирования. Определить уровень умственного развития по методу отсчета от тестовых норм.

Дать первичную оценку достоверности теста. Выписать признаки, по которым определяется достоверность.

Составить письменный отчет по теме занятия.

 

Организация занятия

 

1. Подготовка к занятию:

· изучить рекомендуемую литературу по теме;

· знать виды тестовых норм, их отличительные признаки и области применения;

· иметь представление о психометрических показателях теста и их оценке;

2. В ходе занятия студенты:

· получают таблицы тестовых норм;

· получают брошюру с тестом и регистрационный бланк;

· изучают психометрические показатели;

· заполняют опросник, обрабатывают результаты;

· определяют уровень умственного развития.

3. Подведение итогов занятия: составление письменного отчета.

Уровни освоения материала

 

Формирование первоначальных умений и навыков анализа психометрических показателей теста, их оценки. Умение работать с таблицами тестовых норм.

Контрольные мероприятия

 

Письменный отчет по теме занятия.

Оборудование

 

Таблицы тестовых норм, брошюры с тестами, регистрационные бланки.

Литература

 

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

2. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. - В 3-х ч. – Ч.1. – М.: Владос, 2003.

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Питер, Спб., 2000.

4. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2007.

5. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

 


Раздел II. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики

Тема 5. Основы дифференциально-психологического измерения

План изучения темы

1. Проблема измерения в психодиагностике

1.1 Понятие признаков и показателей

1.2 Связь признаков

2. Виды распределения признаков

2.1 Частотное распределение

2.2 Кривая нормального распределения и ее параметры

2.3 Соотношение результатов тестирования под нормальной кривой

3. Дифференциально-психологические измерения и диагностические шкалы.

3.1 Виды диагностических шкал

3.2 Первичная и процентильная шкалы

3.3 Понятие нормализации и стандартизации шкалы

3.4 Стандартные шкалы

Опорные конспекты лекций




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.