Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование креативности и творчества




Представления о способностях

 

Способностями обычно называют индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту их приобретения, а также определяющие успешность выполнения деятельности или нескольких деятельностей. По мнению В.Д. Шадрикова способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.

Классификация способностей. Наиболее общая классификация способностей предполагает выделение двух видов: общих и специальных способностей. Общие способности - способности, определяющие успехи человека в овладении знаниями и умениями, реализуемыми в самых различных видах деятельности. К ним относятся творческие, интеллектуальные (или умственные), сенсорные и психомоторные способности.

Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, организаторские и ряд других.

Выделяют также теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и организаторские способности.

Для диагностики способностей исследователи применяют разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов, тесты. Тесты способностей - группа тестов, направленных на выявление определенных групп качеств, которые являются профессионально важными для конкретного вида деятельности и определяют успешность ее выполнения.

 

Креативность – это, прежде всего, способности к генерированию большого количества оригинальных (нестандартных) вариантов решений задач или проблем. Креативность может быть внешним проявлением творческих способностей и является необходимым, но не достаточным условием их развития.

Творческие способности – способности к созданию нужного, актуального и востребованного обществом качественно нового и оригинального продукта в духовной или материальной сфере, развивающиеся на основе креативности в культурно оформленной среде.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом. Они измеряли особенности дивергентной (творческой) продуктивности, основными параметрами которой были: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, иррелевантность, фантастичность. Всего в батарее тестов Дж.Гилфорд содержится до 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность и 4 – на невербальную креативность.

В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности тесты Е. Торранса. Под креативностью Е.П. Торранс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, сгруппированных в три части: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Креативные тесты Вильямса для получения наиболее полной характеристики по творческим показателям включают сочетание невербальной креативности, личностных творческих характеристик и результатов опроса родителей (учителей).

В отечественной психодиагностике наиболее известным методом исследования творческих способностей является методика «креативного поля», созданная Д.Б. Богоявленской.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.