КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартные шкалы
Понятие нормализации и стандартизации шкалы Процедура нормализации заключается в переходе к масштабу (единицам) шкалы, соответствующей закону нормального распределения. В качестве функции нормирования обычно выступает z – показатель (стандартный показатель), выражающий отклонение индивидуального результата Хi в единицах, пропорциональных стандартному отклонению «σ» единичного нормального распределения. Стандартизация шкалы (от англ. standard – типовой, нормальный) состоит в преобразовании нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на количественных эмпирических закономерностях, а на его относительном месте в распределении результатов в выборке испытуемых. Производные показатели получаются путем математической обработки первичных показателей, а способ оценки результатов теста конкретным испытуемым путем установления его места на специальной шкале называется шкальными оценками. Шкала содержит данные о внутригрупповых нормах выполнения данной методики в выборке стандартизации. Наиболее распространенными преобразованиями первичных оценок являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений. Профильные оценки – способ представления количественных результатов психодиагностической методики, при котором оценки по отдельным группам заданий, субтестам с помощью специальных приемов приводятся к соизмеримым единицам (единой шкале оценок) и отображаются на графике. Соизмеримость оценок достигается с помощью выравнивающих коэффициентов, унификации первичных оценок, преобразования стандартизированных оценок в шкалу с едиными значениями М и σ.
Более широкое распространение в психодиагностике имеют стандартные шкалы, показатели которых рассчитываются на основе линейного и нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному или близкому к нормальному закону. При таком подсчете проводится z-преобразование оценок. Чтобы определить z-стандартный показатель, определяют разность между индивидуальным первичным результатом и средним значением для нормальной группы, а затем делят эту разность на «σ» нормативной выборки. Полученная таким образом шкала z имеет среднюю точку М = 0. Единица измерения (масштаб) в шкале z равна 1σ стандартного (единичного) нормального распределения. Наиболее распространенными стандартными шкалами являются: Т-шкала Мак-Кола, IQ-шкала Векслера, шкала Гилфорда, стеновая и стенайновая шкалы. После того, как балл по тесту стандартизирован, можно выносить диагностическое заключение. Общее правило таково: если стандартный балл Y превышает единицу “верхней” (или “высокой”) группы M+2σ, то данному испытуемому приписывается повышенное значение измеренного психического свойства. Если же стандартный балл Y ниже границы “нижней” (“низкой”) группы M-2σ, то о данном испытуемом формулируется заключение, соответствующее низкому полюсу измеряемого свойства. Уровень усвоения учебного материала 1. Иметь представление о проблеме измерения в психодиагностике. 2. Понимать сущность связей признаков, их необходимого и достаточного количества для интерпретации данных. 3. Иметь представление о видах распределения признаков. 4. Знать параметры нормального распределения. 5. Иметь представление о диагностической шкале и основных видах шкал. 6. Понимать сущность нормализации и стандартизации шкалы. 7. Уметь интерпретировать результаты тестирования по нормальной шкале.
Основные понятия темы Дифференциально-психологическое измерение. Признаки и переменные. Показатели и уровни. Корреляция признаков. Частотное распределение. Нормальное распределение. Математическое ожидание. Дисперсия. Стандартное отклонение. Диагностическая шкала. Процентиль. Нормализация шкалы. Стандартизация шкалы. Профильные оценки. Стандартные шкалы. Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности 1. Проработка учебно-методической литературы в соответствии с рекомендациями и конспектом лекций. 2. Работа с дополнительной литературой и словарями. 3. Исследование содержания ряда тестов и выделение в них признаков и показателей. Составление списка признаков по каждому тесту. 4. Сравнительный анализ разных видов распределений признаков и составление таблиц сравнения. 5. Вычисление параметров нормального распределения по примерам учебника. 6. Выписать из учебника примеры различного вида шкал с указанием областей их применения. 7. На основе самотестирования определить профильные оценки и построить психологический профиль. 8. Подготовка докладов и сообщений по теме семинарского занятия. Семинарское занятие по теме 5. Основы дифференциально-психологического измерения
План проведения занятия
1. Доклад «Признаки и показатели как основа содержания тестовых методик». 2. Обсуждение доклада, устное представление домашних заданий по данной теме. 3. Доклад «Частотное и нормальное распределение признаков». 4. Обсуждение доклада, демонстрация примеров на основе домашнего задания. 5. Сообщения по теме «Практическое применение различных видов шкал в психодиагностике» 6. Краткое резюме. Содержание занятия Содержание доклада «Признаки и показатели как основа содержания тестовых методик» и его обсуждение предполагают: - закрепление лекционного и усвоение прочитанного в учебно-методической литературе материала; - понимание связи признаков и показателей; - обсуждение домашних заданий по исследованию содержания тестов и составлению списка признаков; - толкование понятий по теме доклада.
Содержание доклада «Частотное и нормальное распределение признаков» и его обсуждение предполагают: - закрепление лекционного и самостоятельно проработанного материала; - обратить внимание на роль характеристик нормального распределения признаков; - обсудить представленные домашние задания по теме доклада; - рассмотреть трудности, возникшие в вопросах вычисления параметров нормального распределения.
Содержание сообщений по теме «Практическое применение различных видов шкал в психодиагностике» и предполагает: - расширение лекционного материала практическими аспектами работы с диагностическими шкалами; - обсуждение домашних заданий по данной теме.
Организация занятия 1) Доклад. 2) Обсуждение и краткое конспектирование. 3) Устное представление домашних работ, их обсуждение. 4) Обсуждение проблемных вопросов. 5) Подведение итогов. Вопросы для обсуждения 1. Принципы выделения признаков и показателей, их взаимосвязь. 2. Когда применяется термин «показатель», и когда - «уровень»? 3. Функции параметров распределения признаков. 4. Информативность параметров нормального распределения. 5. Ценность каждой из диагностических шкал в процедуре измерения психологических свойств.
Выводы: - указываются принцип и способы выделения индикаторов и признаков; - называются основные виды распределения признаков и их функции; - выделяется информативная функция параметров нормального распределения; - показываются особенности применения на практике различных видов шкал. Уровни освоения материала Студенты должны закрепить основные понятия, характеризующие дифференциально-психологическое измерение; расширить знания по практическому применению различных диагностических шкал; иметь навык подсчета основных показателей нормального распределения; получить первоначальный опыт построения профиля. Контрольные мероприятия (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, творческие задания, рефераты)
Не предполагаются. Оборудование Интерактивная доска, проектор. Литература
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004. 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. 3. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. - В 3-х ч. – Ч.1. – М.: Владос, 2003. 4. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 5. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М.: Академический проект, 2005. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999. 7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Питер, Спб., 2000. 8. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002.
Тема 6. Психодиагностика интеллекта, умственного развития, способностей План изучения темы 1. Основные подходы к исследованию интеллекта и умственного развития. 1.1 Интеллект и умственное развитие. 1.2 Различия подходов к психодиагностике интеллекта и умственного развития. 2. Общая классификация тестов интеллекта. 2.1 Тесты вербального интеллекта. 2.2 Тесты невербального интеллекта. 2.3 Комплексные тесты. 2.4 Тесты социального интеллекта. 3. Общая характеристика отечественных тестов умственного развития. 3.1 Критериально-ориентированное тестирование. 3.2 Понятие социально-психологического норматива. 3.3 Классификация отечественных тестов умственного развития. 4. Психодиагностика общих и специальных способностей. 4.1 Представления о способностях. 4.2 Исследование креативности и творчества. 4.3 Тесты специальных способностей.
Опорные конспекты лекций
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |